Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Красная книга" УМК Школа России
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Согласно календарно-тематическому планированию тема урока – «Красная книга», данный урок является 14-м в изучении раздела «Природа».  Тип урока:  урок  первичного предьявления новых знаний.     

                                На  уроке реализовывала цели :

Образовательные: 1. Познакомиться с Красной книгой России.

                                   2. Обобщить представление о факторах, угрожающих живой природе.                                 

Развивающие:       1.Развивать поисковую деятельность  (развивать способность целесообразно наблюдать,  исследовать и  давать  правильную оценку предметам,  явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам). 

                                2.Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно – следственные связи между объектами  природы.             

                                3.Развивать навыки наблюдательности, навыки самостоятельной   исследовательской работы при  изучении растений  и   животных.

Воспитательные:  1. Учить уважительному отношению ко всему живому.

                                  2. Продуктивно работать в коллективе, уметь сопереживать.

Планируемые результаты: Предметные: определять  характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть представителей растительного и животного мира , занесённых в Красную книгу .

Метапредметные УУД: познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике , так и в предложенных учителем словарях и книгах(это была частично-поисковая работа в малых группах по Красной книге)

Регулятивные: использовать учебник и литературу при работе по предложенному плану(работа самостоятельная: соотнесение иллюстрации и названия растения)

Коммуникативные: совместно договариваться о правилах поведения в природе и следовать им

Личностные:  проявлять  ценностное отношение к природному миру, осознавать  важность и необходимость  Красной книги  для сохранения редких  и исчезающих видов животных и растений (выводы на уроке).                                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opornye_slova.docx10.18 КБ
Файл tekhnolog_karta_moy_urok.docx36.87 КБ
Файл kartochki_k_urokumontazh.docx722.37 КБ

Предварительный просмотр:

НЕ  БУДЕМ…

МОЖНО …

СОГЛАСЕН…

ПОЛЕЗНО…

НЕЛЬЗЯ…



Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру во 2 «Д» классе

Учитель – Жизненко Светлана Анатольевна

Тема урока – «Красная книга»

Тип урока:  урок  изучения нового материала

Цели урока:

Образовательные: 1. Познакомиться с Красной книгой России.

                                   2. Обобщить представление о факторах, угрожающих живой природе.

                                 

Развивающие:       1.Развивать поисковую деятельность (развивать способность целесообразно наблюдать, исследовать и                                            давать  правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам).  

                                2.Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно – следственные связи между объектами  природы.              

                                3.Развивать навыки наблюдательности, навыки самостоятельной исследовательской работы при  изучении растений и            животных.

Воспитательные:  1. Учить уважительному отношению ко всему живому.

                                  2. Продуктивно работать в коллективе, уметь сопереживать.

Формы организации познавательной деятельности:  ( фронтальная, групповая, индивидуальная)

Методы и приёмы:(создание ситуации успеха, методы словесной и наглядной передачи знаний, частично – поисковый, самостоятельная работа, творческая работа,  дискуссия , самооценка)

Средства обучения: раздаточный материал, использование ИКТ, Красная книга РФ.

Образовательные технологии обучения: личностно – деятельностная, , исследовательская, технология создания проблемной ситуации ситуации, продуктивное чтение.

План – конспект урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формирование УУД  

1.Мотивация  к учебной деятельности.

Цель этапа: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.

 Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Доброе утро, ребята. Сегодня у нас очень ответственный урок. К нам пришли гости- учителя . Улыбнитесь  и подарите им частичку своего тепла.  Давайте пожелаем им добра и здоровья. А я вам желаю открытия новых знаний, которые вам пригодятся в жизни.

- А с какой целью вы пришли на урок?

Дети  улыбаются  учителям.

           

Чему – то научиться, узнать что – то новое.

Личностные УУД:

- формировать интерес к изучению предмета;

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного

сотрудничества с

учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний.

Цель этапа:

 дать возможность самостоятельно вывести правила друзей природы

Работа в парах

                  Стих-е

Есть просто храм, есть храм науки, 
А есть еще природы храм – 
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток, 
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток, 
Не оскверняй ее святынь.

- О каком храме мы будем сегодня говорить? ( о природе)

-Как вы понимаете строки «Не оскверняй её святынь?» (надо соблюдать правила поведения в природе)

На партах у вас лежат листочки. Выберите, что нельзя делать в  природе и раскрасьте значок красным цветом, а что можно зелёным цветом.

  • Ломать ветки деревьев
  • Убивать зверей и птиц
  • Любоваться природой
  • Трогать домики животных и их детёнышей
  • Разорять птичьи гнёзда.
  • Дышать свежим воздухом
  • Разбрасывать мусор
  • Засорять родники и речки
  • Собирать грибы и ягоды
  • Рвать цветы
  • Соблюдать тишину
  • Фотографировать
  • Громко слушать музыку

Проверка. Прочитайте ,что нельзя делать в природе.

                  Прочитайте, что можно делать в природе.

Используйте опорные слова:

Не будем…Можно…Согласен…Полезно.. Нельзя

Проговаривают предполагаемую тему урока.

Ученики выполняют работу на карточках.

Проверка работы.

 Ученики выводят  правила друзей природы.

Регулятивные УУД:

-прогнозирование;

- самооценка;

-самоконтроль;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

 Познавательные УУД:

-структурирование знаний;

-умение строить высказывание;

-смысловое чтение;

Коммуникативные УУД:

-умение выражать свои мысли;

-владение монологической и диалогической речью;

3. Самоопределение к деятельности.

Цель этапа:

 самопроверка умения применять новое знание в разных ситуациях

- Давайте проверим, как мы умеем охранять природу.

Выберите один из предложенных ответов на каждый  из вопросов и запишите соответствующее ответу количество очков. 

Тест «Умеешь ли ты охранять природу?» (слайд 2)

1.   Ты нашёл на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь?

          а)  полюбуюсь на него и пойду дальше  (1 очко)

          б) осторожно срежу его и поставлю в красивую вазу  (5 очков)

  2.   Ты нашёл гнездо с птенцом. Что ты сделаешь?

           а) покормлю птенца  (3 очка)

           б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели  (5 очков)

           в) буду наблюдать издали  (1 очко)

     

3.    Ребята собрались в лес за берёзовым соком. Пойдёшь ли ты с ними?

           а) пойду, но буду собирать очень осторожно  (5 очков)

           б) расспрошу об этом учительницу  (2 очка)

           в) не пойду  (1 очко)

  4.   После похода на природу у вас осталось много пустых банок, кульков. Как бы ты поступил с ними?

           а) взял бы с собой, чтобы дома выбросить в мусорный ящик  (1 очко)

           б) отнёс бы в кусты и выбросил  (5 очков)

           в) закопал бы в землю  (3 очка)

Ключ к тесту

4-9 очков – если бы все были такими, как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только много знаешь о природе, но и умеешь её охранять. Но главное – не останавливайся, стремись узнать больше.

10-14 очков – ты, безусловно много знаешь о природе и хотел бы ей помочь, но твои знания неполные, и ты, сам того не желая, можешь причинить ей вред .Больше читай и ты сможешь принести природе пользу.

15-20 очков – ты наверное, любишь природу- это хорошо. Но ты мало о ней знаешь. Тебе нужно ещё много узнать о природе.- Кто хочет узнать  о природе ещё больше, научиться её беречь? Я приглашаю вас сегодня в удивительный мир (храм) природы, где вас ждёт много интересного и поучительного.

Ученики выполняют тест.

Подсчитывают количество набранных очков.

Сверяются с ключом к тесту.

Познавательные УУД:

- анализ  и синтез;

- контроль и оценка процесса и      результатов деятельности;

Регулятивные УУД:

-контроль;

- саморегуляция;

-коррекция;

 

4. Работа над темой урока.

Цель этапа:

Самостоятельное озвучивание темы урока

Презентация «Красная книга».

Первичное усвоение новых знаний

Динамическая пауза

Творческая работа

Решение проблемной ситуации

Первичная проверка понимания

Частично -поисковая работа

- Отгадайте, пожалуйста, загадку:

               Говорит она беззвучно,

               Но понятно и не скучно.

               Ты беседуй чаще с ней,

               Станешь вчетверо умней. (книга)

- Какая это книга, обычная? Ведь мы говорим о природе, её охране?

Узнаем почему книга имеет красный цвет

- Где вы встречались с красным цветом?

- Что означает в этих случаях красный цвет?

- Почему эту книгу назвали красной?

- Но о какой опасности?

 

- Сформулируйте тему и цель урока?

Показ  Красной книги

 На нашей планете существовало много разных видов животных и растений. И людям казалось, что они всегда будут жить и расти. Они использовали растения для своих нужд, безжалостно уничтожали животных. И пришло время, когда ученые забили тревогу: некоторые виды растений и животных исчезли бесследно. Никто и ничто уже не вернет их. Некоторые виды растений и животных стоят на грани исчезновения. Поэтому наступила необходимость создать документ, который бы смог остановить человечество от бездушного уничтожения живой природы, самоуничтожения. В 1948 году учёные мира создали  Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга. Красный цвет — он сигнализирует — защити. Красный цвет книги — сигнал опасности.

В 1966 году Международная Красная книга была издана в необычном виде. Обложка у неё — красная, а страницы разноцветные.

- Как вы думаете, зачем?

- Молодцы, ребята. Вы выдвинули несколько версий.

-  А сделано это было для того, чтобы сразу было видно, в каком положении находится то или иное животное или растение.

- Черные страницы содержат списки тех, кого уже нет, кого мы больше никогда не увидим, кто уже вымер.

- На красных листах книги помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения. Например, красный волк.

- На желтых - уязвимые виды, которые очень быстро исчезают, и поэтому им грозит «переселение» на страницы красного цвета. Одно из таких животных – розовый пеликан.

- На белых — сведения о редких видах. Например, египетская цапля.

-  На серых — сведения о малоизученных и редких видах.  Например, беломорский дельфин.

- На зеленых — сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности. Это, например, зубр, который подвергался большому истреблению.

- Для каждого, кто попал в Красную книгу, учёные разработали программу спасения. Впоследствии была создана Красная книга России и других стран.

В нашей стране такая книга появилась в 1978 году.

Отдых под звуки «Музыка леса»

Пользуясь учебником, подпиши названия  растений из Красной книги

С.88-89(учебник),

С60.№2(печатная тетрадь)

Назовите цветущие растения, занесенные  в Красную книгу. Рассмотрите их внимательно.

Знакомство с растениями и животными, занесенными в Красную книгу.

- О чём предупреждает нас  Красная книги России?

С.60 № 3 Знаешь ли ты животных из Красной книги? Вырежи и наклей  рисунки из Приложения.

-  С какой целью была создана Красная книга? Что надо делать, чтобы спасти исчезающие и редкие виды
растений и животных?
 Что же  мы с вами можем сделать для охраны природы? Что надо делать нам детям, чтобы спасти исчезающие и редкие  виды растений и животных?

Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

-Соглашаетесь ли с поэтом? Почему?

Да, поэт ошибается в своих прогнозах.

Если растения будут уничтожены, то мы не останемся одни на планете, т.к. человека просто не будет. Зеленые растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания.

Каждое растение по своей значимости достойно Красной книги и его необходимо беречь, а не ждать, когда его занесут в Красную книгу.

Работа с Красной книгой Приморского края

Я предлагаю работу в группах.

а)Группа зоологов (учёные, которые изучают животных) найдёт в дополнительной литературе и запишет названия исчезающих видов животных из Красной книги.

б) Группа биологов (учёные, которые изучают растения)  найдёт в дополнительной литературе и запишет названия исчезающих видов растений  из Красной книги.

- Какие растения  и животные занесены в Красную книгу России? Выпишите их названия на отдельные листы.

 

У нас получилась своя Красная книга, на следующем уроке, нам предстоит выполнить Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту».Для этого вам нужно будет найти и рассказать об одном животном или растении, занесённом в Красную Книгу.

-  «Красная книга, или Возьмём под защиту»

-Узнать о Красную книге и углубить знания об исчезающих видах растений и животных.

-Научиться соблюдать правила друзей природы.

-научиться находить информацию .

-  Красный цвет можно увидеть на пожаре - огонь.

- В светофоре. Сигнал светофора красного цвета - опасность, переходить дорогу нельзя.

- В дорожных знаках красный цвет – цвет предупреждения.

- Красный цвет говорит об опасности.

Тема урока  «Красная книга»

Чтение текста в учебнике с.88

- Цветные страницы нужны для разделения на животных и растения.

- Все природные объекты разделены по природным зонам.

Составление рассказа о животных и растениях на цветных страницах

Некоторые растения и животные находятся под угрозой исчезновения. Они могут погибнуть, если их не охранять.

Для того, чтобы люди знали исчезающие виды растений и животных;

Для того чтобы люди охраняли растения и животных, занесенных в Красную книгу, и бережно относились ко всем растениям и животным, защищали их. Выполнять  правила друзей природы. Не уничтожать природу и всё живое на земле  Так мы сможем немного помочь природе.

Дети выходят и прикрепляют листы с названиями видов на доску

Регулятивные УУД:

планирование;                                

прогнозирование;

ПознавательныеУУД:

-работа с различными источниками информации;

  - решение проблемы, построение

логической цепи

рассуждений;

-находить нужную информацию в тексте;

- смысловое чтение;

КоммуникативныеУУД:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-умение слушать и понимать других;

Регулятивные:

планирование,

прогнозирование;

познавательные:

логические:  решение проблемы, построение

логической цепи

рассуждений

коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Личностные УУД:

-чувство ответственности за порученное дело;

Регулятивные:

контроль, оценка,

коррекция; познавательные:

общеучебные –

умение структурировать знания, выбор наиболее

эффективных способов решения задания, умение

осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

коммуникативные: управление поведением

партнёра – контроль, коррекция, оценка действий

партнёра.

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня

усвоения; личностные: самоопределение.

5. Рефлексия.

Цель этапа:

проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее,

  аргументировать своё мнение, осознать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.

Обнимем земной шар (работа с моделью Земли –мячом)

Оценивание успешности на уроке смайлом

Пора бы человечеству понять,

Богатство у Природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же ЖИВАЯ!

Учитель. Наш урок  подошёл к концу. И я хочу прочитать вам стихотворение, которое является заветом нам с вами. Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.

- Над чем вы задумались на уроке?

- Какие открытия сделали?

-Что вас удивило?

-Что дал вам урок?

- Молодцы! Вы очень хорошо поработали.

Домашнее задание.

Подготовить сообщение о любом растении или животном из Красной Книги.

- Спасибо за урок!

 

Выдвигают предположения.

Делают вывод.

Каждый человек должен быть другом природе.

Должны охранять и беречь её, чтобы окружающий нас мир продолжал радовать нас своей красотой.

Мы в ответе за нашу природу.

Познавательные УУД:

- строить рассуждения;

- установление причинно – следственных связей;

Коммуникативные УУД:

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Личностные УУД:

-эмоциональность;

-умение осознавать и определять свои эмоции;

Регулятивные УУД:

-определять степень успешности своей работы;



Предварительный просмотр:

  • Ломать ветки деревьев
  • Убивать зверей и птиц
  • Любоваться природой
  • Трогать домики животных и их детёнышей
  • Разорять птичьи гнёзда.
  • Дышать свежим воздухом
  • Разбрасывать мусор
  • Засорять родники и речки
  • Собирать грибы и ягоды
  • Рвать цветы
  • Соблюдать тишину
  • Фотографировать
  • Громко слушать музыку

  • Ломать ветки деревьев
  • Убивать зверей и птиц
  • Любоваться природой
  • Трогать домики животных и их детёнышей
  • Разорять птичьи гнёзда.
  • Дышать свежим воздухом
  • Разбрасывать мусор
  • Засорять родники и речки
  • Собирать грибы и ягоды
  • Рвать цветы
  • Соблюдать тишину
  • Фотографировать
  • Громко слушать музыку

На нашей планете существовало много разных видов животных и растений. И людям казалось, что они всегда будут жить и расти. Они использовали растения для своих нужд, безжалостно уничтожали животных.

 И пришло время, когда ученые забили тревогу: некоторые виды растений и животных исчезли бесследно. Никто и ничто уже не вернет их. Некоторые виды растений и животных стоят на грани исчезновения.

 Поэтому наступила необходимость создать документ, который бы смог остановить человечество от бездушного уничтожения живой природы, самоуничтожения. В 1948 году учёные мира создали  Международный союз охраны природы.

 По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги.

 Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга. Красный цвет — он сигнализирует — защити. Красный цвет книги — сигнал опасности.

В 1966 году Международная Красная книга была издана в необычном виде. Обложка у неё — красная, а страницы разноцветные.

А сделано это было для того, чтобы сразу было видно, в каком положении находится то или иное животное или растение.

- Черные страницы содержат списки тех, кого уже нет, кого мы больше никогда не увидим, кто уже вымер.

- На красных листах книги помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения. Например, красный волк.

- На желтых - уязвимые виды, которые очень быстро исчезают, и поэтому им грозит «переселение» на страницы красного цвета. Одно из таких животных – розовый пеликан.

- На белых — сведения о редких видах. Например, египетская цапля.

-  На серых — сведения о мало изученных и редких видах.  Например, беломорский дельфин.

- На зеленых — сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности. Это, например, зубр, который подвергался большому истреблению.

- Для каждого, кто попал в Красную книгу, учёные разработали программу спасения. Впоследствии была создана Красная книга России и других стран.

В нашей стране такая книга появилась в 1978 году.

C:\Users\Пользова\Desktop\5.png