Из книжной сокровищницы Древней Руси
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Худякова Ирина Андреевна

         

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_knizhnoy_sokrovishchnitsy_drevney_rusi.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тема урока: Из книжной сокровищницы Древней Руси

Цели урока: формировать представление о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси.

Планируемые результаты:

Предметные: 

- сформируют представление о возникновении славянской азбуки, истории появления письменности на Руси;

- познакомятся с историческими книгами, летописями.

Личностные: 

- продолжат развивать речь, умения наблюдать и сравнивать.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник – Окружающий мир 4 класс, 2 часть, А. А. Плешаков. Школа России. «Просвещение» 2013, презентация.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

Учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

I.Организационный момент.
Словесный: слово учителя

II.Актуализация знаний

Словесный: устные решения

Доброе утро. Пожалуйста, садитесь.

Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, пенал.

 Опрос учащихся по заданному на дом материалу

– Сейчас мы проверим с вами, что вы узнали о городах 10–11 веков Киеве и Новгороде.

1. Индивидуальная работа по карточкам. (4 человека работают с карточками)

Карточка 1. Расскажите, что такое кремль.

 Карточка 2. Что вам известно о занятиях новгородцев?

Карточка 3. Какие великолепные сооружения украшали Древний Киев?

Карточка 4. В чем важность открытия берестяных грамот?

2. Фронтальная работа. Ответы на вопросы.

1. Первые древнерусские города  представляли собой поселки-… . (крепости)

2. Как назывался стольный град великих князей? (Киев)

3. Какое слово произошло от слов «городить, огораживать»? (Город)

4. У какого озера стоит город Новгород? (Ильмень)

5. Центр древнерусского города назывался… (Кремль)

6. На берегах какой реки расположился Великий Новгород? (Волхов)

7. Как назывались заостренные палочки для письма на бересте? (Писало)

8. Богатый торговец, владелец торгового предприятия. (Купец)

9. Березовая кора, которую использовали для письма. (Береста)

3. Ответы учеников по заданиям карточек

Приветствовать учителя

Проверять готовность к уроку
Садиться на места

Слушать

Анализировать

Решать

Отвечать на вопросы

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Коммуникативные: участвовать  в учебном диалоге.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

III.Постановка и решение  учебной задачи 
Словесный: ответы на вопросы.

Практический: выполнение задания.

Откройте учебник на с. 56, прочитайте тему нашего урока.

Тема урока: «Из книжной сокровищницы Древней Руси» (слайд 1).

– На прошлом уроке мы узнали, что в Новгороде были найдены берестяные грамоты. Люди умели писать и читать. Каковы цели этого урока, вы определите, восстановив предложения.

(Слайд 2, 3):

А) письменность Кто Руси славянскую на создал?

 Б) на чем Руси На писали и чём?

– Наша с вами задача найти ответы на поставленные вопросы.

– Ребята, а знаете ли вы, что книги появились очень давно. Первые книги стоили очень дорого и обращались с ними как с произведением искусства. Впрочем, давайте начнем по порядку. (Слайд 4,5,6)

Кто создал на Руси славянскую письменность?

1) Возникновение славянской письменности

Ответ на первый вопрос вы найдете, прочитав текст (слайд 7,8).

Однажды Византийский император пригласил ученого-монаха Кирилла и сказал ему:

«Обратились ко мне славяне с просьбой, прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа». Кирилл ответил ему: «Хотя я болен, я рад пойти туда, только если они имеют буквы для своего языка».

– Чем отличаются буквы и звуки? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим.)

Оказывается, букв, приспособленных обозначать славянскую речь на письме, тогда еще не было. Хотя славяне уже пытались записывать свою речь при помощи специальных знаков.

Кирилл, зная греческий и один из славянских языков, создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита. В работе над ней ему помогал старший брат Мефодий. Назвали ее в честь Кирилла – Кириллицей.

– Кто и с какой просьбой обратился к Византийскому императору? (прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа»)

– Кто создал первую славянскую азбуку? (Кирилл создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита.)

– Кто помогал Кириллу в работе над азбукой? (Старший брат Мефодий)

2) Знакомство с двумя вариантами славянской азбуки. Сообщение учителя.

Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица. (Слайд 9).

– Объясните, почему алфавит в Древней Руси называли азбукой? (По названию первых букв).

Эта азбука называлась глаголица. (Слайд 10-11).

Известно, что слово глагол переводится как «слово», «речь».

С помощью глаголицы можно было записать устную речь.

В настоящее время мы пользуемся другой азбукой – кириллицей. Она была создана Кириллом в 863 году. Он перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтырь. (Слайд 12).

– К какому веку относится 863 год?

В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая Лампада – знак вечной памяти. (Слайд 12).

Физминутка.

Размышлять над темой урока и учебной деятельностью

Анализировать

Отвечать на вопросы

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные: 

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные: самостоятельно определять тему, круг задач, отвечать на вопросы

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

IV.Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: диалог

Практический: самостоятельная работа

3) На чём и чем писали в Древней Руси? Рассказ учителя.

В Древней Руси создавались летописи.

– Что такое летопись? Летопись – описание событий по годам. (Славянское слово «лето» – переводится «год»).

Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении года ничего не произошло, то летописец записывал: «В лето … не бысть ничего», «В лето … бысть тишина» (Слайд 14).

В конце 11 века – начале 12 века в Киево-Печорском монастыре жил монах Нестор, который создал первую русскую летопись – «Повесть временных лет». (Слайд 15).

О содержании своего труда сам Нестор писал так:

«Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть»

– Как вы думаете, о чём хотел сказать Нестор? (перевод: «Каково начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как образовалось Русское государство»?) (Слайд 16).

Летопись писали от руки, гусиным пером, тщательно выписывались буквы, заставки. Художник оформлял книгу: рисовал заглавные буквы, орнамент. Работа эта была очень кропотливой и долгой.

Над летописью работал еще один мастер, а чем он занимался, вы узнаете, прочитав текс учебника на с. 56 – 57.

4) Самостоятельная работа с учебником (стр. 56–57). (Слайд 17).

– Сейчас вы сами прочитайте статью в учебнике на стр. 56–57.

Ученики отвечают на вопросы по тексту:

Кто трудился над созданием книги в Древней Руси? (Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики)

Какие чернила использовали для письма? (Черные или коричневые)

Что такое киноварь? (Краска оранжево-красного цвета)

Какого цвета краска охра? (Краска желтого цвета)

Какими были книги в Древней Руси?

Отвечать на вопросы

Анализировать

Выполнять задание

Анализировать

Коммуникативные: участвовать  в учебном диалоге.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

V.Закрепление изученного материала

Словесный: беседа

Блиц – опрос (соревнование между рядами).

(Проверка усвоения изученного материала) (Слайд 18).

Кто создал славянскую письменность? (Кирилл и Мефодий)

Как называлась первая славянская азбука? (Глаголица)

Как называется азбука, которой мы пользуемся до сих пор? (Кириллица)

В каком году была создана кириллица? (В 863 году)

Что такое летопись? (Летопись – писание событий по годам)

Где и кем велись летописи? (Монахами в монастырях)

Как звали монаха, который написал «Повесть временных лет»? (Нестор)

На чем писали в Древней Руси? (На бересте и пергаменте)

Что такое пергамент? (Писчий материал из телячьей кожи)

Почему его ценили? (На пергаменте можно было писать с обеих сторон листа, а кроме того, его можно было использовать повторно)

Что такое береста? (Кора березы)

Чем писали в Древней Руси? (Перьями и писалами)

Каким способом написания на бересте пользовались? (Выдавливали и

 выцарапывали буквы)

Кто трудился над созданием летописи? (Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками  и  переплетчики)

Какие чернила использовали для письма? (Черные или коричневые)

 Каким цветом украшали летописи?  (киноварь - (Краска оранжево-красного цвета)

И   Охра? (Краска желтого цвета)

Когда в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры? (В 1992 году)

Выполнять задание

Анализировать

Отвечать на вопросы

П: строить речевое высказывание

П: строить рассуждения

П.- формулировать проблему, и как он ее будет решать, т.е. создавать собственные способы решения

П: осмысленно читать

М: высказываться, обосновывать свою точку зрения, ориентироваться  в своей системе знаний.

VI.Домашнее задание

1. Текст наизусть на стр. 55–58, проверить свои знания по вопросам параграфа «Проверь себя!»

2. Попробовать изобразить страницу рукописной книги, используя те же приемы, что и древнерусские мастера (С 19 №3 – рабочая тетрадь).

Записывать домашнее задание

VII.Итог урока. VIII.Рефлексия.

Итог урока

– Давайте вспомним, на какие вопросы мы должны были получить ответы во время урока.

– Прочитайте предложения, вставляя пропущенные слова, на основе знаний, полученных на уроке. (Слайд 19)

Славянскую письменность создали X и Y.

 (Славянскую письменность создали Кирилл и Мефодий)

На Руси писали на «?» и «?», используя для этого «?» и «?».

 (На Руси писали на бересте и пергаменте, используя для этого писало и перья).

Словесная оценка детьми своей работы (рефлексия).

– Понравился ли вам урок? Что интересного, что нового вы узнали?

Подводить итог урока

Отвечать на вопросы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира, 4 класс "Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени. Из книжной сокровищницы Древней Руси."

Главной целью урока было познакомить  с историей появления письменности, создания первых книг, с первопечатником Иваном Федоровым, расширять представления учащихся об источнике знаний – книге. Исполдь...

Урок окружающего мира. 4 класс Тема « Из книжной сокровищницы Древней Руси

Урок окружающего мира в 4 классе по теме:« Из  книжной сокровищницы  Древней Руси » знакомит учащихся с возникновением письменности на Руси, создателями старославянской азбуки, расскрывает з...

Разработка урока "Из книжной сокровищницы Древней Руси" (предметная область "Окружающий мир", 4 класс)

Учитель на уроке подводит  учащихся к пониманию необходимости возникновения  образования в Древней Руси, открытия первых школ для детей; формирует  представления о возникновении славянс...

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Урок окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России"...

Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси» (4 класс)

Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру 4 класс «Из книжной сокровищницы Древней Руси». (Программа "Школа России".)Цель: - формировать представление о возникновении сла...

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Урок окружающего мира в 4 классе по учебнику Плешакова А.А....

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

Урок по окружающему миру в 4 классе....