Разработка урока по окружающему миру в 4 классе "Новое время"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Новое время", приложение к уроку, технологическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_novoe_vremya.rar311.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тема: НОВОЕ ВРЕМЯ: ВСТРЕЧА ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ

Тип урока: «открытия» нового знания

Цель: сформировать у детей представление об исторической эпохе «новое временя», знакомство учащихся со знаменитыми людьми этого периода, их изобретениями, географическими открытиями. Формирование умения задавать вопросы.

Задачи:

  • учить учащихся находить нужную информацию;
  • развивать устную речь, умение делать выводы;
  • воспитывать любовь и интерес к истории.

Методические цели: показать владение элементами системно-деятельностного подхода  (приём  “Вопрос к тексту” Универсальный приём, работающий на повышение интереса к учебному материалу.

Формирует:

  • умение содержательно формулировать вопросы;
  • умение оценивать границы своих знаний

перед изучением учебного текста ставится задача: составить к тексту список вопросов), элементами личностно-ориентированного подхода, а именно наличие вариативного дидактического (разные источники информации) материала, его использование на основе современных ТСО, особенного критерия оценки ученика на уроке (самооценка, рефлексия) 

Оборудование: презентация, разрезной материал, рабочий лист, лист для самооценки.

Ход урока

  1. Организационный момент

У. -Вот подали нам звонок – начинается урок! Ребята, и уважаемые гости урока, прошу садиться. А теперь, дети, я обращаюсь к вам, что вы ждёте от сегодняшнего урока?

(ответы детей фиксируются на доске). А я жду от вас вдумчивой работы, чтобы вы работали дружно, творчески подходили к решению каждой проблемы. Настройтесь на успех и всё у нас получиться.

-А начнём мы наш урок с хорошо знакомого материала.

II. Проверка домашнего задания.

У.- Для проверки ранее изученного материала прошу выйти 3-х смельчаков, уверенных в себе и сыграть со мной в игру «Верите ли вы что…»

1. Первые люди появились более 2-х миллионов лет назад. (верю)

2.Первобытные люди занимались охотой, рыболовством, земледелием, чтением. (не верю)

3.Древняя Греция и Древний Рим возникли позже Древнего Египта. ( верю)

4.Египтяне писали особыми знаками – иероглифами. (верю)

5.Акрополь – самый         высокий холм с архитектурными строениями в Германии. (не верю)

6.В эпоху средневековья распространилась религия – христианство. ( не верю)

7.Люди которые исповедуют ислам называются – буддистами. (не верю)

8. Москва возникла в средние века. (верю)

У. Подводит итог опроса:

- Тяжело было отвечать?

-Что мешало?

-Что помогало?

Оцените свою работу…

  1. Постановка цели занятия перед учащимися

У. -Ребята, с какими историческими эпохами мы с вами познакомились?

-А кто уже успел заглянуть вперёд и узнать, какую историческую эпоху мы будем изучать?

Д. (Новое время)

У. (Записывает на доске слово «Тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку учителя, которая не хочет выводит саму тему).

У.- Ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему урока?

У.  - В каком году закончилась средневековая эпоха?

Д. ( В конце 15 века.)

У.  - Значит. эпоха нового времени началась с 1500 года. Можно ли считать новым то, что появилось 500 лет назад?

Д. (Нет)

У. - Тогда почему историки назвали это время новым?  (дети могут не ответить)

-Вот на этот вопрос мы с вами ребята сегодня попытаемся ответить все вместе.

  1. Работа над новым материалом. Организация восприятия и осмысления новой информации.

-На столах у каждого лежит учебник. Внимательно прочитайте текст на странице 22.  

- Обсудите в своей малой группе, что нового вы узнали. запишите новые сведения в таблицу №1

-Помните, что мы ищем ответ на главный вопрос урока.

- Что вы записали в свои таблицы?

- Задайте вопрос к тексту.

У. - Новое время подарило миру художников, архитекторов, писателей. (СЛАЙД 3) Запишите в таблицу №4

Исторические сведения.

  1. Леонардо да Винчи (1452–1519) – итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. В портрете Моны Лизы («Джоконда») воплотил идеал женской красоты. Многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики. Оставил рукописи (около 7000 листов) с описанием опытов в познании природы.

 «Мона Лиза» (СЛАЙД 3)

  1.  Рафаэль Санти (1483–1520) – итальянский живописец и архитектор. Один из крупнейших мастеров Возрождения. Его картины проникнуты изяществом. Проектировал собор Святого Петра в Риме, расписывал комнаты Ватикана. (СЛАЙД 4)

 «Сикстинская мадонна» (СЛАЙД 4)

3) Даниэль Дефо (1660–1731) – писатель, политический деятель. Зачинатель английского реалистического романа. Приключенческий роман «Робинзон Крузо» (1719) восславил труд и волю к жизни. (СЛАЙД 5)

     4) Жюль Верн (1828–1905) – французский писатель, один из создателей жанра научной фантастики. Автор почти 70 научно-фантастических произведений. Некоторые научные идеи Ж. Верна оказались впоследствии воплощенными в действительность. (СЛАЙД 6)

    5) Александр Дюма (1802 – 1870) французский писатель. Создал знаменитые произведения «Три мушкетёра», «Граф Монтекристо».

У. - Ребята,  вы любите путешествовать?   Зачем люди отправляются в путешествия?  

Д. (Отдохнуть, узнать новое, познакомиться с новыми людьми).

У. - А в эпоху нового времени люди могли отправиться в путешествие? - На чём можно было отправиться в дальние страны? - Зачем люди отправлялись в путешествия?

Д. (Открывали новые земли, материки…)

У. - Прочитайте текст учебника на странице 23-24.

-Всё, что вы узнали об отважных путешественниках и их открытиях

открытия, таблицу №3.

 Придумайте и запишите вопрос к тексту.

Физминутка «Путешественники»

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!

1-2, 3-4, 5-6 тихо сесть

У. -Зачитайте имена великих путешественников. Какие географические открытия были сделаны в эпоху нового времени?

У. - Какой можно сделать вывод из всего что вы сказали?

      Вывод: Это время отважных путешественников.

У. - Что вы знаете об открытии Америки?

Д.(могут и не ответить)

(Америку открыл Колумб).

У. - До конца своих дней Колумб не знал, что открыл новый континент. Ведь отправился он совсем не в Америку, а в Индию. Эту страну европейцы называли «страной сказочных богатств». Оттуда купеческие караваны везли золото и драгоценные камни, тонкие ткани и пряности. Между прочим, пряности (ароматные приправы – корица, гвоздика, перец) в Европе называли «музыкой обеда» – они придавали пище особый, неповторимый вкус. Ценили пряности на вес золота (СЛАЙД 7)

Еще в древности некоторые ученые предполагали, что Земля имеет форму шара. Значит, если плыть все время в одном направлении, в конце концов можно обогнуть Землю. Вот и решил Колумб плыть не на восток, а на запад. Он надеялся приплыть в Индию «с другой стороны» (СЛАЙД 7). На пути Колумба оказалась земля, которую он принял за Индию. Он и назвал ее Индией, а население – индийцами.

Но действительно ли Америка раньше не была известна людям? Оказывается, еще за 500 лет до рождения Колумба викинги – древние жители Скандинавского полуострова – уже приплывали на своих ладьях в Северную Америку. А китайские моряки еще раньше викингов посещали берега Южной Америки.

Выходит, Америка была открыта задолго до Колумба, просто люди того времени не имели современных средств связи, да и грамотными были единицы из них, поэтому открытия эти не получили такую известность в древности. Да и сам Колумб не считал, что он открыл новую землю, – он был уверен, что нашел «западный» путь в Индию.

И только после смерти Колумба путешественник Америго Веспуччи, который участвовал вместе с ним в двух экспедициях, доказал, что открытые Колумбом земли – новый материк. Вот его-то именем – Америго – и назвали Америку (СЛАЙД 8). А память о Колумбе хранит в своем названии одна из стран Центральной Америки – Колумбия.

У. – Имена каких путешественников вы еще можете назвать?

Д. (могут и не ответить)

Фернан Магеллан, Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев. (СЛАЙД 9)

У.- Фернан Магеллан был португальцем. 20 сентября 1519 года 5 кораблей вышли из порта Сан-Лукар в устье Гвадалквивира. Достигнув Южной Америки, они зазимовали. Весной корабли тронулись в путь и в октябре вошли в узкий извилистый пролив между материком Южная Америка и островами Огненной Земли, позже названный именем Магеллана. (СЛАЙД 9)

У.   - Найдите на карте Магелланов пролив.

       На южной стороне пролива они видели огни костров, поэтому Магеллан назвал эту землю Огненной землей.

28 ноября 1520 г. оставшиеся три корабля вышли в неизвестный океан. Была хорошая безветренная погода, и Магеллан назвал океан Тихим. Почти четыре месяца продолжалось это нелегкое плавание. Запасы продуктов кончились, начался голод. Многие умерли от цинги. 6 сентября 1522 г. «Виктория» вошла в устье Гвадалквивира. На борту осталось лишь 17 испанцев из 265, отправившихся в путешествие.

     Так закончилось первое кругосветное плавание. Его результат: доказана шарообразность Земли. Экспедиция выяснила, что океаны занимают значительно большую площадь, чем суша. Колумб и его современники считали, что моря и океаны – лишь незначительная часть поверхности Земли.

-А каких русских путешественников вы узнали из учебника?

     Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев помимо немалого количества островов открыли целый континент – Антарктиду. Поэтому экспедиция Беллинсгаузена по справедливости считается одной из самых важных в истории географических открытий.

     В 1819–1821 гг. Фаддей Беллинсгаузен был начальником экспедиции, отправленной в южнополярные моря. Она состояла из шлюпов «Восток» и «Мирный», последним командовал знаменитый Михаил Петрович Лазарев. Выйдя 4 июня 1819 г. из Кронштадта, в марте 1820 г. шлюпы разделились и пошли в Австралию (порт Джексон, ныне Сидней). Перезимовав в Австралии, экспедиция отправилась в Тихий океан, открыла несколько островов и в ноябре продолжила свой путь в южнополярные моря. 10 января 1821 года под 70-м градусом з. д. Беллинсгаузен, встретив сплошной лед, вынужден был пойти на север, и открыл остров Петра I и берег Александра I.

Наши соотечественники открыли 6 континент.

(СЛАЙД 10)

У. - Но Новое время – это не только время отважных путешественников.

Новое время оставило нам много изобретений.

А вот какие это изобретения вы узнаете. когда соберёте мозаику. Детали мозаики лежат у вас в конвертах на столе.

У. - Запишите в таблицу № 2 какие великие изобретения подарило нам новое время.

- Прочитайте текст на странице 25

- Задайте вопросы к тексту на странице 25.

(СЛАЙД 11,12,13,14,15,16) Паровоз, пароход, фотоаппарат, телеграфная связь, автомобиль, метро, радио, электричество.

У. - В новое время сложился облик многих городов мира.

IV. Закрепление изученного.

У. - Теперь, вы готовы ответить на вопрос, почему эту историческую эпоху назвали  Новое время?  (СЛАЙД 17,18)

У. - Запишите ответ на главный вопрос нашего урока в таблице №1, а я могу записать тему урока на доске «Новое время: встреча Европы и Америки». Мы доказали, что «новое время», не по тому, что оно «новое» как мы это понимаем, а потому что мир стал совсем иным по сравнению с миром Средневековья.

V. Итог урока.

Учащиеся читают вывод на с. 27 учебника.

VI.Рефлексия

- В начале урока мы записали, что ждём от урока. Оправдал ли он наши ожидания?

      Закончите фразу:

Сегодня на уроке я …

VII. Оценивание

- Переверните листы. Оцените свою работу по номинациям «отлично работал», «хорошо работал», «надо потрудиться».

-  Спасибо за работу. Вы все молодцы.

VIII.Домашнее задание.

С. 22–27. Выполнить задания 1, 2.

- Подготовить сообщение о изобретениях Нового времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Урок по Окружающему миру "Средние века. Время рыцарей и замков"

На уроке дети узнают о эпохе средневековья. Выполняют мини -проекты по созданию гербов рыцарей....

Конспект урока по окружающему миру 1 класс "Времена года"

Коспект урока составлен по УМК "Школа России"...

Конспект урока по "Окружающему миру" на тему "Времена года. Смена времен года" для 2 класса.

Конспенкт урока по предмету "Окружающий мир" 2 класс УМК "Перспектива"....

Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"

Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня  нам предс...

Методическая разработка урока по окружающему миру "Времена года"

методическая разработка урока по окружающему миру "Времена года". Урок о формировании представлений о годовом цикле — временах года, месяцах, их последовательности, показать зависимост...

Конспект урока по окружающему миру Тема: «Трудные времена на Русской земле»

Цели деятельности учителя: расширение знаний о героических страницах истории Отечества.Планируемые результатыПредметные:Изучить нашествие Батыя и историческое значение сражения на льду Чудского озера...