Конспект урока окружающего мира в 1 классе
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Хамитова Наиля Абдулловна

Конспект урока окружающего мира в 1 классе "Зима - покой природы" с использованием сингапурских структур

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    Конспект урока окружающего мира на тему «Зима: покой природы» (1 класс, ОС «Школа 2100»).

Задачи:

- познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;

- научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;

- воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.

Цели: ознакомить  учащихся  с зимними явлениями;  научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных; развивать  стремления к познанию окружающего мира, мышление, речь, кругозор; воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена, организованность, самостоятельность, аккуратность

Основные дидактические методы: словесный (беседа, объяснения); наглядный; практический (работа с пособием, карточки); частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный;

Форма работы: фронтальная; индивидуальная; парная;

Познавательные УУД:

 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

 2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

 3) формируем умение устанавливать аналогии;

 4) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

  1. формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

 Регулятивные УУД:

 1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;

 2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

 3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

  1. формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Оборудование:

 - учебник (1 ч.), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс. Авторы: А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан;

 - карточки с названиями зимних месяцев, признаками зимы, зимней одежды;

 - сказки Х. К. Андерсена «Снежная королева», В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»;

 - модели снежинок (белые кружки);

 - словарь русского языка С. И. Ожегова;

 - компьютер. проектор.

Ход урока.

I. Орг. момент. Психологический настрой.

Все зашли спокойно в класс,

 Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Повернулись, улыбнулись,

Начинается урок!

-Ребята, поприветствуйте партнёра по плечу хлопком руки. Поприветствуйте партнёра по лицу- улыбнитесь ему.          

II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

 1) - Посмотрите на экран.

    - Обучающая структура РЕЛЛИ РОБИН (2 участников обмениваются короткими ответами) -  Работаете с партнёром по плечу.

 - Угадайте, из каких мультфильмов взяты следующие кадры. («Ну, погоди!», «Зимняя сказка», «Падал прошлогодний снег», «Зима в Простоквашино»)

- На обсуждение 10 сек

-  Из какого мультфильма кадр 1 отвечает стол № 1 партнёр

 - Из какого мультфильма кадр 2 отвечает стол № 2

 - Из какого мультфильма кадр 3 отвечает стол № 3

 - Из какого мультфильма кадр 4 отвечает стол № 4

 - В какое время года происходят действия в мультфильмах?

 - Продолжите мою мысль. Сегодня мы будем говорить.  (О зиме) Открыть тему урока.

 - Принято считать, что зима – это покой природы.

 - Как вы понимаете слово покой?

   Покой – состояние тишины, отдыха, спокойствия.

 - Ребята, а действительно ли зима – это покой природы?

 - Давайте постараемся в этом разобраться.

III. Совместное открытие новых знаний.

  1. – Прежде всего, определимся с зимними месяцами. Помогут нам в этом загадки.

- Обучающая структура МИКС ПЭА ШЭА( смешиваются под музыку, образовывают пару)

- Встаньте, задвиньте стульчики. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшим к вам учеником и «дать пять», затем я задаю вопрос и даю 5 сек на размышление.

Отгадывание загадок.

  1. Какой месяц год кончает, зиму начинает? (декабрь)

- Поблагодарите своего партнёра.

- Ответит на этот вопрос тот кто выше ростом.  

      2. Этот месяц – году начало, зиме середина! (январь)

- Поблагодарите своего партнёра.

- Ответит на этот вопрос тот кто ниже ростом.  

       3. А этот месяц лютый: спрашивает, как обутый. У него два друга-метель да вьюга. (февраль)

- Поблагодарите своего партнёра.

- Ответит на этот вопрос тот кто выше ростом.  

 Названия месяцев повесить на доску.

- Какое время года сейчас?

- Какой любимый цвет у зимы?

- Какое чувство, настроение связано с белым цветом?

- Что можно сказать о погоде?

- Это  признак зимы

- А что вам особенно нравится в ясную морозную погоду?

- Ребята, а что можно сказать о продолжительности дня в зимнее время? Как вы думаете, это признак зимы?

 Повесить на доску карточку с признаком – короткий день и длинная ночь.

2) - Обучающая структура РАУНД ТЭЙБЛ (по кругу по часовой стрелке)

 - На столе карточка с изображением  кепки, шапки, варежки, сапоги, туфли, легкий шарф, теплый шарф, шуба, шорты. Вам, ребята нужно выбрать зимнюю одежду. Начинает ученик под номером 1, выбирает одну вещь, затем следующий выбирает одну вещь и так по кругу.

- Какие вещи выбрали – отвечает …

- Почему ребята выбрали эту одежду? (зимой холодно, поэтому надо тепло одеваться) Это еще один признак зимы – люди одеваются тепло.

Признак зимы «люди тепло одеваются» повесить на доску.

 - Ребята, одежда нас не греет, когда холодно, а поддерживает тепло нашего тела. Подробнее об этом вы узнаете в старших классах.

3) Беседа о снеге.

 - Ребята а какие осадки выпадают зимой?

   Выпадают осадки в виде снега, потому что холодно. Карточку с признаком «идёт снег» повесить на доску.

 - Снег – что это такое? (замёрзшая вода)

 - Как образуются снежинки, кто знает?

 - Получить на это ответы поможет сказка Х. К. Андерсена «Снежная королева».

 Показать слайд, на котором изображён момент из сказки.

 - Поднимите руки, кто знает эту сказку? Учитель читает отрывок из сказки.

 «Снежная королева подхватила Кая и они оказались в заоблачных высотах. Кай узнал там тайну рождения снежинок. Когда воздух вместе с водяным паром поднимается высоко в небо, водяной пар превращается в воду, она на морозе замерзает, превращаясь в кристаллики льда. Попав в тучу, они становятся всё больше и принимают форму снежинок, которые сплетаются вместе и образуют густые пушистые хлопья. Упав на землю, они образуют сугробы».

 - Если вы заинтересовались книгой, то попросите родителей, чтобы они вам ее прочитали. А кто хорошо читает, может прочитать книгу самостоятельно.

  Снег – не только зимнее украшение, но и тёплая одежда для растений.

4) Рисование снежинок.

 - Ребята, в мире нет одинаковых снежинок.

 - Давайте посмотрим, получатся ли у вас одинаковые снежинки. За одну минуту нарисуйте свою снежинку. Покажите их.

 - Видите, у вас получились разные снежинки. Положите снежинки на край стола, они нам еще понадобятся.

5) Физминутка.

-  А сейчас все встаньте. Задвиньте стулья.  Давайте полетаем как снежинки.

 Но вот их закружила вьюга. Давайте покружимся.

 А теперь тихо опускаемся на землю. Садитесь.

7) – Какие изменения происходят с деревьями зимой?

 - Большинство деревьев стоят голые, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее они «дремлют», т. к. хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы. Ещё один признак зимы – деревья и кусты стоят голые. Повесить этот признак на доску.

 - Все ли деревья сбрасывают листья? Как называют такие деревья? (хвойные)

 - Хвойные деревья не сбрасывают свои иголочки, потому что они покрыты восковым налётом и поэтому им не страшен мороз.  

   IV. Самостоятельное применение знаний.

  1. Самостоятельно выполнить задание №  4 на с. 36 в рабочей тетради. Проверка
  2.  - Обучающая структура РАУНД РОБИН

- Перед вами карточки ваша задача соединить слова из первого столбца со словами из второго столбца. Проверка.

- Отвечает стол №     партнёр под №

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

 - Можем ли мы теперь утверждать, что зима – это покой природы?

 - Какие признаки характеризуют зиму?

 - Ребята возьмите свои снежинки и на обратной стороне нарисуйте свою улыбку.

VI. Домашнее задание: (по желанию) выполнить задание № 3 в рабочей тетради на с. 36

Список использованной литературы:

 1. Х. К. Андерсен «Снежна королева». – М.: Книжный дом, 2004 г.

 2. В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Серия: Мои первые книжки. – М.: Детская литература, 1983 г.

 3. Мультфильм «Мороз Иванович».

 4. Кадр из мультфильма «Ну, погоди!».

 5. Кадр из мультфильма «Зимняя сказка».

 6. Кадр из мультфильма «Падал прошлогодний снег».

 7. Кадр из мультфильма «Зима в Простоквашино».

 8. Стихотворение И. Сурикова «Зима».

 9. Стихотворение М. Познанской «Снег идёт».

 10. Стихотворение С. Есенина «Берёза».

Возьмите карточки с предметами и, договорившись с соседом по парте, обведите синим карандашом, предметы, которые встречаются только зимой.

IV. Самостоятельное применение знаний.

Игра "Крестики-нолики".

Если ответ верный, поднимаете карточку х, если нет – 0.

1. Верно ли, что животным трудно приходится зимой? (х)

2. Ласточка, стриж, иволга - зимующие птицы? (0)

3. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (х)

4. Верно ли, что у снежинки 6 лучиков? (х)

5. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0)

-Прячутся ли насекомые зимой? (+)

-Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (0)

-Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

-Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0)

-Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+)

-Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

-Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

-Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0)

Показывает правильные  ответы. Самопроверка по слайду.

Подводит итог.

II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

 - Загадки от Мороза Ивановича подскажут вам тему нашего урока.

 Щиплет щеки, щиплет нос,

 Но не страшен нам : (мороз)

 На коньках я мчусь вперед,

 Под ногами крепкий : (лед)

 Стали звездочки кружиться,

 Стали на землю ложиться,

 Нет, не звезды, а пушинки,

 Не пушинки, а : (снежинки)

 Зимние каникулы!

 Веселые деньки!

 Нужны ребятам санки,

 Лыжи и : (коньки)

 Наступили холода,

 Превратилась в лед вода.

 Длинноухий зайка серый

 Обернулся зайкой белым,

 Перестал медведь реветь,

 В спячку впал в бору медведь

 Кто скажет, кто знает,

 Когда это бывает? (Зимой)

 - С каким словом, связаны все отгаданные вами слова?

 - Они связаны со словом "зима".

- Кто назовёт зимние месяцы?

 Декабрь - это начало зимы. Это первый снежный месяц. Декабрь - это самый темный месяц. В это время самые длинные ночи и самые короткие дни. Солнышко встает поздно и прячется рано. Высоко не поднимается, так и ходит по краю неба. А еще декабрь это последний месяц года.

    Январь - это первый месяц года, но второй, средний месяц зимы. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью - луна. В такую погоду щечки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щепает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз - красный нос. А когда набегут тучи и повалит снег становиться теплее. Всё наоборот! Всё не как летом! При солнышке – холодно, при тучах – тепло.

    Февраль - последний месяц зимы. В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. Это последний месяц зимы.

 В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. А также хорошо в такую погоду играть в снежки. А еще в феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Крутят его, несут, кидают. Поземка, Вьюга, Метель, Пурга, Снежная буря.

 - Возьмите карточки с предметами и обведите синим карандашом, предметы, которые встречаются только зимой.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Окружающий мир\Зима в природе\Зима в природе\Задание1.jpg4

Какие же признаки зимней погоды вы можете назвать?

1. С каждым днём становится всё холоднее.

2. Небо чаще покрыто облаками.

3. Осадки выпадают в виде снега.

4. Дни становятся короче, а ночи длиннее.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Окружающий мир\Зима в природе\Зима в природе\тучи.jpg     C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Окружающий мир\Зима в природе\Зима в природе\ночь.jpg       C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Окружающий мир\Зима в природе\Зима в природе\079.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Окружающий мир\Зима в природе\Зима в природе\Задание2.jpg

В учебнике на с. 51 найдите и обведите настоящую снежинку. Объясните свой выбор. (Аналогично на интерактивной доске)

Из предложенных веточек покажите веточки лиственных растений. А теперь хвойных растений.

- Все ли деревья сбросили листья?

- Как вы считаете, «умирают» ли лиственные деревья зимой?

- Докажите, что они живы. (Они спят, вернее «дремлют», т.к. под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето они накопили запасы пищи.)

Посмотрите на картинки и выберите тех птиц, которые остаются у нас на зиму. (Задание на интерактивной доске: вытянуть нужные картинки.) (Картинки: кукушка, воробей, сорока, журавль, ворона.)

- Почему с наступлением зимы птицы переселяются ближе к жилью человека?

Обведи те виды спорта

Откройте конверт, достаньте и сложите картину.

Демонстрирует на слайде картинки – пазлы.

-Какое время года изображено на картинке, которую вы собрали? Отгадайте загадки.

Отвечайте все вместе и дружно.

а) Щиплет щеки, щиплет нос,
Но не страшен нам: (мороз)

б) Шуба бела  весь свет одела. (Снег)

У вас на столах стоит стакан.

-Что в нём?

Сегодня на уроке он нам понадобится.

в) На коньках я мчусь вперед,
Под ногами крепкий: (лед)

г) Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а: (снежинки)

 - С каким, словом ассоциируются все отгаданные вами слова?

Откройте свои учебники  на странице 84. У вас такая же картинка, как вы сейчас собрали.

– По каким признакам вы догадались, что это зима?

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

3. Беседа о снеге. 

В начале урока, я обратила ваше внимание, что у вас на столе стоит стакан со снегом

-Что такое снег?

– Почему зимой выпадают осадки в виде снега?

Рассказ о снежинках.

Высоко над землей, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это еще не снежинки. Кристаллики все время растут и наконец, становятся красивыми звездочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.

Снежинки имеют не просто симметричную форму, все они исключительно шестиугольной формы!

Упражнение на развитие наблюдательности «Найдите  настоящую снежинку».

3. Игра  «Четвертый лишний».

Выдели лишнее слово и объясни свой выбор.

Декабрь, январь, февраль, сентябрь.

Береза, клен, ель, дуб.

Воробей, синица, зяблик, снегирь.

Шуба, рукавицы, платье, валенки.

- Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если соберете  картинки - пазлы, которые у вас находятся в конверте,  и отгадаете рифмованные загадки.

Откройте конверт, достаньте и сложите картину.

Демонстрирует на слайде картинки – пазлы.

-Какое время года изображено на картинке, которую вы собрали? Отгадайте загадки.

Отвечайте все вместе и дружно.

а) Щиплет щеки, щиплет нос,
Но не страшен нам: (мороз)

б) Шуба бела  весь свет одела. (Снег)

У вас на столах стоит стакан.

-Что в нём?

Сегодня на уроке он нам понадобится.

в) На коньках я мчусь вперед,
Под ногами крепкий: (лед)

г) Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а: (снежинки)

 - С каким, словом ассоциируются все отгаданные вами слова?

Жизнь животных зимой. Сжатие информации. Распределение рисунков животных и птиц по 4 группам: впадающие в спячку, ведущие активный образ жизни, делающие запасы и птицы. (С, А, З, П)

). «Звуки зимы». На фоне тихой спокойной музыки (П. Чайковский. Времена года.) учитель читает фрагмент о звуках зимы.      Звуки зимы.

1. Игра «Найдите пару»

Деревья                                                                       укрыты снегом.

Медведи, барсуки, ежи, ужи, лягушки               дремлют.

Травы                                                                          спят.

Игра «Да-нет»

-Прячутся ли насекомые зимой?

-Перелетные птицы остались зимовать

-Зимующими называются птицы, которые остаются отдыхать

-Ласточка, грач, скворец- зимующие птицы.

-Заяц на зиму запасает еду

-Белка утепляет жилище, запасает еду, меняет цвет шерсти

-Снег и лед – разные состояния воды.

-Лед тяжелее воды

5) Сравнение двух рисунков (осенней и зимней природы) на с. 85 учебника.

- Внимательно рассмотрите два верхних рисунка на с. 85 учебника.

- Давайте, их сравним.

- Как вы думаете, почему замёрзла река и пошёл снег? Назовите главную причину этих изменений. (Главная причина изменений – холод.) Повесить карточку с признаком  «холодно» на доску.

- Такой признак вы уже называли и его мы только что подтвердили.

7) Рисование снежинок.

- Ребята, в мире нет одинаковых снежинок.

- Давайте посмотрим, получатся ли у вас одинаковые снежинки. За одну минуту нарисуйте свою снежинку. Покажите их.

- Видите, у вас получились разные снежинки. Положите снежинки на край стола, они нам еще понадобятся.

Работа по учебнику.

Выполнение задания «Что встречаем – не встречаем зимой» на с.50.

Ученики должны обвести кружками разных цветов предметы, которые они встречают только зимой, в том числе зимой и не встречающиеся зимой.         Слайд №3

Работа в паре у доски.

(Двое учеников работают у доски с фломастерами.)

Самостоятельная работа.

Проверка.

-Проверим, как вы выполнили задание. Отгадайте загадки и скажите, кружком какого цвета вы обвели этот предмет.

Меня не растили,

Из снега слепили,

Вместо носа ловко,

Вставили морковку.

Глаза – угольки, губы – сучки.

Холодная, большая,

Кто я такая?

(Снежная баба. Ее встречаем только зимой, обвели синим кружком)

Вниз вершиной растет, вверх корнем растет.

(Сосулька, обвели синим кружком)

Две сестренки, две плетенки

Из овечьей пряжи тонкой.

Как гулять – так надевать.

Чтоб не мерзли пять да пять.

(Варежки)

- У каждого на парте лежат елочные украшения. Ими мы с вами будем наряжать ёлочку. Каждое украшение имеет своё значение:

снежинка – урок прошёл плодотворно, полезно;

звезда – урок прошёл довольно неплохо;

бусы – что-то было, конечно, а вообще – «ни то, ни сё».

- Ребята, посмотрите, какая у нас нарядная получилась ёлочка.

Орг.момент. психологический настрой.

Дети берутся за руки: учитель произносит слова тихо, учащиеся хором вслух.

Мы - умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы – отлично учимся!

Все у нас получится!

Игра «Хлопки».

- Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы. (Листопад, снегопад, метель, цветение яблонь, мороз, вьюга.)

II. Феноминутка (под музыку П. Чайковского «Времена года»)

Фенолог:

- Какое время года сейчас?

- Какой любимый цвет у зимы?

- Какое чувство, настроение связано с белым цветом?

- Что можно сказать о погоде?

- А что вам особенно нравится в ясную морозную погоду?

- Какие зимние приметы вы знаете?

Фенолог проводит феноминутку.

- Сейчас зима.

- Любимый цвет у зимы: белый, голубой.

- С белым цветом связано чувство чистоты, света, свежести, праздника.

- Погода стоит ясная и морозная. Температура воздуха -20оС, ветра нет.

- Под солнечными лучами искрятся, переливаются снежинки разными огоньками. Воздух чист и прозрачен. От мороза горят щёки. Зима окутала берёзки серебряным инеем, на ёлочки и сосенки надела снежные варежки. На окнах сказочные узоры, такие, что глаз не оторвёшь.

- Был ночью иней – днём снег не выпадет.

- Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.

- Синички поднимают с утра писк – ожидай мороз.

- Снегирь поёт зимой на снег, вьюгу и слякоть.

- Снежные хлопья стали крупными – жди оттепели.

Этапы урока

Ход урока

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы 

 - Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Приготовьтесь дружно работать в течение всего урока.

- Загадки от Мороза Ивановича подскажут вам тему нашего урока.

Щиплет щеки, щиплет нос,

Но не страшен нам: (мороз)

На коньках я мчусь вперед,

Под ногами крепкий: (лед)

Стали звездочки кружиться,

Стали на землю ложиться,

Нет, не звезды, а пушинки,

Не пушинки, а: (снежинки)

Зимние каникулы!

Веселые деньки!

Нужны ребятам санки,

Лыжи и: (коньки)

Наступили холода,

Превратилась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым,

Перестал медведь реветь,

В спячку впал в бору медведь

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зимой)

- С каким словом, связаны все отгаданные вами слова? /Клик /

- Они связаны со словом "зима".

 HM00380_ lips     Работа в учебнике.  1  3     

 – Откройте свои учебники  на с. 84. Посмотрите на иллюстрацию. Какое время года изображено на рисунке?/Полным ответом!/

– По каким признакам вы узнали?

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

– Каков главный вопрос нашего урока? (Почему зиму называют покоем природы?)

 -Давайте попробуем составить план нашего урока. Слайд.3

Дети высказывают свои предположения, учитель повторяет наиболее правильную и общую формулировку.

– Отличается ли зима от др. времён года? Эти отличия называются признаками. Нужно ли нам их знать?

 - А погода зимой меняется? Какой следующий пункт плана?

 - А раз изменяется погода, чья жизнь изменяется?

– А меняется ли зимой что-то в жизни людей?

План.

Дети предлагают, учитель обобщает. На доске появляется примерный план.   1

1. Знакомство с признаками зимы.

2. Знакомство с погодой.

3. Знакомство с жизнью растений и животных зимой.

4. Знакомство с жизнью людей зимой (зимние игры, одежда).

ΙΙ. Совместное открытие знаний

 - Начнём знакомиться со временем года «Зима» с признаков зимы и погоды.

Отгадаете следующую загадку:

Слайд № 4,5

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрыла серебром.

- Это зима и зимние месяцы.

Слайд № 6

- Кто назовёт зимние месяцы?

– Рассмотрите «Календарь погоды» на с. 37 тетради.

 - Что происходит с t воздуха?

 - Чем часто покрыто небо?

 - Какие выпадают осадки?

 - Как изменяется длина дня

– Установите признаки зимней погоды по картинкам учебника:   6

          1) становится холоднее;

          2) небо чаще покрыто облаками;

          3) осадки выпадают в виде снега;

          4) дни становятся короче, а ночи – длиннее.

Беседа о снеге.

– Почему зимой выпадают осадки в виде снега? (Становится холодно.)

– Снег – что это такое? (Замёрзшая вода.)

 – Как образуются снежинки? Слайд 7

 - Если бы мы могли подняться выше облаков, то смогли бы наблюдать, как капельки пара замерзают и в облаках собираются  в снежинки разной формы.

HM00380_    lips    Работа в учебнике.  1   3   4   

– Посмотрите на верхние рисунки на с. 85.

– Какое время года нарисовано на первом рисунке? На втором? Какой рисунок подходит к теме нашего урока?

Работа в парах.   4

– Придумайте рассказ ко второму  рисунку, попробуйте рассказать друг другу, что видите.

Учитель спрашивает одного ученика.

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе составить рассказ?

– Ты составил интересный рассказ или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с помощью товарища?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Молодец! Ты не только правильно составил рассказ, но и объективно оценил свою работу.

– Обратите внимание, что большинство деревьев стоит с обнажёнными ветвями, без листьев, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее они «дремлют», так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.

– Но не все деревья сбрасывают листья.

 - Ветки каких деревьев перед вами?

Учитель демонстрирует веточки сосны и ели, учащиеся рассматривают веточку у себя на партах.

– Как отличить сосну от ели?

– Рассмотрите строение иголочек. (Иголки покрыты восковым налётом, и поэтому им не страшен мороз.)

Физкультминутка.

- Встаньте и представьте, что мы с вами в зимнем лесу Мороза Ивановича.

Солнце греет землю слабо, (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону)

Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)

Вьюга злиться,

Снег кружится, (Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)

Слайд 8.

 - Посмотрите на иллюстрацию и скажите, какие изменения (признаки) происходят в природе с приходом зимы? Вспомните всё, о чём мы говорили.

- Зимой становится холодно, природа надевает снежный наряд, реки замерзают, идёт снег. (Становится холоднее, небо чаще покрыто облаками, осадки выпадают в виде снега, дни становятся короче, а ночи длиннее).

ΙΙΙ. Применение нового знания

     Работа в рабочей тетради.  Слайд 9.

– Откройте тетради на с. 36, № 4. Прочитайте задание. Выполните его, кто справится, тот поднимет руку.

Проверка.

Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 - Когда отдыхает природа? Слайды 10,11.

HM00380_   lips        Работа в учебнике. 1  3

– Давайте перевернём страницу(с.86) и посмотрим на следующую иллюстрацию. Что мы видим на картинке? Кого мы видим на картинке?

 - Сколько всего животных спряталось?

 - С чем же мы сейчас будем знакомиться?/Третий пункт плана/

– Где прячутся звери и птицы? Слайд12.

– От кого прячутся звери и птицы?

– Какие трудности они испытывают зимой? Слайды 13,14,15.

– Не только растения подготовились к переживанию холода. Многие птицы осенью улетели в тёплые края. Слайды 16,17,18,19.

– Вспомните, какие из них улетели.

– Почему птицы улетают? (Птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух – очень тёплая одежда, а птичья кровь так горяча, что мороз птицам не страшен. А причина в другом – в голоде. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится всё труднее добывать корм. И всё-таки некоторые из них остаются зимовать.)

– Какие птицы остаются зимовать?

– Почему зимой птицы чаще посещают города и сёла?

– Как мы им можем помочь? Слайд 20.

– Как вы думаете, птицы поют зимой? Почему? (В лесу зимой тихо.)

 - Все ли пункты плана мы выполнили? О ком ещё нужно сказать?

– Давайте отправимся в зимний лес. Что мы наденем? Почему?

– Что можно взять с собой в зимний лес?

Работа в тетради. Работа в парах.

Задание № 3 на с. 36.

Проврка. 4 Слайд 21.

lips        Работа в учебнике. 5  3

– Прочитайте вывод на с. 87. Слайд 22.

– Какова главная особенность зимы? /Природа отдыхает/

– Перечислите основные признаки зимы.

– Объясните, как похолодание связано с видом осадков.

– Как похолодание повлияло на жизнь растений и животных?

– Как люди помогают животным пережить трудное время?

ΙV. Итог урока

Что вы узнали нового на уроке?   2

Что повторили из того, что вы уже знали?

– Ответили ли мы на главный вопрос урока?

– Какой вывод сделали?

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились? /Работать по плану, оценивать свой ответ…/

– Кто или что вам помогало справиться? А дружба помогла?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– А как бы вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

– Отметьте своё настроение.

Дети берутся за руки: учитель произносит слова тихо, учащиеся хором вслух.

Мы - умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы – отлично учимся!

Все у нас получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

автор Семёнова Т.Е. Конспект урока окружающего мира 4 класс "БАНК ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ"

Урок в незнакомом классе областного конкурса "Учитель  2008 года" Волгоградской области, получивший самый высокий балл. Урок предлагает ввести учащихся в новую для них науку ЭКОНОМИКУ. В системе ...

Конспект урока окружающего мира, 3 класс (программа Л. В. Занкова) Ордынское нашествие.

Познакомить детей с ордынским нашествием как одним из главных исторических событий в жизни России, которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие России....

Конспект урока окружающего мира 3 класс (Школа России)

Конспект урока окружающего мира по теме "Многообразие животных" + презентация...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...

Конспект урока окружающего мира 3 класс, «По знаменитым местам мира», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «По знаменитым местам мира»Цели деятельности учителя: знакомство с культурой мира, с его достопримечательностями, формирование умения находить и ориент...