Использование педагогических технологий на уроках окружающего мира с целью формирования экологической культуры младших школьников
материал по окружающему миру (2 класс) на тему

Иванова Елизавета Петровна

Рассматриваются педагогические технологии на уроках окружающего мира, используемые для формирования экологической культуры младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на РМО

 учителя начальных классов

 МБОУ СШ №2 г. Сычевки

 Ивановой Елизаветы Петровны

по теме:

«Использование педагогических технологий на уроках

окружающего мира с целью формирования экологической культуры младших школьников»

октябрь 2017

В соответствии с новыми требованиями  ФГОС программа начального общего образования включает в себя программу по формированию экологической культуры младших школьников ориентированную на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

  Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды. Определяя сущность формирования экологической культуры можно выделить, во-первых, особенности этого процесса:

1) ступенчатый характер:

а) формирование экологических представлений;

        б) развитие экологического сознания и чувств;

        в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;    

        г) выработка навыков и привычек поведения в природе;

        д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;

       2) длительность;

       3) сложность;

       4) скачкообразность;

       5) активность.

        Во-вторых, огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:

 1) развитие экологического сознания;

 2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

4) воспитание устойчивой воли;

5) формирование значимых целей экологической деятельности [1, с.10].

Опираясь на структуру экологической культуры личности, мною разработаны уроки таким образом, чтобы дать детям максимальную сумму знаний о природе и сформировать познавательную активность у младших школьников для правильного материалистического понимания окружающей природы и явлений. В процессе уроков - экскурсий и виртуальных путешествий в разное время года в растительные сообщества показываю красоту, притягательную силу окружающей природы, создаю необходимые условия для формирования экологического сознания младших школьников. На уроках организую работу групп по изучению экологических проблем и научных основ их решения.

В соответствии со спецификой экопроблем на уроках избираются соответствующие методы и средства обучения для создания системы эффективного целенаправленного формирования экологической культуры младших школьников. Считаю, что на первом этапе целесообразны методы, которые актуализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности, опыт экологической деятельности, беседа и общение на основе игры (1–2 класс). Учитель обращается к фактам, цифрам, суждениям по поводу экологических проблем, которые вызывают удивление, волнение, интерес, стимулируют личное отношение к ним. На этапе формирования экологической проблемы (3–4 класс) особую роль приобретают методы, стимулирующие познавательную и самостоятельную деятельность учащихся на сборку и анализ фактов экологического характера; решение заданий, задач, связанных с выявлением противоречий во взаимодействии общества и природы; проведение учебных дискуссий, которые способствуют проявлению пристрастности и избирательности в отношении учащихся к различным сторонам экологических проблем. Решающее значение во всех этапах процесса экологического образования имеют приемы вовлечения школьников в практическую и проектно-исследовательскую деятельность по защите, уходу, улучшению окружающей среды и пропаганде экологических знаний. «В процессе такой деятельности происходит становление ответственности как черты личности»

Информационные технологии (интерактивные игры, ЭОРы, ЦОРы, тесты, презентации) дают возможность отобрать такое содержание образования, которое поможет ребёнку сохранять и воссоздавать целостную картину мира, осознавать разнообразные связи между объектами и явлениями и в то же время формирует интерес детей к тем или иным экологическим проектам, природоохранным мероприятиям.

Игровые технологии остаются ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки. Стало традицией путешествовать по «экологической тропе». Викторины — одна из форм экологического воспитания. Очень интересны детям фотовикторины и аудиовикторины («Животные Смоленской области», «Птицы нашего края», аудио: «Домашние и дикие животные», «Птицы парка» (леса, города). Комплексные игры соединяют романтику, смекалку, интеллект, спорт и непосредственное взаимодействие с природой. Поэтому такие игры пользуются большой популярностью у детей: «Шишкин лес», «Экология», «Цветочный марафон» и другие.

Большое значение для экологического обучения и воспитания имеют декады окружающего мира, экологические акции и недели. В этот период проводятся конкурсы плакатов и рисунков на тему «Земля — наш общий дом», классные часы, конкурсы «Знатоков природы», акции «Домик для птиц», «Чистый двор», «Моя улица», «Сбережём дерево», «Птичья кормушка»,экологические десанты,  игры-путешествия по станциям. В конце экологической недели проводится праздник в виде информационной игры, игры-путешествия, конференции.

Проектные технологии открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, стимулируют детскую самодеятельность, выводят педагогический процесс в окружающий мир. Метод проекта способствует актуализации знаний, умений навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста необходимо отметить, что возрастные особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком отдаленные задачи, предлагать дальние перспективы, требовать охватить несколько направлений деятельности. Огромное значение для школьников имеет целенаправленное изучение природы Смоленщины, полезных ископаемых и промыслов. Знание природы родного края дает возможность видеть и находить взаимосвязи в природе, учит правильному поведению в природе, умению её жалеть, сохранять, любить. Ежегодно в школе проводятся экологические олимпиады для младших школьников, в эту систему знаний вошли два блока: опорные экологические знания и природоохранительные знания.

Особенности организации учебного процесса в начальных классах позволяют осуществлять взаимосвязь уроков окружающего мира, информатики, чтения и русского языка, т. к. изучение материалов о жизни природы поэтами и прозаиками вызывают и стимулируют у детей интерес к наблюдениям за природными объектами и явлениями, умение анализировать и синтезировать свои впечатления с впечатлениями литераторов. Это способствует глубокому пониманию явлений природы, формированию образной картины мира, бережному отношению к его неповторимой красоте и разнообразию.

Программа начальной школы дает возможность осуществлять связь уроков окружающего мира, изобразительного искусства и музыки, обогащая содержание и методы преподавания каждого из них, так, что воспитательное воздействие, осуществляемое на одном из уроков, может быть продолжено на следующих. Таким образом, взаимосвязь этих предметов позволяет в итоге эффективно осуществлять воспитание экологической культуры младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педагогическом совете "Формирование экологической культуры младшего школьника"

Данный материал раскрывает систему работы учителя по формированию экологической культуры младшего школьника при работе по УМК "Начальная школа XX Iвека"...

Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников

Культура технократического общества привела человечество к кризису. Но к ней же мы обращаемся и в надежде изменить ситуацию. В наше время человечество постоянно сталкивается с тяжелыми последствиями н...

Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира.

В методической разработке раскрыта тема экологического воспитаниямладших школьников  на уроках окружающего мира  в 3 классе по рзделу "Как устроен мир "...

Использование элементов современных педагогических технологий на уроках русского языка, как средство формирования познавательной мотивации младших школьников.

Использование элементов современных педагогических технологий на уроках русского языка, как средство формирования познавательной мотивации младших школьников. Речевая ситуация: приглашение на экскурси...