Конспект урока "Преобразования Петра Великого", 3 кл, УМК "Школа 2100"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Эргерт Анастасия Валерьевна

Цель урока: Ознакомить учеников с переломным моментом в истории нашего государства – становлением России как империи, сопровождающимся коренными преобразованиями во всех сферах жизни общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5._pyotr_velikiy.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этап

Время

Содержание

Деятельность учителя

Методы, приёмы

Деятельность учащихся

УУД

1.Организация начала занятия

1 мин

-Здравствуйте, ребята!

-Присаживайтесь!

Проверяет готовность к уроку

Организуют рабочее место

Регулятивные:

Умение настроиться на работу

2.Проверка выполнения домашнего задания.

3.Подготовка к основному этапу занятия

4.Усвоение новых знаний и способов действий

Физминутка

5.Первичная

проверка понимания.

6. Обобщение и систематизация знаний.

7.Контроль и самопроверка знаний.

8.Подведение итогов занятия

9. Рефлексия

10.Информация о домашнем задании

1 мин

2 мин

10 мин

1 мин

8 мин

6

мин

5 мин

2 мин

2 мин

Возникли ли у вас вопросы по домашнему заданию? Кто готов отвечать, выходим к доске.

– Знаете ли вы, какой город изображён на этих открытках? Кто из вас бывал в нём? Чем вам запомнился этот город? Знаете ли вы, как давно он был построен? (Ответы учеников.)

Россия владела устьем реки Невы 800 лет. Всё это время здесь было только болото, городов не было.

На доске появляется запись:

До начала XVIII века в устье Невы были дремучие леса и непроходимые болота.

– Но в начале XVIII века за несколько лет в устье Невы возникает Санкт-Петербург – город-порт, новая столица России.

На доске появляется запись:

В начале XVIII века в устье Невы возникает город Санкт-Петербург.

– Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (До XVIII века города не было, а потом он вдруг возник!)

– Какой возникает вопрос?

Проблема урока записывается на доску. 

К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.

3

– Ребята, представьте, что вдруг столицей России станет не Москва, а другой город, например наш. Как вы думаете, это серьёзное событие для государства? (Конечно!) Такое событие может произойти просто так, без значимой причины? (Нет.) А вот при царе Петре Первом, в начале XVIII века, такое событие произошло! Будем искать причины! Давайте посмотрим на реку времени Российской истории на с. 26–27. Что вы видите на рубеже XVII–XVIII веков? (Река ударяется о камень «Преобразования Петра I» и круто меняет своё направление. Начинается новый этап истории государства – Российская империя.)

– Верно. Одно из таких преобразований вы уже знаете – возведение новой столицы России. Но мы так и не знаем, зачем царь Пётр это сделал. Посмотрите на карту России XVI–XVII веков (с. 53). К каким морям имела выход Россия в XVI–XVII веках? (Ответы детей.) Река Нева впадает в Балтийское море. Как вы думаете, зачем Петру I понадобилась новая крепость в устье Невы? Что послужило причиной других преобразований? (Наверное, чтобы завоевать выход к Балтийскому морю?)

От проблемы урока провести стрелки, под которыми записать вопросы плана исследования:

– Зачем были нужны преобразования?

– Какие преобразования проведены?

– Был ли завоеван выход к Балтийскому морю?

Возможно, возникнут и другие вопросы, их тоже можно записать. По мере того как ученики будут находить на них ответы, можно стирать знаки вопроса и ключевыми словами записывать основные выводы.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какое умение формировали?

Работа в учебнике.

1. Укрепление Российского государства.

Для того чтобы понять, для чего во всех сферах жизни страны понадобились резкие и глубокие изменения, необходимо сначала выяснить, что представляла собой Россия к концу XVII века. Под первым вопросом плана (зачем были нужны преобразования?) можно записать: чтобы догнать другие страны.

– Найдите в тексте (с. 67), какие преобразования были проведены? (Можно предложить ученикам поработать в группах по распечатанным текстам из детских энциклопедий. Цель работы – понять, в каких сферах жизни общества были проведены реформы.)

– В результате реформ государство окрепло? (Да.) Хотели бы вы жить в России времён Петра I? (!!! Вопрос провокационный, ответы будут разные. Сделать акцент на положительных ответах.)

– Рассмотрите рисунки на с. 67 – Петровские реформы. Как царь Пётр проводил реформы?

Так, например, к первой картинке (люди, насильно забранные в солдаты) можно поставить такие вопросы: «Кем мог быть человек, которому вручают мундир, до того, как его забрали в солдаты? С кем он мог расстаться, когда его забирали на службу?»

К СВЕДЕНИЮ УЧИТЕЛЯ

При Петре служба солдат была фактически пожизненной, и человек, которого отрывали от семьи, мог вернуться в неё только инвалидом. Крестьяне и горожане, согнанные на заводы и строительства, были приписаны к ним и не могли их покинуть.

– Что вы скажете теперь, хотели бы вы жить в России Петра I? (Скорее всего, будет больше отрицательных ответов.) Почему?

2. Выход России к морю.

– Вспомните свои версии: для чего Пётр I приказал построить флот и укрепить армию?

– Какому государству принадлежали земли, интересующие Петра I? Чем закончилась война?

Помимо текста используется иллюстрация на с. 68, где показаны некоторые события Северной войны. Иллюстрации носят сопроводительный характер, расширяют сведения по Петровской эпохе. Важно, чтобы ученики рассмотрели и описали словами флаги России – флаг торговых кораблей (фактически ставший национально-государственным) и военно-морской. 

Можно задать вопрос: «Какие важнейшие события войны со Швецией изображены на этих иллюстрациях?»

Как вы думаете, за что подданные называли своего царя Петра I «Отцом Отечества»?

Выслушиваются предположения детей, повторяется вывод предыдущего фрагмента урока.

– Опираясь на выделенный жирным шрифтом текст, найдите на с. 69, как изменилось название Российского государства после победы над Швецией. (Российская империя.)

 

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

Работа в группах.

– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы?)

– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что Пётр I переносит столицу в Санкт-Петербург, так как именно на северо-западе России во времена Петра происходят важнейшие государственные события – создание флота, завоевание выхода в Балтику, развитие торговли со странами Западной Европы.

Работа в учебнике.

 – Как ты думаешь, могли ли важные преобразования в государстве проходить легко для народа?

Работа в рабочей тетради.

Выполнение задания № 1, 2 Н (самостоятельно), задание № 1, 2 П (работа в парах).

– Что нового узнали?

– Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?

Обязательное задание для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 13, выбрав из тех, которые не были выполнены в классе. Учитель может предложить желающим ученикам прочитать тему целиком, а также выбрать творческое задание:

 1. Объясни фразу «Санкт-Петербург – морские ворота России».

 2. Представь, что ты участвуешь в строительстве петровского флота, в создании нового города – Санкт-Петербурга, сражаешься со шведскими войсками (на выбор). Опиши свои впечатления с точки зрения простого ремесленника, солдата, матроса в виде письма к родным.

3. Найди изображение герба Санкт-Петербурга. Что он символизирует?

Формулирует задание

Учитель показывает открытки с видами Санкт-Петербурга.

Выдвигает проблему

Озвучивает тему и цель урока

Преподносит новый материал

Задает вопросы

Рассказывает материал темы

Цель работы по этим иллюстрациям – расширение образных представлений детей о значении реформ Петра I для жизни простых людей, предоставление сведений, необходимых для осознания цены реформ.

Осуществляет индивидуальный контроль

Работа с понятием

Учитель должен постараться, чтобы после работы по этому фрагменту урока у учеников сформировалось представление о том, что благодаря Петру I в России произошло множество изменений: появилась новая столица государства, новые государственные символы (торговый и военно-морской флаги), укрепилось положение России на международной арене (были созданы сильные армия и флот, велась активная торговля). В Россию пришли новые времена. Около вопроса плана (был ли завоеван выход к Балтийскому морю?) можно поставить знак «+».

Подводит учащихся к выводу

Акцентирует внимание на конечных результатах

Дает комментарий к выполнению домашнего задания

Выполняют задание

Приводят примеры, высказывают свои предположения

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы?

Высказывают собственную позицию

Читают высказывание

Высказывают свои предположения

Ученики читают текст на с. 66–67 – от начала текста фрагмента «Морские ворота России» до слов «…отставать от наиболее сильных и развитых государств» – и, опираясь на него, отвечают на вопрос: «Почему Пётр I начинает преобразования в стране?»

Ученики перечисляют реформы, записываем их под вторым вопросом плана.

Сравнивают

Анализируют

Ученики с помощью учителя приходят к выводу, что реформы были проведены за счет тяжёлого, изнурительного труда тысяч простых русских людей.

Ученики вспоминают свои предположения, проверка версий осуществляется по тексту на с. 68.

Читают текст

Анализируют прочитанное

Высказывают своё мнение

Читают текс

Выполняют практическое задание; сравнивают.

Высказывают своё мнение

Осуществляют  самопроверку

Осуществляют

Самопроверку

Высказывают свои предположения

Формулируют конечный результат

П: На основе анализа объектов делать выводы.

Р: Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

К: Оформлять свои мысли в устной форме.

Л: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П: Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

П: На основе анализа объектов делать выводы.

П: Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

К: Оформлять свои мысли в устной форме.

Л: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельност

Школа: МОУ «Тимирязевская» СОШ                                                                Учитель: Иванова Л.П

Класс:3б                                                                                                        Методист: Мухина И.Г

                                                                                                                 Выполнила: Кириллова А.

РАЗДЕЛ III. ВРЕМЕНА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. XVIII – начало XX ВЕКА.

Тема: «ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО» (Школа 2100» )

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: Ознакомить учеников с переломным моментом в истории нашего государства – становлением России как империи, сопровождающимся коренными преобразованиями во всех сферах жизни общества.

Задачи:

Личностные: 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Предметные: 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации, презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 3 классе по ОС «Школа 2100» по теме: "Петр Великий"

Развитие познавательной деятельности учащихся...

открытый урок по окружающему миру в 3 классе "Петр Великий" по программе "Школа 2100"

открытый урок по окружающему миру в 3 классе  "Петр Великий" по программе "Школа 2100"...

Конспект урока "Петр Великий и его реформы. Санкт-Петербург"

Ознакомление с личностью Петра Великого и достопримечательностями Санкт-Петербурга....

Конспект урока "Петр Великий"

Жизнь  и дела Петра Великого...

Технологическая карта урока по Окружающему миру на тему " Петр Великий ." 3 класс , Школа 2100

Урок на тему " Петр Великий "Цели урока-Сформировать представление о Петре 1 - первом императоре-формировать повышение интереса обучающихся к истории страны-...

Конспект урока "Петр Великий"

Урок изучения нового материала с использованием приемов технологии развития критического мышления (ТРКМ). Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) используется на разных этапах урока как средст...