Урок окружающего мира."Мир человека в Новое время. Развитие науки и техники. "
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Открытый урок по окружающему миру по программе Занкова ,4класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочий лист группы___________________________________________________

1.Запишите недостающие данные в таблицу:

Доисторический период

Древний мир

Средние века, эпоха Возрождения

  ?

2.Работа с текстом.

1.1. Запишите основную мысль 1 части.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.2.Основная мысль 2 части.

1.3.Какая главная мысль заключена в 3 части?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.4.Что важного можно выделить в этой части?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________             1.5.Что изобрели в этот период?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Распределите данные названия в две группы:                                                                  

                   

                                                             

                                                

Станки,                        овца,                                               колбаса,                               лён,

простыня,                           молоко,                                телевизор,                            стекло,

курица,        мясо,                                                      машина ,                                шуба.



Предварительный просмотр:

tr

Урок окружающего мира в 4 классе


Тема: Мир человека в Новое время. Развитие науки и техники.

Задачи:

Формирование метапредметных УУД познавательных ( работа с энциклопедическими текстами, сопоставление с предположениями, анализ полученной информации. формулирование вывода.),

коммуникативными( работа в малых группах, коллективное оформление рабочего листа),

регулятивные ( восприятие задачи для группы, оценка и самооценка выполнения задания), формирование личностных качеств.( чувство гордости за Родину) .
Тип урока: комбинированный
Форма проведения: традиционная
Структура урока:
I. Психологический настрой
II. Повторительно-обучающая работа
III. Работа по осмыслению и усвоению нового материала:
• Актуализация знаний
• Работа с текстом
• Вывод. Формулирование темы
IV. Выработка умений и навыков по новому материалу
V. Итог урока
VI. Домашнее задание

Оборудование:
1. Слайды с
изображениями автомобиля, паровоза, парохода, лампы., радио, ленты времени;
2.Карточки с именами путешественников, названиями эпох, изобретений, названиями материков.

3. Эстафетная палочка
4. Учебник Н.Я. Дмитриевой «Окружающий мир», 4 класс, 2 часть.

I. Психологический настрой.
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какой сегодня замечательный день: солнечный, ясный. Как будто солнышко улыбается нам. Давайте же и мы сейчас улыбнемся друг другу, чтобы на нашем уроке царили только доброта и хорошее настроение. И тогда у нас все получится.
II. Повторительно-обучающая работа.
- Итак, ребята, вспомним все, что мы знаем. Посмотрите на смарт -доску: какое слово лишнее и почему?
На доске: Америка, Австралия ,Австрия, Европа. Азия, Антарктида, Африка.

- Лишнее слово «Австрия», т.к. это государство, а остальные слова – это названия материков. (Убирают лишнее слово.)
- А теперь разделите материки на 2 группы. И объясните почему вы разделили именно так.

- Можно разделить материки на 2 группы по Западному и Восточному полушариям:

- Еще можно разделить на Северное и Южное полушарии.

Посмотрите на этих людей- кто это?

(Христофор Колумб, Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев)

Что объединяет этих людей? Что их связывает с предыдущим списком?
- Правильно, расположите их в правильном порядке напротив материков. 

 III Работа по осмыслению и усвоению нового материала.
1. Актуализация знаний.
- Ребята, посмотрите на доску. Перед нами какая-то лента. А вот какая?
- Перед нами лента времени
- Подберите нужное название к различным эпохам. (Дети располагают названия по эпохам.)
- Что особенного вы заметили в этой ленте времени?
- На ленте нет названия последнего периода.
- Можем ли мы сразу назвать этот период?
- Нет, мы еще этого не знаем.

Что послужит задачей нашего урока?
- Задачей нашего урока будет найти название этому периоду в истории человечества.

-Как мы будем определять название данного периода

2.Исследование в группах.

Для этого проведем исследование каждого периода развития человечества.

Выслушать предположения детей и записать план исследования:

1.Выяснить , чем ознаменовался каждый период в истории человечества.

2.Описать эти особенности  и итоги занести в таблицу.

3..Изучить материал о данном периоде.

4. Описать эти особенности  и итоги занести в таблицу.

3.Работа в группах.Обмен информацией.

Дети знакомят со своими выводами участников других групп.

План ответа:

1.Мы прочитали…

2.Мы узнали…

3.Оказывается,что…

4.Мы заполнили рабочий лист…

Проверка 1 задания.

Доисторический период

Древний мир

Средние века

Одежда, лук,

Колесо, бронза,

Бумага, порох.

стрелы, глиняная посуда

папирус, письменность.первые государства, пуговицы, стекло, монета.

Зеркало, компас, часы, очки, города. борьба с эпидемиями, в Закон всемирного тяготения, кругосветные путешествия,карта,ветряная мельница

.

- Посмотрите внимательно, какую закономерность вы заметили?

 Что происходило с человеческим обществом с течением времени?
- Чем дальше двигалось время, тем больше изобретений делал человек, тем больше развивалось человеческое общество.
- Предположите, что будет дальше с человеческим обществом?


2. Работа с  дополнительным  материалом(текст у каждого ребенка):

   1.Раньше  основной силой любого производства  были  ручной труд людей, физическая сила животных, сила воды или ветра.

В XVIII  веке станки и машины стала двигать сила пара. Вместо ремесленных мастерских появились заводы и фабрики.В XIX веке в области производства началась целая революция.

Как вы думаете, с каким изобретением это было связано?

Оказывается, с изобретением паровой машины. Паровая машина - тепловой поршневой двигатель для преобразования энергии водяного пара в механическую работу. Пар, поступая в цилиндр паровой машины, перемещает поршень .Проект паровой машины непрерывного действия впервые разработан Иваном Ивановичем Ползуновым, но не был использован.В Англии с изобретения такой же(двухцилиндровой) паровой машины, сделанной немного позднее Д.Уатттом, началась промышленная революция, охватившая затем Европу.

   2.В 1861 году указом царя Александра II было отменено крепостное право, и поэтому в города стали прибывать свободные крестьяне из деревень в поисках работы. .Во многих странах возникали целые промышленные города и районы довольно устрашающего вида, потому что в них почти не было естественной природы.

Новое производство требовало массу топлива. Леса в Западной Европе уже почти не осталось, поэтому дрова все чаще заменяли каменным углём .Смог-смесь дыма, пыли тумана- накрывал целые районы. Так стало складываться противоречие : познание человеком  природы и ее использование все чаще стало приносить вред природе и через нее –вред человеку.

3.Промышленное производство быстро охватывало одну европейскую страну за другой. Оно было выгодно по сравнению с ручным трудом, потому что позволяло резко увеличить выпуск продукции и снизить ее цену.

В Россию развитие промышленности пришло только к концу XIX века, так как люди до этого были зависимы. В 1861 году указом царя Александра II было отменено крепостное право, и поэтому в города стали прибывать свободные крестьяне из деревень в поисках работы ,и находили ее на фабриках и заводах.

4. Итак, был изобретен паровой двигатель, но человеку хотелось передвигаться быстрее. Человек изобрел первый паровоз. Интересный факт: Первый паровоз был изобретен в 1804 году Ричардом Тревиком, а первая железная дорога в 1830 году. И когда пустили его по железной дороге перед поездом шел …боксер. Как вы думаете, почему?

А в России, для того, чтобы привлечь пассажиров , строили специальные помещения-вокзалы, где проводили концерты для привлечения пассажиров. Отсюда и пошло слово «вокзал», что означает вокальный зал. Первый такой вокзал был построен в Павловске, где однажды дирижировал сам король вальса- Штраус.

5. XIX век –это не только век развития промышленности, но и век углублённой работы ученых. Произошел взлёт науки. В начале XIX века электричество использовалось только для опытов и для фокусов, удивляя публику. Но уже в 70—ых  годах зажглись первые лампочки. Первую электрическую лампочку придумал Эдиссон.
Электричество стало внедряться в производство.

В начале века люди передвигались пешком или в каретах. К его концу были созданы первые автомобили. Для этого надо было из нефти получить бензин. Первый автомобиль изобрел в 1885 году Карл Бенц, его скорость достигала всего 15 км/ч. Первый пароход назывался «Клермонт», он был построен в Америке в 1807 г.. В России первым в 1815 г. Был построен пароход «Елизавета». Он ходил между Москвой и Санкт-Петербургом.

Волны можно увидеть на каждом пруду. Но только в XIX веке люди поняли , что звук –это тоже волны, только невидимые. Открыли и другие невидимые волны – радиоволны. Эти волны позволили Александру Степановичу Попову создать радио.

3.Организация информации. Связывание информации.Обобщение..
- Правильны ли ваши предположения, мы сейчас узнаем. Читаем первый абзац. (Чтение текста.)
- Какая главная мысль этой части?
-
Главная мысль заключается в том, что все изобретения XIX века начались с изобретения парового двигателя.
- Правильно (проецируется «паровой двигатель»). Посмотрите на рисунок на с. 18. Что интересного вы заметили?
- В центре изображен паровой двигатель, и все остальное с ним связано. Это значит, что все остальные изобретения работают на основе парового двигателя.


- Продолжаем чтение. Что во второй части?
- Так как человек начал открывать много заводов и фабрик
сложилось противоречие: развитие человечества привело к гибели природы. С одной стороны развивается человечество, но все заводы и фабрики своим смогом разрушают природу и отрицательно влияют на нее. (на слайде «промышленность»)


- Какая главная мысль заключена в третьей части?
- В Россию развитие промышленности пришло только к концу XIX века, т.к. до этого люди были зависимы, а отмена крепостного права в 1861 г. дала возможность людям пойти в город и начать работать на заводах.

Основная мысль 4 части.

Был изобретен паровой двигатель, но человеку хотелось передвигаться быстрее. Человек изобрел первый паровоз. (на сладе «паровоз»)

- Потому что народ был настроен против нового изобретения. Его пугали звук, издаваемый при движении, вид изобретения, но самым главным было то, что железные дороги занимали много места, а народ мог построить на этом месте что-нибудь, по их мнению, более важное.


Что важного можно выделить в 5 части?
- Как вы понимаете слово «ВЗЛЁТ»?
- Это значит очень быстрый скачок в развитии.(
 пароход, автомобиль, лампочка,радио)

Вывод. Формулирование темы урока.
- Значит, чем ознаменовалось это время?
- Эта эпоха ознаменовалась быстрым развитием науки и техники.
- Что изобрели в этот период?
3. Вывод. Формулирование темы.
- Ребята, посмотрите, сколько изобретений и открытий было сделано в это время. Как это можно назвать одним словом? Какими были изобретения для людей?
- Это новые изобретения, новинки.
- Как же мы назовем это время?
- Новое время

IV Работа по выработке умений и навыков по новому материалу.

- Ребята, в мире все вещи производят либо в промышленности, т. е. на фабриках и заводах, либо в сельском хозяйстве. Так вот сейчас вам необходимо понять, что к чему относится. Разделите слова на две группы: изготовленные в промышленности или в сельском хозяйстве.

V.Подведение итогов.Заключение.
- А теперь немного поиграем. Я предлагаю поиграть в «Эстафету». Я начну говорить, чем ознаменовалось Новое время, а вы, передавая эстафетную палочку, должны продолжить.
Самолет,…
- Ребята, так почему это время называют Новым?

-Какое значение для современного человека имеют изобретения XIX века

Сравните с теми предположениями, высказанными в начале урока.

Оцените свою работу. Обсудите, что получилось при работе в группе.
- Запишите домашнее задание: с. 17-18,
Проведем урок-семинар на тему «Развитие науки и техники в XIX веке. Подготовить дополнительный материал об изобретениях. Эти книги помогут вам подготовиться к следующему уроку. Спасибо за урок. До свидания.



Предварительный просмотр:

План исследования:

1.Выяснить , чем ознаменовался каждый период в истории человечества.

2.Описать эти особенности  и итоги занести в таблицу.

3..Изучить материал о данном периоде.

4. Описать эти особенности  и итоги занести в таблицу.

План исследования:

1.Выяснить , чем ознаменовался каждый период в истории человечества.

2.Описать эти особенности  и итоги занести в таблицу.

3..Изучить материал о данном периоде.

4. Описать эти особенности  и итоги занести в таблицу.

План исследования:

1.Выяснить , чем ознаменовался каждый период в истории человечества.

2.Описать эти особенности  и итоги занести в таблицу.

3..Изучить материал о данном периоде.

4. Описать эти особенности  и итоги занести в таблицу.

План исследования:

1.Выяснить , чем ознаменовался каждый период в истории человечества.

2.Описать эти особенности  и итоги занести в таблицу.

3..Изучить материал о данном периоде.

4. Описать эти особенности  и итоги занести в таблицу.



Предварительный просмотр:

   Развитие науки и техники в XVIII-XIXвв.

1.Раньше  основной силой любого производства  были  ручной труд людей, физическая сила животных, сила воды или ветра.

В XVIII  веке станки и машины стала двигать сила пара. Вместо ремесленных мастерских появились заводы и фабрики.В XIX веке в области производства началась целая революция.

Как вы думаете, с каким изобретением это было связано?

Оказывается, с изобретением паровой машины. Паровая машина - тепловой поршневой двигатель для преобразования энергии водяного пара в механическую работу. Пар, поступая в цилиндр паровой машины, перемещает поршень .Проект паровой машины непрерывного действия впервые разработан Иваном Ивановичем Ползуновым, но не был использован.В Англии с изобретения такой же(двухцилиндровой) паровой машины, сделанной немного позднее Д.Уатттом, началась промышленная революция, охватившая затем Европу.

   2.В 1861 году указом царя Александра II было отменено крепостное право, и поэтому в города стали прибывать свободные крестьяне из деревень в поисках работы. .Во многих странах возникали целые промышленные города и районы довольно устрашающего вида, потому что в них почти не было естественной природы.

Новое производство требовало массу топлива. Леса в Западной Европе уже почти не осталось, поэтому дрова все чаще заменяли каменным углём .Смог-смесь дыма, пыли тумана- накрывал целые районы. Так стало складываться противоречие : познание человеком  природы и ее использование все чаще стало приносить вред природе и через нее –вред человеку.

3.Промышленное производство быстро охватывало одну европейскую страну за другой. Оно было выгодно по сравнению с ручным трудом, потому что позволяло резко увеличить выпуск продукции и снизить ее цену.

В Россию развитие промышленности пришло только к концу XIX века, так как люди до этого были зависимы. В 1861 году указом царя Александра II было отменено крепостное право, и поэтому в города стали прибывать свободные крестьяне из деревень в поисках работы ,и находили ее на фабриках и заводах.

4. Итак, был изобретен паровой двигатель, но человеку хотелось передвигаться быстрее. Человек изобрел первый паровоз. Интересный факт: Первый паровоз был изобретен в 1804 году Ричардом Тревиком, а первая железная дорога в 1830 году. И когда пустили его по железной дороге перед поездом шел …боксер. Как вы думаете, почему?

А в России, для того, чтобы привлечь пассажиров , строили специальные помещения-вокзалы, где проводили концерты для привлечения пассажиров. Отсюда и пошло слово «вокзал», что означает вокальный зал. Первый такой вокзал был построен в Павловске, где однажды дирижировал сам король вальса- Штраус.

5. XIX век –это не только век развития промышленности, но и век углублённой работы ученых. Произошел взлёт науки. В начале XIX века электричество использовалось только для опытов и для фокусов, удивляя публику. Но уже в 70—ых  годах зажглись первые лампочки. Первую электрическую лампочку придумал Эдиссон.
Электричество стало внедряться в производство.

В начале века люди передвигались пешком или в каретах. К его концу были созданы первые автомобили. Для этого надо было из нефти получить бензин. Первый автомобиль изобрел в 1885 году Карл Бенц, его скорость достигала всего 15 км/ч. Первый пароход назывался «Клермонт», он был построен в Америке в 1807 г.. В России первым в 1815 г. Был построен пароход «Елизавета». Он ходил между Москвой и Санкт-Петербургом.

Волны можно увидеть на каждом пруду. Но только в XIX веке люди поняли , что звук –это тоже волны, только невидимые. Открыли и другие невидимые волны – радиоволны. Эти волны позволили Александру Степановичу Попову создать радио.



Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Acces.MICROSOF-94A088\Рабочий стол\Колумб.jpg

   C:\Documents and Settings\Acces.MICROSOF-94A088\Рабочий стол\,tkkbycufepty.jpg       C:\Documents and Settings\Acces.MICROSOF-94A088\Рабочий стол\kfpjhtd.jpg



Предварительный просмотр:

Самооценка группы № _______________________________________________________

1.Обсуждение.

2.Чтение текста, обсуждение заполнения рабочего листа.

3.Выступление.

4.Участие в подведении итогов.

Зеленый – прекрасно работали.

Желтый- неплохо работали ,но можно и лучше.

Красный- надо стараться  быть  лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам окружающего мира "Страницы всемирной истории.Новое время. ч.1."".

При загрузке презентацию пришлось поделить на части. Слайды о Новом Времени соответствуют 24-26, 27-30 слайдам в общих комментариях....

Презентация к урокам окружающего мира "Страницы всемирной истории.Новое время.ч. 2 "".

При загрузке презентацию пришлось поделить на части. Слайды о Новом времени соответствуют 24-26, 27-30 слайдам в общих комментариях....

Презентация к урокам окружающего мира "Страницы всемирной истории. Новейшее время".

При загрузке презентацию пришлось поделить на части. Слайды о Новейшем времени соответствуют 30-33 слайдам в общих комментариях...

Урок окружающего мира по теме: "Мир человека в Новое время. Развитие науки и техники"

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Мир человека в Новое время. Развитие науки и техники" (Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.)...

Урок окружающего мира в 4 классе "Новое время - торжество Европы"

Первый урок окружающего мира в 4 классе на тему: "Новое время - торжество Европы". Урок "открытия" нового знания по учебнику А.А. Вахрушева "Окружающий мир. Человек и человече...