Интегрированный курс "Краеведение" Моя Югра-моё наследие.
рабочая программа по окружающему миру на тему
рабочая программа 1-4 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie_moya_yugra-_moyo_nasledie.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №8»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей протокол №_1___ от «_31_» августа 2015 г. председатель МО ________ Л.А.Лазарева | «Согласовано» зам. директора по УР ________ С.В.Черкасова «_1__» сентября 2015 г. | «Утверждено» педагогическим советом школы МБОУ «СШ №8» протокол № 1 от 1 .09.15г. приказ от 1.09.15г. №632 _________Н.В.Купавцева |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА
"КРАЕВЕДЕНИЕ"
(МОЯ ЮГРА – МОЁ НАСЛЕДИЕ)
Составитель: учитель начальных классов Лазарева Л.А.
МБОУ «СШ № 8» г. Нижневартовска
первая квалификационная категория
2015-2016 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа интегрированного курса «Краеведение» (Моя Югра - моё наследие) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Т.К.Орловой, Л.Г. Демус, Н.Г. Богордаевой, Л.Н. Нечаевой.
Содержание и методика преподавания курса "Краеведение" направлены на развитие личности младшего школьника с учетом психологических особенностей детей данного возрастного периода. Ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания.
1.1. Цель и задачи курса «Краеведение»:
- формирование у учащихся целостных представлений об окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней;
- воспитание любви к родной природе на основе познания еѐ ценности;
- формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края.
В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи курса:
1. Дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
2. Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно - эстетический т познавательный опыт ребенка.
3. Формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.
1.2. Общая характеристика учебного предмета.
Курс краеведения "Краеведение" (Моя Югра - моё наследие) является неотъемлемой составляющей образовательного компонента "Окружающий мир".
Само название "краеведение" свидетельствует об интегрированном подходе к изучению своего края, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология, этнография и др.
Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи. Идея "все связано со всем" как бы цементирует разнообразные элементы содержание курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.
Специфика содержания интегрированного курса предполагает использование разнообразных форм обучения. Занятия проводятся не только в классе, но и вне стен школы - в парке, в лесу, в музее и т.д., т.е. широко используются такие формы работы, как экскурсии, прогулки, целевые прогулки, практические занятия на местности и др.
Велика роль и словесных методов: рассказа, беседы со старожилами, участниками знаменательных событий, с людьми различных профессий и др.
Курс краеведения разработан в соответствии с требованиями современной дидактики начальной школы.
Ведущим принципом отбора содержания и конструирования курса является краеведческий принцип. Отбор учебного материала в соответствии с этим принципом позволяет строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира.
Экологический отбор материала помогает раскрыть взаимосвязь "природа - человек", выявить правовые норы природы, определить доступную для детей природоохранную деятельность.
1.3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа интегрированного курса рассчитана на 32 часа в 1-4 классах, по 8 часов в год. Данный курс интегрируется с предметом окружающего мира.
1.4. Ценностные ориентиры содержания образования.
Изучение курса краеведения на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как "Литература родного края", "География Ханты-Мансийского автономного округа", "История ХМАО с древности до наших дней" и др.
Курс краеведения является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирование у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.
Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренного народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.
Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.
Реализация экологического принципа направлена на формирование у младших школьников основ экологической культуры.
На основе художественно - эстетического принципа в качестве учебного материала рекомендованы преимущественно художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота окружающего мира и человеческих принципов способствует установлению связей между всеми направлениями краеведческого характера.
На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала отобраны вещественные источники исторических знаний и деяний жителей Югры.
Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания и конструирования учебного материала осуществляется с учетом приоритета непосредственной практической деятельности детей (наблюдения, моделирование, рисования ...).
Новизна концепции предлагаемого курса - в более углубленном изучении таких тематических блоков, как:
- экологический;
- этнографический;
- культурологический;
- исторический.
2. Личностные, метапредметные
и предметные результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения курса «Окружающий мир» интегрированный курс краеведения обучающиеся на ступени начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; лучше узнать свою малую Родину- Югру;
- обретут чувство гордости за свою малую Родину - Югру, быт коренных народов Севера и их историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
- получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- изучат растительный и животный мир Югры, традиции и устои коренных народов Севера; знакомятся с творчеством поэтов и писателей Югорской земли;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений; - примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Так же следует говорить о том, что выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Подведение итогов по курсу краеведения в 1-4 классах проводится по результатам практической деятельности школьника. В зависимости от возможностей школы, это может быть конкурс на лучший рассказ о проведенном наблюдении, сбор фактического материала о природе, жизни, быте коренных народов Югры, конкурс на лучшую поделку, рисунок, участие в проведение праздника, конференции, деловой или имитационной игре и др.
Основные предметные знания и умения, которыми должны овладеть школьники при изучении интегрированного курса краеведения:
Знать:
- климат и погоду;
- необходимость охраны природы;
- природные сообщества ( реки, озера, болота, лес...и т.д.);
- некоторые виды растений Югры;
- некоторые виды животных Югры;
- о растениях, которые занесены в Красную книгу;
- традиции и быт коренного населения Югры;
-достопримечательности округа, города;
- полезные ископаемые округа;
-профессии округа;
-спортсменов и почетных жителей округа, города
Уметь:
- составлять брошюры народных примет погоды;
- составлять памятки: «Правила поведения на водоёмах», «Правила поведения в природе»;
- составлять рассказы о растениях и животных Югры
- составлять рассказы о традициях коренного населения,
- рассказывать о профессиях местного населения;
- рассказывать о спортсменах и почетных жителях округа, города;
- рассказывать о достопримечательностях округа, города;
- рассказывать о полезных ископаемых округа;
3. Содержание учебного предмета.
Программа интегрированного курса "Краеведение"(Моя Югра - моё наследие)
содержит разделы:
- Наш округ, город на карте
- Климат Югры
- Природные сообщества
- Растительный и животный мир Югры
- Полезные ископаемые Югры
- Достопримечательности округа, города
- Коренное население Югры
- Почетные жители и спортсмены округа, города
Содержание и методика преподавания курса краеведения направлены на развитие личности младшего школьника с учетом психологических особенностей детей данного возрастного периода. ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания.
Формы, методы и средства изучения данного курса разнообразны. Учащиеся ведут наблюдения за предметами и явлениями природы, общественной жизнью под руководством учителя и самостоятельно. Широко используется моделирование, демонстрация наглядных пособий, практические работы.
Велика роль и словесных методов: рассказа, беседы со старожилами, участниками знаменательных событий, с людьми различных профессий и др.
Специфика содержания интегрированного курса предполагает использование разнообразных форм обучения. Занятия проводятся не только в классе, но и вне стен школы - в парке, в лесу, в музее и т.д., т.е. широко используются такие формы работы, как экскурсии, прогулки, целевые прогулки, практические занятия на местности и др.
4. Календарно - тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Наш край –Югория. | 1 | |
2 | Родной город . Герб, флаг Югры | 1 | |
3 | Сезонные изменения в природе Югры. Народный календарь | 1 | |
4 | Красота окружающей природы, растения родного края | 1 | |
5 | Разнообразный мир животных Югры | 1 | |
6 | Основные занятия народов ханты и манси | 1 | |
7 | Югра – единая семья народов. Традиции. | 1 | |
8 | Известные люди округа, города. | 1 |
2 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Югорская земля | 1 | |
2 | Югорские леса и лесные чудеса | 1 | |
3 | Водоемы нашего края. Загадки и тайны Югорских болот. | 1 | |
4 | Растительный мир Югры .Ягоды. | 1 | |
5 | Животный мир Югры .Жители тайги. | 1 | |
6 | Традиции коренного населения Югры | 1 | |
7 | Есть такая профессия-нефтяник. | 1 | |
8 | Спортсмены Югры | 1 |
3 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Происхождение названия города, улиц и площадей твоего города | 1 | |
2 | Роль заповедников Югры в охране природы. | 1 | |
3 | Приспособленность животных к условиям жизни Севера. | 1 | |
4 | Растения родного края: водоросли, мхи, папоротники, лишайники, их отличительные признаки | 1 | |
5 | Многообразие полезных ископаемых на карте ХМАО. | 1 | |
6 | Культура и религия коренных народностей ХМАО– Югры | 1 | |
7 | Современные архитектурные памятники Югорского края | 1 | |
8 | Происхождение фамилий югорчан. | 1 |
4 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Наш край на карте Родины. | 1 | |
2 | Символика ХМАО, Нижневартовска | 1 | |
3 | Роль реки в жизни коренных народов Югры. | 1 | |
4 | Мансийская легенда о происхождении нефти. | 1 | |
5 | Культура и быт коренного населения. | 1 | |
6 | Округ в годы Великой Отечественной войны. | 1 | |
7 | Югорская земля во глубине веков. Первые сведения о прошлом нашего края. | 1 | |
8 | Творческая работа «Моя Югра-моё наследие» | 1 |
5. Аппарат контроля
Подведение итогов деятельности по каждому разделу организуется в форме:
- викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
- создания и защиты собственного проекта;
- создания презентаций - представлений по изученной теме;
- конкурсов исследовательских работ, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
- участия в конференциях разного уровня.
Формы контроля
Мониторинг уровня овладения программой обучающимися предполагает:
текущий контроль: (тестирования, беседы, анкетирования, наблюдения, диагностические
задания, опросы)
контроль с целью коррекции: ( индивидуальные консультации )
текущий контроль: (самостоятельное выполнение обучающимися творческих работ по плану
или образцу)
итоговый контроль: (участие в краеведческих играх, викторинах, олимпиадах школы
и города
участие в научно-практических конференциях на школьном, муниципальном и
региональном уровнях (итоговый контроль)
6. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
- Хрестоматия по краеведению, 2012год.
- Книга для учителя начальных классов "Интегрированный курс краеведения, 2012год.
- Т.К.Орлова. Рабочая тетрадь, 1-4 классы. 2011 год Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
- КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http://www.km-school.ru
- Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку)
- Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
- Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
- Книга для учителя начальных классов "Интегрированный курс краеведения, 2012год .
- Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения. «СВ – 96», Екатеринбург, 2001.
- Грасмик А.Ф. Занимательное путешествие по Тюменской области. Ханты – Мансийск, 1993
- Тарханов А. С.«Чудеса». «Средне – Уральское книжное издательство», Свердловск, 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Югра-мое наследие" 2 класс
Рабочая программа по курсу "Югра-мое наследие" 2 класс...
Югра - моё наследие (пилотная площадка)
Приказ о функционировании в статусе окружной пилотной площадки...
Тематическое планирование по предмету «Югра-моё наследие» 3 класс
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы по предмету «Югра-моё наследие» 3 класс...
Рабочая программа "Югра - моё наследие" 3 класс УМК "Школа России" ФГОС
Рабочая программа...
Югра - моё наследие (пилотная площадка)
Рабочие программы для 2,3,4 классов...
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «ЮГРА-МОЁ НАСЛЕДИЕ» ДЛЯ 2 КЛАССА
Календарно-тематическое планирование составлено по Программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Реализует предусмотренный ФГОС НОО компонент содержания, обеспеч...