Технологическая карта урока окружающий мир 2 класс "В мире камня"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Материал по окружающему миру для 2 класса, по "Планете знаний".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol.karta_uroka_okruzh.mir_.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Учитель: Пешехонова Н.В.

Дата проведения: 09.02.2017 г.

Класс: 2 Б

Тема урока: «В мире камня»

Цель урока: знакомство учащихся с различными камнями и их свойствами, использование человеком.

Задачи:

Образовательные: познакомить с  полезными ископаемыми и камнями – самоцветами. Научить выявлять проблему и строить гипотезу. Опытным путем проверить твердость и взаимодействие камней с водой.  Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.

Развивающие: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, содействовать развитию коммуникабельности, взаимопомощи.

Воспитательные: бережное отношение к объектам природы, формирование экологического воспитания, чувство прекрасного.

Используется фронтальная работа, групповая, работа в парах, самостоятельная.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос; поиск и выделение необходимой информации; общеучебные умения:

умение осознанно  и  произвольно строить речевое высказывание; логические: определение критериев для сравнения..

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли; взаимодействие с партнером, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные УУД: развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать, анализировать и делать выводы, навыки самостоятельной работы, контроль, коррекция, целеполагание, самооценка.

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, изо, технология.

Ресурсы: Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов учебник «Окружающий мир 2класс», УМК «Планета знаний».

Оборудование: коллекция камней, ноутбук, проектор, презентация.

Этапы урока

Планируемое время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задачи этапа

Методы и формы обучения

1.Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

2 мин.

Итак, друзья, внимание -

Ведь прозвенел звонок

Садитесь поудобнее,

Начнем скорей урок.

Осуществляют самооценку готовности к уроку.

Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

2 мин.

- Ребята,  у меня есть коробочка. Вам интересно, что в ней  находится? Угадайте,  о каком предмете идет речь.

- Тогда послушайте загадку:

В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге

ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий —
в ладошке лежать.
Тяжелый, большой -
одному не поднять.

- Кто, дети, загадку мою отгадал?
- Кто этот предмет по приметам узнал? (Камень)

Отвечают на поставленные вопросы. Выстраивают логическую цепочку.

Выявить место затруднения. Зафиксировать причину затруднения.

Эвристическая беседа. Коллективная работа.

Словесные и наглядные методы.  

3.Постановка учебной задачи.

4 мин.

- Кто догадался, что находится в коробочке? Давайте проверим.

- О чем же мы с вами будем говорить на уроке?

- Этот предмет с незапамятных времен прочно вошел в жизнь человека. Ещё много тысяч лет назад он использовался как орудие труда Им  можно было растирать зерна злаков в муку, разглаживать кожи, высекать огонь. Человек издавна любил украшать себя этими предметами. Это было надежным орудием обороны и нападения: удачно брошенный предмет поражал врага и настигал ускользающую добычу.

- Тема нашего урока «В мире камня». (Слайд 1, 2)

Мы живём в громадном, плохо   разгаданном мире.  И  топчем камни…  не  подозревая, что  знакомство с ними  обогатило  бы  наш  опыт во всех  областях  жизни. (К.Г. Паустовский)

На уроке мы исследуем различные минералы и горные породы – долгожителей нашей планеты. Изучая камни, обязательно отправляешься в далекое прошлое  планеты и той местности, в которой живешь.  Ведь эти камни значительно старше растений, животных и человека. Они рождаются, живут и умирают, как живые существа. На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм.  Любуясь камнями, думаешь, что  в каждом из них есть какая-то тайна и много загадок. И не все они  раскрыты и разгаданы. А сколько повидали эти камни на своем веку!

Определяют тему урока.

Отвечают на поставленные вопросы.

Выдвигают проблемный вопрос. Строят гипотезу.

Исследование возникшей проблемной ситуации.

Логические методы: анализ и обобщение. Метод разрешения проблемной ситуации.

4. Решение учебной задачи.

5 мин.

Однако, не каждый камень обладает нужными свойствами, например, твердостью или красотой, чтобы быть использованным для изготовления оружия или украшения. Поэтому, люди искали, отбирали нужные им камни, запоминали их внешние признаки, давали им названия.

В настоящее время люди очень много знают о камнях: об их происхождении, свойствах и способах их изготовления. Изучением камней, или как их еще называют горные породы  и минералы, занимается наука – геология. Рассмотрите камни, которые лежат у вас на партах. Какие вам знакомы,  а какие – нет? Каждому камню можно дать характеристику, где он используется, его прочность, блеск, гладкость

Сможем ли мы сейчас дать характеристику всем камням? Почему? (Недостаточно знаний).

- Как же быть с теми камнями, о которых мы ничего не знаем? (спросить у взрослых, прочитать в книге).

- В каких книгах мы можем узнать о названиях камней, их свойствах? (В справочниках)

-Чтобы узнать о камнях новое,  чем воспользуемся?

- Опытом, так как некоторые характеристики мы можем проверить сами, а так же справочной таблицей с описанием некоторых камней и их свойств. (слайд 6-8)

Анализируют образцы.

Планирование деятельности в соответствии с поставленной задачей. Обеспечить восприятие, осмысление и усвоение изучаемого материала.

Беседа с объяснением нового материала.

5.Динамическая пауза.

2 мин.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Расслабляются

Снятие напряжения

Коллективная форма

6.Первичное закрепление.

4 мин.

Давайте составим план работы. 

Что будем сначала исследовать? (Цвет). Как? (Рассмотрим)
-Что проверим потом? (Прочность камня). Как? (Попробуем разломить или расколоть молоточком)
-Каким будет третий шаг? (Проверить особые свойства камня).
-Что будем делать потом? (Прочитаем, как используется камень).
-Что узнаем в результате наших действий? (Название камня)

Так как вы будите работать в паре, не забываем, уважать мнение собеседника, не перебивать друг друга, делиться своими наблюдениями друг с другом.

Решают типовые задания с проговариванием плана работы. Распределяют работу в паре.

Обеспечить усвоение изучаемого материала.

Словесный и наглядный метод. Дифференцированный подход.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

18 мин.

Работа в парах и по рядам.1 ряд – образец №1 (гранит), образец № 2 (мел);

2 ряд – образец № 3 (каменный уголь), образец № 4 (пемза);

3 ряд – образец № 5 (каменная соль), образец № 6 (янтарь).

План работы:

  1. Определить цвет камня.
  2. Проверить камень на прочность.
  3. Взаимодействие с водой.
  4. Где камень используется.
  5. Название камня.

Учащиеся заполняют таблицу. (Приложение 1)

Контроль и помощь учителя  в заполнении таблицы и ее проверка. (см. таблицу, приложение 2).

Использование умения работать в паре, организация рабочего места, заполнения таблицы, подведения итогов.

Реализации поставленной цели и задач в соответствии с планом, организовать фиксирование и преодоление затруднений.

Практический метод.

Дифференцированный подход. Самостоятельная работа.

8.Рефлексия деятельности (итог урока)

3 мин.

- Какую цель ставили перед собой на уроке?

- Какие свойства камней вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Оцените свою работу с помощью смайликов:

зеленый – все получилось;

желтый – не все получилось;

красный – возникли затруднения. Оценка обучающихся.

Урок окончен!  

Ответы детей.

Оценивание своей учебной деятельности.

Оценить качество уровня усвоения нового материала.

Оценка учащимися своей деятельности, взаимооценка.


Приложение 1

Цвет

Прочность

Взаимодействие с водой

Использование

Название

Образец № 1

Образец № 2

Образец № 3

Образец № 4

Образец № 5

Образец № 6

Приложение 2

Название

Цвет

Прочность  

Взаимодействие с водой

Использование

Гранит

Розовый, красный, серый с черными крапинами

Очень прочный и твердый

Тяжелее воды (тонет)

Строительство зданий, дорог, памятников

Мел

Белый

Твердый, но легко крошится

Растворяется в воде

В строительстве, при изготовлении мелков

Каменный уголь

Черный, блестящий

Твердый, но ломается

Тонет в воде

Для отопления жилых помещений  

Пемза

Светло-коричневая

Твердая и шершавая

Легче воды

Как гигиеническое средство

Каменная соль

Белая, серая

Твердая, но ломается и рассыпается  

Растворяется в воде    

Для приготовления пищи

Янтарь

Золотисто-желтый

твердый

Тонет в воде

Для изготовления ювелирных украшений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Географическая карта"

Урок окружающего мира по теме "Географическая карта"  построен с применением одного из инструментов формирующего оценивания - листа самооценки. Работа с листом самооценки ведётся на про...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока окружающего мира Океан, которого нет на карте

Урок по теме «Океан, которого нет на карте и глобусе» это первый урок в разделе «Воздух и его свойства».Дидактическая цель: создание условий для  организации деятельности ...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для  ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...

Технологическая карта урока окружающего мира «Страны мира. Проект страны мира» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока:  введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию.Задачи урокаДидактиче...