Конспект урока по окружающему миру учителя начальных классов.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

В данном материале содержится конспект (технологическая карта) урока окружающего мира 4 класс по теме: "Кожа" ( ФГОС). В данном конспекте выдержаны все этапы урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект на соответствие31.31 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы работы

Содержание этапа (заполняется педагогом)

1. Организационный момент, включающий:

•        постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке
была эффективной);

определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

•        описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных
особенностей класса, с которым работает педагог)

Цель: создать эмоциональный настрой на урок, мотивировать учащихся на работу.

Учащиеся должны знать: тему урока, какие цели преследует урок, какие этапы должны пройти на этом уроке, и  что  должны получить в итоге.

Цель: мотивировать к учению, принять учебную ситуацию, включить в учебный процесс, формулировать собственное мнение.

Приветствие

-Сядем тихо мы и дружно.

Это в классе очень нужно,

Чтоб быстрее научиться

Слушать, слышать и трудиться.

-Поговорим?

О чем? О разном и о важном. О том, что хорошо и что не очень. Чего- то знаешь ты, чего – то мне известно. Поговорим? Нам будет интересно.

Приветствие, проверка рабочего места, настраиваю на урок, включаются в учебный диалог.После объявления темы и целей урока создается проблемная ситуация:

Проверим, все ли школьные принадлежности имеются у нас сегодня.

Одного мудреца спросили:

«Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил:

«Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым.

Здоровый нищий счастливее богатого короля».

-О чем напомнил мудрец?

-Как понимаете слово «здоровье»?

Соберите русскую пословицу о здоровье.

-Исследуя свой образ жизни, расскажите, какие правила личной гигиены соблюдаете.

-Что дают человеку знания о гигиене тела?

Определяют, что главное для человека сохранить здоровье.

Собирают пословицу на ИД: «Здоровье дороже золота».

Рассказывают о правилах гигиены, вывешивают свои работы на доску.

-Исследуя свой образ жизни, расскажите, какие правила личной гигиены соблюдаете.

-Что дают человеку знания о гигиене тела?

- Это знания нам нужны, чтобы  сохранить свое здоровье.

2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

•        определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе
урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

•        определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

•        описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

•        описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

•        определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

•        описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

•        описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

•        описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса

Цель: на основе ранее изученных знаний подвести к открытию новых знаний.

Цели учителя:

  • выяснить степень усвоения учащимися заданного на дом материала ; выявить возможные затруднения учащихся и помочь им ликвидировать обнаруженные недочеты.
  • подготовить учащихся к усвоению новых знаний на основе систематизации изученного дома материала.

Цели учащихся:

  • убедиться в значимости изучаемого материала и оценить степень своей готовности к работе на уроке;
  • преодолеть затруднения, совершив волевые усилия.

Методы:

1. Исследовательский взаимопроверка домашнего задания

2. Совместной деятельности (корректировочные): составление пословиц из предложенных моделей слов, с целью выявления главного для сохранения здоровья .

3. Мотивирования: выполнение заданий в игровой форме.

Одного мудреца спросили:

«Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил:

«Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым.

Здоровый нищий счастливее богатого короля».

-О чем напомнил мудрец?

-Как понимаете слово «здоровье»?

Соберите русскую пословицу о здоровье.

-Исследуя свой образ жизни, расскажите, какие правила личной гигиены соблюдаете.

-Что дают человеку знания о гигиене тела?

Определяют, что главное для человека сохранить здоровье.

Собирают пословицу на ИД: «Здоровье дороже золота».

После короткого обсуждения учащиеся сами пытаются сформулировать цели урока, а учитель корректирует их  формулировки и в итоге озвучиваются цели урока:

3. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

        постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

        определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

        изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным


материалом);

        описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

        описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

        описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

        описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

        описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала

Цели учителя:

  • подвести к самостоятельной постановке проблемы на уроке через прослушивание легенды.
  • организовать деятельность учащихся по:

 формированию новых лексических понятий,

пониманию собственной успешности при высказываниях

определению проблемы, прогнозирование ее разрешения

анализу учебной ситуации, выделению информации, установление причинно - следственных связей

Цели учащихся:

должны уметь:

  • описывать предметы по кратким характеристикам ;
  • составлять ответы, используя полученные знания;
  • уметь делать вывод после исследования;
  • работать в паре (коммуникативные умения совместной деятельности).

должны знать:

слова, определяющие состав кожи

Методы:

  1. Объяснительно-иллюстративный: работа с опорой на ассоциативные связи в процессе запоминания новой лексики
  2. Диалогический метод: работа осуществляется фронтально.
  3. Практическое исследование (эвристический поиск): наблюдение за кожей

4. Систематизирующий : по результатам своего исследования учащиеся заполняют карточку с таблицами

5. Формулирование выводов (познавательные): после выполнения в описании предмета делаются выводы, которые озвучивают различные учащиеся и после короткого обсуждения делается дополнение к существующей модели предложения

Послушайте легенду.

В Италии в 1646(17в.)

произошел случай. В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шел «золотой мальчик». Тело его было сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли , и он провел ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер.

-Что произошло с мальчиком? Предположите.

-Как вы думаете, какая тема урока?

-Мы познакомимся с самым тяжелым органом человека. Вес его достигает 2кг700г, за 1мин через него проходит 460мл крови. Это единственная одежда младенца, появившегося на свет.

- Мы будем говорить о коже, из чего она состоит и задумаемся, почему она так важна для человека.

Мы будем исследовать и наблюдать за кожей. Составим кластеры на доске.

Объект наблюдения – КОЖА.

-У древних людей кожа была одеждой. От чего она защищала человека?

-Кожа ЗАЩИЩАЕТ тело человека.

-Предлагаю определить предметы в «Волшебном мешочке». Расскажите о ваших ощущениях, о размере, форме, материале. Назовите предмет, угадывая на ощупь.

-В каких жизненных ситуациях кожа подскажет нам, что нас окружает.

-Правильно, слепые люди читают пальчиками, используя азбуку Брайля.

-Какую роль выполняет кожа?

-Кожа – ОРГАН ЧУВСТВ.

-Выполним опыты.

П.Р.№1 Рассмотрите кожу рук. Потрогайте ее, потяните. Что можете сказать о коже?

П.р. №2 Захватите рукой складки на пальце. Попытайтесь согнуть палец. Для чего нужны складки на коже?

-Среди нас люди имеют разный цвет кожи. От чего это зависит?

- П.р.№3 Проведите пальцем по лбу, затем приложите палец к стеклу.  Что осталось на стекле? Как объяснить?

-П.р.№4 Рассмотрите кожу через лупу. Что видите?

Какое значение имеют поры?

-Рассмотрите ладонь и отпечаток ладошки. Что заметили?

-Этот узор называется папиллярным. Отпечаток папиллярного узора не повторяется в природе, не меняется. Он своеобразный «паспорт» человека. Используется в криминалистике.

- Сделайте вывод. Какую роль выполняет кожа?

- А что же внутри кожного покрова?

-Рассмотрим внутреннее строение кожи.

Сколько слоев наблюдаете?

-Кожа состоит из трех слоев: наружный – эпидермис, внутренний – дерма, подкожный слой.

Эпидермис – поверхностный слой, тонкий, он всегда отслаивается. Ежедневно с поверхности кожи сшелушиваются тысяча мертвых клеток. Но при этом на ней все время нарастают новые  слои.

- Что еще видим?

- Как из тюбика выдавливается крем, так и через тончайшие отверстия в коже – поры – кожное сало попадает на поверхность. Оно смазывает кожу. Иначе солнце, вода, ветер, вещества высушивают кожу, она растрескивается. Но у кожного сала есть недостаток. Оно застывает на поверхности и приобретает неприятный запах. Как быть?

- При мытье с мочалкой и мылом с кожи удаляется до 1,5 млрд. микробов.

Мы делаем вывод: кожа ВЫДЕЛЯЕТ пот, жир, вещества.

4. Закрепление учебного материала, предполагающее:

        постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

        определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

        описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог;

        описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

        описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель
определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

  Цель учителя

  • организовать поиск информации через чтение учебника, обобщение прочитанного,
  • в совместной деятельности решить проблемную задачу, отбор нужной информации, редактирование текста на карточке,
  • установить, усвоили или нет учащиеся слова-названия цвета, порядок следования слов в описании предмета, устранить обнаруженные пробелы;
  • организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
  • создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Цели учащихся:

  • должны четко формулировать выводное знание, полученное во время беседы и исследовательской деятельности;
  • должны применять полученные знания для восприятия на слух информации о цвете предмета.

Методы:

  • Словесный (работа с печатным источником - учебник)
  •  Групповой
  • Наглядный(демонстрация схем)

Откроем учебник с.82-83. Прочитайте и найдите ответы на вопросы.

-Вся кожа пронизана кровеносными сосудами.     Почему кожа краснеет или бледнеет?

 Какую роль играет кожа?

РЕГУЛИРУЕТ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА

(Читают, находят ответ, вывешивают кластер на доску.)

Работа с информацией, ответ на вопрос по тексту.

Красота человека зависит от состояния его кожи.

А чтобы она была здоровой, за ней нужно правильно ухаживать. Работая в группах, мы с вами докажем это утверждение.

Дети работают в шести группах. Группе выдается инструкция. После выполнения задания каждая группа озвучивает свое сообщение. Вывешивают карточку на стенд «Красота тела в красоте его кожи».

-Выполните тест. Проверьте свои знания.

-Выскажите свое мнение об уроке.

-Продолжите предложения.

Я узнал(а)

Я понял(а)

Я хочу поделиться с…

Я могу посоветовать…

5.Задание на дом, включающее:

•        постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать
учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

•        определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

•        определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания

Цели учителя:

  • ориентировать на дальнейшее изучение темы, творческий подход, поиск дополнительной литературы.
  • стимулировать самостоятельное наблюдение за своим здоровьем ;
  • активизировать интерес к самостоятельному исследованию;

Цели учащихся:

  • проявление любознательности и интереса к предмету через выполнение заданий творческого характера;.

-Предлагаю домашнее задание на выбор, по интересам.

- Хочу напомнить, дети, вам. Чтобы вы не делали, надо следить за собой. Пусть вашим девизом будут слова: « Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!». Ваша помощь -  в ваших знаниях и внимательном отношении к себе и друг другу. Выбирают задания, обосновывают свой выбор.

                                                         

Схема конспекта учебного занятия

Аттестуемый педагог (ФИО) Симчишина Татьяна Олеговна

Место работы МБОУ СОШ №5 г.Охи

Предмет  начальные классы                                    Класс 4 а

Используемый УМК  УМК « Занков»

Тема учебного занятия Кожа. Особенности кожного покрова.

Урок проводится в 4 классе по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Данный урок входит  в раздел « Наши соседи на Западе».

Цель урока: дать первичное представление о строении кожи, функциях и гигиене тела.

Задачи урока:

Обучающие: сформировать первичное представление о коже, ее строении и функциях.

Развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы;  создавать условия для развития творческого воображения, памяти, мышления, внимания, речи, наблюдательности.

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в парах, умение слушать и слышать собеседника; аккуратность и бережное отношение к своему организму и здоровью.

Тип урока: изучение нового материала. Урок открытия новых знаний.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая.

Используемые методы: наглядный,  исследовательский, наблюдение, рассказ, проблемный , эвристический, учебный диалог, словесный, групповой

Ресурсы: Учебник «Окружающий мир», Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков, 4 класс

Техническое оснащение: интерактивная доска , лупы, зеркало, отпечатки ладошек, карточка – тест, карточки для групповой работы№1-№6.

Педагогические технологии:  деятельностный подход, исследование.

Предполагаемый результат урока: получение первоначальных знаний об особенностях кожного покрова, строении и функциях кожи, правилах личной гигиены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру (УМК «Начальная школа XXI века», под редакцией Н. Ф. Виноградовой) 4 класс

Тема:  Человек – защитник своего Отечества. Цели урока: создать условия для расширения знаний учащихся о борьбе за свободу и независимость; раскрыть основные причины возникновения войн; восп...

УМК: «Начальная школа ХХI века» План - конспект урока по окружающему миру в 1 классе. Тема: «Наша страна - Россия».

План - конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему "Наша страна - Россия". УМК "Начальная школа 21 века"...

Экологическое внеклассное мероприятие по окружающему миру. ( учитель начальных классов Савина Светлана Константиновна)

Предложенное мероприятие можно провести  в любом классе начальной школы. Проводить можно как в начале года, так и в конце. На внеклассном мероприятии ребёнок раскрепощён, участвует в игре, живёт ...

план-конспект урока по окружающему миру для начальных классов

Разработка урока раскрывает материал  по изучению планет солнечной системы....

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: «Какие бывают животные?» (с использованием УМК «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»)

конспект урока по окружающему миру во 2 классе по учебнику Плешакова А.А. УМК "Школа России" по теме: "Какие бывают животные?". Урок разработан с использованием электронного образовательного ресурса У...

Обобщение опыта на тему «Формирование УУД на уроках окружающего мира» Учитель начальных классов Коткова Алиса Анатольевна

Тема моего выступления «Формирование УУД на уроках окружающего мира». Я работаю 2 года по программе «Школа 2100» и хочу рассказать о своем опыте работы по формированию УУД (регулятивных, коммуникативн...