Урок окружающего мира по теме:"Дикие и домашние животные".2 класс, Школа России.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Казанцева Татьяна Сергеевна

Урок позволяет детям узнать на какие группы делятся все животные. Дети узнают особенности их проживания, питания. Идет сравнение диких и домашних животных и делаются выводы. Развивается речь, мышление,внимание, память. Учатся работать в группах, в парах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

 Конспект урока по окружающему миру во 2 классе

            по теме « Домашние и дикие животные».

 Разработала и провела учитель начальных классов МОУ СОШ №1 города Карталы, Челябинской области

                                 Казанцева Т.С.

Цель: Познакомить с понятиями домашние и дикие животные. Дать представление о происхождении домашних животных. Сравнить условия обитания диких и домашних животных.

Задачи: образовательная: Совершенствовать знания детей о домашних и диких  животных, относящихся к разным  группам.

развивающая: Развивать познавательный интерес, умение логически мыслить и использовать в работе ранее полученные знания;

воспитательная: Воспитывать любовь к животным,  бережное отношение к ним.

Формирование УУД:

личностные:

- воспитать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним;

регулятивные:

- умение сохранять заданную цель;

- адекватная оценка правильности выполнения действий;

- работать по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник,  энциклопедии).

познавательные:

- умение использовать наглядные пособия;

- умение использовать наблюдение, как способа познания окружающего мира;

- находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в энциклопедиях, через интернет.

коммуникативные:

- умение высказывать свое мнение;

- умение задавать вопросы;

- учить выполнять различные роли в группе.

Оборудование и наглядные пособия: компьютер, учебник «Окружающий мир» 2 класс, Плешаков,  рабочая тетрадь 2 класс,  презентация «Дикие  и домашние животные»;  карточки, маски животных..

Тип урока: урок изучения нового материала.

Инновационные технологии: «Обучение в сотрудничестве» Информационная технология. Личностно – ориентированный подход.

Методы:

1.   Беседа, метод проблемного обучения, познавательная игра, практический метод, иллюстрация, демонстрация; работа с книгой

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Ребята, повернитесь друг к другу и улыбнитесь своим товарищам. Пусть  поддерживает вас на протяжении всего урока душевное тепло ваших друзей.

-И я очень надеюсь, что хорошее настроение будет присутствовать у нас с вами на протяжении всего урока.

- Сегодня мы совершим путешествие в мир природы. Вам предстоит ответить на проблемные вопросы:  -Кого называют животными?  -Какими бывают животные?

2. Объяснение нового материала.

- Мы познакомимся с некоторыми животными и попытаемся ответить на

 вопрос -  «Кого называют животными?».

 Рассматриваются различные животные. (волк, лиса, медведь ,собака, ежик, зайчик, крот)

- Это всё животные. Они разные, но всех их объединяет общая черта. Чем они похожи?

 ( Они все ищут себе пищу.)

- Конечно, все эти животные добывают себе пищу, для этого передвигаются на разные расстояния.

- Ребята, ответьте на вопрос «Как ищет себе пищу волк, мышка корова, пчела, крот?»

(Корова ходит по лугу и щиплет траву; пчела берёт нектар с цветков, для этого перелетает с цветка на цветок; крот роет под землёй ходы и питается червями, зерном, волка ноги кормят.)

- Ребята, каких вы видите животных ?

(Лебеди , обезьяны, дельфин, индюк.)

- Расскажите, как они добывают себе пищу.

(Ответы детей об этих животных.)

- Как видите, животные могут жить везде: под землёй, в воде, на земле. В поисках пищи могут летать, плавать, бегать, рыть землю.

- Что же объединяет всех этих животных?

 (Все они живые и двигаются в поисках пищи.)

- Кого можно назвать животными?

Животные – существа обладающие способностью двигаться в поисках еды.

- Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Какие бывают животные?»

(Животных можно разделить на 4 группы: насекомые, птицы, рыбы, звери, или на две большие группы.) Какие?

( Домашние и дикие.)

  1. Физкультурная минутка .

        Зайка бегай.

Зайка прыгай,         Приседай со мной братишка.

         Лапки вверх, вперед и вниз.

            Покрутился и садись.

5. Работа по учебнику.

- Кто заботится о домашних животных?

 ( Человек.)

Чтение.

- Выполните задание в учебнике

6. Продолжение изучения нового материала.

- Ребята, давайте поиграем в интересную игру «Совет диких и домашних зверей». Представьте себе, что все мы звери.

Одни – домашние звери, а другие – дикие звери. Распределение ролей. Дети надевают шапочки- маски зверей.

На свете жили домашние и дикие животные и вот однажды собрались они на большой совет, и между ними возник спор: Кому живётся лучше диким или домашним животным. Класс разбивается на 2 команды.

 – 1 команда - домашние животные;

- 2 команда - дикие животные.

( Каждый должен защитить своего животного, рассказать о его условиях жизни.)

. Таким образом, учащиеся закрепляют новый материал, и понятия дикие и домашние животные. При этом, учащиеся являются не просто  зрителями, но  и исследователями, активно включающимися в обучающий процесс: отгадывают загадки, решают проблемные ситуации, отвечают на сложные вопросы.

(В результате игры заполняется таблица, характеризующая домашних и диких животных)

Проблемный вопрос: определить особенности домашних и диких животных.

Домашние животные:- человек кормит животных, заботится о них, лечит, если заболели; разводит домашних животных для своей пользы (для получения мяса, шерсти, молока, пуха, охраны жилища и т.д.); -живут в доме человека или около дома в надворных постройках (сараях); человек охраняет животных от врагов.

Дикие животные: - живут в дикой природе, жилище строят себе самостоятельно, от врагов спасаются самостоятельно; - животные сами добывают пищу, если заболели, то лечат себя сами; - звери живут свободными в дикой природе, заботятся о себе сами.

7. Закрепление  материала.

- Ответьте на вопрос: верно ли, что перед вами одни дикие животные?

Отгадывание загадок.

Думал кошка, крикнул «Брысь»,
Оказалась это… (Рысь.)

Даже по железной крыше.
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет.
И как днем все видит.
Часто спит, а после сна.
Умывается она  (КОШКА)

- Надеюсь, вы догадались, что утверждение это неверно, так как кошка домашнее животное, а рысь – дикое животное.

- Дикие животные могут жить в разных местах, где разные климатические условия. Давайте рассмотрим место жительства диких животных

  1. В лесу.
  2. Там, где очень жарко, и на больших расстояниях один песок. В пустыне.
  3. Там, где обед себе можно добыть
    высоко на деревьях,
    если только вытянуть шею.
  4. Живут и на крайнем севере, где очень холодно.

-А где живут домашние животные?  (Они тоже могут жить в разных концах света, но у них есть жилище , построенное человеком. Им не нужно передвигаться в поисках пищи. Эту обязанность, взял на себя человек.)

Физминутка.

Если я показываю домашнее животное, то приседаете, а если дикое, то вы изображаете бег.

Ребята, а как вы думаете, могут ли быть животные одновременно и дикие и домашние. Приведите примеры.

Задание. Назовите этих животных:

-Какое из животных может быть только диким, а какое может быть диким, а может быть и домашним?

- Ребята, конечно, вы догадались, что носорог – только дикое животное. А вот слон может быть, как домашним, так и диким. Прочитайте книги,  поищите сведения о жизни слонов. Узнайте, в каких странах слоны являются домашними животными. Для чего люди приручили слонов, сделав их домашними животными.

-Вы определили диких животных – пингвины и сова.

 Верблюды и овцы могут быть как домашними животными, так и дикими.

- Ребята, очень интересно изучать жизнь животных. Вот, например, только верблюды могут передвигаться по рыхлому песку, в котором другие животные вязнут. Интересно узнать о жизни сов. Ведь они глотают пищу целиком, впоследствии отрыгивая остатки. Становитесь, ребята исследователями, узнаете, сколько видов сов в мире? Чем питаются совы-сипухи? Из какого необычного материала строят гнёзда совы-сипухи. Почему отличный отец пингвин? Почему некоторые виды овец могут жить в жарком климате – в пустынях, а другие наоборот живут в холодном климате. Когда были приручены первые овцы? Ответы на все эти вопросы и на многие другие найдёте, обратившись к следующим источникам:  Интернет. Энциклопедии. Журналы.

Задание. Родственники эти животные или нет?

-Где дикое животное, а где  домашнее? (Дикий кабан и домашняя свинья.) - Конечно, вы догадались – эти животные родственники.  А вот о том, какие виды диких свиней существуют в природе, прочитайте в дополнительной литературе о животных.  А затем расскажите в классе о том, что узнали.

Задание. Выскажите своё предположение по следующему вопросу: - Могут ли эти животные быть родственниками? (Волк и собака.)  - Конечно, эти животные родственники.

                                           Сообщение.

15 – 20 тысяч лет назад предки собак начали помогать человеку в охране жилища и охоте. За многие века приручённые человеком волки сильно изменились. Индийские волки стали родоначальниками легавых, гончих, борзых, терьеров и болонок, шпицев и пуделей. Люди вывели множество пород собак. Некоторые из них декоративные. Но собаки многих пород имеют свои «профессии».

- Эта тема может стать вашего проекта. Выдвинете гипотезу, поставьте цели и задачи, составьте план работы и вперёд. Желаю узнать много интересного и полезного!

Можно включить в свою исследовательскую работу и вопрос «Как нужно правильно заботиться о собаках?»

8. Подведём итог нашего урока.

Ответьте на  вопросы:  Что нового вы узнали сегодня на уроке? Пригодятся ли вам полученные знания в жизни?

9. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке. Если вам понравилось, как вы работали на уроке, то нарисуйте солнышко, если не понравилось, то нарисуйте дождик.


Источники:  Список литературы:

  1. http://www.openclass.ru
  2. http://festival.1september.ru/
  3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola



Предварительный просмотр:

     

 Конспект урока по окружающему миру во 2 классе

            по теме « Домашние и дикие животные».

 Разработала и провела учитель начальных классов МОУ СОШ №1 города Карталы, Челябинской области

                                 Казанцева Т.С.

Цель: Познакомить с понятиями домашние и дикие животные. Дать представление о происхождении домашних животных. Сравнить условия обитания диких и домашних животных.

Задачи: образовательная: Совершенствовать знания детей о домашних и диких  животных, относящихся к разным  группам.

развивающая: Развивать познавательный интерес, умение логически мыслить и использовать в работе ранее полученные знания;

воспитательная: Воспитывать любовь к животным,  бережное отношение к ним.

Формирование УУД:

личностные:

- воспитать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним;

регулятивные:

- умение сохранять заданную цель;

- адекватная оценка правильности выполнения действий;

- работать по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник,  энциклопедии).

познавательные:

- умение использовать наглядные пособия;

- умение использовать наблюдение, как способа познания окружающего мира;

- находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в энциклопедиях, через интернет.

коммуникативные:

- умение высказывать свое мнение;

- умение задавать вопросы;

- учить выполнять различные роли в группе.

Оборудование и наглядные пособия: компьютер, учебник «Окружающий мир» 2 класс, Плешаков,  рабочая тетрадь 2 класс,  презентация «Дикие  и домашние животные»;  карточки, маски животных..

Тип урока: урок изучения нового материала.

Инновационные технологии: «Обучение в сотрудничестве» Информационная технология. Личностно – ориентированный подход.

Методы:

1.   Беседа, метод проблемного обучения, познавательная игра, практический метод, иллюстрация, демонстрация; работа с книгой

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Ребята, повернитесь друг к другу и улыбнитесь своим товарищам. Пусть  поддерживает вас на протяжении всего урока душевное тепло ваших друзей.

-И я очень надеюсь, что хорошее настроение будет присутствовать у нас с вами на протяжении всего урока.

- Сегодня мы совершим путешествие в мир природы. Вам предстоит ответить на проблемные вопросы:  -Кого называют животными?  -Какими бывают животные?

2. Объяснение нового материала.

- Мы познакомимся с некоторыми животными и попытаемся ответить на

 вопрос -  «Кого называют животными?».

 Рассматриваются различные животные. (волк, лиса, медведь ,собака, ежик, зайчик, крот)

- Это всё животные. Они разные, но всех их объединяет общая черта. Чем они похожи?

 ( Они все ищут себе пищу.)

- Конечно, все эти животные добывают себе пищу, для этого передвигаются на разные расстояния.

- Ребята, ответьте на вопрос «Как ищет себе пищу волк, мышка корова, пчела, крот?»

(Корова ходит по лугу и щиплет траву; пчела берёт нектар с цветков, для этого перелетает с цветка на цветок; крот роет под землёй ходы и питается червями, зерном, волка ноги кормят.)

- Ребята, каких вы видите животных ?

(Лебеди , обезьяны, дельфин, индюк.)

- Расскажите, как они добывают себе пищу.

(Ответы детей об этих животных.)

- Как видите, животные могут жить везде: под землёй, в воде, на земле. В поисках пищи могут летать, плавать, бегать, рыть землю.

- Что же объединяет всех этих животных?

 (Все они живые и двигаются в поисках пищи.)

- Кого можно назвать животными?

Животные – существа обладающие способностью двигаться в поисках еды.

- Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Какие бывают животные?»

(Животных можно разделить на 4 группы: насекомые, птицы, рыбы, звери, или на две большие группы.) Какие?

( Домашние и дикие.)

  1. Физкультурная минутка .

        Зайка бегай.

Зайка прыгай,         Приседай со мной братишка.

         Лапки вверх, вперед и вниз.

            Покрутился и садись.

5. Работа по учебнику.

- Кто заботится о домашних животных?

 ( Человек.)

Чтение.

- Выполните задание в учебнике

6. Продолжение изучения нового материала.

- Ребята, давайте поиграем в интересную игру «Совет диких и домашних зверей». Представьте себе, что все мы звери.

Одни – домашние звери, а другие – дикие звери. Распределение ролей. Дети надевают шапочки- маски зверей.

На свете жили домашние и дикие животные и вот однажды собрались они на большой совет, и между ними возник спор: Кому живётся лучше диким или домашним животным. Класс разбивается на 2 команды.

 – 1 команда - домашние животные;

- 2 команда - дикие животные.

( Каждый должен защитить своего животного, рассказать о его условиях жизни.)

. Таким образом, учащиеся закрепляют новый материал, и понятия дикие и домашние животные. При этом, учащиеся являются не просто  зрителями, но  и исследователями, активно включающимися в обучающий процесс: отгадывают загадки, решают проблемные ситуации, отвечают на сложные вопросы.

(В результате игры заполняется таблица, характеризующая домашних и диких животных)

Проблемный вопрос: определить особенности домашних и диких животных.

Домашние животные:- человек кормит животных, заботится о них, лечит, если заболели; разводит домашних животных для своей пользы (для получения мяса, шерсти, молока, пуха, охраны жилища и т.д.); -живут в доме человека или около дома в надворных постройках (сараях); человек охраняет животных от врагов.

Дикие животные: - живут в дикой природе, жилище строят себе самостоятельно, от врагов спасаются самостоятельно; - животные сами добывают пищу, если заболели, то лечат себя сами; - звери живут свободными в дикой природе, заботятся о себе сами.

7. Закрепление  материала.

- Ответьте на вопрос: верно ли, что перед вами одни дикие животные?

Отгадывание загадок.

Думал кошка, крикнул «Брысь»,
Оказалась это… (Рысь.)

Даже по железной крыше.
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет.
И как днем все видит.
Часто спит, а после сна.
Умывается она  (КОШКА)

- Надеюсь, вы догадались, что утверждение это неверно, так как кошка домашнее животное, а рысь – дикое животное.

- Дикие животные могут жить в разных местах, где разные климатические условия. Давайте рассмотрим место жительства диких животных

  1. В лесу.
  2. Там, где очень жарко, и на больших расстояниях один песок. В пустыне.
  3. Там, где обед себе можно добыть
    высоко на деревьях,
    если только вытянуть шею.
  4. Живут и на крайнем севере, где очень холодно.

-А где живут домашние животные?  (Они тоже могут жить в разных концах света, но у них есть жилище , построенное человеком. Им не нужно передвигаться в поисках пищи. Эту обязанность, взял на себя человек.)

Физминутка.

Если я показываю домашнее животное, то приседаете, а если дикое, то вы изображаете бег.

Ребята, а как вы думаете, могут ли быть животные одновременно и дикие и домашние. Приведите примеры.

Задание. Назовите этих животных:

-Какое из животных может быть только диким, а какое может быть диким, а может быть и домашним?

- Ребята, конечно, вы догадались, что носорог – только дикое животное. А вот слон может быть, как домашним, так и диким. Прочитайте книги,  поищите сведения о жизни слонов. Узнайте, в каких странах слоны являются домашними животными. Для чего люди приручили слонов, сделав их домашними животными.

-Вы определили диких животных – пингвины и сова.

 Верблюды и овцы могут быть как домашними животными, так и дикими.

- Ребята, очень интересно изучать жизнь животных. Вот, например, только верблюды могут передвигаться по рыхлому песку, в котором другие животные вязнут. Интересно узнать о жизни сов. Ведь они глотают пищу целиком, впоследствии отрыгивая остатки. Становитесь, ребята исследователями, узнаете, сколько видов сов в мире? Чем питаются совы-сипухи? Из какого необычного материала строят гнёзда совы-сипухи. Почему отличный отец пингвин? Почему некоторые виды овец могут жить в жарком климате – в пустынях, а другие наоборот живут в холодном климате. Когда были приручены первые овцы? Ответы на все эти вопросы и на многие другие найдёте, обратившись к следующим источникам:  Интернет. Энциклопедии. Журналы.

Задание. Родственники эти животные или нет?

-Где дикое животное, а где  домашнее? (Дикий кабан и домашняя свинья.) - Конечно, вы догадались – эти животные родственники.  А вот о том, какие виды диких свиней существуют в природе, прочитайте в дополнительной литературе о животных.  А затем расскажите в классе о том, что узнали.

Задание. Выскажите своё предположение по следующему вопросу: - Могут ли эти животные быть родственниками? (Волк и собака.)  - Конечно, эти животные родственники.

                                           Сообщение.

15 – 20 тысяч лет назад предки собак начали помогать человеку в охране жилища и охоте. За многие века приручённые человеком волки сильно изменились. Индийские волки стали родоначальниками легавых, гончих, борзых, терьеров и болонок, шпицев и пуделей. Люди вывели множество пород собак. Некоторые из них декоративные. Но собаки многих пород имеют свои «профессии».

- Эта тема может стать вашего проекта. Выдвинете гипотезу, поставьте цели и задачи, составьте план работы и вперёд. Желаю узнать много интересного и полезного!

Можно включить в свою исследовательскую работу и вопрос «Как нужно правильно заботиться о собаках?»

8. Подведём итог нашего урока.

Ответьте на  вопросы:  Что нового вы узнали сегодня на уроке? Пригодятся ли вам полученные знания в жизни?

9. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке. Если вам понравилось, как вы работали на уроке, то нарисуйте солнышко, если не понравилось, то нарисуйте дождик.


Источники:  Список литературы:

  1. http://www.openclass.ru
  2. http://festival.1september.ru/
  3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Дикие и домашние животные"

Урок окружающего мира для 2 класса по программе "Школа России"....

Урок окружающего мира по теме "Дикие и домашние животные".

Урок для 2 класса с использованием проектных работ детей....

Урок окружающего мира по теме "Дикие и домашние животные" 3 класс

Цель:1. Дать учащимся представление о диких и расширить знания о      домашних животных, установить их отличительные способности в устройстве жизни.2. Учить группировать...

Открытый урок по окружающему миру на тему " Дикие и домашние животные" ( 1 класс)

Данный урок разработан по требования ФГОС. Разработана технологическая карта урока, где четко изображена деятельность учителя и ученика....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Дикие и домашние животные", 2 класс, УМК "Школа России"

   Тема: «Дикие и домашние животные»Цели деятельности учителя: формирование знаний о диких и домашних животных, их сходстве и различиях; расширение кругозора о разнообрази...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Дикие и домашние животные", 2 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о диких и домашних животных, их сходстве и различиях; расширение кругозора о разнообразии домашних животных и их значении для человека; закрепление ...

Тест по окружающему миру. Тема "Дикие и домашние животные" 2 класс, Школа России.

Тест по предмету окружающий мир к УМК  А.А. Плешакова "Школа России"Тема: "Дикие и домашние животные"...