Интегрированный курс "Краеведение" Моя Югра-моё наследие.
рабочая программа по окружающему миру на тему

Лазарева Лариса Александровна

рабочая программа 1-4 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie_moya_yugra-_moyo_nasledie.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №8»

«Рассмотрено»

на заседании МО учителей

протокол №_1___

от «_31_» августа 2015 г.

председатель МО

________ Л.А.Лазарева

«Согласовано»

зам. директора по УР

________ С.В.Черкасова

«_1__»  сентября 2015 г.

«Утверждено»

педагогическим советом школы  МБОУ «СШ №8»

протокол № 1 от   1 .09.15г.

приказ от 1.09.15г.  №632

_________Н.В.Купавцева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА

"КРАЕВЕДЕНИЕ"

(МОЯ ЮГРА – МОЁ НАСЛЕДИЕ)

 

Составитель: учитель начальных классов Лазарева Л.А.

                         МБОУ «СШ № 8» г. Нижневартовска

первая квалификационная категория                                                                                                      

2015-2016 учебный год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа интегрированного курса  «Краеведение»  (Моя Югра - моё наследие) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Т.К.Орловой, Л.Г. Демус, Н.Г. Богордаевой, Л.Н. Нечаевой.

Содержание и методика преподавания курса "Краеведение" направлены на развитие личности младшего школьника с учетом психологических особенностей детей данного возрастного периода. Ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания.

1.1. Цель и задачи курса «Краеведение»:

- формирование у учащихся целостных представлений об окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней;

- воспитание любви к родной природе на основе познания еѐ ценности;

- формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края.

В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи курса:

1. Дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.

2. Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно - эстетический т познавательный опыт ребенка.

3. Формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.

1.2. Общая характеристика учебного предмета.

Курс краеведения "Краеведение"  (Моя Югра - моё наследие) является неотъемлемой составляющей образовательного компонента "Окружающий мир".

Само название "краеведение" свидетельствует об интегрированном подходе к изучению своего края, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология, этнография и др.

Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи. Идея "все связано со всем" как бы цементирует разнообразные элементы содержание курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.

Специфика содержания интегрированного курса предполагает использование разнообразных форм обучения. Занятия проводятся не только в классе, но и вне стен школы - в парке, в лесу, в музее и т.д., т.е. широко используются такие формы работы, как экскурсии, прогулки, целевые прогулки, практические занятия на местности и др.

Велика роль и словесных методов: рассказа, беседы со старожилами, участниками знаменательных событий, с людьми различных профессий и др.

Курс краеведения разработан в соответствии с требованиями современной дидактики начальной школы.

Ведущим принципом отбора содержания и конструирования курса является краеведческий принцип. Отбор учебного материала в соответствии с этим принципом позволяет строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира.

Экологический отбор материала помогает раскрыть взаимосвязь "природа - человек", выявить правовые норы природы, определить доступную для детей природоохранную деятельность.

1.3. Описание места учебного предмета в учебном плане.  

Программа интегрированного курса  рассчитана на 32 часа в 1-4 классах, по 8 часов в год. Данный курс интегрируется с предметом окружающего мира.

1.4. Ценностные ориентиры содержания образования.

Изучение курса краеведения на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как "Литература родного края", "География Ханты-Мансийского автономного округа", "История ХМАО с древности до наших дней" и др.

Курс краеведения является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирование у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.

Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренного народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.

Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.

Реализация экологического принципа направлена на формирование у младших школьников основ экологической культуры.

На основе художественно - эстетического принципа в качестве учебного материала рекомендованы преимущественно художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота окружающего мира и человеческих принципов способствует установлению связей между всеми направлениями краеведческого характера.

На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала отобраны вещественные источники исторических знаний и деяний жителей Югры.

Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания и конструирования учебного материала осуществляется с учетом приоритета непосредственной практической деятельности детей (наблюдения, моделирование, рисования ...).

Новизна концепции предлагаемого курса - в более углубленном изучении таких тематических блоков, как:

- экологический;

- этнографический;

- культурологический;

- исторический.

2. Личностные, метапредметные

и предметные результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения курса «Окружающий мир» интегрированный курс краеведения обучающиеся на ступени начального общего образования:

- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; лучше узнать свою малую Родину- Югру;

- обретут чувство гордости за свою малую Родину - Югру, быт коренных народов Севера и их историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

- получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- изучат растительный и животный мир Югры, традиции и устои коренных народов Севера; знакомятся с творчеством поэтов и писателей Югорской земли;

- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений; - примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Так же следует говорить о том, что выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Подведение итогов по курсу краеведения в 1-4 классах проводится по результатам практической деятельности школьника. В зависимости от возможностей школы, это может быть конкурс на лучший рассказ о проведенном наблюдении, сбор фактического материала о природе, жизни, быте коренных народов Югры, конкурс на лучшую поделку, рисунок, участие в проведение праздника, конференции, деловой или имитационной игре и др.

Основные предметные знания и умения, которыми должны овладеть школьники при изучении интегрированного курса краеведения:

Знать:

- климат и погоду;

- необходимость охраны природы;

- природные сообщества ( реки, озера, болота, лес...и т.д.);

- некоторые виды растений Югры;

- некоторые виды животных Югры;

- о растениях, которые занесены в Красную книгу;  

- традиции  и быт коренного населения Югры;

-достопримечательности округа, города;

- полезные ископаемые округа;

-профессии округа;

-спортсменов и почетных жителей округа, города

Уметь:

- составлять брошюры народных примет погоды;

- составлять памятки: «Правила поведения на водоёмах», «Правила поведения в природе»;

 - составлять рассказы о растениях  и животных Югры

- составлять рассказы о традициях коренного населения,

- рассказывать о профессиях местного населения;

- рассказывать о спортсменах и почетных жителях округа, города;

- рассказывать о достопримечательностях округа, города;

- рассказывать о полезных ископаемых округа;

3. Содержание учебного предмета.

Программа интегрированного курса "Краеведение"(Моя Югра - моё наследие) 

содержит разделы:

  • Наш округ, город на карте
  • Климат Югры
  • Природные сообщества
  • Растительный и животный мир Югры
  • Полезные ископаемые Югры
  • Достопримечательности округа, города
  • Коренное население Югры
  • Почетные жители и спортсмены округа, города

Содержание и методика преподавания курса краеведения направлены на развитие личности младшего школьника с учетом психологических особенностей детей данного возрастного периода. ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания.

Формы, методы и средства изучения данного курса разнообразны. Учащиеся ведут наблюдения за предметами и явлениями природы, общественной жизнью под руководством учителя и самостоятельно. Широко используется моделирование, демонстрация наглядных пособий, практические работы.

Велика роль и словесных методов: рассказа, беседы со старожилами, участниками знаменательных событий, с людьми различных профессий и др.

Специфика содержания интегрированного курса предполагает использование разнообразных форм обучения. Занятия проводятся не только в классе, но и вне стен школы - в парке, в лесу, в музее и т.д., т.е. широко используются такие формы работы, как экскурсии, прогулки, целевые прогулки, практические занятия на местности и др.

4. Календарно - тематическое планирование

 1 класс  

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Наш край –Югория.

1

2

 Родной  город . Герб, флаг Югры

1

3

Сезонные изменения в природе Югры. Народный календарь

1

4

Красота окружающей природы, растения родного края

1

5

Разнообразный мир животных Югры

1

6

Основные занятия народов ханты и манси

1

7

Югра – единая семья народов. Традиции.

1

8

Известные люди округа, города.

1

2 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Югорская земля

1

2

 Югорские леса и лесные чудеса

1

3

 Водоемы нашего края. Загадки и тайны Югорских болот.

1

4

 Растительный мир Югры .Ягоды.

1

5

 Животный мир Югры .Жители тайги.

1

6

 Традиции коренного населения Югры

1

7

 Есть такая профессия-нефтяник.

1

8

 Спортсмены Югры  

1

3 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Происхождение названия города, улиц и площадей твоего города

1

2

 Роль заповедников Югры в охране природы.

1

3

 Приспособленность животных к условиям жизни Севера.

1

4

 Растения родного края: водоросли, мхи, папоротники, лишайники, их отличительные  признаки

1

5

 Многообразие полезных ископаемых на карте ХМАО.

1

6

 Культура и религия коренных народностей ХМАО– Югры

1

7

 Современные архитектурные памятники  Югорского края

1

8

 Происхождение фамилий югорчан.

1

4 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Наш край на карте Родины.

1

2

 Символика ХМАО, Нижневартовска

1

3

 Роль реки в жизни коренных народов Югры.

1

4

 Мансийская легенда о происхождении нефти.

1

5

 Культура и быт коренного населения.

1

6

 Округ в годы Великой Отечественной войны.

1

7

 Югорская земля во глубине веков. Первые сведения о прошлом нашего края.

1

8

Творческая работа «Моя Югра-моё наследие»

1

                                            5. Аппарат контроля

Подведение итогов деятельности по каждому разделу организуется в форме:

  • викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
  • создания и защиты собственного проекта;
  • создания презентаций - представлений по изученной теме;
  •  конкурсов исследовательских работ, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
  • участия в конференциях разного уровня.

Формы контроля 

Мониторинг уровня овладения программой обучающимися предполагает:

текущий контроль: (тестирования, беседы, анкетирования, наблюдения, диагностические

задания, опросы)

контроль с целью коррекции: ( индивидуальные консультации )

текущий контроль: (самостоятельное выполнение обучающимися творческих работ по плану

или образцу)

итоговый контроль: (участие в краеведческих играх, викторинах, олимпиадах школы

и города

участие в научно-практических конференциях на школьном, муниципальном и

региональном уровнях (итоговый контроль)

6. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  1. Хрестоматия по краеведению, 2012год.
  2. Книга для учителя начальных классов "Интегрированный курс краеведения, 2012год.
  3. Т.К.Орлова. Рабочая тетрадь, 1-4 классы. 2011 год Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
  4. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http://www.km-school.ru
  5. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
  6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку)
  7. Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
  8. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
  9. Книга для учителя начальных классов "Интегрированный курс краеведения, 2012год .
  10.  Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения. «СВ – 96», Екатеринбург, 2001.
  11.  Грасмик А.Ф. Занимательное путешествие по Тюменской области.  Ханты – Мансийск, 1993
  12. Тарханов А. С.«Чудеса».  «Средне – Уральское книжное издательство», Свердловск, 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Югра-мое наследие" 2 класс

Рабочая программа по курсу "Югра-мое наследие" 2 класс...

Югра - моё наследие (пилотная площадка)

Приказ о функционировании в статусе окружной пилотной площадки...

Тематическое планирование по предмету «Югра-моё наследие» 3 класс

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение  каждой темы по предмету «Югра-моё наследие»  3 класс...

Югра - моё наследие (пилотная площадка)

Рабочие программы для 2,3,4 классов...

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «ЮГРА-МОЁ НАСЛЕДИЕ» ДЛЯ 2 КЛАССА

Календарно-тематическое планирование составлено по Программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Реализует предусмотренный ФГОС НОО компонент содержания, обеспеч...