Окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Технологическая карта урока окружающий мир по теме: "Развитие цветковых растений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tsvetkovogo_rasteniya_3_klass_poglazova.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Развитие (цветковых) растений.
Тип урока: изучения нового материала.
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о жизни растений – о развитии цветковых растений.
Задачи урока:
1. Образовательные: познакомить учащихся со строением семени, с условиями необходимыми для прорастания семян и развития цветкового растения из семени (на примере гороха); формировать и систематизировать представления учащихся о последовательности основных этапов развития растения из семени; закрепить знания об органах растений;
2. Развивающие: совершенствовать умения: распознавать растения в целом и по частям; анализировать анимированный сюжет; устанавливать последовательность этапов развития растения из семени; работать с графическими моделями, организовывать и проводить опыт и эксперимент;
3. Воспитательные: формировать положительное эмоционально-ценностное отношение учащихся к растениям; воспитывать у них интерес к изучению растительного мира с помощью простейшего эксперимента.
4. Информационные: совершенствование умения учеников рассуждать на основе увиденного, перерабатывать и передавать полученную информацию; наблюдать и фиксировать результаты наблюдений, делать на их основе выводы и объяснять на доступном уровне явления, происходящие в растительном мире.
Оборудование урока: компьютер и проектор.
Материалы для наблюдений учащихся: лупы, набухшие и сухие семена гороха, семена подсолнечника.
Материалы для учебной деятельности: учебник О. Т. Поглазова «Окружающий мир» 3 класс, рабочая тетрадь к учебнику, карточка с заданиями.
УУД:
Личностные: формирование личного (эмоционального) отношения к растениям, как к части всего живого на Земле.
Регулятивные: формирование умений:
- ставить учебные задачи,
- выполнять задания в соответствии с целью,
- вести целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос,
- планировать свои действия в поиске правильного решения задания,
- контролировать свои действия, поведение со сверстниками во время проведения опытов.
Познавательные:
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе.
Коммуникативные: овладение способами взаимодействия со сверстниками, с учителем.
Планируемый результат:
- знать, при каких условиях может проходить развитие растения
- уметь объяснять строение и состав семени, процесс развития растения из семени;
- осознавать значение данного процесса для жизни на Земле;
- приводить примеры развития цветковых растений в природе.
Тема: Развитие цветковых растений.
Цели:
1.Подвести обучающихся в процессе исследовательской деятельности к выводу о том, какое строение имеет семя растений; из каких веществ оно состоит, их значение в развитии семени.
2.Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, желание самому выращивать растения и наблюдать за ходом их развития.
3. Развивать наблюдательность; умение делать выводы, договариваться.
Оборудование: семена гороха, лупа – 10 шт., пробирка, спиртовка, марля, мука, йод, семена подсолнуха- 23 шт., картон – 10 шт., учебники «Окружающий мир» 3 класс О. Т. Поглазова ,тетради на печатной основе к учебнику « Окружающий мир» О. Т. Поглазова, белый халат, очки, карточки с заданиями для проверки д/з, карточки для проведения опытов, фонограмма ,мультимедийное оборудование, компьютер, салфетки, стаканчики с землёй( по количеству пар).
Ход урока
- Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок,
К нам без опоздания приходи старание!
Помоги нам потрудиться,
Мы пришли сюда учиться!
- Проверка домашнего задания.
Работа в парах.(Взаимопроверка.)
Задание № 1.
Подпишите части растения одуванчика.
( Иллюстрация одуванчика со стрелочками к частям растения: корень, стебель, лист, цветок, плод – парашютик).
Задание №2.
Дополни предложение подходящим по смыслу словом.
Растение – это живой организм, потому что_____________________
_________________________________________________.
Проверка: нескольких пар. Обсудить, кто задания выполнил правильно.
III. Мотивация.
Отгадайте, загадку.
Лежало на свету,
Бросилось в темноту,
Да и там покоя нет:
Как бы вырваться на свет.
( Семя)
- Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?
- Сегодня, мы отправимся с вами, ребята, в научную лабораторию, чтобы узнать новое о семени. Мы будем сегодня исследователями – учёными.( Звучит мелодия. Ребята закрывают глаза, а когда их открывают, видят учителя в белом халате, в очках).( Слайд ««Лаборатория учёного».
- Приветствую вас и приглашаю в лабораторию профессора Светозарова. (Слайд « Профессор Светозаров »).
IV. Проблема
- Сейчас нам предстоит выяснить и ответить на следующие
вопросы:
- Какова дальнейшая судьба семени?
- Из чего состоит семя?
- Что нужно семенам для прорастания?
( Выдвижение своих собственных мнений обучающими по вопросам).
- Как проверить верность ваших предположений?( Провести наблюдения, исследовать семя, провести опыт).
V. Составление плана деятельности.(Составление совместно с детьми).
- Узнать, из чего состоит семя.
Рассмотреть семя снаружи и изнутри.
- Исследовать, что нужно семени для прорастания.
- Посадить семя в почву. Вести дальнейшее наблюдение за семенем.
VI. Решение проблемы.
Практическая работа.
1.Работа в группах.
Карточка с заданиями для группы
- Рассмотрите семя гороха.
- Чем покрыто семя?
- Для чего нужна кожура?
- Что находится за кожурой?
- Как называются эти части семени, посмотри и прочитай в учебнике на с.81.
- Какие бывают растения по количеству семядолей? Прочитайте в учебнике.
- Все части строения семени подпишите в тетради.
Проверка работы: выступление групп.( Слайд « Строение семени»).
Физкультминутка « Вот мы деревце сажали».
Вот мы деревце сажали,
Семя в землю зарывали.
(Выпрямиться, потопать ногами и присесть.)
Вырос тоненький росток,
(Встать, потянуться(проверить осанку).)
Он и строен, и высок,
(Руки в стороны.)
И другие распустились,
Дружно так зашевелились.
(Пальцы в стороны и пошевелить ими).
Налетел весёлый ветер
И раскачивает ветки.
(Поочерёдные взмахи руками вверх- вниз.)
2.Работа в группах.
Задание
Нежареное семечко подсолнечника положите на картон. Надавите на него. Что вы заметили?(Ответы детей: остались жирные пятна).
Вывод: в семени есть растительные жиры.
3.Опыт №1.(Демонстрирует учитель).
В полотняную салфетку положить немного муки. (Мука –это молотые семена пшеницы). Опустить в стакан с водой. Проверим, что произошло внутри салфетки. Разворачиваем салфетку. Что осталось в салфетке?
Вывод: в салфетке осталась клейковина. Это растительный белок. Значит, в семени есть растительный белок.
В помутневшую воду капнем капельку йода. Что мы наблюдаем? Вода окрасилась в синий цвет. Синий цвет говорит нам о наличие крахмала.
Вывод: в семени есть крахмал.
4.Опыт №2. (Демонстрирует учитель).
В стеклянную пробирку кладём семена подсолнечника.
Прокаливаем семена в пробирке над спиртовкой.
( Сначала ребята наблюдают выделение капелек воды на стенках спиртовки).
Вывод: в семени есть вода.
Продолжая опыт, семена превращаются в золу.
Вывод: зола подтверждает наличие в семени минеральных солей. Значит, в семени есть минеральные соли.
VII. Первичное закрепление.
Итак, вернёмся к нашему плану, проверим, всё ли мы выполнили, на все ли вопросы нашли ответы.
Проверка работы по плану.
Остался третий пункт плана. Но прежде, как все исследователи – учёные запишем наши наблюдения в тетрадь.
- Работа в тетрадях.
Построим схему :( Слайд « Состав семян» появляется постепенно).
Состав семян
Вода
Минеральные соли
Крахмал
Растительный белок
Растительные жиры
- Для чего нужны эти вещества в семени? (Ответы детей: для роста растения, это питание для будущего растения).
- Переходим к посадке семян.
2.Работа в парах.( Слайд «Посадка семян» появляется постепенно).
Надо посадить семена гороха в прозрачные пластмассовые стаканчики. Так чтобы можно было наблюдать за прорастанием семян.
-Что надо сделать сначала? ( Сделать в земле углубление, ближе к краю, чтобы видеть семя и наблюдать за ним).
- Нальём в углубление воды.
- А потом?( Кладём семя и засыпаем землёй).
(После работы вытирать руки салфеткой, а после урока организовать мытьё рук.)
- Ребята, что из семени появится первым: стебель, корень, листья? ( Ребята делают свои предположения).
VIII. Домашнее задание.(Слайд « Профессор Светозаров даёт задание на дом».
Учебник стр.81 пересказ.
Наблюдение за прорастанием семени « Дальнейшая судьба семени ». Запись наблюдений в тетрадь на стр.22.
IX.Итог урока.
Подошло к концу наше исследование.
- Какие открытия мы сегодня сделали?
- Что нового вы узнали о семени?
Благодарим за сотрудничество профессора Светозарова и возвращаемся в класс. ( Звучит мелодия, ребята закрывают глаза, учитель снимает белый халат и очки).
X. Рефлексия.
Ребята делают выбор подходящей фразы:
- У меня всё получилось. Мне было легко отвечать на вопросы.
- Мне было интересно, но я работал медленно.
- Вопросы для меня оказались сложными.
Список литературы
1.Ковалько В.И. « Школа физкультминуток» 1-4 классы
« ВАКО» г.Москва 2005год.
2. Поглазова О.Т. « Окружающий мир 3 класс» методические рекомендации пособие для учителя изд. «Ассоциация XXI век» г. Смоленск 2003 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс
тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...
Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса
Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....
Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова
Презентация по окружающему миру разработан на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки" Программа "Гармония"...
Интегрированный урок математики и развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (« Окружающий мир») по программе 8 вида
интегрированный ИИнтегрированный урок по программе 8 вида для 1 класса...
Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)
Данное дидактическое пособие было создано с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также, прописаны методические реком...