Главные вкладки

    Урок окружающего мира в 4 классе Мы граждане
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

    Великанова Елена Васильевна

    Конспект урока

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse_my_grazhdane.doc66.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МЫ – ГРАЖДАНЕ РОССИИ

    Цели:

    1. Формулировать у учащихся представления о том, что значит быть гражданином.

    2. Познакомить учащихся с работой главы государства, Федерального собрания.

    3. Развивать устную речь.

    4. Воспитывать патриотизм.

    О б о р у д о в а н и е: портрет Президента России В. В. Путина, иллюстрации с изображением символов России, фотографии зданий Государственной Думы, Правительства России.

    Ход урока

    I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

    1. Организационный момент

    Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли на урок.

    - Кто пришёл на занятие с хорошим настроением, я прошу улыбнуться.

    - Кому нравиться общаться с одноклассниками, я прошу поднять руку.

    -Если вы не любите конфликтовать, хлопните в ладоши.

    - Если стараетесь уважительно относиться к людям, пожмите руку друг другу.

    Думаю, что теперь можно начать работу.

    Итак, у нас урок окружающего мира.

    1. Повторение и закрепление изученного.

    Человек без Родины , что соловей без песни.

    Одна у человека мать, одна у него и Родина.

    Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

    - Почему наш урок мы начали с пословиц?

    Прежде чем продолжить узнавать новое,   проверим  домашнее задание в форме  графического диктанта. Если высказывание верное, то вы ставят знак «+», если высказывание неверное, то – знак «–».

    1. Название нашей страны – Российская Федерация.

    2. Слово «федерация» в переводе с латинского языка обозначает «семья».

    3. На территории России живет 160 народов.

    4. Основной закон страны – Конституция.

    5. В переводе с латинского слово «конституция» означает «закон».

    6. Всеобщая Декларация прав человека была принята 10 декабря 1948 года на общем собрании ООН.

    7. В переводе с латинского слово «декларация» означает «объявление».

    8. С первого дня жизни ребенка государство берет его под защиту.

    9. О детях-сиротах заботится государство.

    10. Конвенция о правах ребенка была принята 2 ноября 1989 года ООН.

    11. До 17 лет человек считается ребенком.

    12. В переводе с латинского слово «конвенция» означает «соглашение».

    О т в е т ы: +, –, +, +, –, +, –, +, +, –, –, +.

    Учащиеся сдают работы на проверку.

    - А сейчас мы будем работать в группах. Помните, что каждого надо уметь выслушать, потому что в группах должны соблюдаться равные права. Каждая группа получает карточку с заданием, работают 1 минуту, обсуждают, а затем один представитель от группы отвечает.

     РАБОТА В ГРУППАХ ( по 4 человека)

    Карточки с заданиями:

    1. 1 группа

    - Прочитайте отрывок из сказки и определите, какое право нарушает сказочный герой:

    «Ведьма решила погубить братца Иванушку и сестрицу Алёнушку» (угроза здоровью)

    1. 2 группа

    - Каким правом решили воспользоваться дети?

    «Злая старуха выкрала детей из колыбельки. Когда они выросли, собрались искать своих родителей» ( жить и воспитываться в семье)

    1. 3 группа

        - Каким правом могут воспользоваться животные?

    «Приходи ко мне лечиться

    И корова, и волчица.

    И жучок, и паучок,

     И  медведица»  (Право получить помощь врача)

    1. 4 группа

    -О каком праве идёт речь в следующих строчках:

    «Все работы хороши, выбирай на вкус» ( право на труд)

    1. 5 группа

    - Каким правом воспользовалась золушка, когда решила пойти на бал

     ( право на отдых)

    1. 6 группа

    - Каким правом могут воспользоваться насекомые?

    « Господин учитель ЖУК

    Основал для насекомых

    Школу чтенья и наук.» (право на образование)

    III. Работа над новым материалом.

    Учитель. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король…» Вы, ребята, помните, что многие сказки начинаются именно так. В давние времена почти всеми странами правили царь или король, власть которых передавалась по наследству. И были они либо добрыми, либо жестокими и неумными. Пришло время, и народы многих стран решили отказаться от такой формы правления, свергли монархию (монархия – власть единоличного правителя) и стали избирать правительство сами.

    Учитель. У каждого из нас есть дом, семья. Для своих родителей вы являетесь детьми. У многих из вас есть бабушки и дедушки. Для них вы – внуки.

    Но у всех у нас есть один общий дом. Как вы думаете, как он называется?

    Ученики. Это наша страна – Россия.

    Учитель. Само слово «Россия» переливается росинкой на синей от тумана траве. Россия  – необъятна в своем неповторимом величии и красоте. Россия – доброта и сила, былинное мужество, неутомимое трудолюбие далеких предков и героических современников, непобедимость народных витязей на поле Куликовом и под Бородином, под Курском и Сталинградом.

    Раз мы живём в России, значит мы  кто? (Граждане России)

    - Как вы думаете какова будет тема сегодняшнего урока?   (МЫ граждане России).

    - О чём мы сегодня будем говорить? (О правах и обязанностях граждан, о том кто правит государством)

    -Мы все являемся гражданами России.

    -Что же значит быть гражданином? (Граждане должны исполнять законы, они имеют права).

    - Какие права имеют граждане нашей страны?

    - А какие права вы еще имеете?

    - Узнаем подробнее об этом из текста на странице 164-165 учебника.

    - О каких новых правах вы узнали?

    - А какие у гражданина есть обязанности?

    - Выясним, что относим к правам, а что к  обязанностям, выполнив задание 3 на странице 61.

    Что из перечисленного относится к правам?

    - Что из перечисленного относится к обязанностям?

    Учитель. Послушайте стихотворение и скажите, о каких правах граждан в нем говорится.

    Читает заранее подготовленный ученик.

    Мать с отцом голосовали,

    Старший брат голосовал,

    Я один остался дома.

    – Ты еще, – сказали, – мал.

    Это все-таки обидно:

    Все – на выборах, я – нет,

    Разве скоро соберешь их –

    Восемнадцать полных лет?

    Вот уйду я плавать в море,

    А когда вернусь назад,

    Будут славным капитаном

    Все гордиться, даже брат!

    И однажды, утром рано,

    Скажут мне отец и мать:

    – Надевай парадный китель

    И пойдем голосовать.

                            В. Лукс     (Наши родители имеют право голосовать).

    - Верно. Граждане России имеют право участвовать в управлении страной. Они ходят на выборы. Кого же они выбирают?( Президента республики, страны, депутатов, мэра, губернатора).

    - А вы можете пойти на выборы и голосовать за какую-нибудь кандидатуру? С какого возраста вы сможете голосовать?( С 18 лет).

    - Как сказать одним словом: «Глава республиканского государства, который избирается путем голосования граждан»? ( Президент.)

    - Кто является нашим президентом?( Владимир Владимирович Путин).

    Что нового вы узнали из текста?

    - А что такое Правительство России? (Это высший орган исполнительной власти. Возглавляется главой государства – президентом.)

    Я, ты ,он, она

    Вместе целая страна.

    Вместе дружная семья.

    В слове МЫ - сто тысяч Я.

    Учитель. Прочитайте текст на с. 164–166 учебника. Как работает Президент? Как вступают в силу новые законы?

    Учащиеся после чтения текста отвечают на вопросы. С помощью учителя учащиеся составляют на доске схему «Новые законы».

    Выполним задание № 2 на странице 61в рабочей тетради.

    IV. Закрепление изученного.

    Учитель. Послушайте стихотворение и скажите: откуда начинается Россия?

                    Откуда начинается Россия?

                    С Курил? С Камчатки? Или с Командор?

                    Россия начинается с пристрастья

                    к труду,

                    к терпенью,

                    к правде,

                    к доброте.

                    Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

                    Она горит и светит в темноте.

                    Отсюда все дела ее большие,

                    Ее неповторимая судьба.

                    И если ты причастен к ней – Россия

                    Не с гор берет начало, а с тебя!

                            Виктор Боков

    ( Россия начинается со своих граждан).

    -  А что значит быть гражданином? (Гражданин исполняет законы государства, имеет право на поддержку и защиту государства, а также на управление страной).

    -  Кого выбирают граждане России?( Президента, депутатов, мэра, губернатора).

    Когда вы получите право быть избранным на государственный пост?( После 18 лет).

    -  Кто является главой государства? Чем он занимается? (Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики).

    - Когда был избран Президентом РФ В. В. Путин? (В 2012 году).

    -  Когда вступает в силу новый закон? (Дума принимает закон, Совет Федерации одобряет или отклоняет его. Если закон одобрен, он направляется на рассмотрение Президенту. Как только Президент его подписывает, закон вступает в силу.)

    - Кто решает важные вопросы жизни страны? (Правительство РФ.)

    1. Рефлексия

    - Перед вами лежат смайлики, но нет личика. Вам необходимо нарисовать лицо. Если вы поработали на  «отлично»- нарисуйте улыбку,

    Если вы знаете, что можете активнее работать, то улыбка должна быть нарисована вниз.

    Если большее время вы молчали, то «ровная» улыбка.

    Все хорошо поработали.

    Домашнее задание  

    1. Учебник стр. 164-167 читать;
    2. Ваш класс это тоже маленькое государство, чтобы жить в нём было интересно и хорошо, разработайте дома «Права и обязанности учеников вашего класса»

    1 группа

    - Прочитайте отрывок из сказки и определите, какое право нарушает сказочный герой:

    «Ведьма решила погубить братца Иванушку и сестрицу Алёнушку» (____________________)

    2 группа

    - Каким правом решили воспользоваться дети?

    «Злая старуха выкрала детей из колыбельки. Когда они выросли, собрались искать своих родителей» ( право ____________________________)

    3 группа

        - Каким правом могут воспользоваться животные?

    «Приходи ко мне лечиться

    И корова, и волчица.

    И жучок, и паучок,

     И  медведица»  (Право ___________________________)

    4 группа

    -О каком праве идёт речь в следующих строчках:

    «Все работы хороши, выбирай на вкус» ( право на __________________)

    5 группа

    - Каким правом воспользовалась золушка, когда решила пойти на бал

     ( право на отдых)

    6 группа

    - Каким правом могут воспользоваться насекомые?

    « Господин учитель ЖУК

    Основал для насекомых

    Школу чтенья и наук.» (право на _______________________________)

    Новый закон

    Государственная дума

    Совет Федерации

    Президент

    вступает в силу


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира в 4 классе "Мир глазами астронома. Вселенная Солнце"

    Цель урока: познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную, - астрономией. На урока формируется представление о Вселенной, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к на...

    Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Мир крестьянской избы. Жизнь крестьян".

    Урок -экскурсия  проведён в школьном музее с использованием ИКТ....

    Урок окружающего мира в 4 классе по программе А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» Тема: «Лес и человек» учитель: Прокофьева Марина Дмитриевна

    Конспект урока с презентацией по предмету "Мир вокруг нас" Цели: Воспитательные:Научить детей бережному отношению к лесу.Продолжать формирование умения учащихся видеть красоту родной природы.Разв...

    УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ «Арктическая зона пустынь» «Школа России» А.А. Плешаков Окружающий мир (возраст 11-12 лет)

    Цель урока:  познакомить обучающихся с природой Арктики.Задачи урока:Образовательная:-       сформировать  у учащихся представление о природной зоне арктических...

    Урок окружающего мира в 4 классе "Путешествие в мир клеток" Перспективная начальная школа

    Урок построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. В основу урока положен адаптированный для начальной школы "кейс-метод"....

    Сценарий урока окружающего мира в 4 классе по теме "Наука и техника в 19-20 в." 4 класс "Планета Знаний"

    4 класс "Планета Знаний"  технологическая карта урока "Наука и техникав 19-20 в."...