Исследовательская работа на тему "Почему корабли не тонут"
творческая работа учащихся по окружающему миру (4 класс) на тему

Быструшкина Ольга Леонидовна

Исследовательская работа на тему "Почему корабли не тонут"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная школа № 32 города Тюмени имени Героя Советского Союза Битюкова Прокопия Семёновича

Исследовательская работа на тему:

Почему корабли не тонут?

Выполнил: ученик 4 «А» класса

Белорусов Анатолий

Руководитель: Быструшкина О.Л

2014 – 2015 учебный год

 

 Содержание

I.Введение.

1. Обоснование выбора темы работы.

2. Цели и задачи работы.

3. Построение гипотез, определение методов исследования, составление плана работы.

II. Теоретическая часть

  1. История появления кораблей
  2. Виды кораблей
  3. Виды парусов
  4. Решение Петра I – «Морским судам – быть»…

III. Практическая часть

  1. Опыт № 1 -  «Тонет, не тонет.»
  2. Опыт № 2 - Выталкивающая сила воды
  3. Опыт № 3 - «Только вверх»
  4. Опыт № 4 - Закон Архимеда.
  5. Опыт № 5 - «Почему он не тонет, или все зависит от формы?»

ɪv. Заключение.  

v. Список  литературы

Введение

Однажды я  слепил из пластилина корабль.
Мы решили опустить его на воду. Я увидел, что корабль на самом деле плавает и
не тонет!!!

Мне стало интересно: « Почему он не тонет, он же из пластилина? А настоящие корабли? Они ведь очень большие и не из пластилина, а из стали?!»

Я решил провести исследование и найти ответ на вопрос: «Почему корабли не тонут?

Цель: Исследование вопроса: «Почему корабли не тонут?»

Задачи:

1. Собрать  информацию о причинах, по которым корабли держатся на плаву.

2. Провести опыты,  помогающие понять, почему корабли не тонут.

Гипотезы:

1 А что если  корабли не тонут из –за своей формы?

2. Стальные корабли не тонут, потому что они легче воды, так как в них есть воздух.

Методы исследования:

«Подумай сам».

«Посмотри в книгах».

«Спроси у других людей».

«Проведи эксперимент»

II. Теоретическая часть

Сначала я  решил обратиться к литературе и узнать что такое корабль?

Корабль — 1) многомачтовое парусное судно с прямыми парусами; 2) в общем смысле — крупное морское судно

 С чего начался корабль? С бревна. Повалил человек дерево. Обрубил сучья. Выдолбил ствол, сел и поплыл. Эскимосы делали лодки из кожи животных, египтяне из папируса.

Неудивительно, что человек уже в глубокой древности стремился найти средство для преодоления водных преград, а затем и пространств. Ученые считают, что история судостроения и судоходства насчитывает около 8 тысяч лет. Именно этот возраст приписывают челну, найденному в заливе Фев-оф-Форт (Шотландия).

Интересная находка была сделана на территории Германии при раскопках стоянки первобытных людей середины каменного века (13–12 тыс. до н. э.). Это хорошо сохранившееся весло, возраст которого оценивается в девять тысяч лет.

От обыкновенного плота до первого гребного судна прошли тысячелетия. Древнейшие памятники Вавилона, Ассирии, Египта, Китая и Океании свидетельствуют, что эпоха корабля началась приблизительно 5 тысяч лет тому назад, а за 3 тыс. до н. э. существовали суда, передвигавшиеся с помощью весел и парусов. Район Средиземного моря благодаря исключительно благоприятным климатическим условиям стал колыбелью европейской цивилизации.

Быстро развивались и крепли торговые связи, а для этого необходимы были корабли, ибо связь между отдельными развитыми странами наиболее выгодна и удобна была по морским путям.

Виды кораблей

Очень рано наряду с торговыми появились специальные боевые корабли. Уже за 1500 лет до н. э. финикийцы, египтяне и вавилоняне имели военный флот. Он предназначался как для защиты своего судоходства от пиратов, так и для войны на море.

Со временем как торговые, так и военные корабли беспрерывно совершенствовались, приобретая новые маневренные и боевые качества. Росло их водоизмещение.

Узкие и длинные военные корабли являли полную противоположность неуклюжим торговым судам. На них также был двойной движитель: весла и парус. Каждый военный корабль имел в носовой части таран. Поначалу, чтобы удобнее было грести, борта делали невысокими. Но при одном ряде весел можно было расположить ограниченное число гребцов, и скорость была мала. Для ее увеличения стали со временем строить корабли с двумя, тремя, а затем с четырьмя и пятью рядами весел.

Десятки и сотни гребцов мускульной силой приводили в движение биремы, триремы,квантиремы и пентеры. Истории известны суда и с большим количеством ярусов весел.

Виды парусов

Изобретение паруса намного улучшило маневренность кораблей и их возможность покрывать большие расстояния. Однако первое парусное вооружение вначале состояло из прямого рейкового паруса, который мог использоваться только при попутном ветре.

Потребовалось длительное время, чтобы человек изобрел паруса, которые позволяли судну двигаться против ветра.

Латинский и косой гафельный паруса знаменовали собой начало новой тенденции: вместо одного неудобного в обращении паруса ставили несколько меньших, более удобных при управлении кораблем.

Древние суда были настолько удачны и рациональны, что и сегодня во многих частях света строят суда почти такой же конструкции, как и тысячи лет назад.

Решение Петра I – «Морским судам – быть»…

  Начало судостроения и судоходства в России также уходит во времена глубокой древности. Археологические находки на р. Южный Буг, на побережье Ладожского озера и в других местах свидетельствуют о том, что древние славяне уже более 3000 лет тому назад строили челны-однодеревки, лодки из прутьев, коры или кожи. На смену им пришли более сложные и мореходные ладьи, на которых плавали по Черному морю в Константинополь.

  В 12 в. на Руси впервые были построены палубные суда. Палубы, предназначенные для размещения воинов, одновременно служили защитой гребцам. Славяне были искусными судостроителями и строили суда различных конструкций.

  Дальнейшее развитие русского флота тесно связано с именем Петра Первого.

   В 1696 г. Боярская дума по предложению Петра I приняла решение — "морским судам быть"…

  Петр I вновь приказал строить галеры. Эти корабли не зависели от ветра, на них можно было сражаться в узких проливах Балтийского моря. Гребцами на русских галерах были морские солдаты. В 1714 году в Гангутском сражении  смелыми атаками русский галерный флот разгромил сильный флот шведов. Это была Северная война.

  В июне 1693 г. Петр I заложил в Архангельске первую казенную верфь для постройки военных кораблей. Через год Петр снова посетил Архангельск. К этому времени 24-пушечный корабль "Апостол Павел", фрегат "Святое Пророчество", галера и транспортное судно "Фламов" образовали на Белом море первую русскую военную флотилию. Началось создание регулярного военно-морского флота.

   В 1702 г. в Архангельске были спущены два фрегата: "Святой Дух" и "Меркурий". Фрегат – это трёхмачтовое судно с мощным артиллерийским вооружением. Он предназначался для сражений с кораблями противника далеко в открытом море.

В 1703 г. был заложен Санкт-Петербург, центром которого стало Адмиралтейство - самая большая судостроительная верфь в стране. Первым крупным судном, сошедшим со стапеля Адмиралтейской верфи был построенный в 1712 г. 54-пушечный корабль "Полтава".

К 1714 г. Россия имела свой парусный флот.

Самым большим судном петровского времени был 90-пушечный корабль "Лесное" (1718г.).

Потом  люди начали строить корабли из других материалов: металла, пластика и т.д.  Из своих наблюдений мы знаем, что пластик и дерево хорошо держатся на воде, а металл погружается в воду. Как же стальным кораблям удается держаться на плаву и не тонуть?

III. Практическая часть

Из книг я узнал, что согласно выводам Архимеда на всякое тело, погружённое в жидкость, постоянно действует выталкивающая сила и величина её равна весу вытесненной этим телом воды. Если эта архимедова сила больше или равна весу тела, то оно не утонет. Корабли не тонут именно по этой причине.
Если стоять  по горло в воде, опустив руки по бокам, то руки будут постепенно подниматься. Вода выталкивает их. Это действительно так. Проверю это утверждение на опыте.

Опыт № 1: «Тонет, не тонет.»

Цель: Погрузить в воду различные мелкие предметы из различных материалов и выяснить  какие из них утонут

Оборудование: ложка, спичка, бусинка, колёсико, деталь от конструктора

Ход работы: По очереди опустить все предметы в воду

Предмет

Материал

Тонет

Не тонет

ложка

металл

+

спичка

дерево

+

бусина

стекло

+

колёсико

резина

+

деталь от конструктора

пластмасса

+

Вывод:  Пластмассовые и деревянные тела вода выталкивает, а металлические, резиновые  и стеклянные – нет.

Опыт №2 «Магнит на резинке»

Цель: Выяснить выталкивает вода металл или нет?

Оборудование: сосуд с водой, резинка, линейка.

Ход работы: 

  1. Привязал к  магниту тонкую резиновую нить так, чтобы  он висел на нити. Затем измерил длину  резинки  –  14 см.
  2. Опустил магнит, подвешенный на резинке, в сосуд с водой.
  3. Измерил теперь длину резинки –  13 см.

Длина резинки стала короче – на 1 см!

Вывод:  Вода выталкивает и металлические тела. Значит, утверждение о том, что вода выталкивает любые тела – верно. Только одни тела ей выталкивать легко, а другие – нет.

Куда же направлена выталкивающая сила?

Опыт № 3: «Только вверх»

Цель: Куда направлена выталкивающая сила?

Оборудование: магнит, нитка, футляр от киндер – сюрприза, сосуд с водой.

Ход работы:

  • Привязал  магнит короткой ниткой к футляру от киндер-сюрприза и опустил в воду.
  •  Магнит затащил  футляр  под воду.
  • Натянутая нить показывает, что выталкивающая сила, которая действует на  футляр, направлена вертикально вверх.

 Вывод: Выталкивающая сила всегда направлена вертикально вверх.

287 – 212 лет до н.э. жил древнегреческий ученый Архимед. Он открыл один из основных законов физики, который гласит что «…На тело, частично или полностью погруженное в жидкость, действует вертикально вверх выталкивающая сила, равная весу жидкости, вытесненной телом…»

Стальной корабль не тонет, потому что он вытесняет много воды. Чем больше какой-то предмет вытесняет воды, тем сильнее она выталкивает его.

Я задумался – а что ещё находится на корабле кроме команды с капитаном, пассажиров, груза и всей техники, которой он оснащён? Из книг я узнал, что на нём много предметов, сделанных из дерева и пластмассы.

Помимо всего перечисленного на корабле есть воздух!

Опыт №4 «Воздух легче воды»

Цель: Выяснить может ли быть воздух легче воды?

Оборудование: футляр от киндер – сюрприза, ёмкость с водой

Ход работы:

Я  взял футляр от киндер-сюрприза и опустил его в таз с водой на самое дно. В футляре внутри есть воздух. Как только я отпустил футляр, он сразу поднялся вверх.

Затем я в футляр насыпал соли и опустил в воду. Футляр утонул.

Вывод: Соль тяжелее воды. Поэтому она утонула. А воздух действительно легче воды. Так же  воздух  поддерживает корабль на поверхности воды и не даёт затонуть.  

Корабли бывают разные. Но у них одинаковая обтекаемая форма. Может быть, она помогает им быть на плаву?

Я уже убедился в том, что предметы из различных материалов ведут себя в воде по-разному. Так, например, металлическая ложка пошла ко дну,  а спичка осталась плавать на поверхности, как кораблик.

Оказывается, у воды есть еще один секрет: на ее поверхности может плавать и «тонущий» материал, главное — придать ему нужную форму.  

Опыт №5: «Почему  не тонет, или все зависит от формы?»

 Цель: Выяснить может ли поверхность воды удерживать материал который тонет?

Оборудование: ёмкость для воды, пластилин.

        

Ход работы:  1. Опустил в воду большой кусок пластилина - Пластилин затонул.  

  2. Слепил из этого же кусочка лодочку и опустил ее в воду донышком вниз. Волшебство свершилось, тонущий материал плавает на поверхности!

  То же самое происходит с большими кораблями, которые не тонут, а продолжают бороздить океаны, несмотря  на тяжелые грузы

Вывод: Поверхность воды может удерживать предметы из тонущих материалов (металл, пластилин и т. д) если им придать форму.

ɪv. Заключение.

Я нашел ответ на свой вопрос «Почему корабли не тонут». Обе мои гипотезы подтвердились. Я узнал, что корабль это многомачтовое парусное судно с прямыми парусами; 2) в общем смысле — крупное морское судно, а также я узнал о том, из чего они состоят  и на какие группы делятся. Корабли бывают разные: военные и торговые.

С глубокой древности строились корабли, но лишь при Петре 1 у нас в 1714 году в России появился свой парусный флот.

При выполнении своей исследовательской работы я пришел к выводу,  что благодаря различным свойствам воды и закону Архимеда корабли не тонут. Я нашел ответ на свой вопрос «Почему корабли не тонут?»

  Мои гипотезы по поводу того,  что корабли не тонут из – за своей формы, а также что корабли не тонут  из – за того, что они легче воды, так как в них есть воздух подтвердились в ходе проведения опытов.

 Конечно, есть еще много того, что я не понимаю, например физические понятия, законы, формулы, но, думаю, в старших классах я смогу разобраться в этом вопросе подробнее.

v. Список используемой литературы

  1. Детская иллюстрированная энциклопедия «Всё о технике» - М.: «Астрель» , 2008 год.
  2.  Мультимедийная  детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий» - М.: «Дрофа», 2008 год
  3. Толковый словарь Ожигова
  4. Энциклопедия для любознательных «Что, Зачем и Почему?» - М.:ООО «Издательская группа «Азбука-Аттикус», 2012год
  5. Сайт www.shishkinles.ru/
  6. Сайт  pochemuchek.net
  7. Сайт  www.elfik.by/
  8. Сайт istoriyarossii.ru
  9. Сайт www.shipslib.com «История судостроения и мореплавания»

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная школа № 32 города Тюмени имени Героя Советского Союза Битюкова Прокопия Семёновича

Исследовательская работа на тему:

Почему корабли не тонут?

Выполнил: ученик 4 «А» класса

Белорусов Анатолий

Руководитель: Быструшкина О.Л

2014 – 2015 учебный год

 

 Содержание

I.Введение.

1. Обоснование выбора темы работы.

2. Цели и задачи работы.

3. Построение гипотез, определение методов исследования, составление плана работы.

II. Теоретическая часть

  1. История появления кораблей
  2. Виды кораблей
  3. Виды парусов
  4. Решение Петра I – «Морским судам – быть»…

III. Практическая часть

  1. Опыт № 1 -  «Тонет, не тонет.»
  2. Опыт № 2 - Выталкивающая сила воды
  3. Опыт № 3 - «Только вверх»
  4. Опыт № 4 - Закон Архимеда.
  5. Опыт № 5 - «Почему он не тонет, или все зависит от формы?»

ɪv. Заключение.  

v. Список  литературы

Введение

Однажды я  слепил из пластилина корабль.
Мы решили опустить его на воду. Я увидел, что корабль на самом деле плавает и
не тонет!!!

Мне стало интересно: « Почему он не тонет, он же из пластилина? А настоящие корабли? Они ведь очень большие и не из пластилина, а из стали?!»

Я решил провести исследование и найти ответ на вопрос: «Почему корабли не тонут?

Цель: Исследование вопроса: «Почему корабли не тонут?»

Задачи:

1. Собрать  информацию о причинах, по которым корабли держатся на плаву.

2. Провести опыты,  помогающие понять, почему корабли не тонут.

Гипотезы:

1 А что если  корабли не тонут из –за своей формы?

2. Стальные корабли не тонут, потому что они легче воды, так как в них есть воздух.

Методы исследования:

«Подумай сам».

«Посмотри в книгах».

«Спроси у других людей».

«Проведи эксперимент»

II. Теоретическая часть

Сначала я  решил обратиться к литературе и узнать что такое корабль?

Корабль — 1) многомачтовое парусное судно с прямыми парусами; 2) в общем смысле — крупное морское судно

 С чего начался корабль? С бревна. Повалил человек дерево. Обрубил сучья. Выдолбил ствол, сел и поплыл. Эскимосы делали лодки из кожи животных, египтяне из папируса.

Неудивительно, что человек уже в глубокой древности стремился найти средство для преодоления водных преград, а затем и пространств. Ученые считают, что история судостроения и судоходства насчитывает около 8 тысяч лет. Именно этот возраст приписывают челну, найденному в заливе Фев-оф-Форт (Шотландия).

Интересная находка была сделана на территории Германии при раскопках стоянки первобытных людей середины каменного века (13–12 тыс. до н. э.). Это хорошо сохранившееся весло, возраст которого оценивается в девять тысяч лет.

От обыкновенного плота до первого гребного судна прошли тысячелетия. Древнейшие памятники Вавилона, Ассирии, Египта, Китая и Океании свидетельствуют, что эпоха корабля началась приблизительно 5 тысяч лет тому назад, а за 3 тыс. до н. э. существовали суда, передвигавшиеся с помощью весел и парусов. Район Средиземного моря благодаря исключительно благоприятным климатическим условиям стал колыбелью европейской цивилизации.

Быстро развивались и крепли торговые связи, а для этого необходимы были корабли, ибо связь между отдельными развитыми странами наиболее выгодна и удобна была по морским путям.

Виды кораблей

Очень рано наряду с торговыми появились специальные боевые корабли. Уже за 1500 лет до н. э. финикийцы, египтяне и вавилоняне имели военный флот. Он предназначался как для защиты своего судоходства от пиратов, так и для войны на море.

Со временем как торговые, так и военные корабли беспрерывно совершенствовались, приобретая новые маневренные и боевые качества. Росло их водоизмещение.

Узкие и длинные военные корабли являли полную противоположность неуклюжим торговым судам. На них также был двойной движитель: весла и парус. Каждый военный корабль имел в носовой части таран. Поначалу, чтобы удобнее было грести, борта делали невысокими. Но при одном ряде весел можно было расположить ограниченное число гребцов, и скорость была мала. Для ее увеличения стали со временем строить корабли с двумя, тремя, а затем с четырьмя и пятью рядами весел.

Десятки и сотни гребцов мускульной силой приводили в движение биремы, триремы,квантиремы и пентеры. Истории известны суда и с большим количеством ярусов весел.

Виды парусов

Изобретение паруса намного улучшило маневренность кораблей и их возможность покрывать большие расстояния. Однако первое парусное вооружение вначале состояло из прямого рейкового паруса, который мог использоваться только при попутном ветре.

Потребовалось длительное время, чтобы человек изобрел паруса, которые позволяли судну двигаться против ветра.

Латинский и косой гафельный паруса знаменовали собой начало новой тенденции: вместо одного неудобного в обращении паруса ставили несколько меньших, более удобных при управлении кораблем.

Древние суда были настолько удачны и рациональны, что и сегодня во многих частях света строят суда почти такой же конструкции, как и тысячи лет назад.

Решение Петра I – «Морским судам – быть»…

  Начало судостроения и судоходства в России также уходит во времена глубокой древности. Археологические находки на р. Южный Буг, на побережье Ладожского озера и в других местах свидетельствуют о том, что древние славяне уже более 3000 лет тому назад строили челны-однодеревки, лодки из прутьев, коры или кожи. На смену им пришли более сложные и мореходные ладьи, на которых плавали по Черному морю в Константинополь.

  В 12 в. на Руси впервые были построены палубные суда. Палубы, предназначенные для размещения воинов, одновременно служили защитой гребцам. Славяне были искусными судостроителями и строили суда различных конструкций.

  Дальнейшее развитие русского флота тесно связано с именем Петра Первого.

   В 1696 г. Боярская дума по предложению Петра I приняла решение — "морским судам быть"…

  Петр I вновь приказал строить галеры. Эти корабли не зависели от ветра, на них можно было сражаться в узких проливах Балтийского моря. Гребцами на русских галерах были морские солдаты. В 1714 году в Гангутском сражении  смелыми атаками русский галерный флот разгромил сильный флот шведов. Это была Северная война.

  В июне 1693 г. Петр I заложил в Архангельске первую казенную верфь для постройки военных кораблей. Через год Петр снова посетил Архангельск. К этому времени 24-пушечный корабль "Апостол Павел", фрегат "Святое Пророчество", галера и транспортное судно "Фламов" образовали на Белом море первую русскую военную флотилию. Началось создание регулярного военно-морского флота.

   В 1702 г. в Архангельске были спущены два фрегата: "Святой Дух" и "Меркурий". Фрегат – это трёхмачтовое судно с мощным артиллерийским вооружением. Он предназначался для сражений с кораблями противника далеко в открытом море.

В 1703 г. был заложен Санкт-Петербург, центром которого стало Адмиралтейство - самая большая судостроительная верфь в стране. Первым крупным судном, сошедшим со стапеля Адмиралтейской верфи был построенный в 1712 г. 54-пушечный корабль "Полтава".

К 1714 г. Россия имела свой парусный флот.

Самым большим судном петровского времени был 90-пушечный корабль "Лесное" (1718г.).

Потом  люди начали строить корабли из других материалов: металла, пластика и т.д.  Из своих наблюдений мы знаем, что пластик и дерево хорошо держатся на воде, а металл погружается в воду. Как же стальным кораблям удается держаться на плаву и не тонуть?

III. Практическая часть

Из книг я узнал, что согласно выводам Архимеда на всякое тело, погружённое в жидкость, постоянно действует выталкивающая сила и величина её равна весу вытесненной этим телом воды. Если эта архимедова сила больше или равна весу тела, то оно не утонет. Корабли не тонут именно по этой причине.
Если стоять  по горло в воде, опустив руки по бокам, то руки будут постепенно подниматься. Вода выталкивает их. Это действительно так. Проверю это утверждение на опыте.

Опыт № 1: «Тонет, не тонет.»

Цель: Погрузить в воду различные мелкие предметы из различных материалов и выяснить  какие из них утонут

Оборудование: ложка, спичка, бусинка, колёсико, деталь от конструктора

Ход работы: По очереди опустить все предметы в воду

Предмет

Материал

Тонет

Не тонет

ложка

металл

+

спичка

дерево

+

бусина

стекло

+

колёсико

резина

+

деталь от конструктора

пластмасса

+

Вывод:  Пластмассовые и деревянные тела вода выталкивает, а металлические, резиновые  и стеклянные – нет.

Опыт №2 «Магнит на резинке»

Цель: Выяснить выталкивает вода металл или нет?

Оборудование: сосуд с водой, резинка, линейка.

Ход работы: 

  1. Привязал к  магниту тонкую резиновую нить так, чтобы  он висел на нити. Затем измерил длину  резинки  –  14 см.
  2. Опустил магнит, подвешенный на резинке, в сосуд с водой.
  3. Измерил теперь длину резинки –  13 см.

Длина резинки стала короче – на 1 см!

Вывод:  Вода выталкивает и металлические тела. Значит, утверждение о том, что вода выталкивает любые тела – верно. Только одни тела ей выталкивать легко, а другие – нет.

Куда же направлена выталкивающая сила?

Опыт № 3: «Только вверх»

Цель: Куда направлена выталкивающая сила?

Оборудование: магнит, нитка, футляр от киндер – сюрприза, сосуд с водой.

Ход работы:

  • Привязал  магнит короткой ниткой к футляру от киндер-сюрприза и опустил в воду.
  •  Магнит затащил  футляр  под воду.
  • Натянутая нить показывает, что выталкивающая сила, которая действует на  футляр, направлена вертикально вверх.

 Вывод: Выталкивающая сила всегда направлена вертикально вверх.

287 – 212 лет до н.э. жил древнегреческий ученый Архимед. Он открыл один из основных законов физики, который гласит что «…На тело, частично или полностью погруженное в жидкость, действует вертикально вверх выталкивающая сила, равная весу жидкости, вытесненной телом…»

Стальной корабль не тонет, потому что он вытесняет много воды. Чем больше какой-то предмет вытесняет воды, тем сильнее она выталкивает его.

Я задумался – а что ещё находится на корабле кроме команды с капитаном, пассажиров, груза и всей техники, которой он оснащён? Из книг я узнал, что на нём много предметов, сделанных из дерева и пластмассы.

Помимо всего перечисленного на корабле есть воздух!

Опыт №4 «Воздух легче воды»

Цель: Выяснить может ли быть воздух легче воды?

Оборудование: футляр от киндер – сюрприза, ёмкость с водой

Ход работы:

Я  взял футляр от киндер-сюрприза и опустил его в таз с водой на самое дно. В футляре внутри есть воздух. Как только я отпустил футляр, он сразу поднялся вверх.

Затем я в футляр насыпал соли и опустил в воду. Футляр утонул.

Вывод: Соль тяжелее воды. Поэтому она утонула. А воздух действительно легче воды. Так же  воздух  поддерживает корабль на поверхности воды и не даёт затонуть.  

Корабли бывают разные. Но у них одинаковая обтекаемая форма. Может быть, она помогает им быть на плаву?

Я уже убедился в том, что предметы из различных материалов ведут себя в воде по-разному. Так, например, металлическая ложка пошла ко дну,  а спичка осталась плавать на поверхности, как кораблик.

Оказывается, у воды есть еще один секрет: на ее поверхности может плавать и «тонущий» материал, главное — придать ему нужную форму.  

Опыт №5: «Почему  не тонет, или все зависит от формы?»

 Цель: Выяснить может ли поверхность воды удерживать материал который тонет?

Оборудование: ёмкость для воды, пластилин.

Ход работы:  1. Опустил в воду большой кусок пластилина - Пластилин затонул.  

  2. Слепил из этого же кусочка лодочку и опустил ее в воду донышком вниз. Волшебство свершилось, тонущий материал плавает на поверхности!

  То же самое происходит с большими кораблями, которые не тонут, а продолжают бороздить океаны, несмотря  на тяжелые грузы

Вывод: Поверхность воды может удерживать предметы из тонущих материалов (металл, пластилин и т. д) если им придать форму.

ɪv. Заключение.

Я нашел ответ на свой вопрос «Почему корабли не тонут». Обе мои гипотезы подтвердились. Я узнал, что корабль это многомачтовое парусное судно с прямыми парусами; 2) в общем смысле — крупное морское судно, а также я узнал о том, из чего они состоят  и на какие группы делятся. Корабли бывают разные: военные и торговые.

С глубокой древности строились корабли, но лишь при Петре 1 у нас в 1714 году в России появился свой парусный флот.

При выполнении своей исследовательской работы я пришел к выводу,  что благодаря различным свойствам воды и закону Архимеда корабли не тонут. Я нашел ответ на свой вопрос «Почему корабли не тонут?»

  Мои гипотезы по поводу того,  что корабли не тонут из – за своей формы, а также что корабли не тонут  из – за того, что они легче воды, так как в них есть воздух подтвердились в ходе проведения опытов.

 Конечно, есть еще много того, что я не понимаю, например физические понятия, законы, формулы, но, думаю, в старших классах я смогу разобраться в этом вопросе подробнее.

v. Список используемой литературы

  1. Детская иллюстрированная энциклопедия «Всё о технике» - М.: «Астрель» , 2008 год.
  2.  Мультимедийная  детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий» - М.: «Дрофа», 2008 год
  3. Толковый словарь Ожигова
  4. Энциклопедия для любознательных «Что, Зачем и Почему?» - М.:ООО «Издательская группа «Азбука-Аттикус», 2012год
  5. Сайт www.shishkinles.ru/
  6. Сайт  pochemuchek.net
  7. Сайт  www.elfik.by/
  8. Сайт istoriyarossii.ru
  9. Сайт www.shipslib.com «История судостроения и мореплавания»

 



Предварительный просмотр:

ЗАЩИТНОЕ СЛОВО ПО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

1 слайд - Здравствуйте меня зовут Белорусов Анатолий. Моя исследовательская работа называется Почему корабли не тонут?

Моя работа состоит из трёх частей. 2 слайд

I.Введение.

II. Теоретическая часть в которой я рассмотрел такие вопросы как  история появления кораблей виды кораблей, виды парусов, решение Петра I – «Морским судам – быть»…

III. Практическая часть в которой я проводил 5 опытов для того чтобы ответить на самый главный вопрос – почему корабли не тонут?

ɪv. Заключение в котором я сделал выводы по своей работе.

3 слайд - Однажды я  слепил из пластилина корабль.
Мы решили опустить его на воду. Я увидел, что корабль на самом деле плавает и
не тонет!!!

Мне стало интересно: « Почему он не тонет, он же из пластилина? А настоящие корабли? Они ведь очень большие и не из пластилина, а из стали?!»

Я решил провести исследование и найти ответ на вопрос.: «Почему корабли не тонут?

4 слайд - Цель моей работы: Исследование вопроса: «Почему корабли не тонут?»

Задачи:

1. Собрать  информацию о причинах, по которым корабли держатся на плаву.

2. Провести опыты,  помогающие понять, почему корабли не тонут.

5 слайд - Гипотезы:

1 А что если  корабли не тонут из –за своей формы?

2. Стальные корабли не тонут, потому что они легче воды, так как в них есть воздух.

6 слайд  - Методы исследования:

«Подумай сам».

«Посмотри в книгах».

«Спроси у других людей».

«Проведи эксперимент»

7 слайд - Сначала я  решил обратиться к литературе и узнать что такое корабль.

Корабль -  1) многомачтовое парусное судно с прямыми парусами; 2) в общем смысле — крупное морское судно

 С чего начался корабль? С бревна. Повалил человек дерево. Обрубил сучья. Выдолбил ствол, сел и поплыл. Эскимосы делали лодки из кожи животных, египтяне из папируса.8 слайд

 9 слайд - От обыкновенного бревенчатого плота до первого гребного судна прошли тысячелетия. Изобретение паруса намного улучшило маневренность кораблей и их возможность покрывать большие расстояния.

Потом  люди начали строить корабли из других материалов: металла, пластика и т.д.  Из своих наблюдений мы знаем, что пластик и дерево хорошо держатся на воде, а металл погружается в воду. Как же стальным кораблям удается держаться на плаву и не тонуть?

10 слайд - Из книг я узнал, что вода умеет выталкивать любые тела. Если стоять  по горло в воде, опустив руки по бокам, то руки будут постепенно подниматься. Вода выталкивает их. Это действительно так, я пробовал.

Проверю это утверждение на опыте.

11 слайд  - Опыт № 1: «Тонет, не тонет.»

Цель: Погрузить в воду различные мелкие предметы из различных материалов и выяснить  какие из них утонут

Оборудование: ложка, спичка, бусинка, колёсико, деталь от конструктора

12 слайд - Ход работы: По очереди опустить все предметы в воду и увидел что не тонет спичка сделанная из дерева и деталь от конструктора сделанная из пластмассы.

Вывод:  Пластмассовые и деревянные тела вода выталкивает, а металлические, резиновые  и стеклянные – нет.

13  слайд - Опыт №2 «Магнит на резинке»

Цель: Выяснить выталкивает вода металл или нет?

Оборудование: сосуд с водой, резинка, линейка.

Ход работы: 

  1. Привязал к  магниту тонкую резиновую нить так, чтобы  он висел на нити. Затем измерил длину  резинки  –  14 см.
  2. Опустил магнит, подвешенный на резинке, в сосуд с водой.
  3. Измерил теперь длину резинки –  13 см.

Длина резинки стала короче – на 1 см!

Вывод:  Вода выталкивает и металлические тела. Значит, утверждение о том, что вода выталкивает любые тела – верно. Только одни тела ей выталкивать легко, а другие – нет.

Куда же направлена выталкивающая сила?

А еще, я узнал, что для выталкивающей силы воды люди придумали еще одно название – поддерживающая.

Куда же направлена выталкивающая сила?

 Выталкивающая сила всегда направлена вертикально вверх.

  Это видно на следующем опыте

14 слайд - Опыт № 3: «Только вверх»

Цель: Куда направлена выталкивающая сила?

Оборудование: магнит, нитка, футляр от киндер – сюрприза, сосуд с водой.

Ход работы:

  • Привязал  магнит короткой ниткой к футляру от киндер-сюрприза и опустил в воду.
  •  Магнит затащил  футляр  под воду.
  • Натянутая нить показывает, что выталкивающая сила, которая действует на  футляр, направлена вертикально вверх.

 Вывод: Выталкивающая сила всегда направлена вертикально вверх.

15 слайд - 287 – 212 лет до н.э. жил древнегреческий ученый Архимед. Он открыл один из основных законов физики, который гласит что «…На тело, частично или полностью погруженное в жидкость, действует вертикально вверх выталкивающая сила, равная весу жидкости, вытесненной телом…»

Стальной корабль не тонет, потому что он вытесняет много воды. Чем больше какой-то предмет вытесняет воды, тем сильнее она выталкивает его.

16 слайд - Я задумался – а что ещё находится на корабле кроме команды с капитаном, пассажиров, груза и всей техники, которой он оснащён? Из книг я узнал, что на нём много предметов, сделанных из дерева и пластмассы.

Помимо всего перечисленного на корабле есть воздух!

17 слайд - Из книг я узнал, что воздух намного легче воды. А ведь  внутри корпуса корабля есть некоторое пространство, заполненное воздухом. Именно воздух  поддерживает корабль на поверхности воды и не даёт затонуть.  

18 слайд - Опыт №4 «Воздух легче воды»

Цель: Выяснить может ли быть воздух легче воды?

Оборудование: футляр от киндер – сюрприза, ёмкость с водой

Ход работы:

Я  взял футляр от киндер-сюрприза и опустил его в таз с водой на самое дно. В футляре внутри есть воздух. Как только я отпустил футляр, он сразу поднялся вверх.

19 слайд - Затем я в футляр насыпал соли и опустил в воду. Футляр утонул.

Вывод: Соль тяжелее воды. Поэтому она утонула. А воздух действительно легче воды. Так же  воздух  поддерживает корабль на поверхности воды и не даёт затонуть.  

20 слайд - Корабли бывают разные. Но у них одинаковая обтекаемая форма. Может быть, она помогает им быть на плаву?

Я уже убедился в том, что предметы из различных материалов ведут себя в воде по-разному. Так, например, металлическая ложка пошла ко дну,  а спичка осталась плавать на поверхности, как кораблик.

Оказывается, у воды есть еще один секрет: на ее поверхности может плавать и «тонущий» материал, главное — придать ему нужную форму.  

Корабли бывают разные. Но у них одинаковая обтекаемая форма. Может быть, она помогает им быть на плаву?

21 слайд - Опыт №5: «Почему  не тонет, или все зависит от формы?»

 Цель: Выяснить может ли поверхность воды удерживать материал который тонет?

Оборудование: ёмкость для воды, пластилин.        

Ход работы:  1. Опустил в воду большой кусок пластилина - Пластилин затонул.  

  2. Слепил из этого же кусочка лодочку и опустил ее в воду донышком вниз. Волшебство свершилось, тонущий материал плавает на поверхности!

  То же самое происходит с большими кораблями, которые не тонут, а продолжают бороздить океаны, несмотря  на тяжелые грузы

Вывод: Поверхность воды может удерживать предметы из тонущих материалов (металл, пластилин и т. д) если им придать форму.

22 слайд - Убедиться в этом мне помог следующий  опыт .Опустил в воду большой кусок пластилина. Пластилин затонул.  

  Слепил из этого же кусочка плошку и опустил ее в воду донышком вниз. Волшебство свершилось, тонущий материал плавает на поверхности!

  То же самое происходит с большими кораблями, которые не тонут, а продолжают бороздить океаны, несмотря  на тяжелые грузы

23 слайд -  Я нашел ответ на свой вопрос «Почему корабли не тонут». Обе мои гипотезы подтвердились. Я узнал много нового про кораблестроение, про свойства воды, про закон Архимеда.

Конечно есть еще много того, что я не понимаю, например физические понятия, законы, формулы, но, думаю, в старших классах я смогу разобраться в этом вопросе подробнее.

Спасибо за внимание – 24 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Почему айсберги не тонут"

Данная работа посвящена нахождению причин непотопляемости айсбергов. Работа подкреплена не только научными фактами, но и собственными опытами и открытиями. ...

Почему корабли не тонут?

Презентаци  исследовательской работы с проведением опыта и выводами для учащихся начальной школы...

Исследовательская работа "Почему корабли не тонут?"

Главная особенность исследовательского обучения-активизировать учебную работу детей, придав ей творческий характер....

Урок-исследование "Почему корабли не тонут?"

Тема: Почему корабли не тонут? Предмет: Окружающий мирКласс:1Цель: исследовать предметы, погружаемые в воду, с  целью определения их плавучести, действие на них выталкивающей силыЗадачи:1.формиро...

Исследовательская работа: «Корабль арктических просторов»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «Корабль арктических просторов»...

Почему корабли не тонут

Проект учащейся 3 класса...