Главные вкладки

    Конспект по окружающему миру на тему "Мастера печатных дел" 4 класс.
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

    Конспект по окружающему миру на тему "Мастера печатных дел" 4 класс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_po_okr.mir_._mastera_pechatnyh_del.doc83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по окружающему миру

    Тема: «Мастера печатных дел»

    Тип урока: открытие нового знания;

    Цель урока: сформировать представления о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатанья;

    Планируемые результаты:

    Предметные: познакомиться с историей появления книгопечатанья на Руси; расширить знания о развитии книгопечатанья; 

    Личностные: строить свои взаимоотношения с учётом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия, проявлять желание больше узнать.

    Понятия: первопечатник, типография.

    Оборудование: учебник А. А. Плешакова: Окружающий мир: 4 класс: 2 часть,  кроссворд, тетрадь для самостоятельной работы №2.

    Этап

    Время

    Содержание

    Деятельность

    уч-ка

    УУД

    1.

    Организационный момент

    1 мин

    - Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

     - Сегодня мы совершим путешествие на “Машине времени” по страницам истории. Чтобы путешествие было интересным и полезным, вы должны правильно выполнять все задания, опираться на знания, полученные на уроках чтения и природоведения. Чтобы определить тему урока, нужно разгадать кроссворд.

    Приветствовать учителя

    Л:Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

    2.

    Актуализация знаний

    2

    мин

    Вопросы к кроссворду.

    1. В помощь князю Дмитрию Ивановичу Сергий отправил этого богатыря. (Пересвет)

    2. Один из городов в северо - восточной части Русских земель. (Тверь)

    3. Название монастыря около города Радонежа в середине 14 века. (Троицкий)

    4. Город, который при Иване Калите стал центром княжества. (Москва)

    5. Название поля, на котором происходила битва с войском Мамая. (Куликово)

    6. В Москву переселялись …, ремесленники, привлечённые возможностью жить под надёжной защитой. (Купцы)

    7. Крепость, обнесённая дубовыми стенами. (Кремль)

    8. Татарский воин, участвовавший в единоборстве, перед битвой на Куликовом поле. (Челубей)

    9. Правитель Орды, который привёл своё войско на Куликово поле. (Мамай)

    10. Как называется мешок, кошель с деньгами, который носили на поясе? (Калита)

    11. Как стали называть князя Дмитрия Ивановича после победы на Куликовом поле? (Донской)

    12. Кто благословил Дмитрия Донского на борьбу с врагом? (Сергий) 

    1.  Как называется главный храм Руси? (Успенский)

    - Какое слово у вас получилось в выделенных клетках? (Первопечатник)

    Разгадывать кроссворд

    П: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания.

    3.

    Изучение нового материала

    5 мин

    - Кого мы можем так назвать – первопечатник? Что вы об этом уже знаете?

    - А теперь отгадайте загадку.

    Хоть не шляпа, а с полями,

    Не цветок а с корешком.

    Разговаривает с нами

    Всем понятным языком. (Книга)

    - О чём же пойдёт сегодня речь на уроке?

    - Какие цели урока могут быть поставлены в связи с темой? 

    - А сейчас мы с вами поиграем в игру «Что мы заем?». Я буду задавать вам вопросы, а ваша задача правильно на них ответить.

    - Назовите материалы, из которых делали древние книги? (Глина, шёлк, папирус, железо, пергамен, береста, воск)

    - Вспомните орудия для письма древних книг? (Заострённая камышовая тростинка, писало, костяные или металлические перья, птичье перо, перочинный ножик, чернила) 

    - Как назывались книги написанные пером и чернилами? (Рукописными)

    - Кто записывал, переписывал рукописные книги? (Записывали монахи, жившие в монастырях, при княжеских дворцах.)

    - Какие ещё мастера трудились над созданием книги? (Переписчики текста, художники, переплётчики)

    - Первый кто предложил использовать разборный шрифт? (Немец Иоганн Гуттенберг)

    Отгадывать загадку

    Формулировать тему и цели урока

    Играть в игру «что мы знаем?»

    Отвечать на вопросы

    П: узнавание новой темы при взаимодействии с детьми.

    К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

     4.

    Усвоение новых знаний и способов действий

    15 мин

     - Сегодня на уроке мы совершим путешествие в первую московскую типографию. Что такое типография?

    Типография - полиграфическое предприятие, изготовляющее книги, журналы, газеты.

    - Сейчас вы будите работать по рядам. Откройте учебник на стр. 82. Первый ряд будет изучать тему: «Первопечатник Иван Фёдоров», второй ряд тему: «Врата учёности». Затем каждый ряд должен рассказать изученную тему друг другу.

    - Кому не понятно задание? Приступайте.

    - Кто не готов? Давайте проверим, хорошо ли вы знаете свои темы.

    Вопросы 1 ряду:

    - Где  и по велению кого была открыта типография в России? (В Москве, у стены Китай-города, по велению Ивана Грозного)

    - Какие мастера знали толк в печатном деле? (Иван Фёдоров, Пётр Мстиславец)

    - Какая книга стала первенцем типографии Ивана Фёдорова? (книга «Апостол»)

    - Когда начали и закончили печатать эту книгу? (19 апреля 1563 г., а закончили 1 марта 1564 г.)

    - Опишите книгу «Апостол».

    - Что ещё напечатал Иван Фёдоров? (Первый русский букварь)

    Вопросы 2 ряду:

    - Что произошло в 17 столетии?

    - Кто учился? (только мальчики; из женщин грамотными были представительницы знати)

    - По какому букварю учили русскую азбуку? (по букварю Василия Бурцова)

    - По какой книге постигал азы Михаил Васильевич Ломоносов? («Грамматика» Мелетия Смотрицкого)

    - Как величал Ломоносов свои первые учебники? («Врата учёности»)

    - Чей букварь был напечатан в конце века? (Кариона Истомина)

    - Опишите этот букварь.

    Объяснять конкретный смысл понятия

    Работать по рядам

    Работать по учебнику, читать текст

    Отвечать на вопросы

    Отвечать на вопросы

    П: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

    П: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая необходимую информацию;

    Физминутка

    1

    мин

    Громко тикают часы                 (Ходьба сидя.)

    Тик-так, тик-так.                         (Наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова.)

    В школу нам пора идти,        (Ходьба сидя.)

    Тик-так, тик-так.                         (Наклоны головы вправо-влево.)

    Мы учебники собрали,                 (Наклон назад, прогнувшись, руки развести в стороны.)

    Тик-так, тик-так.                         (Повторить наклоны головы, руки на поясе.)

    В школу дружно зашагали,         (Ходьба на месте.)

    Тик-так, тик-так.                         (Наклоны головы.)

    Повторять движения за учителем.

    Л: нравственно-этическая ориентация(нормы поведения, исходя из социальных личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный  выбор).

    5.

    5.Обобщение и систематизация знаний

    2

    мин

    - Что такое пергамент? (материал для письма из телячьей кожи)

    - А что такое береста? (материал для письма из коры)

    - А для чего служит бумага? (для письма)

    - Какое общее название можно дать этим словам? (Писчий материал)

    - Запишите этот ответ в задании 1 на стр. 28 рабочей тетради.

    Выполнять задание в рабочей тетради.

    П: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

    6.

    6. Первичная проверка понимания

    2

    мин

     - А теперь в парах выполните задание 2. Если вы внимательно читали текст учебника, то вам будет легко разгадать кроссворд. Приступайте.

    - Давайте проверим.

    (По горизонтали: 6. первопечатники; по вертикале: 1. Фёдоров, 2. Апостол, 3. Гуттенберг, 4. Мстиславец, 5. Москва

    Выполнять задание в рабочей тетради.

    Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новый задачи.

    7.

    Контроль и самопроверка знаний

    3 мин

    - Следующее задание 3 на стр. 29. Прочитайте задание. Что нужно сделать. Выполните это задание самостоятельно.

    - Кто не готов? Давайте проверим.

    (Авторы: Василий Бурцов, Мелетий Смотрицкий, Карион Истомин)

    - Молодцы.

    Выполнять задание в рабочей тетради.

    Р: принимать и сохранять учебную задачу.

    8.

    Подведение итогов

    (закрепление)

    2 мин

    - Кто повелел открыть типографию в Москве?

    - Где она находилась?

    - Кто был первопечатником России?

    - Какую первую книгу он выпустил?

    - Где установлен памятник Ивану Вёдорову?

    - В каком столетии в России стало больше грамотных людей?

    - Кто обучался грамоте?

    - Как бедняки использовали свои знания грамоты?

    Подводят итоги,

    отвечают на вопросы

    П: Умение высказывать свое мнение

    9.

    Рефлексия

    1 мин

    Давайте подведём итог.                                                                              - Какова была цель урока?                                                                                      - Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

    - Какие знания мы открыли?                                                                                     

    Отвечать на вопросы.

    П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    10

    Информация о домашнем задании

    1 мин

    - Записываем домашнее задание. Учебник стр. 82-86. Выполнить задания на стр. 86

    - Спасибо за урок, мне было очень приятно с вами работать.

    Записывать домашнее задание.

    Л:смыслообразование.

    \


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока окружающего мира и презентация для 3 класса на тему "Что такое деньги?"

    В данной папке находится конспект урока  и презентация по окружающему миру для 3 класса. Материал заархивирован....

    Конспект урока окружающего мира "В царствое грибов" 3 класс

    Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе УМК "Начальная школа 21 века" . Автор Н. Ф. Виноградова....

    Конспект урока окружающего мира по теме "Воздух" (2 класс)

    На уроке окружающего мира по теме "Воздух" продолжается формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, основных причинах и последствиях загрязнения возд...

    Конспект урока окружающего мира "Учение на Руси", 3 класс

    Конспект урока окружающего мира составлен по учебнику О.Т. Поглазовой (УМК "Гармония", 3 класс) с использованием презентации, позволяет наглядно и в доступной форме рассказать детям о возникновении уч...

    Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".

    Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....

    Конспект урока окружающего мира "Смена времен года" 2 класс

    .Данный конспект-урок составлен для урока окружающего мира. Тема урока "Смена времен года". Использовалась с УМК "Школа 2100", но можно использовать и с другими комплектамУрок составлен таким образом,...

    Презентация и конспект по окружающему миру "Тела, вещества, частицы" 3 класс.

    Презентация и конспект урока «Окружающий мир»УМК  «Школа России»Тема: Тела, вещества, частицы.3-ий класс...