Кружок краеведа
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему

Мальцева Светлана Романовна

     Одна из ярких черт первоклассников – любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. Один из вариантов знакомства детей с окружающим миром – научиться отвечать на любые вопросы детей. В настоящее время существуют программы, направленные на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде дошкольников: «Познаем мир», автор Н.Ф.Виноградова; «Здравствуй, мир!», автор А.А.Вахрушев и другие......

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_kraeveda.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                           

                                                                   

                                                                                                                                 

                                                                                  

                                                                                             

                                                                                                

Пояснительная записка

     Одна из ярких черт первоклассников – любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. Один из вариантов знакомства детей с окружающим миром – научиться отвечать на любые вопросы детей. В настоящее время существуют программы, направленные на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде дошкольников: «Познаем мир», автор Н.Ф.Виноградова; «Здравствуй, мир!», автор А.А.Вахрушев и другие.

         Но на сегодняшний день, на наш взгляд, необходимы программы для первоклассников, направленные на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности детей.

          Представленная программа факультативного курса «В гостях у дедушки Берендея» направлена на удовлетворение этих требований и способствует знакомству детей с окружающим нас миром  при систематическом проведении данных занятий. Предлагаемая программа является попыткой организовать целенаправленную работу по изучению картины мира через знакомство с природой родного края  детей 6-7 летнего возраста.

Цель факультативного курса:

- знакомство с природой родного края, ее ресурсов, а также воспитание экологически грамотного поведения в природе

Задачи:

- расширение знаний учащихся  об окружающем мире;

- формирование простейших экологических понятий и навыков у учащихся

Методика проведения занятий.

     В основе занятий лежит игра, так как для детей 6-7 летнего возраста игра – ведущая форма деятельности, наряду с которой важную роль играет слушание рассказов, стихов, сказок, рисование, лепка. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном им мире.  Необходимо в процессе занятий ориентироваться на уровень развития ребёнка.

     Всего на изучение курса отводится 33 часа:  предполагается одно занятие в неделю.

     Ход занятия состоит из постоянного многократного в течение занятия чередования следующих этапов:

-актуализация имеющихся у детей знаний

-совместное открытие знаний

-закрепление новых знаний в игре

-рефлексия в форме творческих заданий

Содержание программы (34ч)

1. Краски природы (3ч)

2. Разноцветные плоды растений (2ч)

3. Кто в лесу живет? (3ч)

4. Что в лесу растет? (3ч)

5. Царство грибов (3ч)

6 .Где и как зимуют насекомые (4ч)

7. На птичьем базаре (4ч)

8. Ловись рыбка большая и маленькая (4ч)

9. Мой домашний питомец (5ч)

10.Правила поведения в природе (3ч)

                               Тематическое планирование (34ч)

                     

Тема

Всего часов

Кол-во часов               теории

 Кол-во часов        практики

Основные понятия

1

Краски природы

3

1

2

Смена времен года, состояние животного и растительного мира в разное время года

2

Разноцветные плоды растений

2

1

1

Овощи, ягоды, фрукты, созревающие на территории Владимирской области

3

Кто в лесу живет?

3

2

1

Звери, обитающие на территории Владимирской области, охрана животных

4

Что в лесу растет?

3

2

1

Растения, произрастающие на территории Владимирской области, охрана растений

5

Царство грибов

3

2

1

Грибы, растущие на территории Волгоградской области, съедобные и ядовитые грибы, строение грибов

6

Где и как зимуют насекомые

4

2

2

Ядовитые насекомые, охрана полезных насекомых, борьба с  вредителями

7

На птичьем базаре

4

2

2

Птицы, обитающие на территории Владимирской области; птицы кочующие, оседлые, перелетные; птицы леса, водоемов, открытых воздушных пространств, хищники; охрана и привлечение птиц

8

Ловись рыбка большая и маленькая

4

2

2

Рыбы, обитающие в реках Владимирской области; речные,

морские, аквариумные рыбы; экологическое состояние рек; охрана  рыбных богатств

9

Мой домашний питомец

5

2

3

Уход за домашними животными, охрана животных

10

Правила поведения в природе

2

1

1

10 заповедей эколога

17

10

7

 

По окончанию изучения курса учащиеся должны

 знать:

- смену времен года, как смену условий существования организмов;

- представителей животного и растительного мира родного края;

- значение живых организмов в природе и жизни человека;

- формы охраны природы

уметь:

- вести простейшие наблюдения в природе;

- устно описывать объекты природы;

- называть наиболее распространенные объекты растительного и животного мира  родного края;

- соблюдать правила поведения в природе

Список дидактических и методических материалов к курсу

«В гостях у дедушки Берендея»

- загадки;

- викторины;

- карточки с заданиями;

- иллюстрации с изображением животных, растений, природы в разное время года;

- настольные игры;

- рабочие альбомы;

- гербарии;

- энтомологические коллекции

Рекомендуемая литература для учителя:

1. Акимушкин И.И. Мир животных. - М.; Мысль, 1998

2. Кубанцев Б.С. Животный мир Владимирской области. – Владимир, 1982

3. Кубанцев Б.С. Птицы средней полосы России. – Владимир, 1982

4. Красная книга. Редкие и охраняемые растения и животные Владимирской  области. - Владимир, 1992

Рекомендуемая литература для учащихся:

1.  Все обо всем. Энциклопедия для детей. – Т.5. – М.: Слово АСТ, 1998

2. Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. – М.: Просвещение, 1969

3. Сладков Н.И. Азбука леса. – Л.: Детская литература, 1986

4. Виноградова Н.Ф. Рассказы – загадки о природе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности в 1 классе кружок "Юный краевед"

Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта 2 поколения, Концепции духовно - нравственного развития личности....

кружок "Юный краевед"

Авторская программа дополнительного образования детей по туристско-краеведческой работе...

календарно тематическое планирование кружок "Турист - краевед"

Календарно тематическое планирование кружка "Турист - краевед". Разработано для учеников начальной школы....

Внеурочная деятельность.Танцевальный кружок кружок "НЕПОСЕДЫ"

Рабочие  программы и планирование.Танцевальный  кружок " Непоседы"  1-4 классКружок художественно-эстетической направленности "Весёлые краски"    1-4классКружок духовно-нравст...

Кружок "Юный краевед" 2017 -2018 уч.год.

Кружок "Юный краевед " направлен на активизацию внеурочной деятельности учеников начальной школы в рамках углублённого изучения истории района "Лефортово" на основе исследовательск...

Рабочая программа внеурочной деятельности - кружок "Юный краевед"

Программа "Юный краевед" относится к духовно- нравственному направлению, рассчитана на 4 года занятий, объемом в 135 часов, 1 час в неделю....