Главные вкладки

    Урок окружающего мира в 4-м классе с приёмами развития критического мышления. Тема: "Зона арктических пустынь"
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

    Малофеева Мария Александровна

    Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС с приёмами развития критического мышления через чтение и письмо (верю-не верю, синквейн, перепутанные цепочки), обучающиеся работают группами.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_v_41.doc72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок окружающего мира в 4-м классе с приемами развития критического мышления. Тема: "Зона арктических пустынь"

    Цели:

    Обучающая: формирование представлений о природной зоне арктических пустынь, ознакомление с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе).

    Развивающая: развитие познавательной активности учащихся, умения анализировать с опорой на ранее изученный материал, развитие социальных и коммуникативных навыков учащихся.

    Воспитывающая: воспитание любви к Родине и гордости за неё, ответственности за свои поступки.

    Оборудование: карта “Природные зоны России”; картины, фотографии с изображением изучаемых объектов; раздаточный материал.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Проверка домашнего задания.

    а) Работа по карточкам.

    - Соедините стрелками моря и океаны.

    МОРЯ

    ОКЕАНЫ

    Японское море

     

    Балтийское море

     

    Море Лаптевых

    Северный Ледовитый океан

    Чукотское море

     

    Берингово море

    Тихий океан

    Карское море

     

    Баренцево море

    Атлантический океан

    Восточно-Сибирское море

     

    Чёрное море

    Индийский океан

    Охотское море

     

    - Взаимопроверка.
    Моря, какого океана не омывают берега России?

    б) Работа по карте. Фронтальная.

    - Покажите на карте моря Северного Ледовитого океана.
    3. Стадия вызова.

    а) Постановка целей урока.

    “Слушание грамзаписи. Песня из к/ф “Кавказская пленница”

    Где-то на белом свете
    Там, где всегда мороз,
    Трутся спиной медведи
    О земную ось.
    Мимо плывут столетья,
    Спят подо льдом моря.
    Трутся об ось медведи,
    Вертится Земля.

    - Покажите место, о котором поётся в песенке, на глобусе.
    - Почему так решили?
     (Ось – воображаемая линия, находится либо на Северном полюсе, либо на Южном).
    - Почему выбрали Северный полюс? (
    На Южном полюсе находится материк Антарктида, а в песне поётся о морях. На Северном полюсе располагается океан. Медведи водятся только на Северном полюсе).
    - Сегодня будем говорить о природной зоне, располагающейся в этом месте.

    б) Работа с картой природных зон.

    - Найдите на карте природную зону.
    - Как она называется?
     (Зона ледяных пустынь)
    - Каким цветом изображается на карте?
    - Что кроме Северного Ледовитого океана и его морей входит в эту природную зону?
     (Острова)
    - Прочитайте названия этих островов.

    В) верю –не верю

    4. Стадия осмысления.

    а) Игровая технология.

    ГРУППОВАЯ РАБОТА. Распределение работы в группах.


    - Разделимся на 4 группы.
    - Какую одежду выберем для членов экспедиции?

    В качестве атрибута повязывается шарф.

    Каждая группа получает раздаточный материал и карточку - помогайку.

    Раздаточный материал для географов:

    • Картины “Северное сияние”, “Ледяная пустыня”.
    • Теллурий.
    • Рекомендации учебника - стр.78,79.

    Карточка – помогайка:

    http://festival.1september.ru/articles/615389/img2.gif

    Раздаточный материал для ботаников:

    • Карточки с изображениями растений: мхи, лишайники, полярный мак, планктонные растения, ягоды, берёза, сирень.
    • Гербарии.
    • Рекомендации учебника - стр.79, 80, 81.

    Карточка – помогайка:

    http://festival.1september.ru/articles/615389/img3.gif

    Раздаточный материал для зоологов:

    • Карточки с изображениями животных: чайки, кайры, гагары, тупики, белый медведь, тюлень, морж, сайка, рачки, пингвин, северный олень, заяц, кулик.
    • Рекомендации учебника - стр.79, 80, 81, 82

    Карточка – помогайка:

    http://festival.1september.ru/articles/615389/img4.gif

    - Выполнение работы в группах.

    Учащиеся в течение определённого времени выполняют работу: вставляют пропущенные слова. Далее выбирают спикера от группы.

    - Выступление представителей групп.

    Учащиеся 1 группы озвучивают рассказ, сопровождая показом схем и картин.
    Учащиеся 2 группы озвучивают рассказ, сопровождая показом растений, закрепляя карточки с их изображением на карте.
    Учащиеся 3 группы озвучивают рассказ, сопровождая показом животных, закрепляя карточки с их изображением на карте.

    Добавления к сообщениям:

    1. Существует такой вид мха, который приспособился к жизни на льду. В морях встречаются зелёные льдины.
    2. В водах северных морей, где проходят тёплые течения, обитает великолепное животное – гренландский кит(показ фотографии).

    - Подведение итогов групповой работы.
    - Спасибо всем научным группам. Вы все хорошо поработали. Можем ли мы сказать, что ледяная зона пустынная?

    (Нет. Несмотря на суровые условия, там растут растения, живут животные и даже выращивают своих детёнышей).

    Физминутка.

    5. Стадия рефлексии.

    а) Отгадывание кроссворда.

    http://festival.1september.ru/articles/615389/img7.gif

    - Разгадайте кроссворд, отгадайте ключевое слово и восстановите предложение “…– царство льда и снега”.

    1. Эти птицы, собираясь на скалистых берегах, образуют “птичьи базары”. Их можно увидеть около реки и в нашей местности.
    2. Близкий родственник тюленя.
    3. Птицы, откладывающие яйца на голые камни.
    4. Это животное бывает добычей белого медведя.
    5. Растения полярной зоны.
    6. Самый крупный обитатель морей и океанов.
    7. Пища рыб северных морей.

    (Ответы: 1. Чайка. 2. Морж. 3. Кайры. 4. Тюлень. 5. Лишайники. 6. Кит. 7. Рачки).

    - Назовите ключевое слово. (Арктика)
    - Зона ледяных пустынь по-другому называется зоной арктических пустынь или Арктикой.

    б) Перепутанные логические цепочки.

    - Перед вами несколько цепей питания обитателей Арктики.
    - Что заметили?
     (Звенья перепутаны)
    - Восстановите цепочки.

    Рачки – водоросли – рыбы – птицы;
    Тюлени – рыбы – водоросли – рачки;
    Белые медведи – рачки – водоросли – тюлени.

    в) верю-не верю

    г) ПРИЁМ СИНКВЕЙН.

    Это стихотворение, состоящее из пяти строк.

    - Расскажите об Арктике по следующему плану:

    1 строка – природная зона
    2 строка – описание зоны 
    (2 прилагательных)
    3 строка – действие зоны 
    (3 глагола)
    4 строка – ваше отношение к природной зоне 
    (4 слова)
    5 строка – слово-обобщение, синоним.

    Ответы учеников:

    Арктика.
    Белая, ледяная.
    Морозит, метёт, удивляет.
    Царство льда и снега.
    Северный полюс.

    д)  о чём ещё вы хотели бы узнать, изучая зону арктических пустынь?

    Можем ли мы на звать арктическую зону пустынной?

    ИТОГ УРОКА


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приёмы развития критического мышления на уроках чтения

    Большое внимание уделяется работе с информацией, приёмам работы с текстами....

    Приёмы развития критического мышления на уроках чтения в начальных классах

    Сегодня жизнь диктует нам новые, более жесткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, ...

    Методы и приёмы развития критического мышления.

    В своей работе я использую данные приёмы и методы развития критического мышления, так как  применение технологии «Критическое мышление»:– способствует активизации мышления, повышает м...

    Использование приёмов развития критического мышления на уроках литературного чтения.

    В сатье кратко описаны некоторые формы работы, применяемые учителем на уроках литературного чтения с целью развития критического мышления....

    Приёмы развития критического мышления на уроках литературного чтения.

    В статье даны примеры приёмов развития критического мышления на уроках литературного чтения  при изучении произведения В. М. Гаршина "Лягушка -путешественница"....

    Некоторые приёмы развития критического мышления на уроках в начальной школе

    Некоторые приёмы развития критического мышления на уроках в начальной школе....

    Приёмы развития критического мышления на уроках чтения в начальных классах

    Приёмы развития критического мышления на уроках чтения в начальных классах...