Тема «Разнообразие растительного мира Краснодарского края»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Шупенько Екатерина Валентиновна

Закрепить знания учащихся о растительном мире нашего края, расширить представление о растениях-переселенцах, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям, развивать наблюдательность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rastitelnyy_mir.doc525.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кубановедение 3 кл

Тема «Разнообразие растительного мира Краснодарского края»

Цель: закрепить знания учащихся о растительном мире нашего края, расширить представление о растениях-переселенцах, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям, развивать наблюдательность.

Ход урока

I . Организация начала урока

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

каждой секундой в труде дорожи.

II .Проверка домашнего задания

-Что такое почва?

-Заполните схему о составе почвы.

III. Работа по теме урока

  1. Расширение знаний учащихся о растениях переселенцах.

Прежде, чем мы с вами будем закреплять свои знания о растениях , я хочу рассказать вам о растениях переселенцах, которые произрастают у нас на Кубани.

Ребята, вы знаете, что многие растения пришли к нам из различных «заморских стран»?

- Испокон веков человек связан с природой неразрывными узами, его окружает богатый и разнообразный мир растений. За долгий период человеческой цивилизации из числа наиболее полезных для него растений образовалась группа так называемых культурных растений, которая в настоящее время насчитывает около 1500 наименований. Многие из них являются жизненно необходимыми для всего населения земного шара, они сопутствуют нам в повседневной жизни, и потому кажутся совсем обычными. Мы не задумываемся, откуда родом пшеница и рожь, свёкла и капуста, арбуз и огурец и как давно они возделываются человеком. Оказывается, что родина многих культурных растений находится далеко за пределами нашей страны. История их переселения связана с интереснейшими историческими событиями, сухопутными и морскими путешествиями, и в первую очередь с эпохой великих географических открытий.

К А Р Т О Ф Е Л Ь

 Родина картофеля – Южная Америка. Слух о чудесных клубнях, «земляных яблоках», разнёсся тогда по Европе, но не везде новинка пришлась по вкусу. Кое-где пытались есть клубни сырыми или ещё хуже – пробовали есть ядовитые зелёные плоды, после чего уже ни за что не хотели сажать это растение.
В Россию картофель был завезён при Петре I, но «заморского гостя» тоже встретили в штыки. Дурная молва о растении как источнике проказы, туберкулёза, рахита настолько цепко держались в народе, что сажать «чёртовы яблоки» наотрез отказались. Начались «картофельные бунты», которые жестоко подавлялись.
Сейчас картофель у нас по праву называют вторым хлебом.

П О М И Д О Р

            Помидор – популярнейший овощ. Родина предков обыкновенных томатов – Южная Америка. 
В России помидоры появились в царствование Екатерины II вместе со слухом, что они ядовиты и их нельзя употреблять в пищу. Только в 1850 году наши соотечественники узнали, что плоды этого растения не опасны, а даже полезны и вкусны. Начав свой путь в Крыму, Грузии, Нижнем Поволжье, томаты стали распространяться в более северные районы России.
В настоящее время известно несколько сот сортов помидоров. После картофеля помидоры – самая распространённая культура. В России их выращивают в открытом и защищённом грунте почти повсеместно. Так «заморский плод» стал излюбленным овощем многих людей.

С В Ё К Л А

            Свёкла – древний овощ, как полагают, родом из Средиземноморья. У персов это растение считалось символом ссоры и сплетен. А вот в Древнем Риме она пользовалась большим почётом.
Это двулетнее растение с толстым мясистым корнем. 14-15 веке свёклу завезли в Россию. Из красной свёклы варят борщ, винегрет. Из сахарной свёклы получают сахар.

П О Д С О Л Н Е Ч Н И К

            Соцветие подсолнечника очень похоже на маленькое солнце, а жёлтые язычковые цветки – на солнечные лучи. Родина подсолнечника – юг Северной Америки.
В Россию попал в 1703 году и был украшением садов. Лишь в 1829 году крестьянин Бокарёв смастерил пресс и стал выжимать из семян масло. Подсолнечное масло употребляется не только в пищу. Оно используется при выработке маргарине, мыла и масляных красок.

П Е Т Р У Ш К А

            Петрушка – наиболее распространённое огородное растение со специфическим ароматом зелени и корней.
Родина петрушки – Средиземноморье. Свежая сухая зелень – обязательный компонент салатов и заливных рыб, овощных маринадов и горячих мясных супов. Петрушка украшает наш стол. Она не только ароматизирует пищу, но самое главное – витаминизирует её.

 Изучал культурные растения всего мира выдающийся учёный- ботаник Николай Иванович Вавилов. Он очень много путешествовал и собрал крупнейшую в мире коллекцию семян культурных растений, которой и сейчас гордятся учёные нашей страны (показать портрет  Н. И. Вавилова).

 Физкультминутка 

Потрудились - отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

IV. Закрепление изученного

1. - Распределите растения по природным сообществам. Впишите в каждое сообщество только номера растений

Растения  леса:              Растения  степи:

………………………              ………………………….

1 – лютик, 2 – орешник,  3 – граб,

4 – кизил,  5 – пырей ползучий,

6 – полынь, 7 – дуб,   8 –  зверобой,

9 – пастушья сумка, 10 - тисс

2. Расставьте  буквы в правильном порядке и получите название растений пресного водоёма

Растения пресного водоёма:

шинкакув –

розго – ………………

мышка –  …………….

 листстрело – ……………….

 кряас -  ………….

  1. Соедините стрелочками окончание высказывания:

Поле – это….                        « дом» дикорастущих

                                                            растений        

Луг – это …                                « дом» культурных

                                                           растений      

4.В кресс-кроссе найди название растений поля

  с

 я

 ч

 м

 е

 н

 ь

 ь

  в

 ь

 щ

 э

 г

 щ

 ъ

 э

  ё

 щ

 ъ

 ь

 о

  ь

 э

 ь

   к

 у

 к

 у

 р

  у

  з

а

  л

 ь

 щ

 ь

 о

 щ

ь

ш

   а

 ъ

 ь

 э

 х

  р

 и

 с

    п

 ш

 е

 н

 и

  ц

 а

ь

5. Отгадайте загадки о лекарственных растениях:

  1. Он стоял на  гибкой ножке.

В круглой шапке у дорожки.

Ветерок чуть набежал –

И развеял  шапку – шар. ( одуванчик)

  1. Однолетнее травянистое растение высотой до 60см, в дикорастущем виде  произрастает на лугах, обочинах дорог, у жилья, в огородах. Цветок с белыми лепестками и жёлтой серединкой. Широко применяется в медицине. А ещё этот цветок используют для гадания. Отрывая лепестки по порядку говорят: «- Любит! Не любит!»

 ( ромашка)

3)« Зелёным бинтом»  называют это растение. Которое растёт по дороге. Если ты натёр ногу в пути – приложи листик и боль утихнет.

( подорожник)

4)Этот куст цветением напоминает розу, а его плоды – продолговатые красные шарики богатые витаминами.   В своём названии имеет правило: слог ши пиши с и

                                                                                                   ( шиповник)

V .Итог урока

- С какими растениями-переселенцами познакомились и где их родина?
- Что особенно запомнилось?


VI .Домашнее задание

Стр. 18-19 , подготовить рассказ о растениях, изображенных на  иллюстрациях.

Слайды

2-3

Слайды

4-5

Слайд 6

Слайды

7-8

Слайд 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие растительного мира Краснодарского края. Урок-игра по кубановедению

Урок -игра "Поле чудес" по теме : "Разнообразие растительного мира Кубани"....

Урок Разнообразие растительного мира Краснодарского края. Вариант 1

Разработка урока с целью познакомить учащихся с разнообразием растительного мира Краснодарского края, воспитать бережное отношение к природе....

Урок Разнообразие растительного мира Краснодарского края. Вариант 2

Разработка урока с целью познакомить учащихся с разнообразием растительного мира Краснодарского края, изучить основные экологические правила, воспитать бережное отношение к природе....

Конспект урока по кубановедению 3 класс «Разнообразие растительного мира Краснодарского края»

Закрепить знания учащихся о растительном мире нашего края, расширить представление о растениях-переселенцах, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям, развивать наблюдательность....