Конспект урока по окружающему миру «Насекомые и растения луга»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Табанова Юлия Геннадьевна
Цель: выявить и обогатить представления детей о значении насекомых и растений луга в жизни человека Задачи:  формировать представления о насекомых и растениях луга как ценностных объектах природы, акцентировать внимание на их эстетической привлекательности, экологической значимости в природных сообществах;  обучать умению выделять взаимосвязь растений и животных со средой обитания (луг);  формировать у учащихся убеждения о пользе насекомых и растениях луга;  развивать у учащихся интерес к окружающему миру. Методы: метод ценностного анализа, метод идентификации, метод эмпатии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okruzhayushchemu_mir2.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру

Тема: «Насекомые и растения луга»

Цель: выявить и обогатить представления детей о значении насекомых и растений луга в жизни человека

Задачи:

  • формировать представления о насекомых и растениях луга как ценностных объектах природы, акцентировать внимание на их эстетической привлекательности, экологической значимости в природных сообществах;
  • обучать умению выделять взаимосвязь растений и животных со средой обитания (луг);
  • формировать у учащихся убеждения о пользе насекомых и растениях луга;
  • развивать у учащихся интерес к окружающему миру.

Методы: метод ценностного анализа, метод идентификации, метод эмпатии.

ТСО: пейзаж луга, загадки и картинки о растениях и насекомых луга, птиц, картинки с изображением животных луга.

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Вступительное слово

- Дети, а вы бывали когда-нибудь на цветущем лугу? - А кто-нибудь слышал голоса цветов? Послушайте стихотворение.

Я иду по зеленому лугу, высыхает на листьях роса,

Ветер травы качает упруго, и я слышу цветов голоса.

Они шепчут: "Не рви нас, не надо, наши гибкие стебли не мни.

 Мы для глаз и для сердца отрада. Украшенье родимой земли.

- Как хорошо на зеленом лугу! Среди буйных, свежих трав пестреют яркие, душистые цветы.

- Кто посеял на лугу столько много цветов?

- Может быть, семена принес сюда ветер?

 - Может быть, семена оказались здесь с потоком воды?

- А может быть, какой-нибудь зверек занес их сюда?

Вот так загадка природы, только весной каждый год случается чудо: из семян вырастают ростки с крошечными листьями и маленькими корешками. Благодаря солнцу и дождю, ростки становятся все больше и больше и превращаются в прекрасные цветы,

III. Изучение нового материала.

1. Рассматривание карточек цветущих растений.

а) Кипрей /иван-чай/.

На лугу расцвел кипрей. Вот семья богатырей

Крепки, статны и румяны, встали «братья- великаны»

Славный выбрали наряд - куртки пламенем горят.  /Е. Серова/

Все лето цветет, его длинные цветочные метелки торчат вверх и начинают распускаться снизу его веселых зарослях в солнечный день порхают бабочки и работают пчелы, нежный и душистый мед получается из цветков - нектара иван-чая. Нектара так много, что его даже можно увидеть. Отцветет иван-чай, и на месте цветков появятся пушинки - длинные серебристые волоски. Это семена – парашютики. Часто иван-чая служил людям добрую службу: из его корней (сухих) делали муку и пекли хлеб, а из поджаренных корней варили кофе. Из стеблей и свежих листьев получался замечательный суп, а из сухих листьев - чай. Не случайно и имя у него такое Иван - чай: накормит и напоит человека.

б) Фиалка

Фиалка на лугу одна

 Росла безвестна и скромна,

 То был цветочек кроткий /Гете/

Летом на стебельке фиалки появляется коробочка, внутри зреют семена - плоды. Приходит время коробочка трескается и из нее вылетают, будто от выстрела, крошечные круглые семена» А вот какую сказку придумал А. Стрижев об этом цветке. Жила прекрасная девушка Анюта. Однажды она повстречала и полюбила юношу. Но случилось так, что юноша уехал, обещая вернуться. Долго она смотрела на дорогу, в ее доверчивых глазах была надежда и печаль, не вынесла разлуки Анюта и умерла. А на том месте выросли красивые трехцветные фиалки с лепестками белого, желтого и фиолетового цвета, похожие на лучистые глаза Анюты.

в) Гвоздика: "Гвоздики весело алеют, цветут на травах луговых..."Это невысокое стройное растение.

г) Одуванчик:

- Я шариком пушистым белею в чистом поле,

А дунет ветерок - остался стебелек.

Над лугом парашютики качаются на прутике.

Одуванчик - очень любопытный цветок. Он так полюбил солнышко и не сводит с него глаз, поворачивает свою голову и следит за движением солнца на небе. Семена - парашютики.

д) Ромашка:

- Шел я лугом, по тропинке, видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи солнца жгучие лучи.

Порадует букетом, утешит в беде, поднимет больного. Аптечную ромашку легко узнать по запаху, она пахнет яблоком. Если в лесу, у костра вас начнут одолевать комары - бросьте пучок ромашки в огонь и они вмиг исчезнут.

е) Клевер:  

- На лугу синеют колокольчики. 

Рядом с колокольчиком, с ромашкою

Клевер весело цветет,

И его "шмелиной кашкою"

Называет наш народ.

А почему именно "шмелиной кашкою" называют клевер? Да потому, что это ценнейшее кормовое растение - клевер – опыляют преимущественно шмели.

ж) Колокольчик:

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой; 

Колокольчики- цветы

Очень вежливы,... а ты?  Е.Серова

Существует много видов растений: мятлик луговой, пырей ползучий, овсюг тимофеевка луговая, осот, крапива двудомная, подорожник: все они растут на полях и лугах, в огородах мы называем их сорняки.

2. Рассматривание картинок «Насекомые»

а) Пчелы и шмели: Пчелы не достают нектар из глубоких венчиков. Гнезда шмели устраивают прямо на земле, используя покинутые мышиные норки или просто небольшие углубления. Их восковые соты беспорядочно расположены в один слой на дне гнезда. Шмели, как и пчелы, питаются нектаром и пыльцой разных цветов. Они медлительны и миролюбивы. Шмели очень полезны. Их гнезда нужно охранять.

Красота цветущего луга обусловлена главным назначением цветов - привлекать насекомых их здесь много: жужжат труженицы-пчелы, порхают бабочки, перелетают с цветка на цветок мухи - жужжалки. Много здесь и таких насекомых, которые питаются растениями и придают лугам своим стрекотом неповторимый колорит. Это сверчки, кузнечики, кобылки. То тут, то там мелькают они в воздухе, высоко подпрыгивая вверх, то увидеть и рассмотреть их вблизи довольно трудно: узкие зеленые тела сливаются с травой. Вот какой случай на лугу описала поэтесса. Бородицкая «Разговор с пчелой»:

Меня ужалила пчела,

я закричал:"как ты могла?!"

Пчела в ответ:

"А как ты мог сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен:

 я берегла его на уж-жин!"

- Оказывается, на лугу нужно быть очень осторожными, иначе можно оставить без ужина насекомых!

Но насекомые питаются не только нектаром из цветов. В благодарность за вкусное угощение насекомые делают цветам очень доброе дело. Оказывается, когда пчелы собирают капельки нектара, на брюшко и на лапки, и спинку попадают мельчайшие частицы пыльцы. Пыльца нужна растениям для опыления, чтобы появились семена и плоды. Если бы не было пчел, шмелей и мух и других насекомых-опылителей, то не росли бы тогда такие замечательные луговые цветы. Цветы без насекомых просто не могут существовать. Поэтому растения привлекают насекомых яркими цветами, как будто развешивают объявления.

Дорогие шмели!

Вы найдете вкусный и свежий нектар,  кушайте на здоровье. А по дороге прихватите пыльцы для других растений!

- Цветы привлекают насекомых не только своей окраской, но и запахом. Различая огромное количество ароматов, насекомые легко читают волшебную книгу запахов.

3. Дидактическая игра: «Что растет на лугу, кто живет на лугу?»

Дети выбирают из большого разнообразия представленных карточек, только те, которые предназначены для луга.

- Вот и получается, что цветы "подзывают и кормят бабочек, пчел, шмелей, мотыльков вкусной пыльцой и сладким нектаром, а насекомые опыляют их"

б) Паучки: на брюшке у паучка есть несколько маленьких бугорков - железок. Из них выделяется жидкость, которая застывает в воздухе в виде нитки. Если паучьи сети предназначены для ловли добычи, паук добавляет в сети клей, и несчастная жертва накрепко приклеивается к паутине.

- Итак, насекомые - это очень вкусное лакомство для летучих мышей и птиц. Значит и птицы тоже - жители луга? как вы думаете, какие птицы живут на лугу? Почему?

в) Жаворонок полевой! Нет певца чудесней! В чистом поле - домик твой, в ясном небе (песня В. Берестова)

Едва появятся весной первые проталины, как в небе зазвучит красивая и радостная песня жаворонка. Чем выше поднимается жаворонок, тем звонче его голос. Жаворонок - маленькая птичка, чуть крупнее воробья. Оперенье его неяркое - коричневое с темными крапинками. Это помогает ему прятаться от врагов, когда он садится на землю.

Полевые жаворонки не любят леса и не садятся на деревья. Они живут на земле. В поле или на лугу, как только вырастет трава, жаворонки вьют гнездо и выводят птенцов. Пищу - жучков, личинок, семена трав - они находят тоже на земле.

На земле жаворонки не поют своих песен. А во второй половине лета, когда появляются птенцы, стихают песни жаворонка, и его самого уже не увидишь в небе. Как вы думаете, почему он перестает петь?

Это чья там: песня льется

Над просторами полей?

Это песня жаворонка

О родной земле своей,

4. Проблемная ситуация «Что случится, если на лугу исчезнут насекомые?»

Кто пострадает первым? /насекомоядные животные/.

- Затем без пищи останутся те, кто питается насекомоядными. Через год будет наблюдаться убыль трав и ягод, так как не образовались семена у растений, опыляемых насекомыми. Останутся только ветроопыляемые растения. И что же будет в итоге? /вывод: без насекомых биоценоз сильно изменится/

IV. Подведение итогов урока

- Давайте тоже будем вежливы и попрощаемся с колокольчиком, бабочками, пчелами, - всеми, кто образует это гармоничное сообщество – луг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Насекомые, птицы, рыбы, звери" (1 класс "Планета знаний")

Тема: «Насекомые, птицы, рыбы, звери. » (УМК «Планета знаний»)Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель:  формирование ценностного отношения  к животным, посредством выделения существенн...

Конспект урока по окружающему миру "Насекомые" 2 класс

Конспект урока. Окружающий мир 2 класс "Насекомые"...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Растения луга" (2 класс)

В технологической карте урока по окружающему миру русписаны УУД. Показаны формы и методы работы на уроке....

Конспект урока по окружающему миру "Насекомые", 2 класс УМК ‘Перспективная начальная школа’

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема урока: «Насекомые»Цель деятельности учителя: формирование представления о растительноядных, хищных и всеядных насекомых; повторение отличительных при...

Конспект урока по окружающему миру "Насекомые"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса по теме "Насекомые" с использованием цифровых образовательных технологий....