Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Как живут растения?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Иваненко Ольга Николаевна


Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Как живут растения?" по программе Школа России (учебник Плешакова А.А.) разработан по ФГОС. Разработка этого урока заняла 3 место в муниципальном конкурсе "Лучшая методическая разработка урока с использованием современных образовательных технологий".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira_v_1_klasse.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Автор учебника: А.А.Плешаков 

Класс: 1,1

Учитель: Иваненко Ольга Николаевна, МКОУ СОШ №10

Тема урока: Как живут растения?

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Цель урока: формировать у учащихся представление о растениях как живых организмах, учить бережно относиться к растениям;

              учить определять и называть этапы жизни растения.  

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

- называть этапы жизни растения;

- знать условия, необходимые для жизни растений;

- выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями.

Метапредметные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои учебные достижения;

- наблюдать за растениями и рассказывать о своих наблюдениях;

- делать выводы на основании своих наблюдений и анализа иллюстраций.

Личностные:

- проявлять интерес к объектам окружающего мира;

- бережно относиться к ценностям природы;

- понимать свою ответственность за состояние природы.

Формирование УУД:

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- участвовать в диалоге на уроке;

- учиться работать в группах и парах;

- учиться выполнять различные роли в группе.

Регулятивные:

- определять и регулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться технологии оценивания учебных достижений.

Основные понятия: растение – живой организм, этапы развития растения, условия жизни растений.

Межпредметные связи: окружающий мир и литературное чтение.

Ресурсы урока: Плешаков А.А. Учебник, с.70-71, рабочая тетрадь, с.48, мультимедийная презентация, наборы картинок.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение

к деятельности

Предлагает вспомнить вопросы, на которые отвечают в этом разделе.

Просит рассмотреть наборы картинок и назвать изображённые на них предметы, одним словом.

Спрашивает:

- что бы вы хотели узнать о растениях сегодня на уроке?

Начните свой вопрос с одного из слов на слайде: Как? Откуда? Куда?

- Прочитайте в учебнике на с.70 вопрос, на который предлагает ответить автор учебника.

Прочитайте учебную задачу урока.

Называют вопросы

Рассматривают картинки, подбирают обобщающее слово для данной группы предметов.

Высказывают свои предположения.

Читают тему урока, учебную задачу. Сравнивают с предположением.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- участвовать в диалоге на уроке;

Личностные:

- проявлять интерес к объектам окружающего мира;

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности

Предлагает вспомнить, на какие вопросы о растениях отвечали в первом разделе учебника «Окружающий мир».

Просит назвать,  из каких частей состоит растение.

Просит вернуться к набору карточек с растениями и найти признак, по которому их можно сгруппировать.

Спрашивает, какое значение имеют растения в жизни людей?

- А как человек влияет на жизнь растений?

Работают с содержанием учебника, перечитывают темы уроков первого раздела, называют те, которые относятся к растениям.

Работают индивидуально на карточках: соотносят части растений с названиями (соединяют линиями)

Один ученик работает у доски.

Учащиеся осуществляют самооценку на индивидуальных листах достижений (рисуют смайлик соответствующего цвета).

Работают в парах, делят растения на группы: деревья, кустарники, травы.

Один ученик работает у доски.

Учащиеся осуществляют самооценку на листах достижений.

Опираясь на картинки слайда, называют значение растений в жизни людей.

Приходят к выводу, что человек и растения взаимосвязаны.

Познавательные:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

- учиться работать в группах и парах;

Регулятивные:

- определять и регулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться технологии оценивания учебных достижений.

3.Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности

Спрашивает:

- Как бы вы ответили на вопрос, кто такой человек?

- Как докажем, что человек – живой организм?

- Как вы думаете, а растения живые?

- Тогда как мы это докажем?

Вот это мы сейчас и должны выяснить.

Загадывает загадку:

В этот маленький клубок Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета.

- Как же в таком маленьком жёлуде может спрятаться целое дерево?

Высказывают своё мнение, приходят  к выводу, что человек – это, прежде всего, живое существо.

Приводят доказательства: он рождается, растёт, развивается и когда-нибудь умирает.

Высказывают предположения.

Пытаются привести доказательства, спорят.

Разгадывают загадку, доказывают, что это жёлудь.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- участвовать в диалоге на уроке;

Регулятивные:

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Просит вспомнить, какой частью растения является жёлудь? А что находится внутри него?

 

Предлагает проследить жизнь растения с помощью схемы в учебнике на с.70.

Спрашивает, каждое ли растение прорастает и становится взрослым? Почему?

Просит рассказать  о работе в группах  по проращиванию семян.

- Какие же условия были необходимы для проращивания семян?

Вспоминают, что жёлудь – это плод дуба, а внутри находится семя.

Рассматривают схему.

Называют последовательность превращения семени во взрослое растение: 1.Прорастание семени: образование корня, стебля и первых листьев.

                 2.Период роста растения: увеличение размеров растения.

                 3.Период созревания: взрослое растение зацветает и плодоносит, т.е. появляются жёлуди.

По одному учащемуся от каждой группы рассказывают о своих наблюдениях по проращиванию семян пшеницы, демонстрируют результаты своей работы.

Делают вывод:  чтобы растение проросло, нужны свет, вода, тепло и воздух.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- участвовать в диалоге на уроке;

Регулятивные:

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

5.Первичное закрепление во внешней речи учащихся

- Можно ли эти условия назвать необходимыми для жизни растений?

Работают в паре: опираясь на личный опыт  и схему на слайде, называют условия, необходимые для жизни растений.

Познавательные:

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса

Коммуникативные:

- учиться работать в парах;

- учиться выполнять различные роли в парах.

6.Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону

Предлагает выполнить задание в тетради.

Работают в тетради (с.48): самостоятельно определяют последовательность прорастания колоса из зёрнышка:

- читают задание;

- раскладывают картинки;

- осуществляют самопроверку;               - наклеивают картинки.

Познавательные:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы;

Регулятивные:

- определять и регулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться технологии оценивания учебных достижений.

7.Включение в систему знаний и повторение

Спрашивает:

- Где могут пригодиться эти знания в повседневной жизни?

Организует практическую работу по уходу за комнатными растениями с использованием иллюстраций  учебника (с.78) и тетради (с.48)

Показывает правильные способы ухода за комнатными растениями, привлекает к этому детей.

Загадывает загадку:

Спит волшебным сном малютка.

Разбудить его не шутка:

Нянечки хотели разбудить его в постели,

Сколько порознь ходили,-

Только зря, не разбудили,-

Вчетвером когда коснулись, -

Вмиг глаза его проснулись.

Высказывают предположения.

Рассматривают иллюстрации в учебнике, отвечают на вопросы. Делают вывод о том, что комнатным растениям необходимы свет, тепло, вода и воздух, поэтому за ними нужно ухаживать.

Выполняют задания 2 и 3 в рабочей тетради на с.48-49.

Разгадывают загадку, соотносят с темой урока.

Познавательные:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

Регулятивные:

- определять и регулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Личностные:

- бережно относиться к ценностям природы;

- понимать свою ответственность за состояние природы.

8.Рефлексия деятельности

Организует самооценку своих достижений на уроке с использованием вопросов на с.71 учебника.

Обращает внимание учащихся на том, что нового узнали о жизни растений.

Спрашивает, где можно использовать эти знания и умения.

Благодарит за урок.

Отвечают на вопросы учебника, оценивают свои достижения с помощью смайликов.

Называют новые умения.

Определяют личностный смысл изучения темы, возможности практического применения нового знания.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- участвовать в диалоге на уроке;

Регулятивные:

- учиться технологии оценивания учебных достижений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

автор Семёнова Т.Е. Конспект урока окружающего мира 4 класс "БАНК ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ"

Урок в незнакомом классе областного конкурса "Учитель  2008 года" Волгоградской области, получивший самый высокий балл. Урок предлагает ввести учащихся в новую для них науку ЭКОНОМИКУ. В системе ...

Конспект урока окружающего мира, 3 класс (программа Л. В. Занкова) Ордынское нашествие.

Познакомить детей с ордынским нашествием как одним из главных исторических событий в жизни России, которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие России....

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 1 КЛАСС НА ТЕМУ "КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ?"

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 1 КЛАСС НА ТЕМУ "КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ?" СОСТАВЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС...

Конспект урока окружающего мира 3 класс, «По знаменитым местам мира», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «По знаменитым местам мира»Цели деятельности учителя: знакомство с культурой мира, с его достопримечательностями, формирование умения находить и ориент...