Конспект урока "Здоровье и безопасность. Пожар" Окружающий мир, 2 класс
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему

Зайнудинова Наталья Евгеньевна

Конспект урока "Здоровье и безопасность. Пожар" Окружающий мир, 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Румянцевская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок

(окружающий мир)

«ПОЖАР»

Составила

учитель начальных классов

Зайнудинова Н. Е.

2015 год

Цели: систематизация знаний обучающихся о мерах по предупреждению пожаров и правил поведения во время пожара.

Задачи:

образовательные:

выработать у обучающихся последовательность действий при пожаре;

систематизировать знания обучающихся о причинах и мерах предупреждения пожаров;

развивающие:

развивать способность осуществлять самостоятельный поиск информации;

развивать образное мышление, связную речь обучающихся;

формировать умение аргументировать своё мнение;

воспитательные:

развивать у младших школьников желание и умение работать в коллективе;

воспитывать уважение к мнению собеседника;

развивать любознательность и интерес к учебной деятельности;

формировать у обучающихся навыки для сохранения своей жизни и окружающих.

Тип урока: комбинированный (открытие новых знаний, обобщение и систематизации знаний)

Методы обучения:

проблемный

метод стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности

поисковый

Формы работы:

коллективная

индивидуальная

групповая

Оборудование:

презентация,

конверт с заданиями,

плакаты, 

игрушки (пожарная машина, утюг, ведро, лопатка),

компьютер,

 рабочие тетради № 2,

учебник.

Ход урока

1. Организационный момент.

А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать,
Только лишь оценку "5"!

2. Проверка домашнего задания.

- Над какой большой темой мы работаем? (Здоровье и безопасность).
- О чём мы говорили на наших уроках?
- Назовите тему предыдущего урока.
 (Домашние опасности).
- Дома вы работали по группам, рисовали специальные предупреждающие знаки и должны были их прорекламировать. 
(Выступления групп).
- Оцените работу 1 группы, 2-ой, 3-ей. 
(Сигнальный веер).
- Кто хочет дополнить ответы ребят?

-Выполним тест «Домашние опасности».  (См. презентацию к уроку)

3. Самоопределение к деятельности.

- Сегодня мы продолжим разговор о том, какие опасности подстерегают нас дома. Послушайте отрывок из стихотворения С.Маршака “Рассказ о неизвестном герое” и определите тему урока:

Ехал один гражданин по Москве –
Белая кепка на голове,
Ехал весной на площадке трамвая,
Что-то под грохот колёс напевая.
Вдруг он увидел – напротив, в окне.
Мечется кто-то в дыму и огне.
Много столпилось людей на панели.
Люди в тревоге под крышу смотрели:
Там из окошка сквозь огненный дым
Руки ребёнок протягивал к ним.

- Что случилось в этом доме? (Пожар). Слайд 1

- Итак, назовите тему нашего урока.
- На какой вопрос вы хотели бы получить ответ? Обсудите в группах.
- Вопросы урока: почему возникает пожар, как себя вести во время пожара, как потушить пожар, куда обратиться за помощью?
Слайд 2

4.Работанад новым материалом.

- Каждый человек стремиться обустроить свой дом как можно уютнее, удобнее и теплее. И в этом ему помогает то, о чём говорится в загадке:

Накормить его – живёт,
Напоить – и он умрёт.  
(Огонь)  Слайд 3

Проблемный вопрос:

- Как вы думаете, огонь – наш друг или враг? 
- Приведите примеры, когда огонь выступает, как друг человека, помощник, и как враг.
 (Книга “Где работает огонь”). 

- Почему огонь из друга может превратиться во врага? (Люди забывают о правилах безопасного обращения с огнём).

Физкультминутка

-Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека при условии соблюдения правил пожарной безопасности он послушен. Но если дать ему волю, то добро превращается во зло. Большая часть пожаров происходит по вине людей из-за их беспечности. А каждый шестой пожар в жилом секторе происходит по вине детей. В нашей стране от детских шалостей с огнём ежегодно гибнет много людей. И становится обидно, когда дома, квартиры и всё, что создано руками человека,- всё уносит пожар за несколько часов. Вы сейчас слушаете и думаете, что к вам сказанное не относится,- вы лично спичками не играете и друзьям своим не позволяете это делать. А количество пожаров растёт.

- Как вы думаете, что такое пожар?

- Пожаром называется неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, ценностей и даже гибели человека.
- Поднимите руки те, кто был свидетелем пожара? Какие чувства вы испытали?
 (Страх, растерянность, ужас).

Работа по учебнику с.22.

- Однажды Серёжа и его папа тоже стали очевидцами пожара.
- Пожар – одно из самых страшных и опасных бедствий.

-Подумайте и скажите, чем опасен пожар? Обсудите в парах. 

- Какова причина пожара?

- Что ещё может быть причиной пожара? Слайд 4

   

- Пожар, свидетелями которого стали Серёжа и папа, возник из-за того, что кто-то из жильцов оставил без присмотра включённую газовую плиту. Люди не соблюдали правила пожарной безопасности.

5. Закрепление.

Работа по учебнику стр.23 -24.

- Составьте правила пожарной безопасности. (Не играй со спичками, зажигалками. Выключай электроприборы, газ. Не зажигай фейерверки, петарды, бенгальские свечи, бытовые свечи без взрослых).
- Прочитайте памятку с правилами в учебнике на стр.23.
- Какие правила пожарной безопасности мы не назвали?
Слайд 5

- Если пожар всё-таки возник, как нужно себя вести? ( Нельзя паниковать, пугаться).
- Существуют правила поведения на пожаре:

а) Если огонь небольшой, можно его затушить водой, набросить плотную ткань, одеяло.
б) Если огонь не погас – убегай из дома в безопасное место. Звони по телефону 01.
в) При пожаре в подъезде не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнёшься.
г) Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.
Слайд 6

- Но нужно знать, куда бежать. Если в школе вдруг возник пожар, необходимо эвакуироваться, т.е. выйти из опасной зоны.

- Что значит эвакуироваться?  (Это выход из опасной зоны.)

Как выходим? (План эвакуации школы, подаётся сигнал тревоги: короткие звонки, знаки на стенах “Бегущий человек”).

Знакомство с индивидуальными средствами защиты.

- При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей погибает от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки и продвигайся к выходу ползком – внизу меньше дыма.
- Вывод. Запомнить взрослым необходимо: чаще в пожарах гибнут от дыма.
- Как ещё можно защититься от дыма? 
(Марлевые повязки, респираторы).

Загадка (иллюстрация пожарника).

С огнём бороться мы должны –
Мы смелые работники.
С водою мы напарники,
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы …?  
(Пожарники).  

Слайд

- Что знаете об  этой профессии?

- Какими качествами должен обладать человек, который выбрал для себя эту профессию?

- А кто-нибудь знает историю пожарной службы?

-Верно, приезжают сотрудники пожарной части. На борьбу с пожарами направляются очень смелые люди - пожарные.  Профессию пожарных без преувеличения можно отнести к разряду самых опасных в мире. Часто эти люди сами погибают от огня, с которым приехали бороться. Это важная и благородная профессия, ведь не каждый из нас согласится бегать по горящему зданию, которое вот-вот может рухнуть, в попытках спасти людей, которые ещё не успели выбраться с него. Правда, и благодарность тех, кто обязан спасателям жизнью, безгранична.

- Пожарные – героические люди, которые всегда готовы прийти на помощь. Но иногда они приезжают слишком поздно. Как вы думаете, почему? (Люди поздно сообщают о пожаре, не могут правильно назвать адрес из-за паники, волнения) .

Рискуя собственной жизнью, они бросаются в огонь для спасения людей и их имущества. Современная пожарная техника позволяет в считанные минуты локализовать огонь и свести до минимума нанесенный пожаром ущерб. Зачастую, пожарным помогают и обычные люди.

У пожарных есть помощники – те устройства и приспособления, с помощью которых они тушат пожар. Слайд 8

   

Работа по учебнику на стр.24 - 25.

- Рассмотрите предметы, изображённые на стр.25. Для чего они необходимы? Как ими пользоваться? (пожарный шланг – брандспойт, огнетушитель, ремень, каска, перчатки, маска на лицо и т.д.).

Пожарный:

Ты о пожаре услыхал –
Скорей об этом дай сигнал.
Смело трубку в руку взять,
“01” сумей набрать.
И назвать ещё потом город, улицу и дом,
И квартиру, где живёте,
И с каким она замком,
И ещё сказать:
“Даю вам фамилию свою,
Также номер телефона,
У которого стою”.

 - ПОЖАР МЫ БЫСТО ПОБЕДИМ, КОЛЬ ПОЗВОНИМ ПО … 01! (Карточка 01)
- Почему телефон пожарной службы 01? 
(Простой, легко запомнить, дорога каждая минута, даже в темноте легко набрать) Слайд 9


- Как правильно вызвать пожарных по телефону? (112)

-Помните, от точности и быстроты вашего сообщения зависит, как скоро прибудут по адресу пожарные.
- Как вы думаете, можно ли звонить по телефону 01 ради развлечения, если пожара нет? Почему?

 Практическая работа.

Придумать и нарисовать условные знаки к правилам пожарной безопасности:

1 группа – «Никогда и нигде не играй со спичками».

2 группа – «Не оставляй без присмотра включенный утюг или чайник».

З группа – «В лесу не разжигай костер без взрослых».

6. Обобщение.

- Если вы обнаружили пожар в школе или почувствовали  запах дыма,  немедленно сообщите об этом  учителю, находящемуся поблизости.

- Не пытайтесь самостоятельно потушить пожар.

- Действуйте по команде учителя. Никогда не прячьтесь в задымлённом помещении в укромные места. При эвакуации покидайте опасное место в составе класса. Ведите себя спокойно, не создавайте паники.

- Если в помещении дым,  пригнитесь к полу, по возможности дышите через мокрую ткань.

- Запомни это сам и расскажи другим.

Учитель: Молодцы! Вижу, что вы все хорошо усвоили правила безопасности при пожаре. Ребята! Соблюдение правил пожарной безопасности поможет сохранить в целости и сохранности любую квартиру, любой дом, где вы живете, любое предприятие, где работают ваши мамы и папы, сберечь жизнь и здоровье людей предельно осторожны в обращении с огнем и ни в коем случае не допускайте превращения огня в пожар!

 7. Итог урока. Рефлексия. 

-Ну а наш урок подошел к концу.

- О чём мы говорили на уроке?

- Чем опасен пожар?

-  Нашли ли мы ответ на поставленный вопрос? (Хором отвечают)

 - Какой момент урока вам больше всего запомнился?

- Что совершенно новое вы узнали на уроке?

- А когда и где нам могут пригодиться знания, полученные на этом уроке?

- Я ...доволен своей работой.

Сегодня я научился…Теперь я смогу…Мне было трудно (легко)

Я понял что, …

Я хочу быть живым и здоровым, поэтому я …

- Я думаю, что наш урок не прошёл бесследно. - Желаю вам здоровья и добра.

Дети, большое спасибо вам за проделанную работу! За активную работу на уроке я вам дарю раскраски с изображением пожарного и памяткой «Что делать в случае пожара».

8. Домашнее задание

- Составь рассказ на тему «Что я расскажу младшим о пожаре», с. 22 – 25.

1. БЛИЦ-ТУРНИР

1.Неконтролируемое горение. Пожар.

2. Активный «помощник» пожара. Кислород

4. Головной убор пожарника. Каска.

5. Прибор для направления струй воды. Брандспойт, ствол.

6. Емкость для хранения воды на случай пожара. Резервуар.

7. За какое время сгорает полностью жилой деревянный дом? за 40 минут.

8. Человек, жилище, которого уничтожено пожаром. Погорелец.

9. То же, что и шланг. Рукав.

10. Высокая наблюдательная башня над зданием пожарной команды. Каланча.

11. Гидрант – это уличная колонка для отбора воды из водопроводной сети при тушении пожара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного занятия по пожарной безопасности в начальных классах.

ООзнакомить учащихся с действиями в чрезвычайной ситуации при пожаре,            закрепить навыки правильного безопасного поведения на пожа...

Конспект внеурочного занятия «Азбука безопасности» в 1 классе на тему: «Безопасность на улицах города»

Тип урока: изучение нового материала с опорой на имеющиеся знания.Цели: обобщить знания учащихся по правилам дорожного движения через игровую деятельность....

Конспект классного часа по пожарной безопасности во 2 классе.

·         Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную;·         Проверить знания детей п...

Конспект внеклассного мероприятия. "Опасные и безопасные ситуации". 3 класс

Конспект внеклассного мероприятия. Опасные и безопасные ситуации...

Конспект урока "Экологическая безопасность" (3 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по окружающему миру на тему: "Экологическая безопасность". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России"....