Урок окружающего мира "Что такое погода? влияние погоды на жизнь людей и животных"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Аксюк Галина Михайловна

Урок окружающего мира в 3-ем классе по системе развивающего обучения Л. В. Занкова.

Урок составлен учителем высшей категории МБОУ СОШ №6 г. Белая Калитва Ростовской области  Аксюк Галиной Михайловной.

Тема: Что такое погода?  влияние погоды на жизнь людей и животных.

Цель урока: дать понятие «погода»; разъяснить значение предсказания погоды; познакомить с факторами, которые влияют на погоду, учить работать над проектом.

Задачи урока (УУД):

  1. Образовательные учить проводить простые наблюдения за погодой; отмечать наблюдения в календаре погоды при помощи условных знаков;

Формировать опыт выполнения проектного задания, работы в группе. .

2. Развивающие: развивать устную  речь учащихся, навыки общения при подготовке задания, любознательность, наблюдательность,  делать выводы.

3. Воспитательные : воспитывать бережное отношение к природе.; коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzh._mira.docx686.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3-ем классе по системе развивающего обучения Л. В. Занкова.

Урок составлен учителем высшей категории МБОУ СОШ №6 г. Белая Калитва Ростовской области  Аксюк Галиной Михайловной.

ТЕМА: ЧТО ТАКОЕ ПОГОДА?  ВЛИЯНИЕ ПОГОДЫ НА ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ И ЖИВОТНЫХ.

Цель урока: дать понятие «погода»; разъяснить значение предсказания погоды; познакомить с факторами, которые влияют на погоду, учить работать над проектом. 

Задачи урока (УУД):

  1. Образовательные учить проводить простые наблюдения за погодой; отмечать наблюдения в календаре погоды при помощи условных знаков;

Формировать опыт выполнения проектного задания, работы в группе. .

2. Развивающие: развивать устную  речь учащихся, навыки общения при подготовке задания, любознательность, наблюдательность,  делать выводы.

3. Воспитательные : воспитывать бережное отношение к природе.; коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению окружающего мира.

Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о климате , отрабатывается умение учащихся наблюдать за погодой, заполнять календарь погоды, делать выводы о взаимосвязи природных явлений и образа жизни человека. Продемонстрированы навыки работы учащихся в  группахпо схеме: учитель + родитель + ученик, где уточняются основные принципы, правила, структура проектного задания, действия каждого.

 ; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили свою работу и работу класса.

Тип урока: урок получения новых знаний (проектная работа учащихся)

Оборудование: мультимедийные слайды климатическая карта мира, иллюстрации с изображением разных погодных условий (задержка рейса в аэропорту, городские улицы зимой и осенью, купание в реке и т. п.),  карта погоды, календарь наблюдения за погодой, карточки условных обозначений погоды, иллюстрации (фотографии и рисунки ) " Взаимосвязь природных условий с жизнью  людей", .

Ход урока

I. Организационный момент.

– Сегодня на урок к нам заглянуло солнышко:

Встало солнце кислое,

Смотрит – небо скисло,

В кислом небе кислое

Облако повисло…

И спешат несчастные

Кислые прохожие

И едят ужасно

Кислое мороженое…

Даже сахар кислый!

Скисло все варенье!

Потому что кислое

Было настроение.

– Что значит «кислое» настроение? Как оно проявляется у людей? (Меняются выражение лица, слова и поступки человека.)

– Какое у вас сейчас настроение?

Чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

II. Постановка целей урока. Введение в тему.

1. Р а б о т а   в   г р у п п а х.

Демонстрируются иллюстрации – изображением разных погодных условий. Каждая группа получает карточки с текстами и определяет, о чем они.

1) По радио сообщили, что там, куда летят пассажиры, спустился ту-ман. Не видно, куда сажать самолет, поэтому рейс задерживается.

2) Жара. Лениво плывут кучевые облака. Воздух легкий и горячий.

3) Небо заволокло тучами. Ветер подул с возросшей силой, при каж-дом порыве завывая в трубе. Начинается пурга.

4) Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака. Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. Шумит злой  ветер.

Все тексты – описание погоды в разное время года.

– Соотнесите текст с иллюстрацией. Что скажете о людях? (Они по-разному одеты, это зависит от времени года, от погоды.)

– Ничто в природе на Земле не оказывает такого заметного влияния на жизнь каждого человека, как погода. Это тема нашего разговора сегодня.

– Собираясь выйти из дома,  люди обязательно смотрят в окно. Зачем? (Чтобы узнать, какая сегодня погода, чтобы знать, как одеться, брать ли зонт.)

– Охарактеризуйте погоду сегодняшнего дня. (Хорошая, теплая, ясная.)

– В прошлом погодой называли солнечные безветренные дни. Когда шел дождь, мела метель или падал густой снег, то, как вы думаете, что говорили о таком дне? (Непогода, ненастье.)

Проверка домашнего задания.

1-ая группа.

 Демонстрация календаря погоды, построение графика температурных изменений.

 Итоги  наблюдение за погодой в течение двух недель.

-Какие народные приметы помогли вам в предсказании погоды?

-Какие условные обозначения вы могли бы использовать  для календаря погоды?

→ – ветер;

☼ – ясно;

( – пасмурно;

* – снег;

:: – дождь;

∆ – иней;

 – метель;

▲ – град;

 – переменная облачность;

 – гололед;

 ≡ – туман.

А какие вам пригодились?

-Какая средняя температура воздуха  преобладает в нашем районе?

-Что можно сказать об осадках, и о преобладающем направлении ветра?

Вывод:  в какой климатической зоне мы живём?

Можно ли назвать погоду в нашем регионе устойчивой?

Работа над новой темой

-О чём идё речь в этом отрывке?

" Это одеяло окутывает земную поверхность и защищает людей, животных, растения от губительных ультрафиолетовых космических лучей. Оно сохраняет тепло, полученное нашей планетой от солнца.

 О каком «одеяле» идет речь? (Об атмосфере.)

– Что вы можете дополнить? (Воздушная оболочка дарит нам голубой цвет неба.)

– Атмосфера находится в постоянном движении. Во время ее циркуляции вокруг Земли изменения, происходящие в ее нижнем слое, служат причиной разнообразных погодных явлений.

– Какие погодные явления вам известны? Кто делает погоду? Всю погоду на Земле делает солнце. Приведите доказательства. (Смена времени года, сильная жара, холод.)

– Какая бывает погода? (Холодная или жаркая, сухая или дождливая, ветреная или спокойная, солнечная или облачная.)

– Что имеют в виду, когда говорят, что на улице тепло, холодно, жарко? (Осадки, ветер, облачность, температуру.)

– Где формируются перечисленные погодные явления и показатели погоды? (В атмосфере.)

– Попробуйте дать научное объяснение, что такое погода.

– Откройте учебник и прочитайте определение. (Погода – состояние атмосферы в данном районе за сутки, неделю, месяц.)

– Что такое прогноз погоды? (Это научное предположение о будущем состоянии погоды.)

– Где можно узнать прогноз погоды? (По радио, телевидению, в газете, в Интернете.)

_Как вы думаете, есть ли связь между   погодой и живой  природой?

2-ая группа демонстрирует рисунки, фотографии, слайды, рассказы об изменениях в жизни людей, связанные с изменением погоды.

3-я группа докладывает об изменениях в жизни растений и животных.

– Как повлияла температура воздуха на жизнь деревьев? (Желтеют листья, начинается листопад.)

Соберем из листьев веер, яркий и красивый.

Побежит по листьям ветер, легкий и игривый.

И поспешно ветру вслед листья улетают.

Значит, лета больше нет, осень наступает.

                                        А. Плещеев

– Почему деревья расстаются со своим великолепным нарядом? (Необходимость листопада: защита дерева от зимней засухи. Листья испаряют много влаги. Избавление дерева от ядовитых, накопленных в листьях веществ из земли и воздуха. Защита тонких и хрупких веток от тяжести выпадающего зимой снега)

3.Подведение итога урока:

А).Оцените работу каждой группы.

Б). Какая группа приготовила  наиболее интересный, полный ответ?

В). Посоветуйтесь в группах и напишите выводы о взаимосвязи погоды и живой природы ; они будут нам полезны при изучении темы «Климат».

Сотни лет люди подмечали, что происходит в природе перед ненастьем. Подмечали без приборов, глядя на солнце и звезды, на птиц и животных, на травы и цветы. И зрение людей обострилось, стало зорким. И нам надо учиться наблюдать – пытливо и внимательно, разумно пользуясь опытом старших. Тогда мы сможем взглянуть на природу совсем иначе, и многое в ней увидеть. 

Домашнее задание: найти народные приметы и записать в тетрадь.

Р е б у с  «О погоде».

Если вы сумеете разгадать этот небольшой ребус, то прочтете высказывание Марка Твена – известного американского писателя – о погоде.

О т в е т: «Если вам не нравится погода, подождите немного»

Литература

1.Поурочные планы к учебнику Н.Я.Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир»  Издательство «Учитель» 2010 г.

2. Учебник «Окружающий мир» Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров», 2010.

 3. Дитрих, А. Почемучка / А. Дитрих, Г. Юрмин. – М. : Педагогика-Пресс, 1994.

4 . Дмитриев, Ю. Д. Кто в лесу живет и что в лесу растет / Ю. Д. Дмитриев. – М. : Детская литература, 1965.

5. Дмитриев, Ю. Д. Лесные загадки / Ю. Д. Дмитриев. – М. : Детская литература, 1967.

K:\ФОТО ПРОЕКТ\P1080390.JPG

K:\ФОТО ПРОЕКТ\P1080382.JPGK:\ФОТО ПРОЕКТ\P1080384.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме «Люди и домашние животные»

План-конспект урока окружающего мира в 1 классеТема урока «Люди и домашние животные»Тип урока – урок изучения нового материалаЦель урока: дать представление о домашних и диких животных; познакоми...

Урок математики, "Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества".

Цель:выявить роль математики в жизни людей; познакомить с учебником и правилами работы по нему....

Исследовательская работа "Слёзы в жизни людей и животных"

Данная работа была представлена на VII межрайонной  научно- практической конференции « Я познаю мир» ...

Урок 1 "Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества"

Урок математики № 1, в 1 классе "Школа России"...

уроки математики в нетрадиционной форме "Математика в жизни людей"

Разработка урока математики для 1 класса по теме "математика в жизни людей"...

Урок Окружающего мира по ТРИЗ. Тема: Условия жизни, роста и развития животных

Окружающий мир Тема: Условия жизни, роста и развития животных Цель: Исследование копилки с целью выявления закономерностей.Задачи:-Знакомство с видами медведей, особенностями их строения, приспос...

Презентация к уроку окружающего мира по ТРИЗ Тема Условия жизни, роста и развития животных

Презентация к уроку окружающего мира по ТРИЗ Тема Условия жизни, роста и развития животных...