Главные вкладки

    Конспект урока по окружающему миру Тема: «Как животные весну встречают»
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

    Предмет: Окружающий мир

    Класс: 1 «г»

    Тема: «Как животные весну встречают»

    Цель: Формировать целостное представление об изменения в жизни животных весной.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    ·        - познакомить учащихся с изменениями в жизни насекомых, птиц, зверей весной, выявлять связи между животными, продолжать формирование умения анализировать и отвечать по рисунку, формирование навыка чтения на материале урока;

    личностные:

    ·         -развивать речь, мышление, память и другие психические процессы;

    ·         - воспитывать   бережное  отношение к животным.

    Тип урока: открытие нового знания

    Оборудование: Окружающий мир. учебник 1 класс. Федотова О.Н.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл okruzhayushchiy_mir_1.docx28.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока.

    Окружающий мир

                                                                                                                             Челябинск 2016

    Предмет: Окружающий мир

    Класс: 1 «г»

    Тема: «Как животные весну встречают»

    Цель: Формировать целостное представление об изменения в жизни животных весной.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    • - познакомить учащихся с изменениями в жизни насекомых, птиц, зверей весной, выявлять связи между животными, продолжать формирование умения анализировать и отвечать по рисунку, формирование навыка чтения на материале урока;

    личностные:

    • -развивать речь, мышление, память и другие психические процессы;
    • воспитывать   бережное  отношение к животным.

    Тип урока: открытие нового знания

    Оборудование: Окружающий мир. учебник 1 класс. Федотова О.Н.

    Этапы урока. Методы и приемы.

    Хронометраж

    Содержание урока.

    Деятельность учителя.

    Деятельность учащихся

    Планируемые результаты ( УУД)

    1. Орг.момент.

    1 мин

    Ребят, сегодня урок проводить буду я. А как меня зовут, вы узнаете, если отгадаете загадку.

    Растаял снег среди полей,

    Сбегает под гору ручей,

    И пробивается трава.

    В лесу фиалки распустились,

    И яркой зеленью оделись

    Кусточки все и дерева.

    -Кто же я ?

    (весна)

    Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

    Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость.

    Регулятивные: контролируют свои действия

    2. Мотивационный этап.

    - На экране слова: март, апрель, декабрь, май.

    -Какое слово лишнее?

    -Что объединяет эти слова?

    (-Эти слова обозначают весенние месяцы.)

    Ещё природа не проснулась

    Но сквозь редеющего сна

    Весну прослушала она

    И ей невольно улыбнулась.

                              Ф. Тютчев

    - Почему же природа улыбнулась весне?

    (Весной всё просыпается, оживает. Вся природа раскрывается во всей своей красе.)

    -Тема сегодняшнего урока: «Как животные весну встречают»

    3. Изучение нового материала

    -Вы знаете, что природа бывает живая и неживая.

    Весной всё просыпается, оживает. Вся природа раскрывается во всей своей красе. Изменения происходят сначала в неживой природе, а потом в живой.

    -Назовите признаки наступления весны в неживой природе.

    - Почему потеплело? 

    - Ребята,  вспомним всё, что мы сказали об изменениях  в неживой природе с приходом весны? Что мы наблюдаем?

    - И так первый признак весны - какой?

    - Что же происходит со снегом?
    (Оживают деревья, насекомые,  прилетают птицы, просыпаются животные

    -Первоцветы)

    - Молодцы, а сейчас вспомните, что происходит в живой природе?

    - Какое общее название есть у всех растений, которые цвести торопятся?

    - Почему их назвали первоцветами?  

    -Можно ли собрать маленький букетик первоцветов?

    Если я сорву цветок,

    Если ты сорвёшь цветок,

     Если все: и я, и ты

    Дружно соберём цветы

    Опустеет вся планета

     И  не будет красоты.

    Работа с учебником.

    Ребята, мне сказала ваша учительница, что у вас есть учебники, в которых

    на стр. 50 есть очень интересный рисунок, рассмотрим центральный рисунок сверху, с помощью нашего вертолётика , и глазами Маши и Миши.

    - Что мы можем увидеть с вертолета?

     - Какой цвет преобладает?

    -А что видят Маша и Миша?

    - А кто из вас знает, кто появляется первым, как только появилась и прогрелась нежным солнышком, проталинка?

    - Мнение разные, а я Вам раскрою секрет - первыми появляются насекомые.

    - А каких животных мы относим к насекомым?

    - Как зимовали насекомые?

    - Как изменилась их жизнь с приходом весны? (Они пробуждаются, выползают из зимних укрытий)

    - Где их сейчас больше всего?

    - Почему?

    - Каких насекомых с приходом весны можно увидеть?

    - Каких бабочек можно увидеть ранней весной?

    Работа с хрестоматией. Выборочное чтение (Слуховая память)

    А) Чтение текста «Каких бабочек можно увидеть ранней весной»

    - Что нового узнали о бабочках?

    - А знаете ли вы,  что некоторые бабочки улетают на зиму в тёплые края?

    - Действительно, некоторые бабочки в конце лета и в начале осени улетают на юг. Они зимуют в Турции, Африке.

     Перелёты бабочек напоминают перелёты птиц, но и существенно  от них отличаются. Осенью в жаркие страны улетают все птицы – и взрослые, и молодые. У бабочек на зимовку улетает только молодёжь, развившаяся летом из яиц. Птицы, улетевшие на зимовку, весной возвращаются к нам. А бабочки, прилетев на зимовку, через некоторое время откладывают там яйца и умирают. А их дети, появившиеся из яиц, весной отправляются на родину родителей. То есть каждая бабочка только раз в жизни совершает далёкий перелёт.

        Такие перелёты совершает бабочка репейница, которая широко распространена в средней полосе России, бабочка монарх, которая из Канады и США летит в Мексику.

    Б) Разговор о птицах.

    - Ребята, давайте вернёмся к нашей цепочке. Пришла весна, наступило потепление, растаял снег, - проталины,  а если земля прогрелась, то появились насекомые.  Проснулись насекомые – жди новых  гостей.  А кого надо ждать?  

    - Почему? 

    - Откуда возвращаются птицы?

    - Как называют этих птиц?

    - Строят ли наши птицы гнезда в дальних странах?

    - Когда же они возвращаются?

    - С прилетом каких птиц считается, что весна начинается? 

    - Кто видел грачей?

    - Когда прилетели?

    - Грачам достаточно первых проталины, чтобы разыскать корм. Своим длинным крепким  клювом он выкапывает из земли личинок разных насекомых и червей.

    Художник А. Саврасов написал картину «Грачи прилетели» 

    - А как вы думаете, все птицы прилетают сразу?

    - В природе существует порядок. (грачи, скворцы, жаворонки, ласточки, кукушки,  соловьи, иволги)

    - Конечно, открывают весну грачи. Прилетают они ещё в марте, при снеге. Первое время грачи отыскивают корм на размокших дорогах, а также нередко с воронами и галками истребляют на полях и лугах полёвок. Грач – птица всеядная. Он с большим аппетитом ест и животную, и растительную пищу.  Любопытно, что весной все грачи белоносые.

      Вслед за грачами прилетают скворцы.)

     Они отыскивают семена сорных трав и пробудившихся от зимнего сна насекомых.

       Вслед за скворцами прилетают жаворонки. Они бегают по проталинам, ищут прошлогодние семена трав. А когда появляются насекомые, то прилетают насекомоядные птицы - стрижи, кукушки, ласточки.

    В )А сейчас я расскажу вам несколько народных примет, но запомнить эти приметы могут  только ученики, которые не отвлекаются,  хорошо слушают, чтобы все-все  запомнить.  

    - Кто знает приметы, связанные с ласточками?

    - Почему?

    - Почему поздно прилетает кукушка?

    Молодцы, вы много вспомнили о животных. А сейчас отгадайте загадку:

    - Без рук, без топорёнка

    Построена избенка.

    (Слайд 28)

    - Откроем учебник на стр. 51. Посмотрите, какие разные у всех птиц гнезда.

    - А что такое гнездо?

    Гнездо -   это птичий дом. А все ли гнезда одинаковые? А почему?

     Значит они могут отличаться по размеру и форме, и конечно и по материалу: то есть из того, из чего состоит гнездо. Сравните гнёзда по форме и размеру.

    - Попробуйте определить, из чего сделаны гнёзда птиц.

    - Лучшие строители – это певчие птицы. Они вьют гнёзда из травинок, соломы, стеблей, листьев, мха, лишайника, а внутри устилают перьями и шерстинками – для тепла и мягкости.

    Проверка памяти: все ли птицы вьют гнезда?

    - А где вьют гнезда скворцы?

    Гнезда свои скворцы устраивают в дуплах или скворечнике. Внешний слой гнезда составляет разнообразная растительная ветошь, лоток выстилается перьями птиц.

    - Как они называются ?

    - Какую пользу приносят птицы?

    - Как беречь птиц?

    Работа в печатной тетради, задание 24.

    - Найдите парные картинки (рисунки с изображением птиц и их гнёзд) и обведите их одинаковым цветом.

    - Почему для кукушки гнездо не нарисовано?

    2.) Фронтальная беседа

    - Почему говорят «Птицы  - наши друзья»?

    - Можно ли разорять гнёзда?

    - Разорители гнёзд – враги природы! Пора гнездования – трудное и очень опасное время для птиц. В эту пору нужно зорко следить за тем, чтобы злые дети не разоряли птичьи гнёзд.

    - Происходят ли изменения в жизни диких животных с наступлением весны?

    - Что вы знаете об этом?

     Что изменилось в жизни медведя с приходом весны? 

     - Какие животные еще пробуждаются от спячки? 

    - Как вы думаете, почему они пробуждаются? 

     Оказывается, в организме есть особые часы, которые отчитывают время независимо от внешних условий. Посади такое животное в постоянную темноту, внутренние часы все равно будут показывать, когда день, а когда ночь. Также они показывают и время года, хотя вокруг в норе ничего не изменилось. По этим часам и просыпаются в норах и берлогах зимние «засони». Медведь просыпается в марте и с этого времени не спит, а слегка дремлет, ждет подходящей погоды, чтобы выйти из берлоги. Барсук, проснувшись тоже рано, часто выбегает посмотреть на первую оттепель. Он « легок на подъем», да и запасы на весну у него имеются. А если зима вернется, то барсук еще может поспать.

     Какое важное событие происходит у животных весной? 

    - Почему весной? 

    - Что нового вы узнали о рождении и первых днях жизни животных? 

    - Каким рождается ежонок?

    -Почему бельчонку не холодно в дупле?

    - Почему зайчонок не знает своей мамы?

    Ребята, природа это настоящее и будущее людей. Приходя в природу не делай того, что счёл бы неприличным делать в гостях.

    Всё живое имеет право на благополучное существование, и никто не должен лишать животное построенного ими гнезда, норы, тем более отнимать свободу и жизнь.

    Никогда не обижай-

    Ни пчелу, ни мушку,

    Ни улитку,

    Не   жучка - тёмненькое брюшко.

    Ни кузнечика

    В траве скачущего ловко,

    Ни блестящую в листве,

    Божью коровку.

    Ни синицу, ни дрозда,

    Ни крота слепого

    Ни за что и никогда

    Не обижай живого!

    Бережное отношение к тому, что живёт и растёт вокруг нас, может сделать нашу жизнь радостной, полной и красивой. Вы должны об этом помнить! Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней ручьи , цвели цветы и пели птицы. Весна прекрасное время года.

    Р: принимают и

    сохраняют учебную задачу.

    Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

    П: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    П: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    П: строят речевое высказывание.

    К: высказывать и обосновывать свою точку зрения

    П: строят речевое высказывание.

    К: высказывать и обосновывать свою точку зрения

    П: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    П: строят речевое высказывание.

    К: высказывать и обосновывать свою точку зрения

    П: строят речевое высказывание

    П: Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

    П:Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

    П: строят речевое высказывание.

    П: строят речевое высказывание

    6. Итог урока. Рефлексия.

    Давайте обобщим наши знания по пройденному уроку.

    - С чем познакомились?

    -Чему учились на уроке?

    -Что узнали нового?

    У вас на партах – фишки.

    Зеленый квадрат – я молодец, , у меня все получилось, я все понял.

    Желтый– я испытывал затруднение.

     Красный – мне было трудно на уроке, мне нужна помощь.

    Покажите тот цвет на который вы себя оцениваете.

    -Молодцы. Урок закончен.

    Отвечать на вопросы учителя.

    Выполнять задание согласно требования

    Коммуникативные:

    формулируют собственное мнение.

    Регулятивные:

    адекватно воспринимают качественную оценку своей работы.

    Личностные: показывают отношение к предмету


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по окружающему миру "В гости к весне"

    Конспект урока по окружающему миру "В гости к весне"...

    Конспект урока по окружающему миру "В гости к весне"

    Конспект урока + презентация к уроку  окружающего мира во 2 классе по теме "В гости к весне" , УМК "Школа России" автор Плешаков А.А ...

    Конспект урока по окружающему миру "В гости к весне"

    Конспект урока + презентация к уроку  окружающего мира во 2 классе по теме "В гости к весне" , УМК "Школа России" автор Плешаков А.А ...

    Конспект урока по окружающему миру "В гости к весне"

    Конспект урока + презентация к уроку  окружающего мира во 2 классе по теме "В гости к весне" , УМК "Школа России" автор Плешаков А.А ...

    Конспект урока по окружающему миру. Тема: "В гости к весне" (УМК "Школа России", 2 класс).

    Цели деятельности учителя: формирование представлений о весенних приметах в неживой и живой природе; обучение определять по внешним признакам период наступления весны.Планируемые результатыПредметные:...