Урок окружающего мира по теме "Что такое почва?" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Пилипчук Ирина Александровна

Тип урока: обучение новым знаниям на основе системно-деятельностного метода.

Вид занятия: урок с использованием практической деятельности.

Метапредметная тема: постановка проблемы.

Используемые технологии и методы обучения: технология проблемного диалога, исследовательская деятельность, групповой метод (работа в парах, группах), частично-поисковый метод, практический метод, технология оценивания учебных успехов(в конце урока).

Способы контроля: заполнение схемы -модели, фронтальный опрос, практическая работа.

Оборудование:

·        индивидуальное:  учебник А. Плешакова (3 класс), лабораторное оборудование (стакан с водой, поддон с почвой, салфетки, мерная ложка)                                                    

·        демонстрационное: презентация Microsoft PowerPoint, лабораторное оборудование (спиртовка, стакан воды, тарелочка с почвой, стекло для нагревания), 

·        для исследовательской деятельности в группах: поддоны с почвой, составные части почвы (песок, глина, перегной, минеральные соли), ёмкости с водой, пипетка, пробирки, ватные диски, горшочки для цветов,ложечки)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_3_klass_chto_takoe_pochva.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

        Урок окружающего мира

Тема: Что такое почва?

Класс: . 3класс

Формирование УУД

  • личностные: оценивать жизненные ситуации и деятельность людей  с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
  • регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; преобразовывать информацию в разные формы;
  • коммуникативные: доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • предметные: приводить примеры живых организмов разных «профессий», устанавливать взаимосвязи между частями экологической системы.

Тип урока: обучение новым знаниям на основе системно-деятельностного метода.

Вид занятия: урок с использованием практической деятельности.

Метапредметная тема: постановка проблемы.

Используемые технологии и методы обучения: технология проблемного диалога, исследовательская деятельность, групповой метод (работа в парах, группах), частично-поисковый метод, практический метод, технология оценивания учебных успехов(в конце урока).

Способы контроля: заполнение схемы -модели, фронтальный опрос, практическая работа.

Оборудование:

  • индивидуальное:  учебник А. Плешакова (3 класс), лабораторное оборудование (стакан с водой, поддон с почвой, салфетки, мерная ложка)                                                    
  • демонстрационное: презентация Microsoft PowerPoint, лабораторное оборудование (спиртовка, стакан воды, тарелочка с почвой, стекло для нагревания,),  
  • для исследовательской деятельности в группах: поддоны с почвой, составные части почвы (песок, глина, перегной, минеральные соли), ёмкости с водой, пипетка, пробирки, ватные диски, горшочки для цветов,ложечки)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организация деятельности учащихся

                                       

Приветствие учащихся, эмоционально – психологический настрой

  (Слай1)Ребята, готовы к уроку?

На вас надеюсь я друзья!

Мы хороший дружный класс,

Все получится у нас!

Проверьте готовность.

Проверьте готовность к уроку.

 -Сегодня на занятии каждая команда будет вносить свой вклад в  общее дело.

- Для дальнейшей работы  необходимо определить правила сотрудничества.

(Слайд 2 -правила сотрудничества)

-Выберите координатора группы.

Учащиеся предварительно делятся на группы. Анализируют девиз урока.

Учащиеся проверяют, все ли готово к уроку.

Называют правила необходимые соблюдать для работы в группе и в паре.

Организация работы в группе, выбирают координатора  группы.

УУД личностные

- уметь организовать своё рабочее место

 - подготовиться к продуктивной работе на уроке

Актуализация опорных знаний

Учитель комментирует ход выполнения первого задания.

- Предлагаю, начать урок с выполнения первого задания.

 

-Работают карточки зеленого цвета. Сейчас, вы, выполните задание, попытаетесь определить, тему нашего урока.

(Первая группа- разгадывает кроссворд. Вторая группа - читает текст, определяют главную мысль рассказа. Третья группа - вставляют в стихотворение пропущенные слова).

- Что у вас получилось?

(Проверяет выполненные задания, анализирует ответы учащихся)

- Как вы думаете, какая тема урока?

-Что будет объектом нашего исследования?

- Каким словом, можно заменить слово земля?

(Слайд 3 - Тема урока: "Что такое почва?)

-Что вы уже знаете о почве?

Как вы думаете, что  такое почва?

– Молодцы! Знания у вас есть.

-Давайте посмотрим в толковом словаре значение слова почва.

-Подтвердились ли ваши предположения? (Слайд 4)

А что бы вы еще хотели бы узнать о почве?

-Найти ответы на все поставленные вами вопросы, на одном уроке мы не сможем.

-Сегодня на уроке, мы ответим на один вопрос, который вы задавали.

-Как вы думаете, на какой вопрос будем искать ответ?

-Какие свойства почвы вы знаете?

-Ответить полностью на вопрос мы можем только  опытным путем.  

-В нашей школьной лаборатории поставим несколько опытов и выявим свойства почвы.

- Я буду ведущим специалистом.

-Начинам работу.

-Вам надо быть  внимательными, наблюдательными, аккуратными.

(Слайд 5,6,7- правила по технике безопасности)

-Внимание на слайд , приступая к работе в лаборатории, необходимо повторить правила по технике безопасности.

Работают в парах, анализируют, выполняют предложенное задание, определяют тему урока. (Приложение 1)

(Обсуждают полученный результат выполнения задания, записывают в схему -модель)  

Учащиеся высказывают свои предположения.

Представляют свою работу.

- Земля

- Слово земля можно заменить словом почва.

Высказывания учащихся

Работают с толковыми словарями.

Высказывания учащихся

 Как образуется почва?

Где образуется почва?

Где на Земле нет почвы?

Что входит в состав почвы?

Чего боится почва?

Везде ли почвы одинаковые?

Предположения учащихся.

Может быть, свойства почвы.

Ответы учащихся

Повторяют правила по технике безопасности при работе с учебным лабораторным оборудованием.

Регулятивные, познавательные

Регулятивные, познавательные

Открытие новых знаний

Познакомимся с лабораторным оборудованием, которое будем использовать в работе.

Опыт 1

– Исследуем свойства почвы.

Вооружитесь лупой и рассмотрите почву. Какого она цвета? Сделайте вывод.

-Ответьте

  • Какое слово главное в определении понятия «почва»? (плодородный)
  • Как понимаете это слово? (плод, род – родятся плоды, урожай)
  • Толщина почтового слоя бывает различна от 2-3 см до 2 метров. 
  • Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 сантиметров – за 5-6 тысяч лет.

на вопрос какое вещество необходимо для всех живых организмах?

- Как вы думаете в почве есть воздух?

-Как можно доказать, что в почве есть воздух? 

Опыт 2. 

Возьмите стакан с водой, бросьте туда комочек почвы. Внимательно наблюдайте.

Что вы видите? Какой вывод можете сделать? Запишите результат  в схему-модель.

Физминутка

Опыт3. Возьмите комочек земли положите на салфетку, накройте другой салфеткой. придавите.

-Что заметили? Какой вывод можно сделать?

Возьмите горшочек для цветов, насыпьте почвы. пролейте водой.

Что наблюдали?

 -Сделайте вывод.

Опыт 4. Почву положите в стакан с водой, размешайте.

-Что видите на поверхности?

-На дне стакана?

-Сделайте вывод, что это?

Запишите результат исследования.

Опыт 5.Профильтруйте через салфетку воду, где была почва.

 Несколько капель поместим ватный диск.

-Посмотрите на бумагу. что заметили?

Опыт 6 (выполняет учитель)

На спиртовке нагревает землю.

 

(После проведения всех опытов, представитель, от каждой группы в сообщает о результатах работы, используя модель -схему.)

 Учащиеся знакомятся с лабораторным оборудованием.

 Рассматривают образцы почв, делают вывод.

Учащиеся отвечают на вопросы.

 

Результаты записывают в схему-модель.

- Образуются пузырьки.

-Обсуждают в группе , результат записывают в модель - схему.

Салфетка стала влажной.

Записывают вывод в модель схему.

Обсуждают в группе, делают выводы, результат записывают.

Результат наблюдения обсуждают в группе, делают вывод, записывают.

 

Формируем  мотивацию к обучению и   целенаправленную познавательную активность

Выявлять сущность, особенности изучаемого объекта.

Обобщать и квалифицировать по признакам.

Умение работать в группах, высказывать свое мнение.

Формируем  мотивацию к обучению и   целенаправленную познавательную активность

Оформлять свои мысли в письменной форме.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной с поставленной задачей.

Итог урока

- Мы выяснили, что в состав почвы входят - воздух, вода, песок, глина.

(Слайд 8)

-В какой земле растения растут более крепкими? Почему?( Слайд 9)

-Почему почву называют «чудесной кладовой»? (Слайд 10)

-Нужно ли бережно относиться к почве?

-Какой факт услышанный на уроке это подтверждает? (Слайд 11)

Ответы учащихся.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Оценивание. Рефлексия

- Возьмитесь за руки, поблагодарите друг друга за совместную  работу. (Слайд 12)

Оцените свою работу.

Учащиеся оценивают свою работу. (Оценочные листы)

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира и презентация для 3 класса на тему "Что такое деньги?"

В данной папке находится конспект урока  и презентация по окружающему миру для 3 класса. Материал заархивирован....

Урок окружающего мира. Тема "Кто такие насекомые"

Урок окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России". Тема "Кто такие насекомые"....

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Что такое деньги?». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Что такое деньги?»Цели урока: дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег; выявить требования, которые предъявляются к деньгам; р...

Конспект урока окружающего мира. Тема: Что такое Бенилюкс

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со странами Бенилюкса, экономикой этих стран; развивитие кругозора учащихся, их познавательного интереса.Планируемые результаты: Предметные:- знать...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Что такое деньги?"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с историей денежных единиц и их ролью в жизни человека.Задачи урокаДидактические:Познакомить с опре...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Такие разные праздники", 4 кл., УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о праздниках в России, их различиях и особенностях.Задачи урокаДидактические:Познакомить с праздниками, которые отмечают ...