Урок окружащего мира по теме: Как узнать человека? ( Школа 2100)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Коноплева Мария Геннадьевна

Урок окружающего мира по теме: "Как узнать человека", для 4 классов по программе Школа 2100.

Урок выполнен в соотвестсвии с требованиям ФГОСа, а также использование интерактивной доски  и что является обязательным- рефлексия в индивидуальном стиле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhyushchego_mira_4_klass.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Как узнать человека? ( Что такое характер?)

Тип урока: урок первичного предъявления нового знания

Цели:

Линия 1: Овладение картиной мира.  Учиться определять по поведению людей их черты характера, познакомить учащихся с таким явлением внутреннего мира человека, как «характер»; создать образные представления о понятиях «черты характера», «оптимист», «пессимист»;

Линия 2: Чувственно-эмоциональное отношение к миру. Учиться определять людей с разными характерами, формировать умение контролировать свое настроение, находить и усваивать способы его сознательной коррекции.

1.Познакомить учащихся с таким явлением внутреннего психологического мира человека как “характер”, создать образные представления о понятиях “черты характера”, “оптимист”, “пессимист”.

2. Воспитывать стремление к формированию у себя положительных черт характера и к искоренению отрицательных.

Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся.

Учащиеся имеют первичные представления о понятиях: «характер», «черты характера», «оптимист», «пессимист»; знают, на какие группы можно разделить черты характера, могут указать признак деления; понимают, что, формируя у себя хорошие привычки, они приобретают положительные черты характера.

Оборудование. Раздаточный материал для учащихся, презентация

Ход урока

I. Орг. момент.

Прекрасна школьная пора

И вам дано в ней очутиться.

Чтоб стать мудрее, чем вчера,

Вам нужно многому учиться.

- Ребята, а вам нравится учиться? Есть у вас свои интересы, предпочтения , увлечения в учебной деятельности?

- Скажите, а учение всегда бывает легким или вам приходится сталкиваться с определенными трудностями?

- Поднимите руки те, кто не боится трудностей, кто умеет с ними справляться. Спасибо.

- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Покажите, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение, поднимите свои смайлики – эмоции. Спасибо.

- Как вы думаете, а поможет ли наше настроение преодолеть все трудности сегодняшнего урока окружающего мира? Я верю в ваши силы и способности, поэтому желаю вам удачи на уроке.

- А вы подарите свои улыбки друг другу. Спасибо.

II. Актуализация знаний.

- подарив свои улыбки вы испытываете приятные чувства.

- Как можно коротко назвать все, о чем я сейчас говорила: улыбки, чувства, эмоции, настроение, увлечения, интересы? О чем идет речь? (внутренний мир человека)

- Дайте, пожалуйста, определение, что такое внутренний мир человека?

(это  душевные качества человека, эмоции, настроение, мысли, интересы, увлечения человека)

 - Как можно по-другому назвать человека со своим собственным внутренним миром, который обладает всеми этими качествами? (личность)

- Человек рождается личностью? Все эти качества, признаки  даются нам с рождения? Откуда они берутся и как их можно назвать? (приобретенные в общении с людьми, в обществе )

III.  Постановка проблемы. Ст. учебника 24

- А какой же на самом деле человек? Знаем ли мы уже? (НЕ ЗНАЕМ)

- Какой вопрос возникает? На какой вопрос мы должны найти ответ на уроке? (Как узнать человека?)

- Действительно, а как же мы можем узнать, какой это человек? Ваши предположения: как можно узнать о человеке, какой он? (варианты предположений зафиксировать на доске)

По выражению лица, эмоциям на лице

По общению с этим человеком

По отношению человека ко мне

По поступкам человека

IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

- Как вы сейчас оценивали человека? (по внешности)

- Ребята, какой вывод напрашивается?

- Можем ли мы судить о человеке только по его внешности, по выражению лица?

ВЫВОД: СУДИТЬ О ЧЕЛОВЕКЕ ПО ВЫРАЖЕНИЮ ЕГО ЛИЦА, ПО ВНЕШНОСТИ НЕЛЬЗЯ.

- Значит, мы все какие? (личности: у каждого человека свои неповторимые качества, свои особенности, свои черты – этим мы отличаемся друг от друга)

(разные: у каждого человека свои положительные и отрицательные качества)

- Верно, каждый человек имеет свои особенности, сочетает в себе разные качества. А как называется такое сочетание особенностей личности? Кто-то знает? Ваши предположения?

- И я предлагаю вам, найти ответ на наш вопрос в учебнике на стр. 24. Самостоятельно прочитайте и скажите, как называется сочетание свойств личности.(характер)

- Итак, что же такое характер?(Характер – неповторимое сочетание особенностей личности)

- Особенности личности – черты характера + или -.

Тогда, как мы можем судить о человеке: кого можно назвать хорошим, а кого плохим? Что помогает нам определить характер человека? (общение, дела и поступки)

Предлагаю вам выполнить задание на (интерактивная доска)

Соедини стрелками поступки людей с чертами их характера

                    Поступки                                                 Черты характера

     Ходит в грязной обуви                                                              АККУРАТНОСТЬ    

     Защитил малыша от собаки                                        ЗАБОТЛИВОСТЬ

     Принёс бабушке чая                                                          НЕРЯШЛИВОСТЬ

     Убирает за собой игрушки                                          ОСТРОУМИЕ

     Не оставил брату печенья                                        ЖАДНОСТЬ

    Любит рассказывать смешные истории                        СМЕЛОСТЬ

Сказал маме о разбитой вазе                                                           ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

Никогда не сидит без дела                                                              ТРУДОЛЮБИЕ

Внимательно смотрит по сторонам на дороге                              ЧЕСТНОСТЬ

Покормила бездомного котенка                                                     СОСТРАДАНИЕ

- Назовите положительные и отрицательные черты

ВЫВОД: СУДИТЬ О ЧЕЛОВЕКЕ МОЖЕМ ПО ЕГО ПОСТУПКАМ.

- Ребята, а когда человек рождается у него  уже есть характер? (приобретенный признак)

- Как вы думаете, меняется ли характер на протяжении всей жизни человека? Кто его строит?

- Обратитесь за помощью к учебнику, найдите ответ на вопрос стр.25-26.

(Меняется, строят сначала родители, общество и сам человек)

- От чего зависит, вырастет ребенок злым или добрым? Аккуратным или небрежным? (от воспитания)

Верит в добро, ждет от жизни только хорошее, редко огорчается, смотрит на неприятности с улыбкой, надеясь, что удача ждет его в будущем- таких людей называют оптимистами.

Всегда печальный, смотрит на жизнь мрачно, не верит ни во что хорошее,  думает, что жизнь готовит ему только неприятные сюрпризы и нет причин для радости – пессимист.

- Подумайте, на кого из данных персонажей больше похожи вы? Сделайте вывод о том, кем вы являетесь: пессимистом или оптимистом. Кто хочет поделиться результатами своих размышлений с классом? Следовательно, склонность к оптимизму или пессимизму – одна из основных черт характера человека.

V. Выражение решения проблемы.

- Итак, вернемся к вопросу урока,

Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер»

-Что это? (поговорка) Как понимаете?

- Что в характере человека проявляется раньше: привычка или черта характера?

Привычка(Мыть руки перед едой)=Формируется постепенно=Преобразуется в черту характера (аккуратность)=Привычка определяет характер.

VI. Применение нового знания.

- Попробуем определить черты характера сказочных героев на стр.25. На что будем обращать внимание? (на поступки)

Золушка – (кормит птичек) – добрая, ласковая, заботливая.

Лиса (ворует хлеб) – хитрая, жадная, нахальная.

Карабас Барабас (с плеткой в руках) – злой, беспощадный, бессердечный.

Почтальон Печкин (стучится в дверь) – воспитанный, культурный, ответственный.

РАСШИРЕНИЕ ЗНАНИЙ

Учитель предлагает ученикам, используя новые знания, распределить предложенные карточки на две группы:

Кот Леопольд

Пьеро

Ослик Иа

Кот Матроскин

Карлсон

VII. Рефлексия. Итоги урока.

Вспомните проблему нашего урока. Какие новые знания помогли нам ее решить? Назовите и раскройте опорные понятия урока. Что о чертах характера вы узнали? За что вы можете себя похвалить? Что было трудным? Интересным?

Самостоятельная работа

Отметьте знаком «+» правильны утверждения и «-» ложные.

  1. О характере человека можно судить по его поступкам.
  2. Если я оцениваю себя (свой характер, свои поступки и т.д.), то это самооценка.
  3. Можно верно оценить человек с первого взгляда.
  4. Бывают люди с одинаковыми характерами.
  5. Чужое мнение часто бывает ошибочным. Нужно самому составить мнение о человеке.
  6. У ребенка сначала формируется характер, а затем на его основе вырабатываются привычки.
  7. Многие черты характера закладываются в детстве.
  8. Общаясь друг с другом, мы можем оценивать себя и других как личность и сохранять или изменять наши отношения.

 

VIII. Домашнее задание.

Прочитать  с.24-26, ответить на вопросы, в рабочей тетради.

        


Ф.И.______________________Дата__________

Самостоятельная работа

Отметьте знаком «+» правильны утверждения и «-» ложные.

  1. О характере человека можно судить по его поступкам.
  2. Если я оцениваю себя (свой характер, свои поступки и т.д.), то это самооценка.
  3. Можно верно оценить человек с первого взгляда.
  4. Бывают люди с одинаковыми характерами.
  5. Чужое мнение часто бывает ошибочным. Нужно самому составить мнение о человеке.
  6. У ребенка сначала формируется характер, а затем на его основе вырабатываются привычки.
  7. Многие черты характера закладываются в детстве.
  8. Общаясь друг с другом, мы можем оценивать себя и других как личность и сохранять или изменять наши отношения.

Я считаю, что заслуживаю отметку_____________

Ф.И.______________________Дата__________

Самостоятельная работа

Отметьте знаком «+» правильны утверждения и «-» ложные.

  1. О характере человека можно судить по его поступкам.
  2. Если я оцениваю себя (свой характер, свои поступки и т.д.), то это самооценка.
  3. Можно верно оценить человек с первого взгляда.
  4. Бывают люди с одинаковыми характерами.
  5. Чужое мнение часто бывает ошибочным. Нужно самому составить мнение о человеке.
  6. У ребенка сначала формируется характер, а затем на его основе вырабатываются привычки.
  7. Многие черты характера закладываются в детстве.
  8. Общаясь друг с другом, мы можем оценивать себя и других как личность и сохранять или изменять наши отношения.

Я считаю, что заслуживаю отметку_____________

Ф.И.______________________Дата__________

Самостоятельная работа

Отметьте знаком «+» правильны утверждения и «-» ложные.

  1. О характере человека можно судить по его поступкам.
  2. Если я оцениваю себя (свой характер, свои поступки и т.д.), то это самооценка.
  3. Можно верно оценить человек с первого взгляда.
  4. Бывают люди с одинаковыми характерами.
  5. Чужое мнение часто бывает ошибочным. Нужно самому составить мнение о человеке.
  6. У ребенка сначала формируется характер, а затем на его основе вырабатываются привычки.
  7. Многие черты характера закладываются в детстве.
  8. Общаясь друг с другом, мы можем оценивать себя и других как личность и сохранять или изменять наши отношения.

Я считаю, что заслуживаю отметку_____________

Ф.И.______________________Дата__________

Самостоятельная работа

Отметьте знаком «+» правильны утверждения и «-» ложные.

  1. О характере человека можно судить по его поступкам.
  2. Если я оцениваю себя (свой характер, свои поступки и т.д.), то это самооценка.
  3. Можно верно оценить человек с первого взгляда.
  4. Бывают люди с одинаковыми характерами.
  5. Чужое мнение часто бывает ошибочным. Нужно самому составить мнение о человеке.
  6. У ребенка сначала формируется характер, а затем на его основе вырабатываются привычки.
  7. Многие черты характера закладываются в детстве.
  8. Общаясь друг с другом, мы можем оценивать себя и других как личность и сохранять или изменять наши отношения.

Я считаю, что заслуживаю отметку_____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Органы чувств", УМК "Школа 2100" Вахрушев

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС с применением исследовательского метода. В нём подробно прописаны деятельность учителя, деятельность ученика, УУД на всех этапах урока...

УРОК окружающего мира во 2 КЛАССЕ по программе «Школа 2100» Окружающий мир. 2 кл. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Москва БАЛАСС, 2011г. Тема: Экологическая система- учебная. Чудо – метапредметная.

Вашему вниманию представлен урок окружающего мира во 2 классе по программе «Школа 2100». Тема урока «Экологическая система». Урок объяснения нового материала.Цель урока показать взаимосвязь живой и не...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Жизнь тундры" ОС "Школа 2100" 2 класс

Эта презентация полностью соответствует материалам учебника по теме "Жизнь тундры"....

Урок ознакомления с окружающим миром по теме «Реки» 2 класс («Школа 2100» А.А.Вахрушев)

Урок ознакомления с окружающим миром по теме «Реки» 2 класс («Школа 2100» А.А.Вахрушев). Цели урока:- проверить усвоение понятий «океан», «море»;-учить ориентироваться на карте;-уточнить пон...