Разработка урока по окружающему миру 2 класс по теме : " Красная книга России"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

В данном конспекте урока представлена методическая разработка по завершающей и обобщающей теме "Животные России " во 2  классе по учебнику А.А. Плешакова "Окружающий мир 2 класс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasnaya_kniga_dokument.docx35.42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1494»

«Красная книга. Будь природе другом!»

Открытый урок.

Подготовила

Бисерова О.И.

учитель начальных классов

Москва

2014

Тема. Красная книга. Будь природе другом!

Тип урока:

 

Задачи  урока:

-  познакомить учащихся с Красной книгой;

-  наглядно показать животных и растения из Красной книги; 

-  расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся

   в нашей местности (Москва и Московская область);

-  воспитывать бережное отношение к природе;

-  учить работать с дополнительными материалами;

-  развивать умение сконцентрировать внимание на конкретном материале

-  развивать устную речь;

-  развивать чувство ответственности за жизнь на планете;

-  развивать чувство эстетического восприятия природы;

-  развивать интерес к чтению научной и художественной литературы, умение              

   самостоятельно работать

УУД

личностные

- становление позиции самоопределения; выявление проблемных ситуаций и вопросов, связанных с жизненной позицией и необходимостью применения знаний в реальной действительности

познавательные

- поиск и выделение информации природоведческого и экологического характера; приобретение новых знаний посредством постановки и формулирования проблемной ситуации и поиска решений данной проблемы;

развитие логического мышления путем построения логической цепи рассуждений

коммуникативные

- развитие речевой и смысловой активности, путем работы со знаковой информацией по заданной теме

регулятивные

- развитие самостоятельной деятельности посредством практической и дифференцированной работы на этапе закрепления материала;

развитие умений планировать конкретные действия через прием целеполагания, с последующим контролем и оценки своих действий и умения применить в жизни полученный результат

Программное обеспечение:

-  компьютер;

-  интерактивная доска;

-  презентация «Красная книга»   (Приложение);

-  книги об исчезающих растениях и животных;

-  рисунки животных и растений, о которых пойдет речь на уроке;

-  цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Сообщение темы и целей урока. Введение в тему

Отгадайте загадку:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

- Что это? (книга)

- Сегодня мы будем говорить о не совсем обычной книге. Цвет переплёта у неё

   красный                                     

- Как называется эта книга? (слайд № 2)

- Что вы знаете о ней?

- Мы отправляемся в путешествие по страницам Красной книги.

- Как вы думаете, почему назвали именно Красная книга, а не зелёная или жёлтая? (Красный цвет – это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Стоп, не губите эти растения, этих животных.)

- Правильно, он как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно!        Может случиться беда».

-Ребята,  как вы думаете, с какой целью создана Красная книга?

  Она        информирует;

                 призывает изучать;

                 предупреждает;

                 советует.

IV. Знакомство с новым материалом.

История создания Красной книги    (ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ)
          Красная книга — аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные.

          Начиная  с 1600 г. на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более  половины  за последние 50 лет. За малым исключением все эти животные вымерли по вине человека. (слайд № 3)

          К началу 20 в. стало ясно, что необходимо принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира. 
          В 1948 г. в небольшом городе Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов МСОП. Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее – и растений которые находились на грани исчезновении и требовали незамедлительной заботы человека .Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта комиссия  составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находившиеся на грани исчезновения.  Учёные решили назвать этот список Красной книгой. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. (слайд № 4)

          В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Она называлась Красная книга СССР. Сначала все сведения о редких и исчезающих видах животных и растений уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается значительно большее число видов. Поэтому второе издание Красной книги СССР вышло в 1984 году в двух томах. В них о каждом животном и растении, кратко, но точно сказано все: насколько бедственно его положение, в каких краях встречается, в каких лесах обитает, по каким причинам исчезает. Но главное — что надо сделать, чтобы уберечь от вымирания.
         В 1995 году вышло в свет первое издание Красной книги РФ, содержащее сведения о 32 видах млекопитающих, 85 видах птиц, 4 видах рептилий, 2 видах амфибий, 9 видах рыб, 107 видах беспозвоночных животных, 397 видах растений и 29 видах грибов, нуждающихся в охране. 

В этой книге перечислены животные и растения, которые могут исчезнуть, погибнуть,  если мы не защитим  их. Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, организации и охраны заповедников, заботы об их размножении.

Классификация видов растений и животных, внесенных в Красную книгу

Дифференцированная работа( учащиеся работают с карточками – определениями по видам животных)

1. Исчезающие виды это быстро сокращающиеся виды животных или растений, которые уже невозможно спасти без вмешательства человека. Сведения об исчезающих видах поместили на красных страницах.
2.
Сохраняющиеся это виды, встречающиеся в количествах, достаточных для выживания, но их численность сокращается. Сведения о сокращающихся видах поместили на желтых страницах
3.
Редкие это виды, которые не находятся под угрозой вымирания, но встречаются очень редко. Сведения о редких видах поместили на белых страницах. 
4. Неопределенные это виды, которые мало изучены учеными. Сведения о них поместили на серых страницах.
5
. Восстанавливающиеся это те растения и животные, которых удалось спасти в результате мер по их охране. Сведения об этих растениях и животных поместили на зеленых страницах.

Знакомство с животными и растениями Красной книги
-Давайте познакомимся с некоторыми редкими животными и растениями, занесенными в Красную книгу  России . (слайд № 5-6) Работа с учебником- стр.88-89.

- Как вы думаете, почему некоторых животных и растений осталось  очень мало на земле или они совсем исчезли? 
- Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько ни брать у неё, всё снова само собой восстановиться. И они ошиблись.  Некоторые животные были истреблены, а некоторые находятся под угрозой исчезновения.  Причинами этого является чрезмерная добыча животных, охота. Разрушение  мест обитания животных, связанное   с хозяйственной деятельностью человека: вырубка лесов, осушение болот, распахивание земель, расширение и строительство новых городов. (слайд № 7)

Редкие растения и животные Москвы и московской области

– Ребята,  некоторые растения и животные нашего края тоже находятся под угрозой исчезновения. Это значит, что их мало, они тоже могут погибнуть, если их не охранять. Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми из них.

Рассказ учителя и заранее подготовленных детей. (слайд № 8-13,14)

V. Закрепление

1. Практическая работа.

Вариант I.                                                                                                                                – Откройте рабочие тетради на странице 33. Пользуясь учебником, раскрасьте растения из Красной книги.

Вариант II.

– Перед вами лежат карточки с изображением животных. Раскрасьте животных,  которые внесены в Красную книгу.

 

Будь природе другом Работа с «экологическими знаками», составление экологических правил
-  Мы с вами говорили о том, что охрана растений и животных - проблема государственная, а  как вы думаете, мы с вами можем помочь природе, стать ей другом? (Можем: не будем рвать цветы, ломать деревья,  разорять птичьи гнезда,  убивать насекомых и т. д.)
- Работа по учебнику. Стр. 92 – 93. Правила друзей природы.

- Сережа и Надя придумали несколько простых правил для друзей природы. Давайте прочитаем их и посмотрим , какими значками они изобразили эти правила.

- Какие еще правила друзей природы вы можете предложить?

  (Не разорять муравейники, не жечь костры, не шуметь в лесу.)
- Работа в рабочих тетрадях. Стр. 60.

VI. Итог урока

- Что узнали о Красной книге?

- Какие редкие животные и растения занесены в Красную книгу России?

-  Что нужно нам делать, чтобы эти растения и животные не погибли совсем? 

- Какие советы вы можете дать по охране природы?

  Подводя итог урока,  ребята делают вывод о необходимости охраны и бережном  отношении ко всем растениям и животным, о защите их.

  

– Посмотрите вокруг: какой удивительный мир нас окружает – лес, небо, солнце, птицы. (слайд № 15) Это природа! Наша жизнь  неотделима от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Природу, которая даёт нам все для жизни, необходимо  оберегать, спасать, защищать. Если уничтожить живой мир, то никакая сила не сможет создать его вновь.

Каждый из нас много может сделать для сохранения окружающего растительного и животного мира, если поможет стрекозе, станет на защиту ландыша и кувшинки; не будет разорять птичьи гнёзда, оставлять мусор в лесу и у водоёма, убивать лягушек и ужей, разводить костры, брать лесных зверей домой.
Давайте же учиться  видеть красоту растений и животных в их родной стихии, там, где им положено расти и жить.

Берегите эти земли, эти воды, 
Даже малую былиночку любя, 

Берегите всех зверей внутри природы, 
Убивайте всех зверей внутри себя.

Е. Евтушенко     (слайд № 16)

        

VII. Домашнее задание

Прочитать материал учебника с. 82-85.

Придумай правила, которые помогут охране этих животных.

Подготовить сообщение об одном  исчезающем или редком растении или животном.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Красная книга России"

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Красная книга России". УМК "Перспективная начальная школа"...

Урок по окружающему миру 4 класс по теме "Красная книга России"

Тема: Красная книга России Цели урока:рассказать о существовании Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях России;учить осуществлять поиск информации в учебниках, сп...

Володько Г.Н.Урок окружающего мира во 2 классе на тему"Красная книга России.Правила поведения на природе",УМК "Перспективная начальная школа"

            Урок окружающего мира во 2 классе на тему " Красная книга России. Правила поведения на природе" ,УМК "Перспективная начальная школа"-это открытый ...

разработка урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Красная книга" по программе "Школа России"

Разработка урока по теме "Красная книга" (конспект урока и презентация к уроку) составлена на основе деятельностного подхода, по технологии педагогических мастерских....

Урок по окружающему миру "Природа и мы. Красная книга."

Окружающий мир, ПНШ, Природа и мы: Красная книга...

Разработка урока по окружающему миру "Про кошек и собак".Школа России.2 класс.

Разработка урока по окружающему миру  "Про кошек и собак"  2 класс ФГОС".Школа России"...

Технологическая карта урока по окружающему миру. Класс: 4. Тема: Золотой век театра и музыки

Материал содержит технологическую карту урока, работу в парах и самостоятельную работу по теме урока....