Главные вкладки

    Окружающий мир 4 класс Тема: "Зона степей. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней"
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

    Герасимова Мария Александровна

    Конспект урока по окружающему миру с элементами Азбуки дорожной безопасности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока Окружающий мир 4 класс

    Учитель Герасимова М.А. ГБОУ СОШ №290

    Тема: Зона степей. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.

    Цели:

    Образовательные: 
    - познакомить учащихся с географическим положением Зоны степей, растительным и животным миром степной зоны, экологическими проблемами; обобщить знания о дороге, ее элементах и правилах поведения на ней.

    - способствовать развитию познавательного интереса к предмету путём вовлечения в исследовательскую работу; связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления;

    - воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой  и индивидуальной работе.

    Формировать УУД:

    Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Регулятивные УУД: 
    - умение определять и формулировать цель на уроке самостоятельно; 
    - определять план выполнения заданий на уроке; 
    - корректировать выполнение задания в соответствии с планом; 
    - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; 
    - использовать в работе литературу, дополнительные источники информации; 
    - оценивать выполнение своего задания по заранее представленным параметрам.

    Коммуникативные УУД: 
    - умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций; 
    - читать вслух и про себя тексты учебников; 
    - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; 
    - отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
    - критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого.

    Познавательные УУД: 
    - умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; 
    - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Планируемый результат

    Предметные:

    Знать географическое положение Зоны степей, растительный  и животный мир степной зоны, экологические проблемы. Знать элементы дороги и правила поведения на ней.

    Личностные:
    Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Метапредметные:

    Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью и самостоятельно; определять план выполнения заданий на уроке; использовать в работе литературу; оценивать выполнение своего задания по заранее представленным параметрам.  (Регулятивные УУД).

    Умение оформлять свои мысли в устной  речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций; читать вслух и про себя тексты учебников; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого. (Коммуникативные УУД).

    Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. 

    Ход урока

     

    I. Мотивация к учебной деятельности 

    - Здравствуйте. Начнём урок. Мы знаем плодотворный труд – залог нашей успешности.  Пожелаем себе успешной работы. 

    2. Актуализация знаний:

    - Над каким разделом мы работаем? (Природные зоны России)     

    - Мы с вами путешествуем по нашей замечательной стране. С какими зонами мы уже познакомились? (зона Арктических пустынь, тундра и зона лесов)

    - Давайте вспомним особенности климата, а также животного и растительного мира этих зон.

    (на доске слайд с подвижным названием зон, ниже неподвижные карточки-определения зон )

    - Ребята, кажется в этот слайд закралась ошибка. Арктический ветер перемешал определения. Помогите исправить ошибку. (дети исправляют ошибки, меняя местами названия зон)

    3.Формулирование темы урока:

    - Пришло время  отправиться нам в новое путешествие.  

    - Куда же на этот раз? Угадайте.

    Какая ширь здесь и приволье!

    Куда ни глянь - полей раздолье

    Южнее полосы лесов

    Лежит ковер из трав, цветов.

    Здесь простор ветрам и птицам,

    Грызунам, волкам, лисицам.

    Здесь суховеи любят петь,

    А зовется это…(Степь)

    (Слайд с названием темы)

    3. Целеполагание.

    - Ребята, какую цель мы можем поставить, какие задачи решить во время нашего путешествия?

    (узнать о новой природной зоне и научиться находить ее на карте, познакомиться с растительным и животным миром степи, обсудить экологические проблемы)

    - Но отправимся мы не одни. У нас гость, угадайте кто:

    Ему пожизненно дано
    В щеках своих носить зерно.
    Подвижный маленький толстяк,
    Любитель зёрнышек...(
    хомяк).

     (фото хомяка)

    А почему именно он отправится с нами, вы сможете сами ответить, если на уроке будете внимательными.

     - Недалеко от школы нас ждет  научный корабль, который унесет нас на несколько тысяч км от нашего родного города.  

    - Итак, включаем воображение и в путь. Вот мы и вышли из школы.

    В школе вы – ученики,
    А в театре – зрители,
    А в музее, в зоопарке – 
    Все мы посетители.
    А коль на улицу ты вышел,
    Знай, приятель, наперед:
    Всех названий стал ты выше,
    Стал ты сразу… ПЕШЕХОД

    - Внимание! Мы с вами стали участниками дорожного движения. Что зависит от нашей грамотности и культуры поведения на дороге?  (зависит жизнь и здоровье нас и окружающих людей).

    - Как вы думаете, что же нам необходимо вспомнить перед путешествием? (ПДД)

    - Вернемся к слайду целей и задач. Вы совершенно правы. (слайд, открыть последний пункт)

    4. Работа по теме урока.

    - Что же такое дорога, ее элементы и какие есть правила  безопасного поведения на ней? (слайд дорога)

    - А помогут нам в этом эксперты – ваши одноклассники (дети выступают с сообщениями) (Приложение 2)

    1  Дорога – это часть улицы, обустроенная и предназначенная для движения транспортных средств и пешеходов.

    2   Она включает в себя проезжую часть, тротуары, трамвайные пути, обочины.

    _________________________________________________________

    3 Проезжая часть – элемент дороги, предназначенный для движения транспорта.

    4  Чтобы автомобили не сталкивались, на проезжей части дороги наносят дорожную разметку, т.е. рисуют линии и стрелки.

    5    Сплошная белая линия (одна или две) разделяет проезжую часть дороги и нужна для того, чтобы одни автомобили ехали в одном направлении, а другие - в противоположном.

    -     Ребята, как называется такое движение транспорта?

    +   Такое движение транспорта называется двусторонним.

    -  Если автомобили едут только в одном направлении по всей ширине проезжей части, то, как называется такое движение?

    +    Такое движение называется односторонним.

    __________________________________________________________________

     - Следующий элемент:

    6 Тротуар – в переводе с французского языка означает «дорога для пешеходов».

    7  При движении по тротуару придерживаются правой стороны. Обходя препятствие, нельзя выходить на проезжую часть. Тротуар – не место для игр.

    - Ребята, иногда тротуары отделяются от проезжей части газонами, на которых высаживают деревья или цветы, а также поребриком.

    __________________________________________________________________

    8   Поребрик - это специальный каменный бордюр,высотой 15-20 см, которым край тротуара отделяется от проезжей части. Делается это для безопасности пешеходов.

    - Как вы думаете, автомобили могут ездить по тротуарам?

    Ответы детей.

    - Ни один автомобиль не имеет права двигаться по тротуару, кроме специального транспорта: медицинских, полицейских, пожарных, аварийных служб. Правила дорожного движения разрешают подвозить по тротуару грузы в магазины, проводить уборку и ремонт с помощью специальных машин. Поэтому и на тротуаре нужно быть внимательным, уметь вовремя сориентироваться и уйти от опасности.

    - Ближайшая улица Пионерстроя. Там нас ждет наш корабль. Мы будем передвигаться группой. Как правильно это сделать?

    (построиться парами друг за другом – показ на доске)

    - Вспомните, что поможет нам безопасно перейти проезжую часть? (дети передвигают пеш.переход и светофоры)

    - Давайте проложим стрелками безопасный путь к кораблю (два человека у доски)

    - Итак, двигаться будем по тротуару. Кто запомнил, какой стороны нужно придерживаться? (правой)

    - Ребята, на какой сигнал светофора разрешено безопасное движение? (движение разрешено на зеленый сигнал, но безопасно только в случае, если все транспортные средства прекратили движение).

    Молодцы!

    Поднимемся на борт. Наш гость поможет нам выполнить физминутку.

    Физминутка (Хомка-хомка)

    4. Продолжение работы по теме урока.

    - Перед полетом, определим географическое положение степной зоны. Найдем ее на карте природных зон в учебнике страница 72-73.

    - Каким цветом она выделена? (бежевым)

    - Степи занимают относительно небольшую площадь территории нашей страны и располагаются на юго-западной границе.

    Работа в парах.

    - Ребята, вы на научном корабле, и работа предстоит научная.

    Предлагаю вам прочитать утверждения и предположить, верные они или нет. В столбике До чтения поставьте плюс или минус, если вы согласны или нет. Если ваши мнения разделились, то поставьте и плюс и минус (слайд с карточкой на доске (Приложение 1)

    - Кто предположил, что все утверждения верные? Кто сомневается?

    Работа по учебнику.

    - Проверим ваши предположения с помощью учебника. Чем он для вас является? (источником информации) страница 110-111

    - По мере прочтения текста, обсуждайте утверждения на карточке и заполняйте столбик После чтения.

    Проверка. Ребята, все ли утверждения оказались верными? Кто нашел ошибку? (на доске учитель ставит плюсы, кроме утверждения о дождях – не частые, а редкие)

    - Зачеркнем слово редкие. Теперь и это утверждение верное.

    5. Продолжение работы по теме урока.

    Работа в группах.

    - Информация о зоне степей объемная. Поэтому разделимся на группы.  Каждая группа изучит свою тему и поделится знаниями с остальными.

    Группа зоологов, ботаников, экологов (Приложение 3)

    - Вспомним правила работы в группе (уважать друг друга, помогать, быть активными)

    Представитель от группы получает задание. По сигналу группы начинают работать (составлять текст доклада, дописывая из учебника недостающие слова).

    Второй сигнал напоминает о времени. После третьего сигнала дети садятся на свои места.

    По 2-3 представителя от групп выходят и зачитывают информацию (сопровождение слайдами на доске)

    Итог работы в группах, проверка.

    - Подведем итог.

    На доске слайд с названием групп. Три столбика. Подвижные предложения и словосочетания необходимо определить в нужную группу. Работают только группы, не изучавшие этот раздел.

    6. Подведение итогов урока.

    - Мы много открытий сделали за один короткий урок.

    - Как вы думаете, мы достигли цели урока?

    - Удалось ли нам решить поставленные задачи?

    Поняли ли вы, почему именно хомячок был нашим гостем?

    Пока мы с вами летим домой, полюбуемся видами степи (видеоролик степь)

    7. Рефлексия.

    Вот мы и совершили наш полет.

    Выходя из нашего корабля не забудем, что впереди дорога, будем помнить о правилах безопасного поведения на дороге всегда.

    Ребята, вы проделали сегодня большую работу. Вы молодцы. Это моя оценка вашего труда. А как вы бы сами себя оценили? Возьмите карточку на своем столе. Ответьте на вопросы + или -. Поставьте себе отметку за урок (Приложение 4)

    А вот оценка вашей работы нашего гостя (слайд хомяка)

    Домашнее задание

    Дома в рабочих тетрадях с помощью учебника вы выполните задания по теме урока.

    Утверждение

    До чтения

    После чтения

    1

    Зона степей располагается южнее лесной зоны

    2

    Из-за недостатка влаги деревьям здесь трудно расти

    3

    Лето продолжительное, очень теплое, засушливое

    4

    Часто дуют горячие сухие ветры - суховеи

    5

    Дожди частые, продолжительные, ливневые

    6

    Степная зона славится самой плодородной почвой - чернозёмом

    Утверждение

    До чтения

    После чтения

    1

    Зона степей располагается южнее лесной зоны

    2

    Из-за недостатка влаги деревьям здесь трудно расти

    3

    Лето продолжительное, очень теплое, засушливое

    4

    Часто дуют горячие сухие ветры - суховеи

    5

    Дожди частые, продолжительные, ливневые

    6

    Степная зона славится самой плодородной почвой - чернозёмом

    Приложение 1

    Приложение 2

    1. Дорога – это часть улицы, обустроенная и предназначенная для движения транспортных средств и пешеходов.

    1. Дорога включает в себя проезжую часть, тротуары, трамвайные пути, обочины.

    1. Проезжая часть – элемент дороги, предназначенный для движения транспорта.

    1. Чтобы автомобили не сталкивались, на проезжей части дороги наносят дорожную разметку, т.е. рисуют линии и стрелки.

    1. Сплошная белая линия (одна или две) разделяет проезжую часть дороги и нужна для того, чтобы одни автомобили ехали в одном направлении, а другие - в противоположном.

    1. Тротуар – в переводе с французского языка означает «дорога для пешеходов».

    1. При движении по тротуару придерживаются правой стороны. Обходя препятствие, нельзя выходить на проезжую часть. Тротуар – не место для игр.

    1. Поребрик - это специальный каменный бордюр, высотой 15-20 см, которым край тротуара отделяется от проезжей части. Делается это для безопасности пешеходов

    Приложение 3

    Группа ботаников.

       В степной зоне растут разнообразные ______________________        растения.

        Весной цветут _____________ и _________________,   пока не наступила летняя жара

    и в почве достаточно ________________.

        До следующей весны эти растения оставляют в почве_______________________ с запасом

    _____________________ веществ.

        Ковыль и типчак переносят засуху благодаря очень

    ______________ листьям, которые испаряют мало влаги.

    Группа зоологов.

       Разнообразны насекомые степной зоны. Особенно много_________________ и ______________________.

       У кобылок усики ________________, а у кузнечиков ________________.

       Растениями и насекомыми кормятся ______________.

       Например: степной    ________________, серая

     _____________, журавль - _______________, дрофа.

       Дрофа – самая ____________ птица России.

       В степной зоне много грызунов ______________ и _______________. Прячутся от жары они в __________.

       Грызунами питаются хищные ____________ и ____________ .

      Например степной ____________ и степной _______________.

       В степи живут и _______________________. Например ящерицы и змеи.

    Группа экологов.

    Многим растениям и животным степной зоны грозит ______________________.

    Поэтому их заносят в _______________ ____________.

    Например  пион___________________, степного ____________, журавля-_____________, дрофу, крупного кузнечика степную ____________.

    Главная причина опасности для растений и животных  в том, что степи почти повсюду___________________.

    На их месте раскинулись _________________.

    На нераспаханных участках подолгу пасут _________.

    Еще одна экологическая проблема  _________________.

    А также несмотря на то, что охота на редких животных запрещена, этот запрет нарушают __________________.

    Очень важно сберечь _____________ с их удивительным растительным и животным миром!

    Приложение 4

    Карточка самооценки ______________________________________________________________

                                                                  (фамилия, имя)

    1. Сегодня я узнал, где располагается зона степей
    2. Я могу назвать некоторые растения и животных зоны степей
    3. Я понял, какие экологические проблемы существуют в зоне степей
    4. Я могу назвать элементы дороги
    5. Я умею находить безопасный маршрут на дороге
    6. На уроке я старался быть активным
    7. В группе я помогал искать верные ответы

    Я оцениваю свою работу на уроке на отметку _______________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час по ПДД "Правила поведения на улицах и дорогах"

    Классный час с презентацией для учащихся 2 класса...

    Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

    Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

    "Правила поведения на дорогах, дорожные знаки". Конспект урока в 1 классе по окружающему миру.

    Конспект урока по окружающему миру в 1 классе представлен по направлению «Начальная школа». Тема урока: «Правила поведения на дорогах, дорожные знаки», УМК «Начальная школа XXI века». Учебник:  Н...

    конспект окружающего мира 1 класс.Правила поведения на дорогах, дорожные знаки УМК "Начальная школа XХI век"

    Способствовать формированию  безопасного поведения детей на улицах и дорогах...

    Урок окружающего мира по теме "Правила поведения на дорогах, дорожные знаки." Школа 21 века, 1 класс.

    Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме "Правила поведения на дорогах, дорожные знаки." Школа 21 века, 1 класс....

    Беседа с элементами тренинга: Правила поведения в криминальных ситуациях

    Учебные вопросы.Правила безопасного поведения с незнакомым человеком.Мошенничество и защита от него.Цели.Показать опасность среды проживания.Научить защищать себя от мошенников.Краткое содержание учеб...

    «Правила поведения на водоёмах, возможные места установки взрывных устройств, поведение на дороге» для оформления уголка класса.

    laquo;Правила поведения на водоёмах, возможные места установки взрывных устройств, поведение на дороге» для оформления уголка класса....