урок- проект по окружающему миру в 3 классе "Берегите воду"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Серёгина Наталья Ивановна

Причиной многих сегодняшних опасностей для человека является его собственная жизнедеятельность. При этом в опасности находится не просто человечество, но и окружающая среда, природа, сама жизнь на Земле

 

Вода это  самое большое богатство на Земле.Поэтому мы должны донести до сознания детей понимание бережного отношения к пресной воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы. Создать листовки, призывающие людей к водосбережению.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx103.74 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир, 3 класс, программа «Школа России», учебник А.А. Плешакова

Тема:  «Берегите воду»

Тип урока – урок-проект.

Цель: донести до сознания детей понимание бережного отношения к пресной воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы. Создать листовки, призывающие людей к водосбережению. 

Задачи:

      1. Образовательные (обучающие) – Узнать о запасах пресной воды и значении её в жизни человека и других живых существ.

      Выяснить, где мы теряем воду.   Ознакомить  детей   с  мерами  охраны  водоемов от загрязнения; сформировать  понятие  «экологическая  проблема»  и убеждение  в  необходимости  охраны  воды  в  природе

              2. Развивающие –способствовать развитию познавательных интересов, развивать          

              связную речь, внимание, мышление, память, воображение, фонематический слух.

             3. Воспитательные – воспитание  бережного отношения   к  пресной  воде;   

                      популяризация экологических знаний среди детей и взрослых.

Список используемой литературы:  учебник А.А. Плешакова; Т.Д. Стрельникова,Н. В. Пешкова «География липецкой области»; greenpeace.orgrussia/ru/ ; o8ode.ruarticle/planetwa/icto4niki…vody.htm.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

1.объяснят понятие «экологическая проблема»;

2.назовут причины загрязнения водоёмов;

3.назовут способы охраны водоёмов;

4.перечислят способы водосбережения.

1.личностные-формирование чувства патриотизма, выработка собственной жизненной позиции в отношении к сбережению водных ресурсов.

2.регулятивные-управление познавательной и учебной деятельности на основе поставленной цели.

3.познавательные-умение ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов.

4.коммуникативные-умение оформлять свою мысль в устной форме, уметь слышать и слушать.

Методы обучения: словестный, наглядный.

Оборудование (средства обучения): доска ученическая, мультимедийная установка, карточки с дополнительной информацией.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мобилизующий этап

Улыбнитесь друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость.

Включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность Делать умозаключения, предположения Эмоционально-положительный настрой на урок, создание успеха, доверия.

Самоопределе-

ние к учебной деятельности

Актуализация знаний

Почему завял цветок ? Его забыли полить. (слайд1)

 Дети, скажите о чём мы сегодня на уроке будем говорить?

 Сегодня у нас очень интересный урок. Нас ожидает встреча с тем, что вам уже хорошо известно с первых дней вашей жизни, о чем вы прекрасно знаете, к чему вы привыкли и без чего мы не мыслим своего существования- вода. А что именно о воде вам подскажет следующая картинка.

Посмотрите на экран.(слайд2)

 Какие задачи мы поставим перед собой? 

 Правильно. Сегодня  на  уроке  мы  продолжим  разговор  о  воде.  Мы будем заниматься с вами исследованием и ответим на вопрос: «Почему надо беречь воду?»(слайд3,4)

Нашими ключевыми словами на уроке будут:

Предположим…

Я думаю…

Я считаю…

Я выяснил… и т. д.

 А, теперь нам с вами предстоит ответить на вопрос «Какое значение имеет вода для всего живого на Земле?»

Ребята нашего класса попытались самостоятельно ответить на этот вопрос и создали небольшие проекты о воде

Формулируют тему урока

-будем говорить о воде.

Уточнение.

-берегите воду

Формулируют цель урока.

Узнаем каковы запасы пресной воды .

Выясним, какая опасность грозит воде и что нужно делать, чтобы сберечь воду.

Защита проектов

Проект 1

«Запасы воды на земле»

Проект 2

«Значение воды в жизни человека»

Коммуникация

Составление синквейна

 вода
чистая, родниковая
журчит,течет, пьют
источник жизни
жидкость

Развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать

Физ-ка

К речке быстрому мы спустились
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре
Вот -как славно освежились
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно
Вместе раз, это брасс
Одной, другой -это кроль
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

(слайд 5)

Двигательная активность.

Пополнение словарный запас.

Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний

Что мы знаем с вами об отношении человека к воде?

(слайд 6)

Предположения детей

Слушать товарищей, понимать услышанное, находить ответы на  поставленные вопросы.

Выявление места и причины затруднения

Посмотрите следующие слайды и подумайте,  (слайд 7-15)

что вы можете сказать об увиденном?

Что случится  с рекой  и  ее  обитателями?  (Рыба  умирает,  животные заболевают, – река  гибнет) - Запретить  животным  пить  воду,  жить  в  ней  рыбе?

- Значит  нужно  закрыть  завод? (Нет  нельзя,  не  будет  книг,  тетрадей)

Поработайте с информацией в книге и выясните, что происходит с водой в результате жизнедеятельности человека?

Человек загрязняет воду.

Работа с информацией в учебнике с.59. 3 и 4 абзац Работа в парах.

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других,  оформлять свои мысли в устной речи

Строить несложные рассуждения, делать выводы.

-Я выяснил, что чистой воды становится меньше, а потребность в ней возрастает.

-Я узнал, что от грязной воды страдает всё живое

Экологическая проблема

На что указывает вся полученная вами информация по отношению к воде?

- Вода в опасности. 

Возникла проблема между человеком и природой. Какая наука изучает связь между живыми существами и окружающей средой? (экология)

Как называется эта проблема?

-экологическая проблема.

Ответы уч-ся.

Развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками.

Пути решение проблемы. Построение проекта выхода из затруднения

Как спасти воду?

Что нужно делать? Давайте узнаем, что предлагает автор учебника.

Работа в парах с учебником с. 60.

Реализация

проекта

Помочь сформулировать вывод на основе анализа предложенного материала. 

Дополнения учителя

На охрану чистоты водоемов направлены специальные Законы. Согласно им, все сточные воды перед поступлением в реки и озера должны подвергаться очистке от вредных примесей.

Есть международная экологическая организация Гринпис, которая занимается вопросами охраны природы. Подробнее вы можете узнать о ней ,прочитав сообщение, которое находится на вашем столе.

Люди должны:

  1. строить очистительные  

    сооружения

2.строить предприятия без сточных вод;повторно использовать воду

3. Соблюдать правила поведения в природе.

4. Экономно расходовать воду.

Работа с дополнительным материалом Гринпис — это общественная некоммерческая независимая международная организация, цель которой сохранить природу и мир на планете.В переводе с английского обозначает – «зелёный мир»

Жизнь без воды невозможна. Необходимо каждому из нас – людей –          изменить своё отношение к воде, иначе через несколько десятков лет мы можем остаться без чистой пресной воды. Это надо понять и запомнить каждому человеку.

Предложения по водосбережению

Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.

Я предлагаю вам сейчас создать листовки, в которых вы должны убедить людей в бережном отношении к воде и дать необходимые советы. Необходимый материал у вас на рабочем столе.

Беседа о водосбережении.

Работа с учебником на с. 62.

Что полезного вы узнали?

Конструировать алгоритм выполнения учебного задания 

Создание листовки.

Рефлексия

Прочитать содержимое листовок.

Какую цель мы ставили? Что мы исследовали?

Закончи предложения:

·        Я узнал (а)…

·        Я понял (а)…

·        Я доказал (а)

 Вывод: к воде, которую мы используем в быту, нужно относиться экономно, бережно, не оставлять без надобности открытыми краны. Чем меньше мы будем тратить воды в своих домах, тем больше ее останется в реках и озерах. И природа скажет нам за это «спасибо! 

Учитель: а я вам хочу сказать спасибо за проделанную работу

Показ листовок

D:\Физкультминутки, фото\фото\класс Мячиной\фотографии 2010\фотографии 3 кл\IMG_0513.jpg

Ответы детей

- Мы  получили  новые  знания  о воде , узнали  почему  ее  необходимо  беречь!

- как можно принимать  участие  в  ее охране.

Уметь оценивать собственную деятельность

Д/з

С.59-63, распространить листовки

Учитель: сегодняшний урок я хочу закончит словами Пескова

«Вода-это жизнь, поэтому надо беречь каждый ключик, каждый ручеёк, каждый литр пресной воды».

Приложение.

Проект 1

«Что мы знаем о воде?»

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Цель проекта. Разработка и написание проекта «Что мы знаем о воде?»

Задачи.

Повышение мотивации к обучению.

Формирование экологической грамотности.

Формирование бережного отношения к водоёмам нашего края.

Повышение самооценки учащихся.

Проблемные вопросы:

Где встречается вода в природе?

Что мы знаем о воде?

Где находятся запасы пресной воды?

 Запасы пресной воды на территории Липецкой области.

Описание проекта.

Проект рассчитан на 1 неделю

Участники проекта: учащиеся 3  класса МБОУ СШ с. Тербуны в д. Васильевка

План исследования.

Выяснить запасы воды в природе.

Запасы пресной воды на земле.

 Запасы пресной воды на территории Липецкой области

Стихотворения о воде.

Ожидаемые результаты.

Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

Обучение приёмам исследовательской работы с книгами, сети Интернет в целях получения новых знаний.

Приобретение коммуникативных навыков.

Развитие речи и обогащение лексики.

Активное участие родителей в школьной жизни ребёнка.

.Наш проект называется «Что мы знаем о воде?»     Лиза

               Вы слыхали  о  воде?                      

                  Говорят,  она  везде!

                  Мы  ее  не  замечаем,

                  Мы  привыкли,  что  вода -

                  Наша  спутница  всегда.

 Вода — это не только жидкость, налитая в кружку                                    

Океан в котором миллионы лет назад зародилась жидкость-это тоже вода.

Тучи, облака, туманы это тоже вода.

Бескрайние ледяные пустыни — и это тоже вода.

Такие привычные для нас картины, как радуга, восход, заход солнца тоже связаны с водой.

Если  посмотреть на глобус,  то можно увидеть на нём очень много голубого цвета. Один поэт написал об этом шуточное стихотворение:

Если на карту земли посмотреть
Земли на Земле всего одна треть
Но странный вопрос возникает тогда
Планета должна называться «Вода»

На самом деле наша планета на две трети части состоит из воды.  Казалось   бы,  что  воды  на  Земле  очень   много. Океаны  и  моря покрывают  большую  часть   поверхности  нашей   планеты.  Но не  забывайте, что  вода  в  них  соленая,  а  людям  необходима  пресная  вода.  Пресной  воды существенно  меньше, лишь 2.7%   и  1/3  населения  Земли  испытывает  в  ней  острый недостаток.  

Без  меня  вам  не  умыться,

                    Ни  наесться,  ни  напиться!

                    Смею  вам  я  доложить:

                    Без  воды  нам  не  прожить.

Пресная вода это реки, пруды, озёра, подземные воды
Основным источником пресной воды являются атмосферные осадки.
 По этому поводу есть такая народная пословица:

«Весенний дождь лишний не бывает.»

 Колоссальные запасы чистой пресной воды заключены в айсбергах Антарктиды.

В нашей стране самые большие запасы пресной воды.

 Запасы озера Байкал, как подсчитали учёные,  хватило бы для всего человечества на 7 тыс лет.

В озере и на берегах обитают более 3600 представителей флоры и фауны, примерно 70% которых больше нигде не встречаются. В 1996 году Байкал был внесён в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

На территории Липецкой области находится 127 рек. Самые крупные это река Воронеж, Красивая меча, Дон.есть Матырское водохранилище.

Вывод: Цитата  французского  писателя А.Сент-Экзюпери:

 «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. … Ты самое большое богатство на свете…».

Проект 2

«Значение воды в жизни человека, животных и растений» 

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Цель проекта.

 Разработка и написание проекта «Значение воды в жизни человека, животных и растений» 

Задачи.

Повышение мотивации к обучению.

Формирование экологической грамотности.

Формирование бережного отношения к воде.

Повышение самооценки учащихся.

Проблемные вопросы:

Где встречается вода в природе?

Каково значение воды в жизни человека и других живых существ?

Описание проекта.

Проект рассчитан на 1 неделю

Участники проекта: учащиеся 3  класса МБОУ СШ с. Тербуны в д. Васильевка

План исследования.

Выяснить количество воды в теле человека, животного и растения.

Происхождение слово «вода»

Использование воды человеком.

 Значение воды для растений.

Значение воды для животных

Ожидаемые результаты.

Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

Обучение приёмам исследовательской работы с книгами, сети Интернет в целях получения новых знаний.

Приобретение коммуникативных навыков.

Развитие речи и обогащение лексики.

Активное участие родителей в школьной жизни ребёнка.

Не умыться, не напиться

                Без воды. 

Листику не распуститься

Без воды.

Без воды прожить не могут

Птицы, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках и мы обнаружим влагу.

В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды.. Без пищи человек может прожить 2-3 месяца, а без воды погибает через неделю.
. Дожив до 60 лет, человек выпивает более 50 т воды – целую цистерну.


На протяжении всей жизни человек имеет дело с водой с утра до ночи, пользуется ею для приготовления пищи и питья, умывается. В дождливую погоду он укрывается под зонтом от воды, льющейся с неба, летом отдыхает у воды, зимой обогревается батареями водяного отопления и любуется узорами на окнах
 

С развитием человечества от самых древних времен до наших дней вода приобретала все большее значение. Мы узнали, что в древнегреческом языке вода— «гидра»., а в латинском — «аква». Отсюда произошли знакомые нам слова  ( гидростанция,  гидротехника, акваланг, акварель, аквариум, акватория,)

 Мы провели исследование и выяснили, что вода нужна человеку для

  • Питье
  • Личная гигиена
  • Уборка помещений и городских улиц
  • Вода используется человеком в народном хозяйстве:
  • Фабрики и заводы (чтобы получить 1 тонну бумаги, нужно использовать 250 тонн воды) Чтобы изготовить 1 тонну кирпича нужно 2 тонны воды.
    Выплавить 1 тонну стали нужно 150 тонн воды
  • Сельское хозяйство Вырастить одну тонну пшеницы — 1500 тонн воды 
  • Водные дороги.
  • Получение электроэнергии.
  • Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы.

Значение воды для животных.

- Многие животные воду пьют, а лягушки, жабы, тритоны, клещи - всасывают воду через кожу. Например, песчанки, мыши иглистые довольствуются той водой, которая поступает с пищей.

Есть на земле и такие интересные животные, у которых вода в организме образуется из жира.

Верблюд до 10 суток живет за счет запасов жира и может не пить воду. Но зато как найдёт воду, за 10 мин. выпьет 10 ведер воды.

 Вода – среда обитания живых организмов.

- Для многих живых организмов вода - дом родной, в воде живут рыбы, насекомые и много других организмов. Они приспособились жить в воде и не могут жить вне воды.

 Значение воды для растений.

Все растения, обитающие на суше, имеют приспособление к добыванию и сохранению влаги. Корни пшеницы, ржи, овса в поисках воды уходят вглубь земли до 1,5 метров.

  • У деревьев - на 10-12 м, а у жителя пустыни - верблюжьей колючки - до 20 м.
  • Мхи и лишайники, лишенные корней, научились улавливать водяной пар из воздуха.
  • Кактусы и алоэ в своих толстых листьях скапливают запасы воды. 

  •  Вывод: Вода нужна для поддержания жизнидеятельности всех живых организмов.Вода — это есть сама жизнь

Гринпис

Гринпис (в переводе с английского обозначает — «зелёный мир») — международная независимая неправительственная экологическая организация, состоящая из представителей разных стран... В России Гринпис существует с 1992 г., однако официальное представительство есть пока только в Москве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- проект по окружающему миру "Берегите воду! Водоемы воронежской области" 3 класс

Урок- проект по окружающему миру "Берегите воду! Водоемы Воронежской области", разработан учителем начальных классов Черкасовой О.А. Целью урока является рассмотреть причины загрязнения водоемов, позн...

Урок –проект по окружающему миру, 1 класс УМК «Планета знаний»

Урок обобщения с элементами проектирования. При подготовке к уроку дети самостоятельно подбирали материал о символах России, выполняли презентации....

Открытый урок-проект по окружающему миру. 4 класс.

урок обобщение по теме Природные зоны. Создание карт для проведения урока....

Урок-проект по окружающему миру в 1 классе на тему "Уход за кошками и собаками" "

Это урок-  проект в 1 классе по окружающему миру. В подготовке принимали участие и родители учеников. Проект долгосрочный, провели 5 заседаний, подготовили видео-интервью с родителями , учителями...

Конспект урока + презентация по окружающему миру на тему: "Вода-растворитель" 3 класс

Урок окружающего мира, 3 класс. (ВИДЕО МОЖНО НАЙТИ В РАЗДЕЛЕ ВИДЕО "МУП ПОВВ_ Откуда в нашем доме вода" и "ЛАБОРАНТ"....

урок-исследование по окружающему миру по теме "Вода"

урок-исследование по теме "Вода" проводится по любой образовательной системе. Задачи проекта- исследования:  - познакомиться со свойствами воды  - понаблюдать за изменением во...