Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Томских Ирина Михайловна

Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Возвышение Москвы".  Данный урок изучается в разделе «Объединение русских земель вокруг Москвы», 2-й урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: окружающий мир

Класс: 3 Б

Учитель Томских Ирина Михайловна

УМК: РО Л. В. Занкова

Тема: Возвышение Москвы

Место урока в теме: Данный урок изучается в разделе «Объединение русских земель вокруг Москвы», 2-й урок

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: определение причин, способствующих превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель.

Задачи урока:

Образовательные задачи:

  • познакомить учащихся с основными историческими фактами, событиями,  связанными с основанием Москвы;
  • показать особенности процесса объединения русских земель, выделив причины этого процесса;
  • охарактеризовать деятельность московских князей: Юрия Долгорукого, Ивана Калиты.

Развивающие задачи:

  • развивать кругозор учащихся, интерес к истории;
  • развивать умение анализировать географические факты;
  • развивать умение работать с картой, учебным текстом;
  • развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать чувство патриотизма;
  • прививать уважительное отношение друг к другу;
  • формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью. 

Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений. 

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

  • компьютер, проектор, мультимедийная презентация;
  • плакаты о Москве.

Список литературы:

  • Учебник: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.  Окружающий мир 3 класс, часть 2. Издательский дом «Фёдоров», 2013г.;
  • Поурочные планы по учебнику Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. Окружающий мир 3 класс, часть 2. Издательство «Учитель», 2013г.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг.  момент.

Формирование самооценки готовности  к уроку

Включение в деловой ритм урока. Устное сообщение учителя

- Сегодня на уроках вы работаете в группах. Отдельная группа учеников поработают сегодня учёными-историками. Они помогут нам разобраться в новой теме. (Слайд 1)

Самоорганизация, обучающиеся оценивают свою готовность и  настрой на работу.

Личностные: самоопределение; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Введение в тему урока

Учитель читает стихотворение.

“Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни, и палаты, и дворцы!

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах:

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!

Кто, силач, возьмет в охапку

Холм Кремля - богатыря?

Процветай же славой вечной,

Город храмов и палат!

Град срединный, град сердечный,

Коренной России град!

-О каком городе идет речь в этом стихотворении? 

(Слайд 2.)                   

Обучающиеся дают

предположительные ответы на

проблемный

вопрос.

Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

познавательные:

 умение вычленять нужную информацию  из общей информации; коммуникативные умение высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнера.

3.Актуализация знаний

Выявление уровня знаний.

- Какие пословицы и поговорки вы знаете о Москве?

(Дети называют пословицы о Москве)

Москва – мать городов русских.                                  

- Что означают эти слова? (Слайд 3.)                                                                       

Москва – древнейший город нашей Родины с XIV – XV в. Она стала играть руководящую роль и за это её называют матерью русских городов.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Ответы детей:

Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Москва – белокаменная, златоглавая, хлебосольная.

Москва людна и хлебна, славится невестами.

От копеечной свечи Москва сгорела.

В Москву брести – последнюю копейку снести.

В стольном граде каждый день праздник.

Москва слезам не верит.

Москва не сразу строилась.

Москва не сразу строилась.

Москва – мать городов русских.

Обучающиеся дают объяснение пословицы.

Обучающиеся выдвигают гипотезы, на основании которых формулируется предполагаемая тема урока

Регулятивные 

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • после предварительного обсуждения самостоятельно прогнозировать предстоящую работу;
  • коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

познавательные: ориентироваться в своей системе знаний

4. Постановка цели урока и уточнение темы.

Активизирует знания учащихся.

- Итак, тема нашего урока «Возвышение Москвы» (фиксируется на доске).

На уроке мы будем искать ответы на следующие вопросы:            (Слайд 4)

1) Какая существует версия о происхождении названия города Москвы?

2) В каком году был основан город Москва?

3) Каким князем была основана Москва?

4) Почему основатель города выбрал именно это место для основания города?

5) Почему произошло возвышение Москвы?

Учащиеся рассматривают  план изучения данной темы.

Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

регулятивные: прогнозировать предстоящую работу

коммуникативные: постановка вопросов

5. Изучение нового материала.

Читает произведение. Послушайте предание старины великой.

- Ехал великий князь Юрий, прозванный Долгоруким, со своей дружиной из славного города Киева в град Владимир. Дорога шла через дремучие леса, топкие болота. Вдруг увидел князь посреди болот огромного зверя. Было у чудесного зверя три головы, шерсть пестрая, много цветов. В изумлении остановились князь и его спутники, глядя на это чудо. А зверь, явившись людям, исчез, словно растаял в тумане. Спросил князь ученого предсказателя. Он растолковал это явление так:

– Встанет поблизости сих мест град превелик, и распространится вокруг него царство великое. А пестрая шкура значит, что сойдутся сюда народы разные.

– Это сказка, но с большим смыслом. Ведь сбылось знамение – вырос великий город.

– Князья  и их дружины встретились в Москве. А Москва в то время была маленькой деревушкой, каких немало было на Руси, держали совет, и Юрий Долгорукий, как гостеприимный хозяин,  устроил в честь Святослава пир – “обед силен”, по словам летописца. Было это в 1147 году, и эту дату принято считать годом основания Москвы.                                                        (Слайд 5)

Обучающие слушают

собеседника.

Познавательные: 

получение новой информации.

Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям;

коммуникативные:  уметь

ориентироваться в

своей системе

знаний;

осуществлять

анализ объектов

6. Сценка «Разговор князей»

Прогнозирует

правильный

вариант ответа

- Вот какой разговор произошёл между двумя князьями – Юрием Долгоруким и Святославом. (Дети разыгрывают сценку)

- Ребята, подумайте и скажите, что ответил князь Юрий? (Дети высказывают свои предположения.)

- Давайте послушаем разговор до конца и узнаем, кто оказался ближе к истине.

- Каким князем был основан город Москва? В каком году это было?                                      (Слайд 6.) 

Прозвали его так из-за того, что свои «долгие», т.е. длинные,  руки князь от Суздаля «протягивал» в разные концы Руси. Он стремился завладеть Новгородом, не прочь был прибрать к рукам и Киев.

Определить

роль и значение

каждого персонажа.

Сценка:

Святослав: Присылал ты мне гонцов:

“Приходи ко мне в Москву”, –

И решил я поспешить,

Новый город навестить.

Юрий:  Святослав, мой друг и брат,

Как я видеть тебя рад!

Святослав:  Над Москвой-рекой, на круче,

Где стоит твой кремль теперь,

Был когда-то бор дремучий,

А в бору водился зверь.

Почему ж решили вы

Поселиться у Москвы?

(Дети высказывают предположения.)

Юрий:  Мы сюда пришли ладьями,

И верхами, и пешком.

Посидели, обсудили,

Осмотрели все кругом.

Здесь стояла деревушка

Над большой рекой Москвой

И решили: “Места много,

Есть что есть, и есть, что пить!”

Помолились дружно Богу,

Стали строиться и жить.

Святослав:  Да, родился город новый,

И надежен кремль дубовый!

Ответы детей

Познавательные и регулятивные:

получение новой информации,

формирование умения устанавливать причинно – следственные связи, учитывать чужое мнение, формулировать собственную позицию

7. Работа в группах. Проблемная ситуация №1.

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

- По какой причине основатель города Москвы заинтересовался его местоположением? Чтобы ответить на этот вопрос,  изучите схему.                                                                                      

-Опираясь на схему, назовите город, через который проплывали купцы, путешествуя:                                                                                          (Слайд 7)                       

  • из Новгорода в Рязань.
  • из Киева во Владимир.
  • из Рязани в Тверь.

- Вывод написать на листе бумаги.

Обучающиеся доказывают,

аргументируют

свою точку зрения

а) Обсуждение проблемы. Анализ географических фактов.

б) Выдвижение гипотез

в) формулирование выводов: Многие торговые пути проходили через Москву.                                                                                                    (Слайд 8)

Познавательные:  

получение новой информации

умение использовать знаково – символические средства;

регулятивные: умение оценивать свои знания и делать выводы;

коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им, оценка действий партнера;

личностные:

вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов

8. Рассказ учителя.                                                                                    

Москва была удобной водной дорогой. Со всех сторон русской земли плыли по Москве-реке корабли с товарами. Они разгружались на пристани недалеко от Кремля. Место пристани учёные определили недавно во время раскопок. Нашли очень много предметов, связанных с торговлей. Тут были большие и маленькие гири, железные весы. Было что продать и московским купцам и ремесленникам: меха, мёд, воск, шлемы, мечи, драгоценные украшения. (Слайд 9)

Обучающиеся слушают

собеседника.

Предметные: 

расширение  знаний об историческом прошлом нашей Родины,

получение новой информации.

Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям;

коммуникативные: 

слушать и

понимать речь

других, уметь

ориентироваться в

своей системе

знаний,

осуществлять

анализ объектов

9. Проблемный вопрос.

Происхожде-ние названия города Москвы.

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

- Как город получил своё название?

Учитель дополняет сведения о происхождении Москвы

- Существует несколько версий, но самая верная, пожалуй, - город назван по имени реки. Реки ведь старше городов. «Москва» переводится «река-кормилица», «река-медведица». Некоторые предполагают, что это слово означает реку, текущую в болотистой местности. Видно, таким и было место возле реки в те далёкие времена, когда на холмах вблизи реки стали селиться люди.                                                                                         (Слайд 10)                                                                              

 Князь Юрий Долгорукий приказал построить земляной вал и крепкую дубовую стену с башнями. Это был первый Московский Кремль.

Обучающиеся доказывают,

аргументируют

свою точку зрения

1) предположения детей

2) Выступление ученика: эксперта-этимолога (презентация)

«Происхождение названия города Москвы»

Познавательные: доказывать,

аргументировать

свою точку зрения;

коммуникативные: понимать на слух

ответы

обучающихся,

строить речевое

высказывание;

регулятивные: 

в ходе

заслушивания, остальные

школьники

контролируют

правильность и

полноту

проведенного

анализа. По мере

необходимости

исправляют,

дополняют,

уточняют

озвученный

анализ.

10. Физминутка

11.Стихотворе-ние «Наша древняя столица».

Представь себе, читатель мой, (Слайд 11)                                                             

Что там, где столько крыш вдали,

Огромный лес стоял когда - то,

Дубы огромные росли.

Шумели липы в три обхвата,

Полянки вместо площадей,

А вместо улиц - перелоги,

И стаи диких голубей,

И рёв медведицы в берлоге,

И на заре на водопой,

Где плещет свежесть ключевая,

Шли лоси узкою тропой,

Рогами сучья задевая…

Текла река в лесах, в лугах,      (Слайд 12)                                                              

Ладьи скользили по теченью,

А на высоких берегах

Виднелись тут и там селенья.

Славянский люд в них проживал

С десятого, быть может, века,

Тот люд Москвою называл

Глубокую, большую реку.

Пахали землю под пшеницу,     (Слайд 13)                                                           

Купцам сбывали в города

И лес, и воск, и мёд, и птицу.

Из года в год богатый сбыт

Мехам бобра, медвежьим шкурам.

Водой и сушей путь открыт.

В Ростов, Владимир, Суздаль, Муром.                                                 (Слайд 14)

Все это были города

Руси лесистой и огромной.

Столицей Киев был тогда,

Была Москва деревней скромной.

Обучающиеся слушают текст

Познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • извлекать и перерабатывать 
  • информацию для открытия новых знаний;

Коммуникативные: слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения

12. Работа в группах. Проблемная ситуация №2.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

"Где теперь Москва - столица,

Жили раньше зверь да птица?"

- Но почему люди стали селиться в этих труднопроходимых местах?          (Слайд 15)                 

- Обсудите проблему и напишите свои выводы на листочках.

- Надёжной защитой крепости были крутые обрывистые берега  Москвы-реки. В Кремле стояли княжеская усадьба, дома бояр, несколько небольших деревянных церквей, дома ремесленников.

При нападении врагов всё население Москвы укрывалось за стенами Кремля, обороняя его.

а) Обсуждение проблемы. Анализ географических фактов.

б) Выдвижение гипотез

в) формулирование выводов: Удобное географическое положение

Предметные:  

нахождение  на физической карте географических объектов и их названий, уметь объяснять значение термина «основание Москвы»;

регулятивные: 

учиться давать оценку результатов учебной деятельности,

выполнять самопроверку и корректировку своей деятельности; коммуникативные: выслушать

разнообразие

мнений, выбрать

главное;

личностные:

развитие сотрудничества при работе в группе

13. Работа в группах. Проблемная ситуация №3. Возвышение Москвы.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

а) Анализ исторических фактов.

- Как произошло, что маленький безызвестный городок возвысился над всеми городами

 Руси?    (Слайд 16)                                                                                                                                                 

Дети работают в группах.

а) Обсуждение проблемы. Анализ исторических фактов.

б) Выдвижение гипотез

в) формулирование выводов: удалённость от врагов

г) Выступление «ученого-историка»: Возвышению Москвы очень помогло её более выгодное расположение среди других русских княжеств.                                                                       (Слайд 16)                                                                               

Опасно было в то время жить на окраинных землях. Каждый час можно ждать набега врагов, пожаров, плена, смерти. Подальше от многочисленных недругов, под защиту глухих лесов переселялись люди. Особенно охотно селились крестьяне и ремесленники на Москве-реке. Здесь было много свободных земель. В реках водилась рыба, в густых лесах – звери, птицы, дикие пчёлы. Земля давала хорошие урожаи трудолюбивым крестьянам.        

До Москвы монголо-татары доходили редко.  Соседние княжества, расположенные к югу, прикрывали Москву от набегов татарских ханов.   (Слайд 18)   

 Но хотя Москва и была убежищем для спасающихся от орды, но и она натерпелась много от набегов татар. Во время нашествия хана Батыя Москва была разграблена и сожжена, но через годы отстроилась вновь.

Предметные:  

нахождение  на физической карте географических объектов и их названий, уметь объяснять значение термина «возвышение Москвы»;

познавательные: доказывать,

аргументировать

свою точку зрения;

регулятивные: 

сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

выполнять самопроверку и корректировку своей деятельности; коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им, выслушать

разнообразие

мнений, выбрать

главное;

личностные:

развитие сотрудничества при работе в группе

14. Правление князя Ивана Калиты.

- Свободнее вздохнули москвичи при князе Иване Калите. Прозвали его Калитой, то есть “кошельком с деньгами”.                                     (Слайд 19).

В этот памятный год москвичи неспроста

Дали прозвище князю Иван Калита.

“Калита” – это значит мешок для монет,

И точнее для князя названия нет!

Богатейших даров наготовил Иван

И повез их в Орду...

Хан доселе не видел даров – Изумрудов, алмазов, куниц и бобров.

- Что сделал Иван Калита? Как вы думаете, а зачем он повёз монголо-татарам такие богатые дары? (Выступление ученика-историка)

- Так в Москву повели все дороги земли,

Враждовать с Калитой уж князья не могли...  

  (Слайд 21-29)                               

И Москва собрала вкруг себя города,

Лишь с Москвою считалась отныне Орда.

Хитростью и дорогими подарками князь Иван Данилович Калита добился от хана права самому собирать дань на Руси. Часть дани для монголо-татар

Иван Калита оставлял для пополнения своей московской казны. На эти деньги он возводил укрепления вокруг Кремля,                         (Слайд 20)

строил в нем каменные соборы и покупал новые земли. Если удавалось, покупал город. Если дани хватало только на село, покупал село или предлагал жителям соседних княжеств переселяться на земли Московского княжества.

Калита всеми возможными способами расширял свои владения. Он всеми средствами заботился о развитии торговли и ремесел в Москве. Учитывая роль церкви в укреплении власти, Иван Калита способствовал переезду главы русской церкви в Москву.

Предметные:

расширить знания об историческом прошлом нашей Родины;

регулятивные: 

в ходе

заслушивания, обучающиеся

контролируют

правильность и

полноту

проведенного

анализа; коммуникативные: слушают

собеседника,

строят понятные

монологические

высказывания.

Принимают

объяснение

учителя

15. Работа в группах.  Проблемная ситуация №4

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

- Назовите причину возвышения Москвы.

 (Работа в группах)

Именно Иван Калита заложил основы могущества Москвы. Его правление стало для Руси временем тишины. И была та тишина 40 лет. В летописи эта «тишина» сравнивается со сном, восстанавливающем силы. То был сон народа-богатыря, набиравшегося сил для борьбы с монголо-татарами.

а) Обсуждение проблемы.

б) Выдвижение гипотез

в) формулирование выводов:

Умелая политика московских князей.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний, извлекать и перерабатывать 

информацию для открытия новых знаний, делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы;

личностные:

формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению

16. Чтение материала по учебнику.

С. 62

- Самостоятельно прочитать текст в учебнике и выделить основные этапы объединения земель вокруг Москвы.

1) Выгодное географическое положение

2) Умная политика московских князей

3) Покупка земель в других княжествах

Познавательные:

извлекать информацию, представленную в тексте;

личностные:

формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве

17. Итог урока. Рефлексия.

Тест.                                                                      

Организует рефлексию.

Организует деятельность по применению новых знаний.

(Слайд 30-33)

1) Как переводится слово Москва?

е) медвежья река

п) красивый город

в) город князей

2) В каком году был основан город Москва?

и ) 1380 г.

б) 1242 г.

р) 1147 г.

3) Каким князем была основана Москва?

а) князь Владимир

ф) Иван Калита

к) Юрий Долгорукий

4) Почему произошло возвышение Москвы?

 м) центр торговых водных путей

о)  красивая местность

ь) удалённость от вражеских государств

л) умелая политика московских князей

- Выпишите буквы правильных ответов. Составьте из них слово. (Кремль)         (Слайд 34)

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

выполнять самопроверку и корректировку своей деятельности

18. Домашнее задание.                                                                          

Домашняя работа на выбор:

1) подготовить сообщение о достопримечательностях Москвы, о Кремле

2)прочитать текст по учебнику с. 60 - 63 пересказ. (Слайд 35)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс -Занков

Тема урока: «Растительноядные и хищные животные на Земле»....

Технологическая карта урока по окружающему миру, 2 класс. Тема урока «Птицы»+ презентация

УМК: « Перспективная начальная школа»Класс: 2 классПредмет: Окружающий мирТема урока: Птицы.Тип урока: Урок изучения нового материалаЦель: Знакомство с птицами, как представителями животно...

Технологическая карта урока по окружающему миру. 1 класс Тема урока: «Наступление Осени»

Задачи урока : Систематизировать знания об изменениях в неживой и живой природе осенью; актуализация понятий: явления природы, осадки, облачность температура; формирование понятийного...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : "Человеческие расы"

Тема урока: «Человеческие расы.»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мельниковой.Задачи: Формировать...

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : Засушливые зоны умеренного пояса.Зона пустынь.

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Зона пустынь»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение образовательных результатов посредством технологии про...

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : " Нет в России семьи такой..."

Предмет: окружающий мирКласс: 4Тема урока: «Нет в России семьи такой…»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мел...