Главные вкладки

    Статья по окружающему миру (4 класс) на тему:
    Учебный проект с элементами исследовательской деятельности как способ приобщения учащихся начальной школы к творческой деятельности.

    Беспалова Галина Николаевна

    Учебный проект "Вода - удивительное вещество", можно использовать на уроках окружающего мира

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Учебный проект с элементами исследовательской деятельности «Вода – удивительное вещество» как способ приобщения учащихся начальной школы к творческой деятельности.

    …поистине гораздо более нуждаются в

    воспитании люди даровитые, так как

    деятельный ум, не будучи занят чем-либо

    полезным, займётся бесполезным, пустым

    и пагубным. Чем плодороднее поле, тем

    обильнее оно производит терновник и

    чертополох, если его не засеять семенами

    мудрости и добродетелей

    Я.А.Коменский

    В нашей стране выполнены фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Кедров, А.В. Брушлинский, Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров, А.М. Матюшкин), общих и специальных способностей (Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, Е.И. Игнатьев, К.В. Тарасова), психологии и психофизиологии индивидуальных различий и способностей (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин, Э.А. Голубева, В.М. Русалов), генетическим предпосылкам индивидуальных различий (И.В. Равич-Щербо), разрабатываются дидактические принципы, учебные программы и факультативы для дифференцированного обучения.

    Специальное значение имеют разработанные психологические принципы творческого развития детей в дошкольном детстве и в начальной школе (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддьяков); реализуемые в школе и вузе принципы проблемного обучения (А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), развивающего обучения (В.В. Давыдов). В концепции творческой одарённости А.М. Матюшкина выделяются следующие компоненты: доминирующая роль познавательной мотивации; исследовательская творческая активность, выражающееся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем; возможность достижения оригинальных решений; возможность прогнозирования и предвосхищения; способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.
    Действительно, с  1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли  на новый  Федеральный государственный  образовательный стандарт  начального  общего образования (ФГОС НОО). Следовательно, в новых условиях нам необходимы методы, позволяющие по-новому,  творчески организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. В этих условиях проектная и исследовательская деятельность учащихся начальных классов становится особенно актуальной, так как способствует активному приобретению знаний, развитию познавательного интереса учащихся, открывает путь для самообразования и  формирует  самостоятельность и творческую  активность.

    Более десяти лет  я работаю по УМК  «Планета знаний», где на любом уроке в конце изучения каждой крупной темы предлагается презентация проекта. Так, например, в конце изучения темы «Наша родина на планете Земля» по окружающему миру в  4-ом классе (авторы учебника и рабочих тетрадей: Г.Г. Ивченкова  и И.В. Потапов), детям предлагается поработать над следующими проектами:

    • сделать фотоальбом «Водоёмы и проблемы их охраны»;
    • изготовить схему-модель «Откуда вода в водопроводе»;
    • провести исследование по проблеме «Как можно очистить воду от загрязнения».

    Моя задача как учителя состоит в том, чтобы настроить детей начинать подготовку проекта с первых же уроков знакомства с новой темой. На Физической карте полушарий дети увидели, что большая часть поверхности нашей планеты покрыта водой, поэтому Землю называют Голубой планетой. По ходу урока ребята пришли к выводу, что вода – удивительное вещество и захотели узнать о воде как можно больше.  Наш проект мы так и назвали: «Вода – удивительное вещество».

    С помощью школьного психолога была проведена социометрия с целью деления учащихся на группы; на родительском собрании выбраны  родители-наставники для каждой из групп и составлен план работы.Над учебнымпроектом работали в течение двух месяцев: на уроках, классных часах, в группе продлённого дня, фронтально, индивидуально с учителем и воспитателем и в группах с родителями-наставниками в школе и дома. На классном часе были определены  четыре темы для исследования:«Вода в природе», «Основные источники загрязнения и способы очистки водных ресурсов», «Свойства воды», «Целебные источники мира».

    На дни рождения, которые отмечали в классе,  родители дарили ребятам разнообразные Детские  энциклопедии «Махаон», благодаря которым юные читатели  смогли узнать, насколько необычна и разнообразна наша Земля и создать замечательную презентацию по теме «Вода в природе». Мы  посетили также музей Воды, съездили на экскурсию на Водоканал, посмотрели фильм «Подводный мир» в формате 3-Д, посетили Музей физической игрушки, районную библиотеку, интегрированный урок по теме «Вода - удивительное вещество» и кабинет физики в средней школе,  написали  и проанализировали доклады по выбранным темам.

    Первая группа, проводившая  исследование по теме «Вода в природе»,  наметила для себя следующий план работы:

    1. Анализ работ одноклассников по указанной теме;
    2. Подготовка презентации «Вода в природе» под руководством учителя и воспитателя;
    3. Подготовка и проведение опыта «Круговорот воды в природе».

    Каждый слайд презентации сопровождался устным комментарием ученика, создававшего данный слайд.

    Вторая группа исследовала «Источники загрязнения и способы очистки водоёмов» по следующему плану:

    1. Анализ работ одноклассников и составление публичного выступления по теме;
    2. Поиск и нарезка под руководством родителей-наставников видеоматериалов в Интернете:
    • видеоролик «Механические способы очистки водоёмов»
    • видеофильм «Очистные сооружения. Водоканал»
    1. Оформление стенда «Источники загрязнения и способы очистки водоёмов»
    2. Создание действующей модели ванной комнаты с водопроводом под руководством родителей-наставников.

    K:\откр. урок окр.мир\фото с сокрытого урока\P1070861.JPGK:\откр. урок окр.мир\фото с сокрытого урока\P1070860.JPG

    Ре

    Ребята  с удовольствием рассказывали о действующей  модели ванной комнаты с водопроводом, которую создали сами  по руководством папы-сантехника; о музее «Наши приплываши», созданном  сотрудниками Водоканала из тех предметов, которые попадают в водопровод: это  и очки, и мобильные телефоны, и детские игрушки,  и многое другое.

    Третья группа проводила исследование по теме «Свойства воды»,  запланировала и провела следующие мероприятия:

    1. Посещение кабинета  физики с целью знакомства с оборудованием, получения консультации по подбору литературы и проведению опытов у учителя физики;
    2. Подготовка 5-ти опытов:
    • «Вода принимает форму сосуда, в который её налили»
    • «Вода прозрачна»
    • «Вода плохо проводит тепло» (опыт демонстрирует учитель)
    • «Вода – растворитель»
    • «Различие в массе жидкостей одинаковых объёмов»
    1. Анализ  работ одноклассников и подготовка выступления по теме;
    2. Оформление книжной выставки.

    Четвероклассники настолько заинтересовались физическими процессами, что взяли в школьной библиотеке учебники по физике для 7-ого класса, с удовольствием их читали, спорили, ходили за  консультацией в среднюю школу  и сами пригласили на презентацию проекта учителя физики.

    K:\откр. урок окр.мир\фото с сокрытого урока\DSC02777.JPGK:\откр. урок окр.мир\фото с сокрытого урока\DSC02772.JPG

    Четвёртая группа изучила «Целебные источники мира» и запланировала:

    1. Анализ работ одноклассников;
    2. Изучение истории района Полюстрово:
    • улица Минеральная
    • улица Ключевая
    • завод Полюстрово
    • проспект Полюстровский
    1. Поиск на Политической карте мира целебных источников, на которых отдыхали ученики класса с родителями (целебные источники отметили флажками на карте);
    2. Рисование схемы артезианского колодца;
    3. Создание под руководством папы-инженера и мамы - ландшафтного дизайнера - действующей модели Артезианского колодца.

    Сначала ребята изучили теоретический материал, затем нашли схему Артезианского колодца, нарисовали рисунок, а затем изготовили действующую модель в разрезе. Использовали пластилин разных цветов, цветное стекло, песок, провода от капельницы, подкрашенную воду.

    В ходе работы над проектом и ученики, и их  родители активно включились в исследовательский поиск, что позволило развивать следующие необходимые для жизни и последующего успешного обучения умения:

    • работать с различными источниками информации;
    • использовать под руководством взрослых Интернет-ресурсы;
    • структурировать материал, ранжировать основные идеи;
    • изучать нормативные документы (статьи Конституции РФ);
    • изучать целебные источники мира и родного края;
    • распределять роли в группе;
    • продумывать текст публичного выступления;
    • готовить компьютерные презентации, чертежи, видеоролики, макеты, схемы, действующие модели артезианского колодца и водопровода для иллюстрации результатов исследования.

    После напряжённой и кропотливой исследовательской работы состоялась презентация проекта - был проведён открытый урок для родителей, учителей, администрации школы и методистов района. Цель данного урока – обобщение знаний учащихся о свойствах воды и подведение итогов исследовательской деятельности по теме «Вода – удивительное вещество». Ребята чувствовали себя на уроке абсолютно свободно; уверенно рассказывали о проведённых исследованиях, комментировали видеофильмы, рассказывали о действующих моделях, созданных собственными руками.   Особенно ценно то,  что после проведения данного урока в группе продлённого дня четвероклассники с удовольствием сами играли с моделями в сюжетно - ролевые игры и показывали действие моделей ученикам из других классов.

    Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго  поколения, организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает  формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание, интерес к истории малой родины. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают  нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает у учащихся уверенность в себе,  даёт детям возможность насладиться радостью своего открытия и позволяет успешнее учиться.

    Результаты опроса петербургских учителей показали, что основными способами приобщения учащихся к творческой деятельности, являются:

    1. метод проектов;
    2. исследовательская деятельность;
    3. задачи творческого характера и ИКТ;
    4. фантазирование, развитие творческого воображения;
    5. индивидуальные формы обучения;
    6. участие в конкурсах и олимпиадах.

    Таким образом, проектная и исследовательская деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир и приобщает учащихся начальной школы к творческой деятельности.

    Ресурсы Интернет:

    1. http://www.matyushkin.psyhistory.ru/nsh2.php
    2. https://www.google.ru/webhp?sourceid=chrome-instant&ion=1&espv=2&ie=UTF-8#newwindow=1&q=%D0%BC%D
    3. http://www.voppsy.ru/issues/1989/896/896029.htm


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья. Развитие демократического типа личности и гражданской позиции учащихся начальной школы во внеурочной деятельности через проектирование

    Формирование гражданской позиции через проектирование, цели, формы проведения, пример из своей работы...

    Мини –исследование учителя начальных классов МБОУ «Красноярская СОШ» Мугиновой Т.А. по выявлению уровня сформированности толерантности у младших школьников. Приобщение учащихся начальной школы к истокам народной культуры.

    С каждым годом в школы приходит все большее количество детей разных национальностей. Это дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, жертв национальных конфликтов. Учителю важно донести до...

    Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся начальной школы в проектной деятельности.

    Рассматриваются способы формирования личностных УУД на примере реализации социального проекта "Юные доброхоты"....

    Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся начальной школы в проектной деятельности

    Способы формирования личностных УУД на примере реализации социального проекта "Юные доброхоты"...

    Эффективные приёмы приобщения обучающихся начальной школы к чтению (из опыта работы)

    Основой успешной учебной и внеурочной деятельности школьника является высокий уровень мотивации к данной деятельности. В задачи любого учителя входит формирование и развитие мотивации учебной деятельн...

    Внеурочное занятие с элементами решения проектных задач для учащихся начальной школы «Правила приветствия и прощания»

    Создание условия для проверки знаний состава чисел первого десятка. Развивать навык составления и  решения задач, способствовать  развитию вычислительных навыков....