Главные вкладки

    Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

    Макарова Любовь Борисовна

    Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_bud_prirode_drugom_.docx30.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Районный конкурс « Мой лучший урок по ФГОС»

    Номинация « Разработка технологической карты урока»

    Макарова Любовь Борисовна, учитель начальных классов МБОУ « СОШ №15 п. Березайка»

    Технологическая карта урока по учебному предмету « Окружающий мир»

    во 2 классе на тему « Будь природе другом" Проблема-имя урока "Человек природе друг или враг?"

    Форма урока: Урок –  исследование.

    Урок построен на основе проектной деятельности.

     УМК « Школа России»

    Тип урока: открытие нового знания

    Автор УМК А.А.Плешаков

    Цель  урока: создание условий для формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных  УУД по проблеме  «Человек природе друг или враг?" в рамках темы "Будь природе другом!"

    Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

    Создать условия, позволяющие формировать экологическую культуру и знания:  нравственно-этическую ориентацию учащихся  на принятые моральные нормы;  понимать красоту и значение  природы для самого человека и для живых существ, развитие личности учащихся, психических познавательных процессов.

    Задачи, направленные на достижение метапредметных  результатов обучения:

    Регулятивные: содействовать развитию  умений:   принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; выполнять исследовательскую деятельность, делать выводы,  контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы.

    Познавательные: создать условия для  развития общеучебных  УУД– выделять и формулировать познавательную цель;  обеспечить ситуации, способствующие развитию умений устанавливать  причинно – следственные  связи, поиск и выделение информации из различных источников (текст, иллюстрация, знаковая система, словарная статья) .

    Коммуникативные: создать условия для формирования  навыков взаимодействия при работе в группе;   формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; содействовать развитию умений  планировать   учебное  сотрудничество – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

    Задачи, направленные на достижение предметных  результатов обучения:

    - актуализировать знания о живой и неживой природе, о признаках живой природы;

    - создать условия для формирования  навыков наблюдения за деятельностью человека в природе и  анализа  факторов, угрожающих живой природе.

    - организовать деятельность по первичному проговариванию нового знания;

    - создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению правил поведения в природе.

    Тип урока: открытие нового  знания.

    Оборудование: компьютер, проектор, учебник «Окружающий мир» 2 класс, презентация по теме урока, карточки с опорными словами и объектами живой природы, карточки «Экологические знаки», задания для работы в группах: описание ситуаций (текстовый вариант (задание №1) и иллюстрация/экологический знак (задание №2 ), толковый словарь.

    Технологическая карта урока.

    № п/п

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    I

    Организационный момент.                1 мин.

    Цель: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке,  включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

    Создает эмоционально – положительный  настой на урок  на урок, создание мотивации успеха.

    Прозвенел уже звонок,

    Мы должны начать урок.

    А готовы ль вы, ребята,

    Слушать, думать-размышлять?   (да)

    Нам сегодня на уроке

    Нужно многое понять:

    Самим в теме разобраться,

    И другим советы дать.

    Дети заранее, перед уроком, делятся на 4 группы и уже в начале урока сидят группами.

    Настраиваются на работу, отвечают на вопрос учителя.

    Личностные УУД

    Формирование учебной мотивации, самоопределение к деятельности.

    II

    Актуализация знаний.

    4-5 минут

    Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”,  и выявление затруднений в индивидуальной деятельности  каждого обучающегося.

    Учитель организует повторение знаний.

    - Что такое природа?

    - Вспомните, какая бывает природа?

    Учитель на магнитной доске закладывает схему.

    ПРИРОДА

    НЕЖИВАЯ                                     ЖИВАЯ

    -  Назовите объекты, которые относится к неживой природе.

    - Приведите пример объектов живой природы.

    - Назовите   признаки  живой природы.

    (дышит, растёт, питается, размножается, умирает)

    Учитель на доску прикрепляет картинки объектов живой природы (кузнечик, бабочка,  божья коровка, мухомор, подосиновик, птицы: синица, снегирь, воробей, волк, белка, заяц, ёж и ежата,  ель, сосна, берёза, колокольчик, ромашка, ландыш))

     - Ребята, на какие группы мы разделим  живые организмы? Выполните задание на магнитной доске.

    - Посмотрите, как красив и разнообразен мир  живой природы!  

    Но вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке.  Почему живой природе грозит опасность?

    - Представьте ваши сообщения.

    Отвечают на вопрос учителя.

    Называют объекты неживой природы.

    Называют объекты живой природы.

    Называют признаки.

     

     

    Дети говорят, что среди данных объектов живой природы можно   выделить следующие группы: НАСЕКОМЫЕ (группируют на магнитной доске), ЗВЕРИ, ПТИЦЫ, ГРИБЫ, ДЕРЕВЬЯ, ЦВЕТЫ или РАСТЕНИЯ: деревья и цветы.

     Смотрят на красочную схему на доске.

    - На прошлом уроке мы говорили о Красной книге. Некоторым видам растений и животных грозит опасность.  они занесены в Красную книгу.

    2-3 ученика выступают с докладами.

    Личностные УУД

    Нравственно – этическая ориентация

    Познавательные  логические   УУД – анализ объектов с целью выделения признаков живой и неживой природы.

    III

    Целеполагание

    4-5 минут 

    Цель: создание условий для формулирования детьми цели урока, обсуждение затруднения

    1.  Учитель создает ситуацию познавательных противоречий.

    - Ребята, подумайте и скажите, почему  исчезают многие виды растений и животных?  Кто в этом виновен?  (человек)

    Какую деятельность ведёт в природе человек?

    Презентация

    СЛАЙД  2. 

     

    - А что ещё делает человек?

    СЛАЙД  3. 

    2.Учитель организует  словарную работу.

    На доске схема дополняется двумя фигурками человека (зелёная и красная) 

    - Ребята, а как бы вы назвали человека, который ВРЕДИТ  природе, наносит ей ВРЕД?

    Учитель подводящим диалогом добивается того, чтобы прозвучало слово "враг"

    На доске схема с двумя фигурками человека дополняется словом "ВРАГ" под  красной фигурой.

    - А как вы назовёте человека, который помогает природе, заботится о ней, не делает плохо.  Это слово является антонимом слову "враг".

      Найдите  значение слова "друг" в словаре.

    На доске схема с двумя фигурками человека дополняется словом "ДРУГ" под  зелёной фигурой.

    СЛАЙД 4.

    Формулирование  темы  урока.

    - Ребята, попробуйте сформулировать тему нашего урока по опорным словам на доске "ПРИРОДА", "ВРАГ",  "ДРУГ", "ЧЕЛОВЕК"

    СЛАЙД 5 по щелчкам .

    ТЕМА УРОКА "ЧЕЛОВЕК  ДРУГ или ВРАГ ПРИРОДЫ?"

    - Как вы считаете, ребята, а каким образом человек должен относиться к природе?

    - Почему?

    - А вы? На какую сторону встанете? На сторону друзей природы или врагов?

    Давайте  порассуждаем: представим себе на минуточку, что каждый человек, живущий на Земле сделает что-то плохое природе. К чему может привести такое поведение человека? Что будет?

    - А возможна ли жизнь человека вообще без того, чтобы, например не вырубать лес для строительства или производства бумаги? А иногда человек наносит вред природе своими неправильными необдуманными поступками.

    - Так как же быть людям? Вредить природе - плохо, но и  не брать у неё, чтобы не губить человек не может?!

    - Вы совершенно правы, природу нужно охранять, беречь и защищать, восстанавливать (срубил дерево - посади новое, загрязняешь воду - очисти...) и это дело не только нашего государства, а каждого из нас, детей и взрослых.

    Предлагаю нашим девизом урока взять слова "БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!"

    Постановка задач урока.

    - Какие учебные задачи будем решать на этом уроке? Что будем делать? (ответы детей)

    - Я вам помогу. Сегодня на уроке мы  отправимся в "лес" и выясним:

    • какие поступки человека   наносят вред природе,
    • как правильно вести себя в природе, чтобы не вредить ей,
    • дадим советы   для детей и взрослых о правилах поведения в природе,
    • будем учиться работать в группе.

    За работу! В добрый путь!

    Звучит музыка.

    С опорой на слайды отвечают на вопросы учителя.

    Высказывают предположения

    (вредитель, браконьер, лесоруб и т.п.)

    "ВРАГ"

    "ДРУГ"

    Объясняют, словарное  значение слова «друг».

    Формулируют тему урока.

    Высказывают свое мнение.

    Отвечают на вопросы.

    Рассуждают

    Выдвигают варианты формулировок задач, участвуют в их обсуждении.

    Личностные УУД

    Нравственно – этическая ориентация

    Познавательные УУД Общеучебные – поиск и выделение информации.

    Коммуникативные  УУД

    планирование учебного сотрудничества

    Регулятивные УУД умение осознавать и формулировать цель с помощью учителя. принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий.

    IV

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    1 мин.

    Цель: снять эмоциональное и физическое напряжение, погрузиться в новую деятельность.

    Мы пойдём сегодня   в лес.

     (шагаем под маршевую музыку)

    Там полным  полно  чудес!

    Руки подняли и покачали,

    Словно деревья в лесу.

    (руки вверх, наклоны в стороны)

    Руки согнули, кисти встряхнули –

    Ветер  колышет листву.

    (руки согнуть, потрясти кистями)

     Руки в стороны  поднимем,

    А потом помашем ими  –

    Это лесные  птицы летят.

    Птицы тихонько на ветки садятся,

    Крылышки  сложим  назад.

    (приседают, руки за спиной)

    Снова взлетают, перелетают,

    Снова садятся,

    Крылышки сложим назад.

    (повторяют движения, садятся на стульчики, руки за спинку стула, спина прямая)

    Выполняют движения физкультминутки.

    V

    Открытие нового знания.           10-15 мин.

    Цель: создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения.

    устранение возникшего затруднения:

    согласование темы урока, выбор способа и построение  плана достижения цели и определение средства – алгоритма, модели и т.д. 

    Учитель организует  работу  в группах с целью открытия нового знания.  Побуждает учащихся к анализу проблемной ситуации, ее решению.

    –Как вы поняли, ребята, наше исследование мы будем "проводить в лесу".  Каждой группе  я раздам карточку с заданием. На обсуждение, выполнение задания и определение отвечающих отводится 10-15 минут. Можете использовать учебник, тексты  на столе, картинки, экологические знаки. В конце каждая группа отчитается о проведенной работе.

    Каждая группа получает задание и работает по  заданному плану.

       

     Работа в группах:

    обсуждают учебную проблему: анализируют ситуацию, данную в текстовом источнике, на иллюстрациях,

    подбирают экологические знаки к ситуации,

    формулируют правила поведения в природе.

    Коммуникативные УУД

    Формирование навыков учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем.

    Познавательные УУД

    Логические Установление причинно – следственных связей.

    Общеучебные – поиск и выделение информации.

    Познавательные УУД

    Общеучебные – знаково – символические.

    Личностные УУД

    Действие нравственного  - эстетического оценивания,  овладение начальными сведениями о правилах поведения в природе.

    VI

    Первичное закрепление. Отчёт групп.

    7- 8  минут.

    Цель: проговаривание нового знания,   (запись в виде опорного сигнала -обозначение знаковыми символами)

    Учитель организует   выступление   каждой группы, обсуждение и оценку работы групп.

    1 группа - СЛАЙДЫ 8,9,10.

    2 группа - СЛАЙДЫ 11,12,13.

    3 группа - СЛАЙДЫ 14, 15,16.

    4 группа - СЛАЙДЫ 17, 18,19, 20, 21.

    На доске после отчёта каждой группы   помещаются картинки, иллюстрирующие ситуацию и экологические знаки, отражающие  обсуждаемую проблему.

    Группы отчитываются о проделанной работе по предложенному плану (план ответа даётся в карточке с заданиями).

    Регулятивные УУД

    Оценка – выделение и осознание того, что уже освоено.

    VII

    Проверка усвоения знаний.

    2 - 3 мин.

    Цель: создание условий для самопроверки и самооценки  полученных  детьми   знаний, выявление необходимости дополнительной и/или коррекционной работы.

    Учитель организует   проверку  усвоения знаний, полученных на уроке. Побуждает  учащихся к самооценке.

    Выполняют тестовую работу с последующей проверкой по эталону и самооценкой.

    Регулятивные УУД

    Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

    VIII

    Итог урока:

    рефлексия и настрой на дальнейшую работу.             3-6 мин.

     Цель:

    определение эффективности урока, планирование последующей деятельности.

     

    Учитель организует рефлексию деятельности на уроке, предлагает ответить на вопросы:

    - Какое настроение было на уроке?

    - Что показалось трудным?

    - Что понравилось?

    - Какую работу выполнял(а) в группе?

    - Я почувствовал(а) что...

    -  Над каким вопросом - проблемой  мы работали, что выясняли? Удалось ли решить поставленные задачи?    

    - К какому выводу мы пришли? Кем должен быть человек природе?

     -  Почему  так ВАЖНО, чтобы КАЖДЫЙ человек  понимал, что природе нужно быть другом и  беречь её?

    - Где можно применить новые знания?

    - Продолжите фразу: "Сегодня на уроке я понял(а), что......

     - Отметьте на листке свою позицию по отношению к природе, дополните предложение и прикрепите магнитом  на доску на чьей стороне вы: на стороне друзей или врагов природы. 

    Я природе буду ___________.

    - Коротко назовите правила поведения в лесу        (с опорой на экологические знаки).

    Послушайте призыв природы к нам, людям:

    Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять водоёмы!

    В лесах, степях, горах живут редкие животные - будем охранять наши леса, степи, горы!

    Рыбе - вода! Птице - воздух! Зверю - лес, степи, горы!

    А человеку нужна Родина! И охранять природу, значит охранять Родину.

    В руках человека, а значит в ваших руках - красота и богатство родной земли.

    - На следующем уроке, ребята, после выполнения вами домашнего задания, я предлагаю вам  выпустить стенгазету с девизом нашего урока "БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!" и повесить её в нашем классе, чтобы ребята-первоклассники могли её прочитать и  узнать как нужно относиться к природе. Ведь очень важно, чтобы каждый человек понимал необходимость природоохраны. Согласны?

    Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, степень ее результативности.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Отдают свой голос на сторону друзей или врагов природы.

    Формулируют правила.

    Регулятивные УУД

    осознание качества и уровня усвоения, планирование последующей деятельности.

    IX

    Домашнее задание и рекомендации по его выполнению.

    1 мин.

     Домашнее задание: 

    уч. с. 92-95 повторить материал урока,

    Р. т. с.62-63 №1-3, творческое задание для выпуска стенгазеты (индивидуально)

     Спасибо за работу!

     Записывают Д/З


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Школа России" Тема: "Будь природе другом. Проект "Красная книга, или Возьмём под защиту"

    Обобщение представление о факторах, угрожающих живой природе. Знакомство с важнейшими правилами поведения в природе, направленных на её сбережение. Работа над проектом....

    Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).УМК "Школа России"Тема: «Кто такие насекомые?».УМК "Школа России".

    Цели деятельности учителя: формирование представлений о насекомых; выделить их существенные и отличительные признаки.Планируемые результатыПредметные: -знать: отличительные признаки насекомых;-уметь: ...

    Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс Тема: "Равнины и горы России" УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: дать представление о равнинах и горах; познакомить с равнинами и горами на терри­тории России.Планируемые результаты:предметные: уметь работать с картой; знать равнины и...

    Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Наши проекты: «Города России». УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: организация и проведение проекта «Города России»; формирование организаторских умений.Планируемые результаты:Предметные:знать: города России (Челябинск, Волгогра...

    Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

    Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Наши проекты: «Города России». УМК "Школа России"

    Тема урока: «Проект «Города России». Цели деятельности учителя: организация и проведение проекта «Города России»; формирование организаторских умений.Планируемы...

    Технологическая карта урока окружающего мира, 3 класс, тема "Природа и наша безопасность"

    Технологическая карта, презентация и карточки с материалом для урока окружающего мира по теме "Природа и наша безопасность", 3 класс, "Школа России"....