Главные вкладки

    Интегрированный курс "Краеведение" Моя Югра-моё наследие.
    рабочая программа по окружающему миру на тему

    Лазарева Лариса Александровна

    рабочая программа 1-4 классы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kraevedenie_moya_yugra-_moyo_nasledie.doc90.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя школа №8»

    «Рассмотрено»

    на заседании МО учителей

    протокол №_1___

    от «_31_» августа 2015 г.

    председатель МО

    ________ Л.А.Лазарева

    «Согласовано»

    зам. директора по УР

    ________ С.В.Черкасова

    «_1__»  сентября 2015 г.

    «Утверждено»

    педагогическим советом школы  МБОУ «СШ №8»

    протокол № 1 от   1 .09.15г.

    приказ от 1.09.15г.  №632

    _________Н.В.Купавцева

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА

    "КРАЕВЕДЕНИЕ"

    (МОЯ ЮГРА – МОЁ НАСЛЕДИЕ)

     

    Составитель: учитель начальных классов Лазарева Л.А.

                             МБОУ «СШ № 8» г. Нижневартовска

    первая квалификационная категория                                                                                                      

    2015-2016 учебный год

    1.Пояснительная записка

    Рабочая программа интегрированного курса  «Краеведение»  (Моя Югра - моё наследие) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Т.К.Орловой, Л.Г. Демус, Н.Г. Богордаевой, Л.Н. Нечаевой.

    Содержание и методика преподавания курса "Краеведение" направлены на развитие личности младшего школьника с учетом психологических особенностей детей данного возрастного периода. Ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания.

    1.1. Цель и задачи курса «Краеведение»:

    - формирование у учащихся целостных представлений об окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней;

    - воспитание любви к родной природе на основе познания еѐ ценности;

    - формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края.

    В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи курса:

    1. Дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.

    2. Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно - эстетический т познавательный опыт ребенка.

    3. Формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.

    1.2. Общая характеристика учебного предмета.

    Курс краеведения "Краеведение"  (Моя Югра - моё наследие) является неотъемлемой составляющей образовательного компонента "Окружающий мир".

    Само название "краеведение" свидетельствует об интегрированном подходе к изучению своего края, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология, этнография и др.

    Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи. Идея "все связано со всем" как бы цементирует разнообразные элементы содержание курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.

    Специфика содержания интегрированного курса предполагает использование разнообразных форм обучения. Занятия проводятся не только в классе, но и вне стен школы - в парке, в лесу, в музее и т.д., т.е. широко используются такие формы работы, как экскурсии, прогулки, целевые прогулки, практические занятия на местности и др.

    Велика роль и словесных методов: рассказа, беседы со старожилами, участниками знаменательных событий, с людьми различных профессий и др.

    Курс краеведения разработан в соответствии с требованиями современной дидактики начальной школы.

    Ведущим принципом отбора содержания и конструирования курса является краеведческий принцип. Отбор учебного материала в соответствии с этим принципом позволяет строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира.

    Экологический отбор материала помогает раскрыть взаимосвязь "природа - человек", выявить правовые норы природы, определить доступную для детей природоохранную деятельность.

    1.3. Описание места учебного предмета в учебном плане.  

    Программа интегрированного курса  рассчитана на 32 часа в 1-4 классах, по 8 часов в год. Данный курс интегрируется с предметом окружающего мира.

    1.4. Ценностные ориентиры содержания образования.

    Изучение курса краеведения на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как "Литература родного края", "География Ханты-Мансийского автономного округа", "История ХМАО с древности до наших дней" и др.

    Курс краеведения является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирование у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.

    Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренного народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.

    Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.

    Реализация экологического принципа направлена на формирование у младших школьников основ экологической культуры.

    На основе художественно - эстетического принципа в качестве учебного материала рекомендованы преимущественно художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота окружающего мира и человеческих принципов способствует установлению связей между всеми направлениями краеведческого характера.

    На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала отобраны вещественные источники исторических знаний и деяний жителей Югры.

    Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания и конструирования учебного материала осуществляется с учетом приоритета непосредственной практической деятельности детей (наблюдения, моделирование, рисования ...).

    Новизна концепции предлагаемого курса - в более углубленном изучении таких тематических блоков, как:

    - экологический;

    - этнографический;

    - культурологический;

    - исторический.

    2. Личностные, метапредметные

    и предметные результаты освоения учебного предмета.

    В результате изучения курса «Окружающий мир» интегрированный курс краеведения обучающиеся на ступени начального общего образования:

    - получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; лучше узнать свою малую Родину- Югру;

    - обретут чувство гордости за свою малую Родину - Югру, быт коренных народов Севера и их историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

    - получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

    - изучат растительный и животный мир Югры, традиции и устои коренных народов Севера; знакомятся с творчеством поэтов и писателей Югорской земли;

    - получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений; - примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

    Так же следует говорить о том, что выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

    Подведение итогов по курсу краеведения в 1-4 классах проводится по результатам практической деятельности школьника. В зависимости от возможностей школы, это может быть конкурс на лучший рассказ о проведенном наблюдении, сбор фактического материала о природе, жизни, быте коренных народов Югры, конкурс на лучшую поделку, рисунок, участие в проведение праздника, конференции, деловой или имитационной игре и др.

    Основные предметные знания и умения, которыми должны овладеть школьники при изучении интегрированного курса краеведения:

    Знать:

    - климат и погоду;

    - необходимость охраны природы;

    - природные сообщества ( реки, озера, болота, лес...и т.д.);

    - некоторые виды растений Югры;

    - некоторые виды животных Югры;

    - о растениях, которые занесены в Красную книгу;  

    - традиции  и быт коренного населения Югры;

    -достопримечательности округа, города;

    - полезные ископаемые округа;

    -профессии округа;

    -спортсменов и почетных жителей округа, города

    Уметь:

    - составлять брошюры народных примет погоды;

    - составлять памятки: «Правила поведения на водоёмах», «Правила поведения в природе»;

     - составлять рассказы о растениях  и животных Югры

    - составлять рассказы о традициях коренного населения,

    - рассказывать о профессиях местного населения;

    - рассказывать о спортсменах и почетных жителях округа, города;

    - рассказывать о достопримечательностях округа, города;

    - рассказывать о полезных ископаемых округа;

    3. Содержание учебного предмета.

    Программа интегрированного курса "Краеведение"(Моя Югра - моё наследие) 

    содержит разделы:

    • Наш округ, город на карте
    • Климат Югры
    • Природные сообщества
    • Растительный и животный мир Югры
    • Полезные ископаемые Югры
    • Достопримечательности округа, города
    • Коренное население Югры
    • Почетные жители и спортсмены округа, города

    Содержание и методика преподавания курса краеведения направлены на развитие личности младшего школьника с учетом психологических особенностей детей данного возрастного периода. ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания.

    Формы, методы и средства изучения данного курса разнообразны. Учащиеся ведут наблюдения за предметами и явлениями природы, общественной жизнью под руководством учителя и самостоятельно. Широко используется моделирование, демонстрация наглядных пособий, практические работы.

    Велика роль и словесных методов: рассказа, беседы со старожилами, участниками знаменательных событий, с людьми различных профессий и др.

    Специфика содержания интегрированного курса предполагает использование разнообразных форм обучения. Занятия проводятся не только в классе, но и вне стен школы - в парке, в лесу, в музее и т.д., т.е. широко используются такие формы работы, как экскурсии, прогулки, целевые прогулки, практические занятия на местности и др.

    4. Календарно - тематическое планирование

     1 класс  

    № п/п

    Тема

    Кол-во часов

    Дата

    1

    Наш край –Югория.

    1

    2

     Родной  город . Герб, флаг Югры

    1

    3

    Сезонные изменения в природе Югры. Народный календарь

    1

    4

    Красота окружающей природы, растения родного края

    1

    5

    Разнообразный мир животных Югры

    1

    6

    Основные занятия народов ханты и манси

    1

    7

    Югра – единая семья народов. Традиции.

    1

    8

    Известные люди округа, города.

    1

    2 класс

    № п/п

    Тема

    Кол-во часов

    Дата

    1

    Югорская земля

    1

    2

     Югорские леса и лесные чудеса

    1

    3

     Водоемы нашего края. Загадки и тайны Югорских болот.

    1

    4

     Растительный мир Югры .Ягоды.

    1

    5

     Животный мир Югры .Жители тайги.

    1

    6

     Традиции коренного населения Югры

    1

    7

     Есть такая профессия-нефтяник.

    1

    8

     Спортсмены Югры  

    1

    3 класс

    № п/п

    Тема

    Кол-во часов

    Дата

    1

    Происхождение названия города, улиц и площадей твоего города

    1

    2

     Роль заповедников Югры в охране природы.

    1

    3

     Приспособленность животных к условиям жизни Севера.

    1

    4

     Растения родного края: водоросли, мхи, папоротники, лишайники, их отличительные  признаки

    1

    5

     Многообразие полезных ископаемых на карте ХМАО.

    1

    6

     Культура и религия коренных народностей ХМАО– Югры

    1

    7

     Современные архитектурные памятники  Югорского края

    1

    8

     Происхождение фамилий югорчан.

    1

    4 класс

    № п/п

    Тема

    Кол-во часов

    Дата

    1

    Наш край на карте Родины.

    1

    2

     Символика ХМАО, Нижневартовска

    1

    3

     Роль реки в жизни коренных народов Югры.

    1

    4

     Мансийская легенда о происхождении нефти.

    1

    5

     Культура и быт коренного населения.

    1

    6

     Округ в годы Великой Отечественной войны.

    1

    7

     Югорская земля во глубине веков. Первые сведения о прошлом нашего края.

    1

    8

    Творческая работа «Моя Югра-моё наследие»

    1

                                                5. Аппарат контроля

    Подведение итогов деятельности по каждому разделу организуется в форме:

    • викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
    • создания и защиты собственного проекта;
    • создания презентаций - представлений по изученной теме;
    •  конкурсов исследовательских работ, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
    • участия в конференциях разного уровня.

    Формы контроля 

    Мониторинг уровня овладения программой обучающимися предполагает:

    текущий контроль: (тестирования, беседы, анкетирования, наблюдения, диагностические

    задания, опросы)

    контроль с целью коррекции: ( индивидуальные консультации )

    текущий контроль: (самостоятельное выполнение обучающимися творческих работ по плану

    или образцу)

    итоговый контроль: (участие в краеведческих играх, викторинах, олимпиадах школы

    и города

    участие в научно-практических конференциях на школьном, муниципальном и

    региональном уровнях (итоговый контроль)

    6. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

    1. Хрестоматия по краеведению, 2012год.
    2. Книга для учителя начальных классов "Интегрированный курс краеведения, 2012год.
    3. Т.К.Орлова. Рабочая тетрадь, 1-4 классы. 2011 год Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
    4. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http://www.km-school.ru
    5. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
    6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку)
    7. Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
    8. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
    9. Книга для учителя начальных классов "Интегрированный курс краеведения, 2012год .
    10.  Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения. «СВ – 96», Екатеринбург, 2001.
    11.  Грасмик А.Ф. Занимательное путешествие по Тюменской области.  Ханты – Мансийск, 1993
    12. Тарханов А. С.«Чудеса».  «Средне – Уральское книжное издательство», Свердловск, 1981.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по курсу "Югра-мое наследие" 2 класс

    Рабочая программа по курсу "Югра-мое наследие" 2 класс...

    Югра - моё наследие (пилотная площадка)

    Приказ о функционировании в статусе окружной пилотной площадки...

    Тематическое планирование по предмету «Югра-моё наследие» 3 класс

    Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение  каждой темы по предмету «Югра-моё наследие»  3 класс...

    Рабочая программа по курсу "Югра - мое наследие"

    Рабочая программа по курсу "Югра - мое наследие" 2-4 классы...

    Югра - моё наследие (пилотная площадка)

    Рабочие программы для 2,3,4 классов...