Конспект урока по окружающему миру "Тела, вещества, частицы", 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

работа над новым материалом представлена в свете системно-деятельностного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_tela_veshchestva_chastitsy.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

Беспалова Светлана Борисовна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №10

г. Мончегорска Мурманской области

3 класс.

Конспект урока по окружающему миру.

УМК «Школа России»

Тема: «Тела, вещества, частицы».

Цель: формирование  представления о теле, веществе, частицах.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с многообразием тел, веществ;
  • создавать условия для формирования навыка исследовательского поведения (познавательной активности учащихся)
  • развивать умение аргументировано защищать свою точку зрения, работать в паре; отрабатывать умение внимательно слушать и слышать собеседника.

Оборудование: карточки со словами (демонстрационные и для работы в парах), колбы с водой, пипетка, гуашь, разведённая в воде, кусковой сахар,  апельсин, деревянный кубик.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Любознательные дети

Знать хотят про все на свете.

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Сегодня мы с вами продолжим открывать тайны в интересном предмете: «Окружающий мир».

Вспомним, какими способами мы можем воспользоваться, чтобы получить новые знания:

-  спросить у взрослого,

-  прочитать,

- понаблюдать,

- провести опыт.

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Мы закончили изучение раздела «Как устроен мир». Говорили о природе и человеке, об  окружающей среде и экологических связях. Но все ли мы уже знаем об устройстве мира?

Перед вами два объекта. Сравним их. Что значит сравнить? Назовем сходства и различия. Каким способом получения знаний воспользуемся? (наблюдение) По какому признаку?

 

Сладкая вода

Пресная вода

 

- Я утверждаю, что эти объекты разные.

- Вызвать одного человека попробовать.

- Почему вода стала сладкой?

Сладкая вода

- Где же находится сахар? Что с ним произошло? Почему мы его не видим?

Ответим на эти вопросы в конце урока.

  1.  Выявление места и причины затруднения. 

Тема нашего урока «Тела. Вещества. Частицы». Можете ли вы сейчас определить где перед нами тело, где вещество, где частицы?

- Почему затруднились?

- Какие вопросы возникли?

- И у меня есть вопрос: Как они связаны между собой?

  1. Поиск решения проблемы
  • Перед нами список объектов. Что мы можем сейчас с ним сделать? (Распределить по группам) Воспользуемся своими знаниями и опытом.

 Молекула, соль, облако, стол, железо, кошка, атом, береза, луна, стекло, ваза, воздух, вода

тела

вещества

частицы

Работа в парах.

Фронтально на доске сгруппировали.

- Варианты распределения разные. Какой верный? Будем разбираться.

  • Прочитаем слова из первого столбика «Тела». Каким способом проверить правильность составленного списка?

- Я предлагаю обратиться к тексту учебника на стр. 36  и проверить свои предположения.

- Что такое тела? Любой предмет, любое живое существо.

- Если вас попросят изобразить тела на бумаге, легко ли вы справитесь с этим заданием? (Легко)

- Почему? Тело – это предмет, который можно представить, потому что он имеет форму, очертания

- Что еще узнали про тела из текста? Бывают искусственными и природными.

- Распределим.

- Можно ли еще распределить тела внутри групп? (Природные: живые и неживые)

  • Что же такое ВЕЩЕСТВО?

- Прочитаем названия объектов  из второго столбика. Эти объекты не имеют определенной формы, у них нет четких очертаний, но они тесно связаны с телами.

- Какая связь между ними и телами? (Вещество – это то, из чего состоит тело)

- Найдем связи.

- Веществ существует бесчисленное множество. Есть природные вещества: ,,,, Есть вещества, придуманные человеком: пластмасса, резина, стекло. И каждый год человек придумывает новые вещества.

- Из одного вещества можно сделать разные тела. Возьмем целлюлозу (древесина), какие тела можно из нее сделать?

- Есть тела, которые образованы одним веществом: линейка, проволока, пластмассовый стаканчик

- Есть тела, которые образованы несколькими веществами: ножницы, карандаш.

- Есть тела, которые образованы многими веществами: растения (вода, сахар, соль, крахмал…), еще более сложный состав у животных.

  • Все вещества по своему агрегатному состоянию делятся на 3 группы. Распределите на группы: газообразные, жидкие, твердые.

Ученым удалось в микроскоп рассмотреть вещества из этих групп. Они изобразили их строение в виде моделей.

- Что показали на моделях ученые? (Частички)

Еще в Древней Греции ученые предположили, что все вещества состоят из мельчайших, невидимых глазу, частиц, которые назвали АТОМ – неделимый. Некоторые атомы могут объединяться и образовывать более крупные частицы – МОЛЕКУЛЫ.

Как буквы алфавита соединяются в тысячи слов, так из одних и тех же атомов образуются молекулы и кристаллы самых разных веществ из которых состоит окружающий мир. МОДЕЛИ

Одна молекула меньше небольшого яблока во столько раз, во сколько яблоко меньше земного шара. Молекулы принято изображать в виде шариков, связанных друг с другом. Шарики – это атомы, которые образуют разные молекулы.

 - Что еще можем увидеть на моделях?  (Между частицами – разные  расстояния Частицы отличаются по размеру и форме.)

- Молекулы любого вещества находятся в постоянном движении.

- Как будут двигаться частицы в этих веществах?

молекулы колеблются относительно друг друга, не разрушая его форму, могут свободно перемещаться относительно друг друга, находятся на значительном расстоянии друг от друга (иногда расстояние между частицами больше их самих) и непрерывно и стремительно движутся.

- Догадайтесь, где показано жидкое, твердое, газообразное вещество? (Предположение)

  1. Первичное закрепление

Очистим апельсин. Почему апельсин почистили у доски, а приятный аромат распространился по всему классу?

- Молекулы  газа,  двигаются   во всех  направлениях, стремительно заполняют весь предоставленный им объём, классная ли комната, маленькая ли коробочка. Воздух – это газообразное вещество.

Капнем краску в воду (жидкость). Что наблюдаем? Краска распространяется медленно. Частички, из которых состоит краска, проходят между частичками воды. Они могут свободно перемещаться относительно друг друга.

 

Капаем воду на деревянный кубик. Что произошло с водой? Не может попасть внутрь кубика. Древесина – твердое вещество.

 Молекулы крепко сцеплены, лишь немного колеблются относительно друг друга

РАСПРЕДЕЛИМ  ВЕЩЕСТВА. ПРИВЕДЕМ ПРИМЕРЫ.

  1. Самостоятельная работа.

Можете ли вы сейчас определить где перед нами тело, где вещество, где частицы?

Сладкая вода

 

   Где же находится сахар? Что с ним произошло? Почему мы его не видим?

Тело: кусок сахара. Состоит из вещества.

Вещество: сахар белого цвета, сладкое на вкус – твердое. Состоит из частиц. Как показать?

В стакан налито вещество ВОДА – жидкое. Состоит из частиц. Как показать?

 

Что происходит с куском сахара? Помещаем в воду.

Что будет происходить с куском сахара в воде. Твердое вещество, из которого он состоит,  начнет рассыпаться на частички, которые занимают место между частичками воды. Смешиваются. ИЗОБРАЗИТЕ НА ЛИСТОЧКАХ.

 

?

 

КАКОЙ СДЕЛАЕМ ВЫВОД

 Вывод: Изменилось тело – оно рассыпалось. А сахар не исчез после растворения и не перестал быть сахаром, потому что остался в воде. Вещество состоит из мельчайших частиц, невидимых глазу (молекул).

 

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Что же мы узнали сегодня об устройстве мира?

– Что называется телом? Какие они бывают?

– Что такое вещество? Какими они бывают по агрегатному состоянию?

– Из чего состоят вещества?

– Что можете рассказать о частицах?

Согласны ли вы с  утверждениями?      

 -  Все  тела созданы природой.

 - Предметы, имеющие форму, очертания, которые можно представить точно - называются телами

 - Вещества бывают жидкими, твердыми и газообразными

 - Вещества состоят из более мелких частиц (молекул и атомов).

- Все тела состоят только из одного вещества.                                                                                                                                                                

  1. Рефлексивный экран.

Д.з.   стр. 36 – 40,  РТ с.      , с какими веществами можно встретиться дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: «Какие бывают животные?» (с использованием УМК «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»)

конспект урока по окружающему миру во 2 классе по учебнику Плешакова А.А. УМК "Школа России" по теме: "Какие бывают животные?". Урок разработан с использованием электронного образовательного ресурса У...

Технологическая карта урока + конспект урока по окружающему миру "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"

Технологическая карта урока  по окружающему миру на тему "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок проведён и опробован на классе среднего уровня....

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе Тема урока: «Какие бывают растения?»

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе, презентация ....

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса на тему "Разнообразие веществ".

Конспект урока по окружающему миру для  3 класса на тему "Разнообразие веществ"....