Главные вкладки

    Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

    Пошелюжная Галина Ивановна

     Тема:  Обобщение по теме «Природные зоны России

     

     Тип урока: Урок-игра

     

      Цель урока: обобщить знания о природных зонах России, их особенностях и обитателях;  формировать умения определять природную зону по опорным словам, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны;  умение различать и объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей; воспитывать у учащихся чувства гордости за свою Родину и любовь к родной природе.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_po_okruzhayushchemu_miru.docx25.79 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                Технологическая карта  

     Учитель: Пошелюжная Г.И.

     Класс:  4 А

     Тема:  Обобщение по теме «Природные зоны России

     Тип урока: Урок-игра

      Цель урока: обобщить знания о природных зонах России, их особенностях и обитателях;  формировать умения определять природную зону по опорным словам, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны;  умение различать и объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей; воспитывать у учащихся чувства гордости за свою Родину и любовь к родной природе.

     Ожидаемые результаты: узнавать природную зону по опорным словам, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны; уметь объяснять особенности природных зон

     

     Метапредметные УУД:

     Познавательные УУД : умение обобщать и анализировать информацию путём наблюдения, сопоставления.

     Регулятивные УУД:  умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

     Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь работать в парах, в группе.

     

     Оборудование: карта «Природные зоны России», карточки с изображением животных, карточки с разноуровневыми заданиями, конверты с заданиями,    презентация в программе NOTEBOOK, электронное приложение к учебнику CD – диск.

     Формы и методы обучения: Формы: фронтальная, групповая, парная.

                                                         Методы: частично- поисковый.

     

                                                                                                     

    Ход урока:

    Этап урока

                Деятельность учителя

                Деятельность учащихся

    Универсальные действия

    Организация начала урока

    Представьте, что если бы сотне художников, живущих в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились совсем разные картины. На одной мы увидели бы «белую пустыню», на другой – пышный лес, на третьей – пустыню,  томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся, увидев, сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое.

    Условия для жизни организмов очень разнообразны, и в разных уголках нашей страны сложились совсем разные природные зоны.

    Приветствуют учителя.

    Настраиваются на работу.

    Личностные УУД:

    положительное отношение к уроку;

    следование в поведении моральным и этическим требованиям.

    Коммуникативные УУД:

    учебное сотрудничество с учителем

    Целепологание и мотивация

    Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Путешествие по природным зонам России». Совершая виртуальные экскурсии по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны.

    - Как вы думаете, какова будет цель нашего урока?

    -Наша задача – проверить и обобщить знания по этой теме.

    - А как вы думаете, для чего нам нужны знания о природных зонах нашей страны?

    - Обобщить и проверить знания о природных зонах

    Познавательные УУД:

    фиксация проблемы

    Личностные УУД:

    формирование мотивационной основы учебной деятельности

    Актуализация опорных знаний

    - А начнем мы наше путешествие с разминки. За каждый правильный ответ вы получаете картинку с изображением животного.

    1. Сколько природных зон на территории России?

    2. Самая северная природная зона.

    3. Самая большая природная зона по территории.

    4. Природная зона, где мы с вами живем.

    5. Как называется твердый, промерзший, не оттаивающий годами, веками и даже тысячелетиями слой земли.

    6. В каких природных зонах есть вечная мерзлота?

    7. Зона субтропиков на территории России.

    8. Самая жаркая природная зона.

    9. В каком направлении идет смена природных зон?

    10. В каких местах на территории нашей страны природные зоны изменяются вместе с высотой?

    11. Как называется эта зона?

    12. Это явление можно увидеть полярной ночью в Арктике. В небе появляется свечение, напоминающее разноцветный, переливающийся занавес.

    13. Как называется сухой ветер степей?

    14. Перечислите промежуточные природные зоны.

    15. Река, впадающая в Каспийское море.

    16. Какие горы есть на территории нашей страны?

    17. Какие горы называют «каменным поясом России»

    Отвечают на вопросы

    Показывают стрелками на интерактивной доске.

    - 6

    - Ледяная зона

    - Лесная зона

    - Зона степей

    - Вечная мерзлота

    - Арктика, тундра

    - Черноморское побережье Кавказа

    - Зона пустынь

    - С севера на юг

    - В горах

    - Области с высотной поясностью

    - Полярное сияние

    - Суховей

    - Лесотундра, лесостепь, полупустыня

    - Волга

    - Уральские, Алтай, Саяны, Кавказ

    - Уральские

    Регулятивные УУД:

    умение соотносить свои знания

    Познавательные УУД:

    умение соотносить определение и термин

    Обобщение знаний о природных зонах:

     -  о положении природных зон, особенностях неживой природы, занятиях населения;

    - о животных, населяющих природные зоны

    - о растениях природных зон

    - о национальных парках и заповедниках России

    Станция «Географическая»

    - Сейчас мы будем работать в группах.

    Каждая группа получает конверт с названием природной зоны. Внутри конверта находятся различные карточки, но только 3 из них соответствуют вашей природной зоне. Ваша задача выбрать правильные ответы, а затем 1 человек из группы рассказывает о вашей природной зоне по плану:1) положение зоны  2)климат  3) занятия населения

    Станция «Зоологическая»

    Игра «Рассели животных по природным зонам».

    - Назовите животных, которые расселены ребятами в Арктике (тундре,лесах и т. д.)

    - Что вы знаете об этих животных?

    Станция «Ботаническая»

    Узнайте растение по описанию

    1. Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах.
    2. У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят кормиться кабаны, белки,
    3. Это таежное дерево имеет не гниющую древесину, в отличие от своих сородичей полностью раздевается на зиму.  
    4. Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей.
    5. Это травянистое растение с корнем «метелочкой», узкими листьями и мягкими волосками.
    6. У этого растения твердый каменный ствол, его корни уходят глубоко в землю, ветви корявые, перекрученные, листья в виде тонких палочек, похожи на вязальные спицы.
    7. Длинный корень этого растения проникают на глубину 20 метров.

    Разноуровневые задания в парах. Взаимопроверка.

    Карточка 1.

    Соедини название растения с природной зоной, в которой оно растет.

    Ягель                                     Арктика

    Лиственница                         Лес

    Лишайник                            Тундра

    Саксаул                                 Субтропики

    Ковыль                                  Пустыни

    Инжир                                    Степь

    Карточка 2

    По особенностям растений узнайте природную зону, в которой можно встретить это растение, соедините стрелочкой.

    Корни-луковицы                           Арктика

    Длинные корни                             Тундра

    Деревья долгожители                 Субтропики

    Карликовые деревья                   Степи

    Живут на камнях                           Пустыни

    - Обменяйтесь листочками.

    Станция «Экологическая»

    Многие растения и животные занесены в Красную книгу и находятся под охраной государства. Почти в каждой природной зоне есть свой национальный парк или заповедник.

    Сообщения учащихся о заповедниках:

    1. Остров Врангеля
    2. Таймырский
    3. Черные земли
    4. Сочинский национальный парк

    Обсуждение экологических ситуаций

    1. Один из «врагов » человека – комар. Что будет, если удастся каким-либо способом избавиться от всех комаров.
    2. В одном из степных районов для борьбы с вредителями полей применялись сильнейшие ядохимикаты. Вскоре в ближайшем озере стала гибнуть рыба. Почему?

    Выбирают правильные ответы, рассказывают о природной зоне по плану

    Учащиеся прикрепляют к карте природных зон картинки с изображением животных, исправляют ошибки друг друга

    Соотносят описание растения с его названием.

    - Лишайники

    - Дуб

    - Лиственница

    - Ягель

    - Ковыль

    - Саксаул

    - Верблюжья колючка

    Выполняют задания разных уровней сложности. Обмениваются карточками, проверяют работу друг друга.

    Использование интерактивной доски.

    Использование интерактивной доски.

    Заранее подготовленные ученики рассказывают о заповедниках, расположенных в разных природных зонах.

    Обсуждают экологические ситуации

    Познавательные УУД:

    умение работать с информацией и обмениваться ею;

    умение сравнивать, сопоставлять, обобщать

    Регулятивные УУД:

    умение контролировать свою деятельность

    Коммуникативные УУД:

    сотрудничество со сверстниками;

    осознанно строят речевые высказывания

    Личностные УУД:

    осознание ответственности за общее дело

    Познавательные УУД:

    умение соотносить определение и термин;

    умение сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы

    Регулятивные УУД:

    исследуют условия учебной задачи;

    анализируют собственную работу и работу соседа;

    умение контролировать свою деятельность.

    Коммуникативные УУД:

    сотрудничество с учителем и со сверстниками.

    Личностные УУД:

    проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;

    проявление самостоятельности

    Познавательные УУД:

    умение работать с информацией и обмениваться ею

    Коммуникативные УУД:

    аргументация своего мнения;

    умение слушать оппонента

    Личностные УУД:

    следование в деятельности нормам эстетики

    Подведение итогов урока и рефлексия

    - Какие цели мы ставили в начале урока?

    - Мы их достигли?

    - На какой из станций вам было особенно интересно?

    - Что не удалось?

    - Что не получилось?

    Домашнее задание

    Подготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников

    Соотносят цель и результаты.

    Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

    Регулятивные УУД:

    оценка своей деятельности на уроке

    Личностные УУД:

    самооценка


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока по окружающему миру, 2 класс. Тема урока «Птицы»+ презентация

    УМК: « Перспективная начальная школа»Класс: 2 классПредмет: Окружающий мирТема урока: Птицы.Тип урока: Урок изучения нового материалаЦель: Знакомство с птицами, как представителями животного мира....

    Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс

    Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе по программе "Гармония" на тему: "Россия на географической   карте. Крупнейшие горы,   равнины, реки   и...

    Технологическая карта урока по окружающему миру. 1 класс Тема урока: «Наступление Осени»

    Задачи урока : Систематизировать знания об изменениях в неживой и живой природе осенью; актуализация понятий: явления природы, осадки, облачность температура; формирование понятийного...

    Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

    Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

    технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : "Человеческие расы"

    Тема урока: «Человеческие расы.»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мельниковой.Задачи: Формировать...

    Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : " Нет в России семьи такой..."

    Предмет: окружающий мирКласс: 4Тема урока: «Нет в России семьи такой…»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мел...

    Технологическая карта урока по окружающему миру, 4 класс, УМК "Школа 2100, "Горные породы"

    Технологическая карта урока окружающего мираТип урока: открытие новых знанийТема: "Горные породы и минералы"Цель: Формирование понятия горных породах и его свойствахЗадачи: Образовательные:·...