Главные вкладки

    Конспект урока окружающего мира в 3»А» классе на тему: « Берегите воду.» УМК «Школа России»
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

    Панкова Елена Владимировна

    Урок в 3 классе на тему "Берегите воду" с практической работой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dobavit_v_internet.docx32.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1

    Г. Серафимовича Волгоградской области.

    Конспект урока окружающего мира

    в 3»А» классе на тему: « Берегите воду.»

    УМК «Школа России»

    Тип урока:  изучение нового материала.

    Цель: формирование    образовательных    компетенций  обучающихся  3 класса по   теме   «Вода».

    Задачи: -  формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.                                                                                                               Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.                                                                    Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.                                                                                                                                                                                            Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                                                                                

    Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, электронное приложение.

    Наглядные пособия: глобус, схема «Круговорот воды в природе».

    Ключевые слова: вода.

    Оборудование:рабочие материалы для обучающихся: инструкционные карты, рабочие листы, карточки для групповой работы, рисунки  для рефлексии, тесты  для проверки домашнего задания, стаканы с водой для исследования , учебник «Окружающий мир 3 класс,ч.1», рабочая тетрадь, тесты «Окружающий мир 3 класс» . (автор учебника:А.А. Плешаков.), компьютор, мультимедийная приставка, экран, магнитная доска.

    №п/п

    Этапы  урока

    Содержание этапа,

    деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые универсальные учебные действия

    1.

    Самоопределение к деятельности.

    (Организационный момент)

    Цель:

    Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

    Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, проводит игру

    1.Мотивирует учащихся на работу. Пожелания детей друг другу и учителя детям.

    2. Прошу сесть на свои места

    - Руки?

    -Ноги?

    -Локти?

    -Спина?

    3. Минутка погоды.

    - Кто заметил, какие изменения произошли с погодой?

    Приветствуют учителя.

    С помощью сигнальных карточек показывают готовность  к уроку.

    Ответы детей.

    Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

    Регулятивные:

    Нацеливание на успешную деятельность.

    2

    Актуализация знаний.

    Цель:

    А) Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

    Б) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.

    В) Проверить знания по теме «Вода».

    1. Организует  проверку домашнего задания Проверка д/з.

    Предлагает поработать с тестом «Превращения и круговорот воды в »(Окружающий мир.Тесты.с.15-16)

    2.Подводит к теме предстоящего урока с помощью сказки.

    - Ребята, я знаю, что все вы очень любите сказки, поэтому сегодняшний урок я начну именно  с очень интересной сказки, а вы послушайте её внимательно.

    «Сказка о самом великом чуде на Земле »

    Жил-был царь, и было у него три сына. Собрал как-то раз царь своих сыновей и велел им принести ЧУДО. Долго странствовали братья по свету в поиске настоящего чуда. Они побывали во многих странах, повидали много чудес. И, наконец, они вернулись к батюшке - царю.  Старший сын принес золото, средний сын принес драгоценные камни, а младший сын принес обыкновенную воду.

    - Ребята, скажите, кто из братьев, по вашему мнению, удивил царя?  

      Представь, что моря и реки высохли до дна, и все сокровища, которое море таило от человека, предстали перед тобой. Сундуки с золотом, драгоценные камни, деньги тех времён – всё принадлежит тебе. Но вокруг нет ни капли пресной воды, и всё золото мира не нужно тебе. Стакан обыкновенной воды станет для тебя  дороже несметных богатств всего мира.

    -Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить и какие учебные задачи решать?

     

    -Готовясь к уроку, вы подготовили интересный материал.  Послушайте экологическую сказку.

    -Ребята, почему с речкой случилась такая беда?

    Отвечают на вопросы .Работают с тестом «Превращения и круговорот воды»с.15-16

    Выполняют взаимопроверку работ, сравнивая с эталоном, оценивают.

     

    Слушают сказку, отвечают, аргументируют свои ответы.

    Высказывают предположения,

    называют тему урока. Ставят учебные задачи.

    Ранее подготовленные дети

    инсценируют сказку.

    Жила была река. К реке спешили животные, чтобы напиться, дети – чтобы искупаться, рыбаки – наловить рыбы, все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что стала разноцветной:  серой, жёлтой, красной, чёрной.

    Плачет малая речонка.

    Одолел речонку страх.

    Стала речка тонкой – тонкой,
    Обмелела на глазах.

    Собрались вместе обитатели реки.  А  друг друга узнать не могут

    - Соседка, почему ты такая красная?  

    - На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную.   Вот я  и стала от сточных вод  красной.- А ты почему жёлтая, как лимон?

    Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей с берега принёс мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь…

    -Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей  речке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти.

    Отвечают, высказывают свои мнения

     Регулятивные:

    Оценивать результаты своей деятельности.

    Познавательные:

    Развивать операции мышления (выявлять

    3.

    Постановка учебной задачи.

    Цель:

    А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется  тема урока и Б)Согласовать цель и тему  урока.

    Выдвигает проблему. Организует постановку учебной задачи.

    Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

    -А теперь несколько интересных фактов о воде.(Выводит на экран сведения о воде)

     Мы привыкли, что вода -

     Наша спутница всегда. А  знаете ли  вы,  что  ...

     По нормам на каждого жителя города приходится  220 литров воды в сутки. ●Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды. ●Каждый раз, когда вы

    чистите зубы, вы расходуете 1 литр  воды

    . ●Через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту.

    ●Через незакрытый кран выливается около 1000литров воды за час.

     Чистой воды на Земле становится все меньше, а потребность в ней возрастает.

    Ребята,  нам на класс поступило письмо со следующим содержанием:

    «Помогите мне. В водоемы сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, а также вода, использованная в быту. Мой друг, ученый подсчитал, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов! От загрязнения страдает все живое. В реках, озерах, морях погибают растения и животные, чахнут растения на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья человека.

    - От кого могло быть это письмо?

    _-Сегодня мы отправимся в научную лабораторию и превратимся в учёных-исследователей.

    Но прежде чем  приступим к опытам, вспомним правила работы в группах. (Напоминает обучающимся, как  надо работать в группе) Организует  работу, обеспечивает контроль   за выполнением задания.

    1. Класс делится на 4 группы, каждая группа получает рабочий лист для фиксации результатов .
    2.  Работа с учебником (с 58-60 «Почему воду нужно беречь» рассказ “Как охраняют воду от загрязнений").

    Слушают учителя.

    Слушают содержание  письма. (Или читают сами)

    Выдвигают предположения, от кого оно могло быть.

    Вспоминают правила работы в группе. Находят в тексте информацию по данному вопросу

    Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Записывают выводы в рабочий лист (Приложение № 1)

    Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.

    Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной   форме.

    Регулятивные:

    Уметь формулировать цель и учебную задачу урока. 

    4

    Физкультминутка

    Музыкальная физкультминутка из сборника физминуток для младших школьников.

    5

    Игра « Экологический светофор».

    Цель:

    Уточнить и расширить знания учащихся о значении бережного отношения к воде.

    Организует игру, помогает сделать вывод. (Игра «Светофор»)

    -А теперь поиграем. Вам предлагается ситуация. Если герой ситуации поступил правильно, загорается зелёный цвет, если нет – красный.

    Ситуация 1.

    Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки книгу. Алёша вышел в коридор и услышал, что где – то течёт вода. Он понял, что кто – то забыл закрыть кран. Мальчик зашёл в библиотеку, рассказал об этом и пошёл в класс.

    - Почему красный цвет?

    Ситуация 2.

    На большой перемене Маша и Катя мыли руки. Катя открыла кран и стала мыть руки. Брызги летели во все стороны. « Что ты делаешь,  Катя?» - сказала Маша, - струйки воды надо сделать меньше. Это тебе не помешает вымыть руки, а воды утечёт меньше».

    - Почему зелёный кружок?

    - Как же надо расходовать воду?

    Готовят «Светофорчики»

    Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения.

    Познавательные:

    Классифицировать объекты.

    Коммуникативные:

    Проявлять активность в коллективной деятельности.

    6

    Практическая работа.

    Чем опасна для человека грязная вода? (Ответы детей)

    Даёт задание, проводит инструктаж,

    организует самопроверку. А сейчас мы с вами будем исследователями научной лаборатории.

    -Кто такой исследователь?

    -Мы с вами будем исследовать воду О чистоте водоема могут судить ученые, врачи. Они берут воду на анализ. Но и мы с вами, не имея никаких препаратов, можем установить пригодна ли вода для купания. Эта вода в стакане из пруда, который находится на территории нашего села. О чистоте воды, о том можно ли купаться в нем, нам помогут следующие сведения:

    • прозрачность,
    • наличие живых существ,
    • запах.
    • А свои результаты будем записывать в лист исследований .(Приложение 2)
    • Предлагает учащимся рассказать о своих исследованиях.

    -Какие выводы сделаем?

    -Как вы можете помочь воде в нашей реке Дон?

    Организует коллективную проверку задания. Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами, наблюдают за водой. . Выполняют работу   в группах. Проверяют запах, прозрачнось, наличие живых существ.    Формулируют выводы наблюдений,

    записывают  результаты в лист исследований.

                                                                                                           

    Договариваются между собой, выступает делегат от группы.

    Высказываются, предлагают способы очистки воды.

    Регулятивные:

    Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

    Познавательные:

    Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

    Личностные:

    Применять правила делового. сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости.

    Коммуникативные:

    Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии со сверстниками.

    7

    Закрепление  «Роль воды в жизни человека и охрана вод».

    Цель:

    Показать значение воды для живых организмов.

    - Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни животные, ни люди. Вода не только поит, но и кормит – добывает электрический ток. Вода – это большая и удобная дорога. По ней плывут пассажирские и грузовые суда. Вода приводит в порядок  не только наше тело, но и наводит чистоту на улицах городов. А надо ли охранять воду? 

    Проблемный вопрос:

    -Почему же к воде нужно относиться бережно, ведь её много на Земле?

    Что нужно сделать, чтобы водоёмы были чистые?

    Беседа:

    Вода – это одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нами, если исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает всё живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду надо беречь.

    Отвечают на вопрос. Воды много, но в морях она солёная, а человеку, животным нужна пресная вода, её запасы не безграничны.

    Уточняют и расширяют свои знания о воде. Отвечают на вопрос,  высказывают свое мнение.

    Уточняют свои знания по данному вопросу.

    Регулятивные:

    Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным знанием

    Познавательные:

    Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.      

    Коммуникативные:

    Оформлять мысли в устной форме.

    8

    Рефлексия учебной деятельности..

    Цель:

    А)Зафиксировать новое содержание урока.

    Б) Оценить результаты учебной деятельности.

    В) Согласовать домашнее задание

    Итог урока

    Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.

    Организует фиксирование содержания.

    Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

    - Наш урок подходит к концу. Мы с вами уже знаем, как охранять воздух, теперь мы будем знать, как охранять воду. Не будем забывать, что без воды человек не проживет и 5 дней. А поэтому берегите ее.

    Даёт комментарий к домашнему заданию.

    Д.з. Нарисовать плакат «Берегите воду!»

    Организует рефлексию.

    Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.

    Организует самооценку учебной деятельности.

    1.  А итог мы подведём необычно. Я предлагаю вам написать необычное стихотворение – синквейн по теме нашего урока. Возьмите памятки на столах и объединитесь в группах

    2.«Дерево успеха»

    а)Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – выберите плод.                                                                           б) Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа –  цветок.                                                     в) Если не разобрались в теме, было не очень интересно – жёлтый листочек.  

    Прикрепите свою самооценку на наше дерево успеха.

     (Приложение 4)

    -Пусть на земле не  умирают реки,

    Пусть стороной обходит их беда,

    Пусть чистой остается в них на веки

    Студеная и вкусная вода.

       Урок окончен. Спасибо!

     

    Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.

    Выполняют задание творческого характера, составляют синквейн о воде.

    Представляют свои работы.

    Делают самооценку своей деятельности на уроке. Отмечают  основные позиции нового материала

    и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

    Убирают свои рабочие места.

    Личностные:

    Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать  свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

    Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

    Регулятивные:

    Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, ставить адекватную

    самооценку.

    Познавательные:

    Уметь представить подготовленную информацию.

    Коммуникативные:

    Развитие умений работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли.  Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира + презентация для 3 класса "Разнообразие растений на Земле. УМК "Школа России".

    Урок изучения нового материала занкомит учащихся с основными группами растений и особенностями каждой группы....

    Конспект урока окружающего мира в 4-м классе по теме "Безграничны ли запасы полезных ископаемых"

    Данный урок разработан в рамках применения ИКТ. На уроке используется показ слайдов, демонстрация коллекции полезных ископаемых, работа по учебнику, словарю. Применяются здоровьесберегающие техн...

    Конспект урока окружающего мира в 3-м классе по теме "Почва" (УМК "Планета знаний")

    Задачи:Формировать понятие “почва”, представление о ее образовании, составе и свойствах;Развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом и методическим аппаратом учебника; обогащать словарный...

    Конспект урока окружающего мира "Страна городов" 4 класс УМК "Школа России"

    На уроке предлагается работать в группах.Три группы получают разные задания и должны представить один из городов Древней Руси по определённому плану.Новгород, Киев, Москва....

    План –конспект урока окружающего мира, данного в 1 классе по теме: «Как развивается растение»

    Цели урока:I.  Предметные:- через опыт на примере бобовых показать учащимся, как развивается растение  и какие условия для этого необходимы;II.  Личностные УУД:- формировать положительн...

    Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.

    Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...