Урок по окружающему миру. Тема: "Лес - природное сообщество" (Школа России)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Простякова Светлана Николаевна

Цель урока: Способствовать формированию представлений у учащихся знаний по теме «Лес – природное сообщество»

Учить обобщать и систематизировать знания .

 

Задачи:

Дидактическая: способствовать систематизации знаний по теме «Лес – природное сообщество».

Развивающая: способствовать развитию логического мышления.

Воспитательная: способствовать пониманию того, что уважительное взаимодействие в процессе парной работы приводит к успеху каждого ученика.

Тип урока: урок изучения нового материала и  систематизации и обобщения материала.

Формы организации: коллективная, индивидуальная, групповая.

Методы: частично - поисковый.Цель урока: Способствовать формированию представлений у учащихся знаний по теме «Лес – природное сообщество»

Учить обобщать и систематизировать знания .

 

Задачи:

Дидактическая: способствовать систематизации знаний по теме «Лес – природное сообщество».

Развивающая: способствовать развитию логического мышления.

Воспитательная: способствовать пониманию того, что уважительное взаимодействие в процессе парной работы приводит к успеху каждого ученика.

Тип урока: урок изучения нового материала и  систематизации и обобщения материала.

Формы организации: коллективная, индивидуальная, групповая.

Методы: частично - поисковый.Цель урока: Способствовать формированию представлений у учащихся знаний по теме «Лес – природное сообщество»

Учить обобщать и систематизировать знания .

 

Задачи:

Дидактическая: способствовать систематизации знаний по теме «Лес – природное сообщество».

Развивающая: способствовать развитию логического мышления.

Воспитательная: способствовать пониманию того, что уважительное взаимодействие в процессе парной работы приводит к успеху каждого ученика.

Тип урока: урок изучения нового материала и  систематизации и обобщения материала.

Формы организации: коллективная, индивидуальная, групповая.

Методы: частично - поисковый.Цель урока: Способствовать формированию представлений у учащихся знаний по теме «Лес – природное сообщество»

Учить обобщать и систематизировать знания .

 

Задачи:

Дидактическая: способствовать систематизации знаний по теме «Лес – природное сообщество».

Развивающая: способствовать развитию логического мышления.

Воспитательная: способствовать пониманию того, что уважительное взаимодействие в процессе парной работы приводит к успеху каждого ученика.

Тип урока: урок изучения нового материала и  систематизации и обобщения материала.

Формы организации: коллективная, индивидуальная, групповая.

Методы: частично - поисковый.Цель урока: Способствовать формированию представлений у учащихся знаний по теме «Лес – природное сообщество»

Учить обобщать и систематизировать знания .

 

Задачи:

Дидактическая: способствовать систематизации знаний по теме «Лес – природное сообщество».

Развивающая: способствовать развитию логического мышления.

Воспитательная: способствовать пониманию того, что уважительное взаимодействие в процессе парной работы приводит к успеху каждого ученика.

Тип урока: урок изучения нового материала и  систематизации и обобщения материала.

Формы организации: коллективная, индивидуальная, групповая.

Методы: частично - поисковый.Цель урока: Способствовать формированию представлений у учащихся знаний по теме «Лес – природное сообщество»

Учить обобщать и систематизировать знания .

 

Задачи:

Дидактическая: способствовать систематизации знаний по теме «Лес – природное сообщество».

Развивающая: способствовать развитию логического мышления.

Воспитательная: способствовать пониманию того, что уважительное взаимодействие в процессе парной работы приводит к успеху каждого ученика.

Тип урока: урок изучения нового материала и  систематизации и обобщения материала.

Формы организации: коллективная, индивидуальная, групповая.

Методы: частично - поисковый.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon les_-_prirodnoe_soobshchestvo.doc182.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.72 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе по программе А.А. Плешакова по теме «Лес – природное сообщество».

Цель урока: Способствовать формированию представлений у учащихся знаний по теме «Лес – природное сообщество»

Учить обобщать и систематизировать знания .

Задачи:

Дидактическая: способствовать систематизации знаний по теме «Лес – природное сообщество».

Развивающая: способствовать развитию логического мышления.

Воспитательная: способствовать пониманию того, что уважительное взаимодействие в процессе парной работы приводит к успеху каждого ученика.

Тип урока: урок изучения нового материала и  систематизации и обобщения материала.

Формы организации: коллективная, индивидуальная, групповая.

Методы: частично - поисковый.

Средства: учебник «Окружающий мир» А. А. Плешаков (1 часть),  карточки,  наборы открыток животных (звери, птицы ,насекомые, растения, грибы) компьютер, проектор, презентация к уроку.

Ход урока

1.Организация начала урока

Сообщение синоптиков.

 Сегодня 11 декабря , на улице морозно, температура --- градусов. В классе тепло и уютно, все готовы к уроку.

Пусть этот урок станет уроком новых достижений  для каждого из вас. Пожелаем друг другу успеха и прекрасного настроения. (Поворачиваются  друг к другу и в полголоса говорят: «Желаю  успеха»)

2 Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока

У :  Послушайте стихотворение, в нем спрятана тема  урока.

Читает стихотворение ученик о лесе

Звучит музыка

Д: Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный , сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь - мы свои!

У: На все вопросы  найдем ответы на уроке

Д: Мы сегодня будем                                           слушать

                                                                                думать

                                                                                узнавать о лесе

У: Что такое лес?

Д: ( Ответы детей)

Слайд №1

Лес – наряд нашей планеты.

Слайд №2

Лес –  грибные поляны и душистая земляника

Слайд №3

Лес – дом для зверей и птиц.

  У:    Что  мы  видим находясь в лесу?

Д: Деревья, кустарники и другие растения, животных, грибы и т. д.

У: Легко найти животных в лесу?

Д: Нет

 У:  Почему?

Д: Животных в лесу меньше, чем растений, они прячутся в листве деревьев и траве.

Сформулируйте тему урока.

Для чего нам это надо знать?

У: Объектом изучения будет лес. Табличка  со словом  Лес.

 Тема урока на слайде №4

Открыли тетради и запишите тему урока. Жизнь леса. Лес - природное сообщество.

 У: Объектом изучения будет лес. Табличка  со словом  Лес.

3 Повторение изученного ранее материала.

Поработаем над словом природа

У: Какая бывает природа

Д: Живая и неживая

У: Приведите примеры неживой природы

Д: Солнце, воздух, звезды, вода, камни ….

 У: Что относится к живой природе?

  Д: Животные, растения, грибы, люди  Живая природа это живые существа, которые дышат, питаются, растут, приносят потомство и умирают.

Слайд 5

У: Посмотрите на слайд и ответьте на вопрос.

   Между живой и неживой природой есть  связь?  Докажи.

Д: Солнце служит источником тепла и света для живых существ. Также живым существам необходимы - воздух и вода.

У: Покажем это схемой.

Живая природа    -------------------   Неживая

природа                                                                                                      

Вывод: живая и неживая природа тесно связаны  друг с другом

У: Вспомните, какие виды лесов составляют лесную зону России?

Выполни задание теста ( тест на доске)

Тест

А) лиственные

Б) хвойные

В) тропические

Г) смешанные

 Д: Ответ ( АБГ)

 У: В лесной зоне встречаются хвойные , смешанные и лиственные леса.

Какие из них встречаются в Ленинградской области?

Д: Все виды лесов.

4.Изучение нового материала  

У: Мы рассматриваем лес как объект. Как вы считаете, какие составные части  можно выделить в лесу?

Д: Животные, растения, грибы

.

На доске схема                 лес

               растения          животные             грибы

У: Запишите это в тетрадь

5 Физминутка  (подготовка рабочего места для работы в группах

6 Продолжение изучения нового материала

У: Для дальнейшей работы нам предстоит поделиться на три группы. Одна группа рассмотрит  растения – это ботаники, другая выяснит, какие животные обитают в лесу – это зоологи, а третья группа - это микологи, они сообщат нам о грибах.  

Задание 1.

Для ботаников:

1.Рассмотрите картинки.

2. Вспомните ярусы леса. Разбейте растения на группы, в соответствии с ярусами.

3.Заполните схему видов растений.

                              Растения

4. Запишите по 2-3 растения в каждую группу.

5.Подготовьте сообщение из 6-8 предложений.

Для зоологов

1.Рассмотрите наборы открыток.

2.Вспомните виды животных.

Разложите животных по видам.

3.Заполните схему:

                   

                      животные

4.Запишите по 2-3 животных в каждую группу.

5.Подготовьте сообщение из 6-8 предложений.

Для микологов:

1.Рассмотрите наборы открыток.

2. Вспомните, какие группы грибов встречаются в лесу.

Разделите грибы на группы по видам.

3.Заполните схему:  

                            Грибы

4.Запишите в каждую группу по 3-4 примера.

5.Подготовьте сообщение из 6-8 предложений.

У: Проверим работу наших групп.

(По ходу выступления групп на доске  появляется схема)

                                                                              лес

        

                  растения                                      животные                                 грибы

деревья    кустарники травы         звери      птицы  насекомые       съедобные  несъедобные

У: Спасибо, вам за проделанную работу. Как мы видим,  лес действительно живет своей жизнью, которую порой мы не видим, а иногда просто не замечаем. Поэтому  вам снова предлагаю поработать в группах и обсудить вопрос о взаимосвязях составных частей леса.

Задание 2

Дома вы подготовили короткие сообщения. Ваша задача: Соединить все сообщения в небольшой рассказ.

1 сообщение Могут ли растения прожить без животных? Докажите это на примерах. Как вы считаете, нужны ли растениям грибы? Почему?

2 сообщение Могут ли животные прожить без растений? А без грибов? Докажите на примерах.

Животные питаются растениями. Животные распространяют плоды и семена растений. Грибы помогают деревьям расти а для многих животных служат пищей…………………….

3 сообщение Какую роль играют грибы в жизни растений и животных? Приведите примеры.

 Д : Грибы помогают деревьям расти а для многих животных служат пищей…………

Ответы групп.

Слайд №6

У: Какой вывод можно сделать?

Д: Все составные части леса взаимосвязаны и не могу существовать отдельно .Одна составная часть не может существовать  без другой.

У: Лес – сообщество растений, животных и грибов. Разберем слово  «сообщество».

Слайд №7

В словаре Ожегова это слово означает  группу растительных и животных организмов, живущих вместе.  Значит, все обитатели живут как?

Д; Вместе , сообща ,связаны друг с другом.

У: Что бы вы изменили в схеме?

Д: Надо поставить взаимные стрелки между частями леса.

На доске появляется схема

                                         растения

                                             

                                              лес

                 животные                       грибы

У: Как мы видим на схеме в лесу все взаимосвязано и неразрывно.

Лес – это сообщество растений, животных и грибов.

 А если нарушить эти связи то, что произойдет?

Д: Нарушится экологическое равновесие

6. Разбор экологических ситуаций

У: Какая наука занимается охраной природы?

Д: Экология.

 Слайд №8

 У: В 1971 г. создан  ГРИНПИС, а в 1990г. ГРИНТИМ детская экологическая организация. Многие животные и растения занесены в красную книгу

Мы должны всегда помнить слова замечательного писателя М. М. Пришвина.

Слайд №10

Охранять природу – значит охранять Родину.

М.М. Пришвин

 Правила поведения в лесу

Вспомним правила поведения в лесу

На доске готовые ответы ( ответы закрыты полосками).  

Не шуми

Не жги костры

Не оставляй мусор

Не ломай ветки

Не рви с корнями растения

Ходи по тропинкам, не топчи

Не разоряй гнезд

У: Нашей задачей остается любить лес, соблюдать правила поведения в лесу, береч этот мудрый дар природы.

 Спасибо вам за ответы. Как видите, каждый из нас должен задуматься, каким увидят лес наши потомки через век, тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что дает нам сейчас.

7. Итог урока. Рефлексия.

Что вам понравилось на уроке?

Что нет?

Что не получалось?

У: Наш урок подходит к концу. Какой вывод можете сделать, изучив составные части леса и установив между ними взаимосвязь?

Д: Лес  - это природное сообщество, где все составные части тесно связаны между собой, живут совместно.

Как мы должны относиться к природе ? 

У: Бережно

У: Какие навыки обобщения материала сегодня использовали?

 Д: Составление схемы, где выделение объекта  и его составных частей

У: Где можно применить полученные умения по обобщению материала?

Д: составлять такие схемы можно на любых уроках

У: Кому скажем «спасибо» за работу на уроке? (Заслушать мнение  обучающихся)

У: Спасибо, вам за правильные ответы, за умение работать в группе и выслушивать ответы одноклассников

8. Домашнее задание

.

Написать мини-сочинение на тему «Лес - природное сообщество»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лес – природное сообщество Презентацию подготовила учитель начальных классов Простякова Светлана Николаевна

Слайд 2

Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный , сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь - мы свои!

Слайд 3

Мы сегодня будем слушать думать узнавать о лесе

Слайд 4

А что такое лес? Лес — это наряд нашей земли.

Слайд 5

Это грибные поляны и душистая вкусная земляника.

Слайд 6

Лес – это дом для зверей и птиц

Слайд 8

Лес – природное сообщество

Слайд 9

Неживая и живая природа

Слайд 10

Взаимосвязь Растения являются средой обитания, жилищем для животных. Животные питаются растениями, отмершие растения участвуют в образовании почв. С помощью животных происходит размножение растений.

Слайд 11

Лес - сообщество древесных и травянисты растений, грибов и животных. Все составные части леса взаимосвязаны и не могут существовать отдельно. Одна составная часть не может существовать без другой.

Слайд 12

В словаре С. И.Ожогова Это слово означает группу растительных и животных организмов, живущих вместе. Все обитатели живут вместе, сообща, связаны друг с другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру, тема: «Проверочная работа «Золотое кольцо России» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: создание условий для проверки знаний по теме «Золотое Кольцо России».Планируемые результаты:Предметные:- знать всю информацию о городах Золотого кольца;- уметь п...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Посмотри вокруг" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление с целями и задачами раздела; формирование представления о  понятиях «горизонт», «линия горизонта», стороны горизонта; формирование ...

Конспкт урока по окружающему миру Тема: «Наши ближайшие соседи» Школа России 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о других странах, которые находятся на границе с Россией;Планируемые результаты:Предметные: Знать, какие страны находятся на границе с Ро...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Водные богатства" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о  разнообразии водоёмов, частях реки.Планируемые результаты:Предметные: -знать: разнообразие водоёмов, части реки, происхождение водоёмов;-у...

Конспект урока по окружающему миру Тема: «Наша безопасность», УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение и систематизация знаний по разделу “Наша безопасность”; проведение проверочной работы по разделу “Наша безопасность” .Планируемые результат...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Водные богатства" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с разнообразием водоёмов; умение различать части реки.Планируемые результаты:Предметные:- знать разнообразие водоёмов;- знать все части...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Явления природы». (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель: формирование знаний о явлениях природы, развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни.Планируемые результатыПредметные: -знать: понятия «явления природы» и &laq...