Урок по окружающему миру "Степь. Растительность и животный мир степей" 3класс
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок проектно-исследовательской  деятельности, изучение нового материала по предмету окружающий мир на тему: "Степь. Растительность и животный мир степей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл step._rastitelnost_i_zhivotnyy_mir_stepey.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Степь. Растительность и животный мир степей».

Тип: изучение новой темы.

Технология: ассоциативно-коммуникативная, исследовательская, развивающая.
Форма проведения: работа в группах с элементами исследования, анализа и обобщения.

Задача:

показать специфику зоны степей, приспособленность живых организмов, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них; развивать логическое мышление и самостоятельность.

Цели урока:

  • учить выделять главное, применять полученные знания на практике; уметь наблюдать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы, учить задавать вопросы, хорошо разбираться в теории, уметь излагать материал.
  • формировать исследовательский подход при изучении окружающего мира;
    развивать интеллектуальные способности, потребность к познанию, самостоятельность, творческую активность и познавательный интерес  учащихся. Владеть навыками совместной деятельности: аргументировать свою точку зрения.
  • воспитывать бережное отношение к природе, умение помогать друг другу.

Оборудование:

            Учебники

            Энциклопедия

      Карта «Природные зоны России»

Карточки с текстами для 3-ёх групп.

Карточки с заданиями и алгоритмом работы для 3-ёх групп.

Раздаточный материал на каждой парте:

Животные, растения степей и изученных зон.

Этап 1,постановка учебной задачи:

       Какая ширь здесь и приволье!

       Куда ни глянь – полей раздолье.

       Южнее полосы лесов        

       Лежит ковёр из трав, цветов.

       Здесь простор ветрам и птицам,

       Грызунам, волкам, лисицам.

       Здесь суховеи любят петь

       А зовётся это …(степь)

Создание проблемной ситуации.

Учитель:  Сегодня мы отправляемся в очередное путешествие, в новую природную зону.  Это зона , в которой мы с вами живём. Нам нужно ответить на вопросы: Где? Какие? Кто? Чем? Как?

Ответы детей:

1.Где расположена зона степей?

2.Какие растут растения в степи?

3.Кто из животных и птиц живет в степи?

Учитель: правильно, ребята. Сегодня вам предстоит еще узнать, как растениям  в степях удается переносить сильную засуху, в чем видна приспособленность степных животных к условиям жизни.

-А познакомят нас с природной зоной степей группы учёных, которые побывают там в экспедиции. Они расскажут нам о том, что узнали о степной зоне сегодня. Для этого я вас рассадила по группам. Первая группа будет географами, вторая-ботаниками, третья-зоологами.

  1.Географы.

  2.Ботаники.

  3.Зоологи.

Учитель: Ребята, в каждой группе на столе лежат  карточки – «помощницы», алгоритм работы над материалом, которые помогут вам найти ответы на поставленные вопросы.

Для этого вы можете использовать учебник, энциклопедию, географическую карту, картинки с изображением животных и растений, карточки с текстом.

В каждой группе вы выбираете консультанта, который является ведущим в организации работы, обсуждаете ответы на заданные вопросы и готовите  ответы.

       Начнем нашу исследовательскую работу мы с просмотра видео.(2,5мин.)

2 этап, самостоятельная работа учащихся.

Задания для групп.

  Географы.  Где расположена степная полоса? Какой климат в степи?

Алгоритм работы над материалом:

  1. Прочитай текст.
  2. Подчеркни примеры для ответа в тексте.
  3. Обсудите в группе свой ответ на вопрос.
  4. Определить, кто из вашей группы может выступить с сообщением.

Ботаники. Какие растения растут и как приспособились к степным условиям? Почему они могут переносить очень сильную засуху?

Алгоритм работы над материалом:

1.Прочитай текст.

2.Подчеркни примеры для ответа в тексте.

3.Обсудите в группе свой ответ на вопрос.

4.Определить, кто из вашей группы может выступить с сообщением.


Зоологи. Какие животные обитают в степи и как приспособились к жизни в условиях открытой местности?

Алгоритм работы над материалом:

1.Прочитай текст.

2.Подчеркни примеры для ответа в тексте.

3.Обсудите в группе свой ответ на вопрос.

4.Определить, кто из вашей группы может выступить с сообщением.

Этап 3,подведение итогов работы в каждой группе, защита мини-проектов.

Слово предоставляется учёному-географу. Он познакомит с месторасположением зоны степей.

Ученый-географ.

Степи на карте России показаны жёлтым цветом и расположены они южнее зоны лесов, занимают сравнительно небольшую территорию, находятся в умеренно-тепловом климате.(работа по  карте природных зон). Степи – это ровные, открытые пространства, покрытые травянистой растительностью. В степи куда ни посмотришь всюду трава и трава. Деревья там не растут из-за недостатка влаги, они встречаются только по берегам рек. В степях очень плодородные почвы, поэтому их распахивают под посевы. Летом степь под жаркими лучами солнца выгорает. В это время в степи дуют ветры-суховеи.

        По сравнению с зоной лесов здесь мало выпадает осадков. Из-за недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. В степной зоне очень тёплое, лето, холодная зима. Но не все природные условия в степи благоприятны: летом на большей территории выпадает мало осадков, часто дуют горячие сухие ветры – суховеи. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется. Часто бывает засуха, когда длительное время не бывает дождей. (Ребята, кто может что-нибудь дополнить?)

  • А с растительным миром вас познакомят учёные-ботаники.

Учёный-ботаник 1.

Степь – это царство трав. Потому что почва в зоне степей очень плодородная. Здесь растут тюльпаны и ирисы. Они цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. Очень красива степь от цветущих растений. Когда ковыль колышется, кажется, что по степи бегут серебристые волны – это ветер колышет ковыль. Ковыль, типчак, полынь приспособились к степным условиям. Они переносят даже очень сильную засуху. Почему? Растения степей имеют свою особенность. У большинства из них длинные ветвистые корни, которыми растения добывают воду в глубоких слоях почвы; а узкие листья, помогают экономичнее расходовать её. К концу лета степь почти выгорает. Тогда можно увидеть перекати-поле.  Осенью его стебель ломается у основания и ветер гонит эти прозрачные шары по ровному пространству степей. Особенно красива степь весной, когда сойдет снег. В это время зацветает множество трав.(Картинка с цветущими травами) (Ребята, кто может что-нибудь дополнить?)

  • О животном мире вы узнаете из рассказа учёных-зоологов.

Учёный –зоолог 1

Животным степей приходится жить в условиях открытой местности и травянистого покрова, поэтому среди них много хороших бегунов. Быстрый бег им помогает спасаться от врагов, например зайцы. Самые распространённые животные степи – грызуны: суслики, сурки, хомяки, полевые мыши. В степи обилие насекомых: сверчки и кузнечики наполняют степь своим стрекотанием. Так же и много птиц: розовый скворец, степной жаворонок, дрофа. Над бескрайними степными просторами высоко в небе парят орлы, зорко высматривают добычу. Вдали от посёлков обитают волки, лисицы и зайцы.

 Многие животные имеют окраску под цвет сухой травы. Это помогает им прятаться от врагов, а также незаметно подкрадываться к своей жертве.
Многочисленные грызуны (мыши полёвки, суслики, сурки) живут в норах, в которых они размножаются, спасаются от врагов, укрываются от жары и холода.
Степные птицы из-за отсутствия деревьев устраивают свои гнёзда на земле (жаворонки, дрофы, перепела степные орлы, болотные совы).
 (Ребята, кто может что-нибудь дополнить?)

Творческая работа (Дети предлагают составить цепи питания)

На доске развешаны животные и растения степи,  дети составляют  из ни цепи питания в степи (полынь-заяц-лиса, типчак - полевая мышь-орел).

Этап 4, заключение.

Очень хорошо, ребята, вы справились с заданиями.

-Чем вам запомнился урок? (Что степи южнее зоны лесов…..)

-Как и где вы можете использовать полученную информацию (во время к. р….)?

 Выставление оценок. Урок завершен, но это не значит, что вы открыли все тайны степи, вам предстоит ещё многое узнать.  Это и будет вашим домашним заданием. Дома вы должны будете подготовить книжку малышку, которую мы передадим 2 «г» классу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру "Живая природа. Животные" 1 класс

В матерале урока рассматриваются особенности животного мира, их основные виды. Используя краеведческий материал, учитель знакомит учащихся с видами и представителями животного мира Якутии.Работа детей...

Конспект урока по окружающему миру: "Какие бывают животные?"

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Какие бывают животные?" 1 класс. Перспектива....

Урок по окружающему миру на тему "Животные леса" (2 класс,УМК "Начальная школа XXI века")

Урок по теме "Животные леса". Тема для детей известна и понятна. Как же сделать урок действительно познавательным, интересным и полезным?...

Презентация к уроку по окружающему миру. Тема: "Охрана животных". 3 класс.

Презентация к уроку по окружающему миру. УМК "Школа России". 3 класс. Тема: "Охрана животных" (по учебнику А. А. Плешакова)....

Методическая разработка урока по окружающему миру: "Растительность тайги. Пожары в тайге".

Цели урока:1. Познакомить учащихся с природой тайги, с особенностями растений таёжных лесов.2.Обобщить знания обучающихся о значении таёжных лесов, причин гибели и необходимости их охраны....

Конспект урока по развитию речи: "Растительный и животный мир водоёмов"

Данный конспект разработан для учащихся 3 класса с учетом их речевых нарушений....