Материки и океаны (урок окружающего мира ОС "Школа 2100" 2 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

 Варварина Оксана Николаевна

Урок открытия нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materiki_i_okeany.docx38.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру на тему:

 « Материки и океаны»

Цель урока: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новыми понятиями «материк» и «океан».

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • помочь детям усвоить новые понятия «материк» и «океан»;
  • научить узнавать и показывать на карте все материки и океаны.

Развивающие задачи:

  • развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, творческие способности, интерес к чтению энциклопедической литературы;
  • развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, толковым словарем русского языка;
  • развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
  • развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные задачи:

  • содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;
  • прививать уважительное отношение друг к другу, к народам, живущим на Земле;
  • формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью. 

Планируемые результаты: 

Личностные УУД:

  • формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;  
  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
  • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
  • быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению. 

Метапредметные УУД.

Регулятивные  УУД:

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
  • прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
  • выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности. 

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, карта, иллюстрация);
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  •  оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
  • осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.  

Предметные УУД:

  • уметь объяснять значение терминов «материк», «океан»;
  • работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой);
  • находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
  • расширить знания о материках и водных  пространствах  нашей планеты.  

Оборудование: Окружающий мир. Учебник для 2-го класса «Наша планета Земля». ч.1.Автор А.А. Вахрушев. (Образовательная система «Школа-2100»), Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», мультимедийный проектор, карта полушарий, глобус, контуры материков из цветной бумаги на карте полушарий у доски, карточки с разрезами поверхности Земли для работы в группах.

1. Организационный момент.

- Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их.

- Проверьте, всё ли необходимое лежит у вас на столе.

 - А  начать наш урок мне бы хотелось  с притчи.

Восточная притча

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил.

— Всё в твоих руках

- На уроке вы получите новые знания, какими они будут: большими или маленькими, интересными или не очень, зависит от вас, всё в ваших руках.

 -Как всегда нам предстоят новые исследования и открытия. Давайте вспомним пройденный материал. Он пригодится нам  сегодня на уроке.

2. Актуализация знаний.

- Что  такое глобус?

- Глобус – это модель Земли.

- Что такое карта?

=Карта – это изображение поверхности Земли на плоскости.

- Что можно увидеть на глобусе и карте?

- Моря, реки, горы, равнины, города и т.д.

- Что на глобусе и карте изображено голубым цветом?

- Океаны, моря, реки, озера

- Каким цветом на глобусе и карте показаны участки суши?

- Зеленым, желтым, коричневым.

-  Как называются линии, соединяющие два полюса?

- Меридианы.

- Как называются линии, пересекающие меридианы?

- Параллели.

- Как называется самая длинная параллель?

- Экватор.

- На какие полушария делит экватор Землю?

-Северное и Южное.

На экране появляются слова:

Меридианы, параллели, экватор.

- Что объединяет все эти слова?

- Это воображаемые линии и точки, придуманные человеком для того, чтобы проще было ориентироваться на поверхности нашей планеты.

-В каких ситуациях необходимо такое ориентирование?

- Мы думаем во время путешествий.

- А вы хотите отправиться в кругосветное путешествие?

- Да, конечно.

- Мы разделимся на две группы. Одна будет передвигаться по Северному тропику, другая – по Южному. (показ на карте, прикрепляются к карте изображения кораблей)

- Повторим Устав групповой работы:

Уважай своего товарища.

Умей каждого выслушать.

Не согласен – предлагай!

- Откройте учебник на стр.128

- Посмотрите на карту. Будем двигаться влево, начиная с Западного полушария.

Рассмотрите свои маршруты и решите, на каком транспорте будете путешествовать. Почему?

= Корабль, т.к. почти все пространство нашей планеты занимает вода.

- В любом путешествии принято вести бортовой журнал. В нём записывается все, что произошло или встретилось на пути.( Вы будете записывать все, что встретилось на пути.) Возьмите свои бортовые журналы, транспортные средства (фишки) и отправляйтесь в путешествие в выбранном направлении,

Работа в парах

Договариваются, кто из них будет передвигать фишку и называть то, что встречается на пути, а кто вести записи.

1-я встреча.             Название_______________ суша или вода

2-я встреча.             Название_______________ суша или вода

3-я встреча.             Название_______________ суша или вода

4-я встреча.             Название_______________ суша или вода

5-я встреча.            Название_______________ суша или вода

6-я встреча.            Название_______________ суша или вода

Дети заполняют бортовой журнал.

1 команда.

- Мы обнаружили Атлантический океан, Северную Америку, Тихий океан, Евразию, Индийский океан, Африку.

2 команда.

- Мы обнаружили Атлантический океан, Южную Америку, Тихий океан, Австралию, Индийский океан, Африку. (Названия появляются на доске)

3. Постановка проблемы.

- На какие две группы можно разделить увиденное и почему?

Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка.

Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан. (На доске меняются местами слова)

- Опишите увиденные вами участки воды, их размеры

- Это огромные участки воды, простирающиеся от одного участка суши до другого.

- Какое общее название они имеют?

- Океаны.

- Раньше они были предметом нашего обсуждения?

- Нет.

Чего на поверхности Земли больше: воды или суши? (актуализация знаний)

-Воды.

- Опишите встреченные вами участки суши.

- Это большие участки суши. Они со всех сторон окружённые водой.

- Какое общее название они имеют?

- Мы не знаем.

Как вы думаете какие цели нашего урока

1.знакомиться с названиями огромных участков суши и воды.

2 Узнаем, как называются участки суши, окружённые водой.

3 Учиться находить и показывать их на карте.

4. Совместное «открытие» знаний. Работа в группах.

- Как можно назвать такие участки суши, воды? Составьте определение (карточки) (работа в парах)

Океаны

Крупные водные пространства между материками.

материки

огромные участки суши, окружённые водой

- Проверим свои предположения по учебнику с. 96.

Формулирование нового знания. 1-2 мин.

- Мы нашли нужную информацию. Огромные участки суши, окружённые водой, называются материками. 

Итак, тема нашего урока

На доске появляется тема урока: «Материки и океаны»

Первичное применение нового знания.

1. Материки

- Давайте продолжим наше путешествие, познакомимся с каждым из материков. Рассмотрим материки и попробуем сравнить их. Откройте карту полушарий на стр. 128-129 

- Какой материк самый большой?

-  Евразия. (Ученик показывает на карте).

Действительно Евразия – самый большой материк. А чем интересен этот материк, мы узнаем после того как вы поработаете в группах и ответите на вопросы в ваших маршрутных листах.

Вопросы, на которые должны ответить учащиеся, работая в группах, используя материал учебника и дополнительный материал.

  1. Почему Евразия считается самым большим материком? (Найдите ответ в учебнике на с. 97  и на листах для любознательных).
  2. В каком полушарии от экватора лежит Евразия? (Поработайте с картой с 128-129 и материалом для любознательных).
  3. Найдите на карте самые высокие горы. (Поработайте с картой с 128-129 и материалом для любознательных).
  4. Найдите на карте самое глубокое и большое озеро в мире. (Поработайте с картой с 128-129 и материалом для любознательных).
  5. Расскажите об обитателях Евразии. (Поработайте с материалом для любознательных).

Евразия - самый большой материк. Он составляет более трети всей суши Земли. Чтобы перелететь с запада на восток надо потратить целые сутки. Чтобы пройти морским побережьем вокруг Евразии, человеку понадобилось бы 25 лет. И на этом большом материке находится наша Родина - Российская Федерация.  Евразия целиком располагается в Северном полушарии. В Евразии находится самое глубокое озеро в мире – Байкал. В другой части Евразии образовалось самое большое озеро в мире – Каспийское. В Евразии находятся самые высокие горы в мире - Гималаи.  Животные Евразии: бурый медведь, рысь, росомаха, белка, бурундук, волк, лисица. Птицы: тетеревов, глухарь, рябчик, клесты и другие.

Физминутка.

Путешествуя по странам
Утомились мы в пути.
Предлагаю вам, ребята,
Встать и с корабля сойти (Ученики встают и шагают на месте)
Посмотреть направо,
Посмотреть налево, (Повороты головой)
Потянуться к солнцу,
Удивиться: "Где мы?" (Пожать плечами)
Пролетают птицы,
Крылья расправляют (Машут руками)
Деревья - великаны
Ветками качают.
Через ручьи и кочки
Мы перепрыгнем ловко,
Для первооткрывателей
Всегда нужна сноровка. (Прыжки)
Вдыхаем свежий воздух,
Как бабочки кружимся (Повороты вокруг себя)
И на цветок чудесный
Спокойно мы садимся. (Садятся за парты)

Давайте рассмотрим океаны и сравним их.

- Сколько всего океанов?

- Как вы думаете, какой материк самый жаркий?

- Африка. (Ученик показывает на карте).

Действительно Африка. А чем интересен этот материк мы узнаем из ваших рассказов. А пока поработайте  с маршрутными листами.

Вопросы, на которые должны ответить учащиеся, работая в группах, используя материал учебника и дополнительный материал.

  1. Что можно сказать о размерах этого материка? (Найдите ответ  на листах для любознательных).
  2. В каком поясе освещённости лежит почти вся Африка? (Найдите ответ в учебнике на с. 98  и на листах для любознательных).
  3. Найдите на карте самую большую пустыню. (Поработайте с картой с 128-129 и материалом для любознательных).
  4. Расскажите об обитателях Африки. (Поработайте с материалом для любознательных).
  5. Какое чудо света есть на этом материке? (Поработайте с материалом для любознательных).

Африка - второй по величине материк после Евразии. Здесь есть и горы, и пустыни и разнообразные пляжи, и даже современные города. Почти вся Африка лежит в жарком поясе. В Африке находится самая большая пустыня – Сахара. Растительность и животные Африки весьма разнообразны. В Африке обитают африканские слоны, львы, жирафы, страусы, верблюды. В Африке можно увидеть чудо – света - Египетские пирамиды.

- Какой материк самый маленький?

- Это Австралия. (Ученик показывает на карте).

Действительно Австралия самый маленький и сухой материк Земли. Чем же интересна Австралия?

Вопросы, на которые должны ответить учащиеся, работая в группах, используя материал учебника и дополнительный материал.

  1. Что означает название этого материка в переводе с латинского? (Поработайте с материалом для любознательных).
  2. В каком полушарии от экватора лежит  Австралия? (Поработайте с картой с 128-129 и материалом для любознательных).
  3. Какой океан отделяет Австралию от Африки? (Поработайте с картой с 128-129 и материалом для любознательных).
  4. Каких австралийских животных вы знаете? (Поработайте с материалом для любознательных).
  5. Какое чудо – животное обитает в Австралии? (Поработайте с материалом для любознательных).

Термин «Австралия» происходит от латинского слова «южный». Австралия лежит в Южном полушарии. Индийский океан отделяет Австралию от Африки. Говоря об Австралии, мы сразу вспоминаем удивительных животных – кенгуру. Но и другие сумчатые животные здесь обитают: сумчатый медведь, волк. Даже птицы Австралии самые яркие в мире. Среди них попугаи, страусы. Чудо-животное – утконос, который откладывает яйца, как птица, а детёнышей кормит молоком, как млекопитающие. Гроза морей и океанов Австралии  - акула.

- Какие материки находятся в западном полушарии?

-Северная Америка и Южная Америка. (Ученик показывает на карте).

Северная Америка — третий материк нашей планеты по площади. А Южная Америка - очень влажный  материк.

- Чем интересны эти два материка?

Вопросы, на которые должны ответить учащиеся, работая в группах, используя материал учебника и дополнительный материал.

  1. В каком полушарии от экватора лежит Северная Америка? (Поработайте с картой с 128-129 и материалом для любознательных).
  2. В каком полушарии от экватора лежит Южная Америка? (Поработайте с картой с 128-129 и материалом для любознательных).
  3. На каком материке находится самый мощный водопад? (Поработайте с материалом учебника с.99 и материалом для любознательных).
  4. По территории какого материка самая большая река? (Поработайте с материалом учебника с.99 и материалом для любознательных).
  5. Что вы знаете об обитателях этих двух  материков? (Поработайте с материалом для любознательных).

Северная Америка  лежит в Северном полушарии, а Южная Америка – меньшей частью в Северном полушарии, а большей частью в Южном. В Северной Америке находится самый мощный водопад – Ниагарский. А по территории Южной Америки протекает самая большая река – Амазонка. В лесах Северной Америки живут  волки, лисицы, норки, выдры, еноты, скунсы, американские барсуки,  олень. У воды обитает лягушка-бык, достигающая 20 см в длину. А в тропических лесах Южной Америки обитают обезьяны, муравьеды, ленивцы.

- Меньше двух столетий назад стало известно, что есть на свете ещё один, самый южный материк.

- Как он называется?

- Это Антарктида.

-Антарктида – край вечных льдов. А что интересного есть на этом материке, мы скоро узнаем.

Вопросы, на которые должны ответить учащиеся, работая в группах, используя материал учебника и дополнительный материал.

  1. Что означает слово – Антарктида? (Поработайте с материалом для любознательных).
  2. Чем считали Антарктиду долгое время? (Поработайте с материалом для любознательных).
  3.  Кого нет на Антарктиде? (Поработайте с материалом для любознательных).
  4. На что похожа Антарктида, чем покрыта? (Поработайте с материалом учебника с.100  и материалом для любознательных).
  5. Кто обитатели Антарктиды? (Поработайте с материалом учебника с.100  и материалом для любознательных).

Антарктида в переводе с греческого означает «противоположная северной земле». Очень долгое время считали, что это океан покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк. Антарктида - это единственный материк на Земном шаре, где нет постоянных жителей. Здесь созданы станции, где учёные разных стран ведут научные наблюдения. Большая часть Антарктиды представляет собой ледяную пустыню, лишенную растительности. Толщина льда – несколько километров. Антарктида родина удивительных птиц - пингвинов. В Антарктике живет 17 видов пингвинов. Самый крупный — императорский пингвин, масса его достигает 50 кг.

- Ребята, как вы думаете. Почему Австралию и Антарктиду можно объединить в одну группу?

- Они располагаются в Южном полушарии.

- Какое животное нельзя встретить в Антарктиде?

- Нельзя встретить белого медведя.

-Где обитает белый медведь?

- На Северном полюсе в арктике.

2. Океаны

Наше путешествие продолжается. О чём пойдёт речь дальше?

- Об океанах.

Вопросы, на которые должны ответить учащиеся, работая в группах, используя материал учебника и дополнительный материал.

  1. Сколько всего океанов? (Поработайте с картой с. 128-129 и материалом для любознательных).
  2. Найдите эти океаны на карте полушарий и назовите их. (Поработайте с картой с. 128-129 и материалом для любознательных).
  3. Найдите на карте самый большой  океан. (Поработайте с картой с. 128-129 и материалом для любознательных).
  4. Найдите на карте самый маленький океан. (Поработайте с картой с. 128-129 и материалом для любознательных).
  5. Почему Северный Ледовитый океан называют самым необычным? (Поработайте с материалом учебника с.101  и материалом для любознательных).

Земной шар омывают воды четырёх океанов: Тихого, Атлантического, Индийского и Северного Ледовитого. Самый большой океан – Тихий океан, а самый маленький – Северный Ледовитый океан. Воды Северного Ледовитого океана покрыты вечными льдами. ( Работа по карте полушарий)

Учитель предлагает показать океаны на карте полушарий у доски.

- А кто знает, какая вода в океанах и морях?

- Солёная.

-  Как известно, вода в океане солёная. Если всю морскую соль в сухом виде равномерно распределить по поверхности земной суши, то она окажется покрытой слоем соли толщиной около 150 метров.

Ученик читает наизусть

Спят четыре океана,
Синеглазых великана.
Солона у них водица,
Не удастся ей напиться.
Тихий океан к Востоку,
Самый сильный и большой.
Атлантический на Запад с голубой бежит волной.
Океан
Индийский к Югу занимает синий угол.
А для
Северных сторон Ледовитый шлёт поклон.
М. Погарский

- Если вам интересно узнать, почему вода в морях и океанах солёная, поищите ответ в книгах (дома). За эту неделю мы обменяемся найденной информацией об океанах и материках.

-Мы познакомились с океанами нашей планеты.

3. Части света

-Только ли материки встречаются  на океанском просторе?

=Нет, ещё есть острова.

-Далеко ли от материков располагаются острова?

= Чаще всего находятся рядом.

-Как называются большие части суши вместе с островами? Поищите ответ в учебник на стр. 97. Сколько таких частей существует?

- Такие участки называются частями света. Частей света шесть: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида.

-А теперь давайте совершим полет в прошлое.(См. учебник с. 97) В далёкие времена люди знали о существовании только Европы, Азии и Африки. Люди общались между собой, путешествовали, плавали купцы за товаром и т.д. Вот эти части земли и стали называть части света. Эти три части света относятся к старому свету, потому что открыты были давно. А вот Америка, Австралия, Антарктида. Это части нового света. Именно в данной последовательности люди открывали эти земли.

5. Закрепление пройденного материала.

- Какие части света находятся на одном материке?

- Европа и Азия на материке Евразия.

А вы знаете, почему они так называются? (Подготовленные ученики)

Легенда рассказывает, что у финикийского царя Агенора была дочь Европа. Всемогущий Зевс похитил прекрасную деву и переправил на остров Крит. Там Европа впервые ступила на землю той части света, которая с тех пор так и называется.

Азия – имя одной из дочерей бога-титана Океана. Так же именовались племена за Каспием. В XIII веке эту часть света называли Катаем, и только со времён Великих открытий вернулись к старому греческому названию.

Работа с таблицей.

- Какая часть света состоит из двух материков?

- Америка. (Северная и Южная)

- Какие части света находятся на одном материке?

- Европа и Азия на материке Евразия.

- Америка, Австралия, Антарктида – части Нового Света.

Всегда ли так выглядела суша на карте, как сейчас?   Нет. (Подготовленные ученики)

 Побывав на Земле примерно 250 млн лет назад, мы бы обнаружили на ней только один материк – суперконтинент Пангею. Через 50 млн лет она раскололась на два материка: Лавразию и Гондвану. Первая тяготела к северу, а вторая к югу. Они, в свою очередь, постепенно раскалывались на части и расходились в разные стороны или сближались друг с другом, нанося сокрушительные удары, – это одна из причин появления некоторых гор, – пока не образовались современные материки и океаны. И сейчас материки очень медленно перемещаются друг относительно друга.

6. Самостоятельное применение знаний (работа в группах).

Каждая группа получает задание: собрать из пазлов материк, узнать его по очертанию.

- Покажите на карте полушарий материки, поместите на них контуры материков. ( у доски работают 2 человека )

- Остальные ребята на контурных картах (с. 78-79 р/т) найдите  все материки и обведите их контуры.

7. Итог работы. Рефлексия.

- Что нового узнали?

– Назовите части света, материки, океаны.

- Прочитайте вывод урока и сравните со своим.

- Как узнали, что помогло?

- Где пригодятся знания?

8. Оценка знаний.

-  Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

-  Как работал ты?

На парте лежат смайлики. Я хочу узнать поняли ли вы новую тему. Если вам понятно……

понравился ли вам урок,,,

9. Домашнее задание.

Прочитать учебник стр.96-103;

Нанести на контурную карту полушарий (с. 78-79 р/т) названия материков и океанов.

 Составить рассказ о материках или подготовить сообщение для рубрики «Это интересно» (по выбору учащихся).

-Урок окончен. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира во 2 классе "Материки и океаны"

Урок окружающего мира во 2 классе УМК "Школа 2100"  Тема: "Материки и океаны"...

Урок окружающего мира во 2 классе по теме: "Материки и океаны"

Тема: Материки и океаны.Цели урока: 1-линия развития – знакомство с целостной картиной мира.1) Познакомить с понятиями «часть света», «материк» и «океан».2) Научить узнавать и показывать на карт...

Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Материки и океаны"

Тема: Материки и океаны.Цели урока: 1-линия развития – знакомство с целостной картиной мира.1) Познакомить с понятиями «часть света», «материк» и «океан».2) Научить узнавать и показывать на карте все ...