Технологическая карта интегрированного урока по теме "Птичьи разговоры"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Серова Ирина Николаевна

Интегрированный урок окружающий мир и технология. 1 класс. УМК "Начальная школа 21 века". Тема "Птичьи разговоры. Оригами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного урока (окружающий мир и технология)

Класс – 1 класс

Тема: Птичьи разговоры. Оригами «Птица».

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Оборудование:  компьютер, проектор, колонки, интерактивная доска, магниты, картинки с изображением птиц, листы бумаги квадратной формы, листочки со словами для составления пословиц, 3 карточки со словами ( птицы, перелётные, зимующие).

Основная цель урока: познакомить с жизнью птиц весной: прилётом, гнездованием, пением.

Задачи:

Развивающие

образовательные

воспитательные

- развивать и пополнять знания детей сведениями о жизни птиц;

- учить слушать пение птиц

- познакомить со сроками прилёта птиц весной и гнездованием ;

- изучить правила отношения к птичьим гнёздам и птенцам

- воспитывать любовь  к природе;

- учить бережному отношению к птицам

Этап урока       и его цель

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.            

-Вот звенит для нас звонок. Начинается урок.        Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

- Кто думает, что он на уроке будет испытывать трудности?                                                                                 - А кто думает, что у него все получится?

Проверяет  готовность к уроку, настраивает детей на работу.

Проверяют свою готовность к уроку.

2. Актуализация знаний.            

3. Постановка учебной задачи.

4. Освоение нового материала.

5. Физкультминутка.

6. Обобщение знаний.

7.Практическая работа.

8.Рефлексия деятельности.

-Ребята, какое сейчас время года?

- Какие изменения происходят весной в неживой природе?

- Правильно, молодцы.1. Главный признак весны в неживой природе – солнце гораздо выше поднимается над горизонтом, чем весной.2. Второй самый заметный признак – таяние снега и льда. 3.Реки и озёра переполняются водой, вода заполняет луга, поля, леса вдоль рек. Это называется половодье. 4.От весеннего тепла оттаивает почва. В ней накапливается много влаги. Эта влага очень нужна растениям.

- А как вы думаете, происходят ли изменения весной  в жизни живой природы?

- Конечно, потому что в природе всё взаимосвязано. Послушайте стихотворение. О каких гостях в нём идёт речь?

- Мы вставали ночью даже, из окна смотрели в сад.        Ну, когда же, ну, когда же гости наши прилетят?

- Молодцы, правильно. Вспомните отличительные признаки птиц.

- Верно. А чем птицы отличаются друг от друга?

- Ребята, а как вы думаете, какие изменения происходят в жизни птиц с приходом весны?

- На какие группы можно разделить птиц?

 На доске появляется запись:

                                    Птицы

         Зимующие                           Перелётные

(На каждой парте лежит картинка с изображением птицы рисунком вниз.

- Переверните рисунок, посоветуйтесь со своим соседом и определите, в какую группу вы отнесёте данную птицу.

- Синица - зимующая птица.                                             – Воробей - зимующая птица.                                           – Грач - перелётная птица.                                                – Сорока - зимующая птица.                                             – Лебедь - перелётная птица.                                           – Сова - зимующая птица.                                                – Дятел - зимующая птица.                                              - Ласточка - перелётная птица.                                        – Аист - перелётная птица.                                               – Скворец - перелётная птица.

- Правильно. Молодцы.                                                    - Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить? А о каких  изменениях в жизни птиц весной вы хотели бы узнать? А хотите побывать в весеннем лесу  и послушать звуки птиц? Тогда вперёд.                                                      

Слайд 1. -- Ещё лежит снег, а зимующие птицы почувствовали приближение весны. Синицы запели, как будто зазвенели в серебряные колокольчики. ( Включаю звук)

Слайд 2. - И воробьи от них не отстают. Тоже весело чирикают на припёке. (Включаю звук)

Слайд 3.- А дятел в лесу начал стучать в « барабан» клювом, и звук разносится далеко по лесу. Этот звук заменяет дятлу весеннюю песню.( Звук)

Слайд 4. - Вороны, которые были у нас зимой, не наши вороны, а северные. Они отлетают. С юга прилетают наши. Но мы этого даже и не замечаем, потому что весь год вороны серы. ( Звук.)

Слайд 5. - В «обществе» ворон можно приметить и галок. Галка размером поменьше, цветом темнее, и глаза у неё голубые. ( Звук.)

Слайд 6. - Сорока, как и многие другие птицы, которые не улетали от нас на зиму, давно уже встретили весну и радуются ей, кто как может. (Звук.)

- Возвращаются из тёплых краёв перелётные птицы. Но прилёт идёт не как попало, а в строгом порядке: первыми к нам весной прилетают те птицы, которые улетали от нас последними осенью, а последними – те, что улетали первыми. Первыми прилетают те птицы, которые находят корм (червяков и личинки) в оттаявшей земле. Отгадайте загадку:                                                                                                                                        Всех перелётных птиц черней,                                  Чистит пашню от червей.                                              Взад – вперёд по пашне вскачь …                                     А зовётся птица …  

 Слайд 7. (Звук)  -Молодцы.  Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи около жилья человека.

Слайд 8. - Потом начинают строительство гнёзд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займёт другая пара. Гнездятся грачи колониями, устраивая на деревьях по нескольку больших гнёзд ( от 15 до 20).

- А это что за птица:                                                          Он прилетает каждый год                                            Туда, где домик его ждёт.                                          Чужие песни петь умеет,                                                    А всё же голос свой имеет.

Слайд 9.  -Правильно. Молодцы. Вслед за грачами прилетают скворцы. Сначала скворцы-папы, а через несколько дней за ними прилетают и скворцы-мамы. К их прилёту скворцы-папы подыскивают гнездо для семьм и начинают петь. (Звук.) Скворец – пересмешник. С поразительной похожестью он умеет передать всё, что услышит. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц, но и кваканье лягуш-ки, рычание собаки, мяуканье кошки. (Звук)

Слайд 10, 11. - Но люди, стараясь привлечь к своим садам эту полезную птицу, развешивают скворечники, и скворцы охотно селятся в них. Скворцы полезны тем, что они уничтожают большое количество вредных насекомых.

- Отгадайте ещё одну загадку:                                      Своё гнездо он в поле вьёт, где тянутся растения.       Его и песня и полёт вошли в стихотворения!

Слайд 12. – В нашей средней полосе люди издавна определяют приход весны по первой песне жаворонка. (Звук). Жаворонок устраивает гнездовье в лугах, на травянистых опушках, но самым лучшим местом являются поля, засеянные в озимых и яровых хлебах.

 

- А эта птичка прилетает в наши края весной, когда ещё холодно, зябко. За это и получила своё название. Зяблик. Слайд 13. (Звук) Прилетают зяблики в первых числах апреля и сразу же радуют нас своей песней. Продолжается песня зяблика всего несколько секунд, но повторяется много раз. Гнездо зяблик строит на дереве, размещая свою постройку обычно в развилке ствола.

- А кто не знает эту птицу?                                     Быстрой стрелкою летает, мошек в воздухе хватает. Хвостик вилкой, как рогатка, это - …  Слайд 14. (Звук) Правильно. Молодцы. Ласточки прилетают позже других птиц. Это полез-нейшие птицы. Количество мух, мошек и комаров, уничтоженных одной птицей в течение суток, достигает нескольких десятков тысяч. Ласточки прекрасно летают, скорость полёта этих птичек может доходить до 100 км/ч и более.  

Слайд 15. – Гнёзда ласточек очень интересно построены. Особенно хорошо строит гнездо городская ласточка. Она лепит его из глины, смоченной слюной.

- Воздух режут без усилья, как серпы кривые крылья. Промелькнёт – не разглядишь, так летает только … Молодцы. Слайд 16. – Скорость полёта стрижа иногда превышает 150 км/ч.А При такой скорости стриж без особых затруднений в течение одних суток может перелететь из Африки в Европу.  (Звук)

- С ледоходом прилетает, чёрным хвостиком мотает, Чёрный с белым хвостик узкий у изящной … Слайд 17. (Звук) Правильно. Молодцы.

- Он весной поёт красиво, звонко, весело, игриво! Угадай-ка поскорей, что за птица?..  Слайд 18. (Звук) Молодцы! Соловей – птица невидимка. Он не ярок, да ещё и осторожен. Соловьи, как и люди, долго учатся петь. Но лишь на третий год становятся певцами.

- Кто в лесу у нас гадает и про жизнь твою всё знает? Прокукует, подсчитаешь, сколько жить тебе узнаешь! Птичка, серая подружка, а зовут её …

Слайд 19. – Молодцы.(Звук)  Кукушка – птица насекомоядная и к тому же большая обжора. А главное – она поедает таких гусениц, которых другие птицы не едят. Ведь среди гусениц есть и волосатые, и ядовитые. А кукушка ест их всех подряд.                                                                           –Ребята, а кто знает, чем отличается эта птица от всех других?

Слайд 20. - Пока перелётные птицы спешат в наши края, в это же время идёт отлёт от нас снегирей, чижей, свиристелей и других птиц. Они только на зиму к нам прилетали. Теперь спешат домой, на север, там тоже потеплело, опять можно жить.

- Возвращаются к нам околоводные и водоплавающие птицы. Назовите этих птиц. Слайды 21-25.

- Лебеди летят, крыльями машут. Пригнулись над водой, качают головой. Прямо и гордо умеют держаться. Очень бесшумно на место садятся.

- Что каждый из нас может сделать, чтобы помочь птицам, чтобы птиц было больше у нас? Какие правила надо соблюдать?

- Правильно, ребята. А ещё, если у вас есть собака, не берите её весной и в начале лета с собой в лес. Она легко может поймать плохо летающих птенцов.

- Люди с давних времён с большим уважением, любовью и заботой относятся к птицам. Много загадок, сказок, потешек живут в народе. А сейчас мы с вами разделимся на группы, и каждая группа попытается восстановить, то есть собрать правильно пословицу и объяснить её смысл.                                   1 группа: Увидел, встречай, грача, - весну. (Увидел грача – весну встречай.)                                                   2 группа: весна, Грачи на, горе -, на дворе. (Грачи на горе – весна на дворе.)                                                     3 группа: свои песенки, Всякая, поёт, птичка. (Всякая птичка свои песенки поёт.)                                              4 группа: у крыльца, - значит, Увидел скворца, весна. (Увидел скворца – значит, весна у крыльца.)                      5 группа: Прилетела, хвостом лёд, трясогузка -, расколола. ( Прилетела трясогузка – хвостом лёд расколола.)

- Был на Руси раньше праздник – встречали в этот день весну. Женщины пекли печенье в виде птичек. Каждый член семьи брал в руку печенье, выходил на улицу и подбрасывал в воздух, произнося при этом заклички. Люди радовались тому, что с каждым днём прибли-жалось наступление весны.  А мы с вами давайте сегодня сделаем птичек из бумаги. Оригами.

1. Сложите квадрат пополам, в виде треугольника. Отогните вверх один из прямых углов.                                        2. Сложите фигуру пополам, соединив острые углы.      3. Отогните четырёхугольник, расправьте крылья.         4. Сделайте клюв.                                                                5. Отогните хвост.                                                               6. Нарисуйте глаза и разукрасьте клюв.

- Подарите этих птичек своим близким. И несмотря на то, что у нас ещё лежит снег за окном, пусть у них всегда на душе будет весна.

- Какое впечатление сложилось у вас от сегодняшнего урока? Оцените свою работу по схеме:

             знаю

Я         запомнил

          смог

Фронтальная работа.      Учитель задаёт вопросы, тем самым выявляет знания детей о птицах.

Включаю проектор.

Демонстрирую  презентацию, довожу некоторые факты до сведения детей.

Загадываю загадки.

Выключаю проектор.

Проводит физкультминутку.

Раздаю листочки со словами пословиц.

Проводит беседу.

Демонстрирует этапы выполнения птички.

Учитель благодарит обучающихся за урок.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.                                        - Весна.

- Солнце ярче светит и греет, тает снег, на реках начинается ледоход, появляются проталины, весной идёт дождь, дни становятся длиннее.

- Происходят.

- О птицах.                      

- Тело птиц покрыто перьями, имеют крылья.

                                                      - Формой тела, клюва, цветом оперенья, голосом.                      - Возвращаются птицы из тёплых стран, строят гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов.                                               - Перелётные и зимующие.

  Работа в парах.   

  Учащиеся переворачивают картинку, определяют название птицы и группу, к которой относится данная птица. Затем каждая пара ребят выходит к доске, называет свою птицу, определяет ей группу и прикрепляет картинку на доску.

                                               

- О птицах. О том, какие изменения происходят с птицами весной.

- Утки, журавли, чайки.    

       

Дети повторяют слова и выполняют движения

- Зимой птиц подкармливать, строить весной скворечники, в лесу не шуметь, не трогать птичьи гнёзда и яйца, не брать птенцов домой.  

Групповая работа.

Каждая группа получает листочки со словами, из которых нужно составить  пословицу, и объясняют её смысл.  

                       

Индивидуальная работа.

 Обучающиеся поэтапно за учителем повторяют все действия.

Подводят итог  о проделанной работе на уроке, соотносят результат с поставленной целью и оценивают  результат учебной деятельности

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированного урока "Графики. Диаграммы. Таблицы. Компьютерный мир. Информационные технологии"

Данная технологическая карта интегрированного урока по математике и технологии может быть использована учителями начальных классов, работающих по УМК "Начальная школа 21 века"....

Технологическая карта интегрированного урока-проекта "Зимние краски" (литературное чтение, русский язык, изо) в 4 классе по УМК "Школа России"

Данный интегрированный урок способствует развитию коммуникативности, умению работать в группах; развивает творческие способности детей, умение строить монологическую речь, самостоятельно творчески раб...

технологическая карта интегрированного урока "математика и технология"

Тип урока: урок ОНЗ, технологии деятельностного метода.Формы организации деятельности: индивидуальная работа, работа в группах.Прогнозируемый результат: учащиеся должны изготовить совместный продукт....

технологическая карта интегрированного урока "математика и технология"

Тип урока: урок ОНЗ, технологии деятельностного метода.Формы организации деятельности: индивидуальная работа, работа в группах.Прогнозируемый результат: учащиеся должны изготовить совместный продукт....

технологическая карта интегрированного урока "математика и технология"

Тип урока: урок ОНЗ, технологии деятельностного метода.Формы организации деятельности: индивидуальная работа, работа в группах.Прогнозируемый результат: учащиеся должны изготовить совместный продукт....

Технологическая карта интегрированного урока по обучению грамоте (чтение) и письму (русский язык) 1 класс УМК «Планета знаний» Тема: « Парные по глухости-звонкости согласные б – п, в – ф, г - к».

План-конспект интегрированного урока по обучению грамоте (чтение) и письму (русский язык) 1 классУМК «Планета знаний»Тема: « Парные по глухости-звонкости согласные  б – п, в – ф, г - к». Тип...

Технологическая карта интегрированного урока по учебным предметам «Окружающий мир» и «Изобразительное искусство» в 1 классе на тему «Покормите птиц зимой»

Урок  приурочен к акции "Покормите птиц зимой": первоклассники сидят за одним большим столом, что полезно на стадии формирования классного коллектива, и для создания коллективной работы ...