Технологическая карта урока окружающего мира "Что такое хвоинки?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Менщикова Татьяна Григорьевна

Тема урока : "Что такое хвоинки?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_okruzh.mir_.hvoinki.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока. Окружающий мир.

Тема урока: ЧТО ТАКОЕ ХВОИНКИ?

Тип урока: Открытие нового знания.

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

знать, что хвоинки — это листья хвойных деревьев;

различать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;

различать лиственные и хвойные деревья.

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

сравнивать ель и сосну;

описывать дерево по плану;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать необходимость бережного отношения к деревьям.

Оборудование. У учителя — букет из опавших листьев; веточка лиственницы. У учащихся — цветные фишки; веточки, хвоинки и шишки ели и сосны (для групповой работы).

Предварительная работа. До урока желательно провести прогулку, во время которой дети рассмотрят сосну и ель, а также, по возможности, лиственницу.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Проверьте, все ли готово у вас к уроку : учебник, тетрадь, ручка, цветные карандаши,ножницы,клей.

Дети приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Мотивация и целеполагание.

 Урок можно начать с чтения детям стихотворения:

Опавшей листвы                                 — С осинки...

Разговор еле слышен:                         — С черёмухи...

— Мы с клёнов...                                 — С дуба...

— Мы с яблонь...                                 — С берёзы...

— Мы с вязов...                                 Везде листопад:

— Мы с вишен...                                 На пороге — морозы!

                                                                       Ю. Капотов

Учитель предлагает назвать, с каких деревьев упали листья, собранные в его букете. Затем учитель напоминает, что сосна и ель, которые мы видели во время прогулки, по-прежнему стоят зеленые. Чем покрыты их веточки?

«Что такое хвоинки?» - спрашивает Муравей Вопросик..

«Сегодня на уроке мы обязательно узнаем, что такое хвоинки. А еще узнаем… (зачитывается текст рубрики «Что узнаем, чему научимся» (с. 30).

 

(Хвоинками.)

Дети пытаются дать ответ

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические - анализ, объектов с целью выделения признаков

3. Актуализация знаний и умений.

Если при перечислении известных им деревьев дети назовут только лиственные, учитель напоминает о тех деревьях, которые видели во время последней прогулки (сосна, ель). При работе с иллюстрацией можно предложить детям отметить лишний, по их мнению, рисунок цветной фишкой. Если решение неверное, то в ходе последующего обсуждения фишку перемещают. Учитель подводит детей к выводу: лишний  рисунок тот, который изображает веточку ели, потому что у нее вместо обычных листьев - иголки (хвоинки).

Дети выполняют задания на с. 30 учебника.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

постановка вопросов; познавательные: общеучебные-

самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы

4.Физминутка

Взяв в руки листья, дети выполняют ритмические движения под музыку.

5. Освоение нового содержания и его применение.

«Обычными листьями мы с вами назвали такие, которые имеют вид пластинок. А иголки – это тоже листья, только другой формы. Такие листья называются хвоинками. Вот мы и ответили на вопрос «Что такое хвоинки?»  

 Муравей Вопросик: «А я не понял!»

 Учитель: «Давайте еще раз объясним Муравьишке, что такое хвоинки.В разговор вступает Мудрая Черепаха: «Не кажется ли вам, ребята, что мы подошли к важному открытию? По строению листьев деревья можно разделить на две группы. Кто скажет, какие?

Верно. Деревья, имеющие листья в виде пластинок, называются лиственными. Деревья, имеющие листья в виде хвоинок, называются хвойными».

После выполнения и проверки задания учитель от имени Мудрой Черепахи предлагает подробнее познакомиться с хвойными деревьями. Проводится практическая работа «Определяем хвойные деревья     Далее выполняются задания на с. 31 учебника (сравнение ели и сосны, описание каждого дерева по предложенному плану). Эта работа ведется фронтально. Завершить ее можно загадками:

Её всегда в лесу найдёшь.                У меня длинней иголки,

Пойдём гулять и встретим:                Чем у ёлки.

Стоит колючая, как ёж,                         Очень прямо я расту

Зимою в платье летнем.                         В высоту.

(Ель)                Если я не на опушке,

Ветви — только на макушке.

(Сосна)

  Учитель: «Отгадайте загадки и скажите, какие особенности изученных нами деревьев в них отражены?»

Приобретенные знания и умения применяются при выполнении задания в рабочей тетради (с. 20, №3.

Важно, чтобы учащиеся четко назвали признаки, по которым они узнали веточки: по длине хвоинок (у ели — короткие, у сосны — длинные), по расположению хвоинок на веточке (у ели сидят по одной, у сосны — по две).

     По усмотрению учителя в урок в качестве дополнительного материала может быть включен материал о лиственнице. Учитель демонстрирует веточку лиственницы, предлагает рассмотреть и спрашивает: «Можно ли это дерево отнести к хвойным Как они расположены? Чем это дерево отличается от других хвойных деревьев» На этот вопрос дети отвечают на основе наблюдений, если в окрестностях школы  или дома могли видеть лиственницы. В качестве подсказки можно загадать загадку о лиственнице:

Есть у родственницы ёлки

Неколючие иголки.

Но, в отличие от ёлки,

Опадают те иголки.

 

 (Дети: «Хвоинки – это листья, которые имеют вид иголок»).

(Лиственные и хвойные.)

Далее в парах выполняется задание в рабочей тетради (с.19, №1).

Дети работают в группах по заданиям учебника и рабочей тетради. Одним группам предлагаются для определения веточки, хвоинки и шишки ели, другим - веточки, хвоинки и шишки сосны. Дети  определяют их по рисунку на с. 31 учебника, выполняют зарисовки в рабочих тетрадях и делают  сообщение классу.

 

 Дети работают самостоятельно, затем представляют классу результаты работы.

 (Да, потому что у него есть хвоинки.)

(Пучками.)

 (Осенью желтеет и сбрасывает хвою.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические -решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

6. Рефлексия. Выводы и обобщения.

При подведении итогов урока учитель просит еще раз объяснить Муравьишке, что такое хвоинки. Учитель: «А какие еще выводы мы можем сделать по сегодняшнему уроку?»

Высказывания детей обобщаются с помощью текста на с. 31 учебника.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

7.Контроль и оценка достижений.

Проводится с помощью блока вопросов на с. 31 учебника.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и. точностью выражать свои мысли;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока окружающий мир по теме "Что такое деньги?"в 3 классе

Цель этого урока:формирование у учащихся основ экономических знаний о деньгах, истории их появления....

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Что такое хвоинки ?" . " Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Что такое экономика?"

Работа на уроке открытия новых знаний проходит в группах. Раскрывая понятие "экономика", дети создают  коллективный проект, частичным материалом которого являются групповаые проекты....

Технологическая карта урока. Окружающий мир. "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3.

Технологическая карта урока по окружающему миру. УМК "Школа России". Тема урока: "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока окружающего мира, по теме: «Что такое окружающий мир»

Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса....

Технологическая карта урока окружающего мира "Такие разные праздники" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование знаний о праздниках в России, их различиях и особенностях у обучающихся.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с праздниками, которые отмечают в России.2. Учить...