"Водоёмы нашего края" конспект урока по окружающему миру в 4 классе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Кучина Ольга Михайловна

Конспект урока по теме "Водоёмы нашего края" с указанием дидактических задач на каждом этапе урока ("Школа России")

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«каменно –задельская средняя школа»

Конспект урока по окружающему миру

по теме «Водоёмы нашего края»

                                                             

                                                                 Выполнила: учитель

                                                                                            первой квалификационной категории

           Кучина О.М.

Цели:

 образовательные: сформировать представления учащихся о водоёмах нашего края, познакомить с естественными и искусственными водоёмами, пресными и солёными, со значением водоёмов и их охраной

воспитательные: формировать бережное отношение к окружающей среде, мотивацию природоохранной деятельности, воспитывать экологическую культуру  

развивающие: создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;

создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;

Оборудование:

у учителя: глобус, физическая карта Удмуртской Республики,  стакан и трёхлитровая банка с водой, плакат с изображением диаграммы солёной и пресной воды, магнитофон с записью шума воды.

у детей: географический атлас Удмуртской республики, карточки со словами, рисунки с изображением капельки воды, иллюстрации с изображением экологической проблемы.

ХОД УРОКА

Орг. момент

  Задача: создать эмоционально- положительный настрой на урок, создать ситуацию успеха и доверия учащихся.

 Долгожданным был звонок,

   Начинается урок!

У: Ребята, чем мы будем заниматься на уроке? Давайте расшифруем каждую букву:

 у- учиться

 р- рассуждать

 о- обдумывать, общаться, отвечать

  к- красиво говорить, критически рассуждать

Актуализация полученных знаний.

Задача: развивать  учебно- организационные умения – умение ставить учебную задачу; правильно формулировать вопросы.

У: Сегодня мы с вами продолжим путешествие по родному краю. А чтобы определить тему сегодняшнего занятия, необходимо среди данных слов на доске найти «лишнее» слово: поверхность, карта, пустыня, водоём, тундра, степь.

Д: «лишнее» слово – водоём, это слово мужского рода;

     «лишнее» слово – водоём, это слово второго склонения.

У: правильно, сегодня мы будем говорить о водоёмах.

Запись темы урока на доске и в тетради.

Постановка цели урока.

У: какие вопросы можно поставить к слову «водоём»?

На доске по мере поступления ответов детей появляются вопросы:

-Какие бывают водоёмы?

- Какая вода в водоёмах?

- Какие экологические проблемы испытывают водоёмы?

- Чем я могу помочь воде?

У: Ну что ж, я думаю, что в течение урока мы с вами сможем ответить на эти вопросы.

Эпиграфом, девизом нашего урока станут слова великого учёного Д.Менделеева «Капля воды дороже золота».

Изучение нового материала

Задача: развивать учебно – информационные умения: умение анализировать  и сопоставлять факты, обобщать изученный материал, выделять основные моменты, умение работать с картой и географическим атласом.

У: Слово «водоём» сложное.

- От каких двух слов оно произошло? ( вода и ёмкость)

У:  Водоёмы бывают 2- х видов: они могут быть созданы природой, т.е. естественные, а могут быть созданы человеком искусственно- искусственные.

(Запись в тетради: водоёмы: естественные, искусственные)

 Дети получают карточки со словами и распределяют их на 2 группы: естественные и искусственные водоёмы.

У: Наша страна богата водными ресурсами.

 - Назовите крупные реки нашей страны. (Волга, Енисей, Лена, Обь, Днепр)

-Назовите самые большие озёра нашей страны.(Байкал, Ладожское , Онежское)

Наша республика также богата различными водоёмами. Не зря Удмуртию называют краем родников. Родники дают начало сотням рек и речушек. Если внимательно посмотреть на карту нашей республики, то можно увидеть, что вся территория испещрена тонкими голубыми линиями.

Работа по географическому атласу (запись в тетради)

Какие естественные и искусственные водоёмы располагаются на территории нашей республики.

Д: естественные водоёмы – это реки Кама, Вятка, Чепца, Иж, Кильмезь и др.

Искусственные - Ижевский пруд, Воткинский пруд, Камбарский пруд, Воткинское водохранилище, Нижнекамское водохранилище.

Физкультминутка. (проведение зарядки для глаз)

Продолжение изучения нового материала.

У:  Мы с вами знаем, что поверхность нашей республики холмистая. В Удмуртии  встречаются и  низменности, и возвышенности.

-  Пользуясь тетрадью или атласом, назовите низменности, которые расположены на территории нашей республики. ( Кильмезкая, Чепецкая, Камско –Бельская низменности)

-Назовите возвышенности, которые расположены в Удмуртии. (Можгинская, Сарапульская, Тыловайско- Мултанская, Верхне- Камская возвышенности)

Своё название низменности и возвышенности получили по названию рек или населённых пунктов. Самая крупная река в нашей республике – Кама. Своё начало  она берёт в северо –восточной части Верхне- Камской возвышенности. Быстрой речкой течёт она на север в Кировскую область, затем на восток в Пермскую  область, а потом на юг и возвращается в Удмуртию на восточной границе недалеко от города Воткинска. Протекает по юго-восточной части республики на протяжении 225 км, берега живописные, течение спокойное. С давних пор Кама связана с жизнью удмуртского народа. Она была дорогой на Урал, в центр и на юг России. С ней связано развитие городов Сарапул, Воткинск и Камбарка. В 1961 году на реке Кама у города Чайковский была построена гидроэлектростанция и сооружено водохранилище. Каму называют рекой- труженицей, по ней сплавляют лес, перевозят грузы и пассажиров. Судоходство по ней длится более 6 месяцев.

   Вода, пробиваясь через толщу земных пород, обогащённых различными минералами, сама обогащается этими минералами и становится лечебной. В республике функционируют санаторий «Ува», лечебно- оздоровительный курорт «Варзи- Ятчи», санатории в городе Ижевск, где используются лечебные грязи, минеральные источники.

У: как вы думаете, чем отличается вода в реке и в океане?

Д: вода бывает пресная в реках, прудах, озёрах, а в морях и океанах вода солёная.

У: водоёмы бывают пресные и солёные. (запись на доске и в тетради)

(если возникнет вопрос  о солёных водоёмах – оставить на открытое обсуждение)

 У: Если взглянуть на глобус, то можно увидеть, что синего цвета больше. А если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одного цвета – голубого.

 – Как вы думаете много или мало воды на Земле?

Воды на Земле одновременно и много, и мало.

 Моря и океаны нашей планеты занимают 3/4 всей территории, а суша – 1/4. Если бы на дно океана можно было спуститься на лифте, то пришлось бы ехать 5 часов, а с 10-этажного дома – всего за 1 минуту!

Если бы всю воду можно было распределить равномерным слоем, то наша планета окуталась бы 4-километровым водным покрывалом.

 Но для жизни пригодна лишь пресная вода.

 Пресной воды в природе не так уж много.  Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в  трёхлитровой банке, то пресная вода занимает всего лишь полстакана.

Не вся пресная вода может быть использована. Большая часть ее находится в виде недоступных огромных ледников Антарктиды. Этот континент покрыт километровой толщей льда. Льды Антарктиды содержат 2/3 запасов питьевой воды, оставшаяся 1/3 содержится в реках, озерах. Самое крупное пресное озеро Европы – Ладожское. В озере Байкал, самом глубоком в мире, содержится пресной воды больше, чем во всех пресных озерах земного шара. Соотношение воды мы видим на диаграмме: 97% – соленая вода, 2% – ледники, 1% – пресная вода.

Неравномерно распределена вся питьевая вода на земле. Есть места, куда ее привозят на машинах, в цистернах. Более половины нашей планеты находится на жестком водном пайке. В нашей стране в центральных и южных районах, а также в Средней Азии воды не хватает. Воды недостает Нью-Йорку, Токио, Парижу, Гонконгу и многим другим городам. В Италии продают ключевую воду. В Сингапуре вода выдается по карточкам. Германия, Голландия, Дания покупают воду у Швеции. Проблема нехватки воды коснулась и нас с вами. В течение лета в нашем селе резко упал уровень воды, он не может восстановиться и по сей день. Не хватает воды в колхозе для того, чтобы напоить скот, не хватает воды в колонках для населения.

Работа в парах

Задача: развивать учебно – коммуникативные умения:  умение организовывать работу в паре, умение слушать друг друга, умение высказывать своё суждение;

Решение экологических задач.

Задача: посредством эмоционально- действенной идентификации формировать самоопределение и самопознание учащихся.

1) При утечке воды из крана за сутки набегает 12 л. Сколько литров воды набежит за 1 неделю, за месяц?

2) На ферме 400 коров. Каждой корове в день требуется 60 литров воды. Изношенный насос может накачать в башню 1800 литров воды в день. Сколько литров воды не хватает коровам  каждый день?

У: какой вывод мы с вами должны сделать, решив эти задачи?

Д: следует бережно относиться к воде, экономить её.

 Проверка домашнего задания.

 У: наше село располагается на берегу реки Чепца. Ваши дедушки и бабушки хорошо помнят, какой была Чепца в годы их детства и молодости.

Послушаем их воспоминания. (дети читают мини- сочинения)

Продолжение изучения нового материала.

Но проходят годы, и состояние водоёмов, к сожалению, меняется к худшему.

Посмотрите  сценку «Разговор двух речек», которую приготовили для вас Вера и Кристина, и подумайте, почему такое могло произойти.

Разыгрывается сценка «Разноцветная речка».

Разноцветная речка. Алло!

Прозрачная речка. Алло!

Разноцветная речка. Кто у телефона?

Прозрачная речка. Речка Прозрачная. А ты кто?

Разноцветная речка. Твоя подруга. Как у тебя дела?

Прозрачная речка. Хорошо! Живу и радуюсь. Вода чистая-пречистая. Не зря меня речкой Прозрачной зовут. Дети купаются, рыбаки рыбку ловят, со мной разговаривают. А как ты поживаешь?

Разноцветная речка. Плохо! Была я тоже речкой Прозрачной, да построили на моем берегу завод игрушек, две трубы проложили. Чистая вода поступает по одной трубе, а по другой трубе обратно выливается, но уже не чистая, а грязная. Стала я алее мака.

Прозрачная речка. Да, плохи твои дела!

Разноцветная речка. Но я еще тебе не всё сказала. Ниже по течению еще два завода построили: резиновой обуви и ситцевый. И стала я серо-буро-малиновой. Люди сердятся: ни постирать, ни умыться, ни жажду утолить, ни рыбы наловить. Остается только плакать. Теперь меня речкой Разноцветной зовут. Может быть, ты посоветуешь, как мне быть? До свидания!

У: Ребята, почему такое могло произойти?(ответы детей)

У: К сожалению, такую картину можно наблюдать во всём мире.

С тревожным сообщением выступит Кирилл.

- Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в чистых водах Арктики нашли следы стирального порошка. В реках Волга, Дунай, Рейн купаться вообще нельзя. Волга загрязнена настолько, что на ней впору заняться добычей полезных ископаемых. В сибирских реках из-за затонувшего леса появились микроорганизмы, очень вредные для здоровья человека и животных.

Слушание аудиозаписи.

А теперь мы с вами послушаем, как бежит, струится чистая вода.

У: как ни грустно, но за последние 15 лет качество воды в России ухудшилось в полтора раза. Из-за этого жизнь россиян в некоторых регионах сократилась на 10 лет. Много железа в воде – жди аллергию, много алюминия – истощается нервная система, не хватает фтора – кариес.

По источникам прессы на 24 августа 2007 года в реках Чепца и Иж был зафиксирован критический уровень загрязнения от сбросов промышленных и коммунальных предприятий. Содержание некоторых веществ в воде, как, например, нефтепродуктов, в зоне предприятий столицы Удмуртии превышает предельно допустимую концентрацию в несколько десятков  раз. Промышленные отходы, поступающие  с предприятий по сельскохозяйственной переработке, с промышленных предприятий, с предприятий жилищно- коммунального хозяйства не проходят должной очистки. В большинстве районов нашей республики современных очистных сооружений вообще нет.

  Летом нынешнего года экологическая экспедиция "Великие реки России" исследовала реку Чепцу в районе Глазова. Как рассказывали исследователям местные жители, рыба выпрыгивает из воды, ходит кругами на хвостах по поверхности, а порой наблюдается и замор рыбы.

  Учёные-экологи подсказывают, как лучше поступать, чтобы сохранить природу, чтобы не навредить человеку. На заводах и фабриках устанавливают фильтры, очистные сооружения.

  Чтобы улучшить состояние водоёмов, должны проводиться  серьёзные мероприятия на государственном уровне. Мы с вами своими поступками также можем помочь реке Чепца стать чище. Что для этого мы можем сделать? ( ответы детей)

Подведение итогов.

Задача: развивать личностные качества через ощущение успешности, гордости за свои достижения.

У: Ребята, давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. Эти слова были написаны  Дмитрием Ивановичем Менделеевым (1834-1907) ещё в 19 веке. На дворе век 21. А слова великого учёного становятся всё актуальнее.  Как вы понимаете эту фразу? (ответы детей)

У: Сегодня мы  посвятим воде наш синквейн.

 Вода.

 Чистая, прозрачная.

Бежит, журчит, даёт жизнь.

Жизнь.

Домашнее задание.

Стр.154-156, составить рассказ по плану на стр.154.

Рефлексия.

Докончи предложение:

  1. На уроке мне показалось интересным то, что…
  2. На уроке меня удивило то, что…
  3. На уроке меня насторожило то, что…
  4. На уроке я узнал  то, что…



Предварительный просмотр:

                      Естественные водоёмы    

 Море, река, водохранилище, озеро, океан, канал, болото, пруд      

           

                     Искусственные водоёмы        

………………………………………………………………………  

                          Естественные водоёмы    

 

Море, река, водохранилище, озеро, океан, канал, болото, пруд      

                                Искусственные водоёмы        

………………………………………………………………………..

                        Естественные водоёмы    

 Море, река, водохранилище, озеро, океан, канал, болото, пруд      

                                Искусственные водоёмы        

………………………………………………………………………….

                         Естественные водоёмы    

 

Море, река, водохранилище, озеро, океан, канал, болото, пруд      

           

                       Искусственные водоёмы        

…………………………………………………………………………..

Экологическая задача № 1

 

При утечке воды из крана за сутки набегает 12 л. Сколько литров воды набежит за 1 неделю, за месяц?

Экологическая задача № 2

 На ферме 400 коров. Каждой корове в день требуется 60 литров воды. Изношенный насос может накачать в башню 1800 литров воды в день. Сколько литров воды не хватает коровам  каждый день?

………………………………………………………………………………

Экологическая задача № 1

 

При утечке воды из крана за сутки набегает 12 л. Сколько литров воды набежит за 1 неделю, за месяц?

………………………………………………………………………………

Экологическая задача № 2

 На ферме 400 коров. Каждой корове в день требуется 60 литров воды. Изношенный насос может накачать в башню 1800 литров воды в день. Сколько литров воды не хватает коровам  каждый день?

………………………………………………………………………………

                          Естественные водоёмы    

 Море, река, водохранилище, озеро, океан, канал, болото, пруд      

           

                          Искусственные водоёмы        

………………………………………………………………………  

                           Естественные водоёмы    

 Море, река, водохранилище, озеро, океан, канал, болото, пруд      

           

                          Искусственные водоёмы        

………………………………………………………………………  

                               Естественные водоёмы    

 Море, река, водохранилище, озеро, океан, канал, болото, пруд      

                              Искусственные водоёмы        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру, 2 класс. Тема "Наше питание"

Использование исследовательского метода в практике преподавания и организации процесса познания младшего школьника имеет большое значение, т.к. позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, напр...

Открытый урок по окружающему миру 3 класс "Наше питание. Пищеварительная система"

Открытый урок по окружающему миру . 3 класс . Тема урока :" Наше питание . Пищеварительная система"...

Урок по окружающему миру. 2 класс. Тема"Кошка в нашем доме"

Урок окружающего мира. 2 класс. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю....

Урок по окружающему миру 4 класс по теме "Наши подземные богатства"

Цели урока: сформировать представление учащихся о подземных богатствах;познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением,свойствами, способами добычи, охраной полезных ископаемых;развива...

Урок по окружающему миру 2 класс Тема урока: Заочное путешествие по водоёмам родного края.

Урок по окружающему миру    2 классТема урока: Заочное путешествие по водоёмам родного края.Цель:1.     сформировать представления учащихся о разнообразии водоемов н...

Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Водоёмы нашего края"

Урок по окружающему миру на тему "Водоёмы нашего края!" (САмарская область) По программе "Школа России"...