Конспект урока "Куликовская битва", 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Клявлина Татьяна Владимировна

Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФРОС НОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 12.03.17        Учитель: Липатова Н.М.

Школа: МОУ СОШ №45 г. Карталы        Студентка: Клявлина Т.В., гр. 46

Класс: 4 в        

Кабинет:

КОНСПЕКТ УРОКА (окружающий мир, 4 класс)

Тема: «Куликовская битва»

Цель деятельности учителя: знакомство с с ходом и значением Куликовской битвы и с деятельностью великого князя Дмитрия Донского.

Планируемые результаты 

Предметные: 

- называть время, место и причины Куликовской битвы;

- показывать на исторической карте ход сражения;

- знать дату Куликовской битвы.

 Личностные: 

- определять личностный смысл учения;

- уметь самостоятельно формулировать вопросы и уметь давать на них ответы;

- выделять причино – следственные связи;

- отделять главное от несущественного в тексте и уметь акцентировать внимание на первом;

Тип урока: комбинированный урок                   

Оборудование:  учебник «Школа России» 4 класс, 2 часть, задание из сборника, интерактивная доска.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный (рассказ учителя)

1 мин.

Здравствуйте, ребята!

 Знать прошлое – это значит,  во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.

А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, главные события ,  с которыми  мы с вами уже познакомились.

Воспринимать информацию на слух.

Л. – умение выделить нравственный аспект поведения.

II. Актуализация знаний и мотивация

Фронтальная беседа

Практический

Наглядный

2

мин.

Работа в группах.

Соотнесите даты, события и исторических деятелей.

1237г.            Нашествие монголо-татар на Русь    хан Батый

988 г.             Крещение Руси                                   князь Владимир

15 июля 1240г.     Невская битва                     князь Александр      

5 апреля 1242г.     Ледовое побоище       Александр Невский        

1380г.

- О чем мы говорили на прошлом уроке?

- Кто такой Иван Калита?

- Почему его прозвали «Калитой»?

- Что происходило с Москвой при его правлении?

- В чем заслуги этого князя?

Отвечать на вопросы учителя.

Соотносить даты с событиями.

Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

К. - общение и взаимодействие

III. Постановка учебной задачи

Наглядный (презентация)

Словесный (беседа)

2 мин.

  1. - Ребята, чтобы определить тему сегодняшнего урока, давайте посмотрим на слайд (изображение Куликовской битвы)
  2. – Что вы видите на экране? (сражение, битва)
  3. – О чем мы будем говорить на уроке?

- Кто догадался о какой?

- Тема урока: «Куликовская битва»

- Какие цели мы поставим на урок? (- узнаем дату Куликовской битвы; узнаем ход и значение этой битвы; - узнаем о Дмитрии Донском)

- Сегодня мы узнаем, как впервые спустя 140 лет, Русь нанесла монголо-татарам сокрушительный удар. Это произошло при Дмитрии Донском и за что, Дмитрий получил такое прозвище -Донской.

Предполагать тему урока.

Определять цели урока.

Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

IV. Открытие нового знания

Словесный (рассказ учителя)

Словесный (рассказ учителя, беседа)

Наглядный

Динамическая пауза

10 мин.

1 мин.

- Московский князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо–татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии.

И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого до того  врага. Давайте обратимся к карте и посмотрим путь Дмитрия с войском к месту сражения.

Он сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон. После   переправы   русских   войск   через   реку Дмитрий Иванович  приказал сжечь мосты. Как вы считаете, с какой целью это было сделано?

И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого до того  врага. Давайте обратимся к карте стр. 73

Найдите на карте место Куликовской битвы. Проследите по карте передвижение русских и ордынских войск.

После переправы   русских   войск   через   реку Дмитрий Иванович  приказал сжечь мосты. Как вы считаете, с какой целью это было сделано?

Настало утро  8 сентября 1380 год. Рассеивается утренний туман. Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.                

Видеофизминутка

Работа по картине Ю. Ракши “Утро на Куликовом поле”.- Рассмотрите лица участников сражения. Что они чувствуют? (Страх перед неизвестностью.)

Слушать учителя.

Слушать учителя.

Работать с картой.

Сравнивать, анализировать

Отвечать на вопросы учителя.

Высказывать свое мнение.

Выполнять двигательные упражнения

Работать с иллюстрацией.

Отвечать на вопросы.

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

П. – осуществлять операции для решения учебных задач

Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Наглядный (видеоролик)

Словесный (беседа)

Наглядный

Практический (работа с художественным текстом)

15 мин.

10 мин.

Задание из сборника № 5.

Работа с текстом: Чтение можно организовать следующим образом: чтение учителем, чтение одним из учащихся. Учащиеся должны высказаться после прочтения каждой части текста (выделить главное).

1) О каком событии говотрится в первой части, прочитанного текста? Почему вы так думаете? Назовите дату этого события.

2) Предположите действия, которые будут в дальнейшем. Почему вы так думаете?

3) Какие сведения (предложения) из текста подробно описывают историческое событие?

4) Какое мнение у вас сложилось о Дмитрии Донском?

- Ребята, прочитаем значение победы в Куликовской битве.

- Какие есть мысли на счет значения этого исторического события? Чем оно важно для истории России?

Весть о победе разнеслась по всей Руси. Узнали о ней и в других странах. Ликовали русские люди, но и печалились. Славили воинов – победителей и оплакивали погибших. Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским.

Выросло значение Москвы и ее князя в глазах русских людей.

Однако Орда была все еще не сломлена. Но победа на поле Куликовом дала народу веру в то, что зависимость Руси от чужеземцев не будет вечной.

Выполнять задание с художественным тексом .

Отвечать на вопросы

Высказывать свое мнение.

Воспринимать информацию на слух

Р. - принимать и сохранять учебную задачу.

П.- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение, вывод

VI. Включение в систему знаний

Практический (кроссворд)

Д/З

5

мин

Теперь проверим насколько вы внимательно слушали и как усвоили новый материал. Разгадаем кроссворд.( Работа в парах).

http://festival.1september.ru/articles/639910/img1.gif

По горизонтали:

1. Татарский богатырь, сразившийся в поединке с русским витязем

3. Приток Дона близ места Куликовской битвы

4. Прозвание князя- победителя в Куликовской битве

7. Московский князь, дед Дмитрия Донского.

9. Военачальник монголо-татар

10. Русский богатырь, противник Челубея

11. Один из богатырей, посланных на помощь князю основателем Троицкого монастыря

По вертикали:

2. Основатель Троицкого монастыря

5. Поле битвы 8 сентября 1380 года

6. Город, князь которого организовал отпор ордынцам

8. Русский князь, стоявший во главе войска в Куликовской битве

С. 70-74 чит., отвечать на вопросы.

Работать в парах.

Отгадывать кроссворд по пройденной теме

Записывать домашнее задание.

П.осуществлять поиск необходимой информации

К.- форм-ть собственное мнение и позицию.

Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

VII. Рефлексия деятельности

Практический

3 мин.

- Запоните анкету «Знаю, узнал, хочу узнать», которая у каждого на парте

Анализировать работу на уроке

Л. – умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс математика

очень удобно так оформлять конспекты, попробуйте!...

Конспект урока 4 класс

Тема баскетбол....

Конспект к мастер-классу "Работа над текстом в начальной школе"

Пояснения для учителей к презентации в текстовом формате....

Конспект для 1 класса "Первый раз в первый класс"

Подробный конспект урока Дня Знаний для 1 класса...

Конспект урока в классе комплекте 3 – 4 класс по математике.

Конспект урока в классе комплекте 3 – 4 класс  по математике.Тема:  Закрепление знаний табличного умножения чисел 2, 3, 4. Цели: 1.Закрепить знания учащихся табличного умножения чисел 2...

Конспект урока "Наш класс в школе. Мы – дружный класс"

Конспект урока по окружающему миру "Наш класс в школе. Мы - дружный класс", 1 класс, УМК "Перспектива"...

Конспект учителя начальных классов по русскому языку для 3 класса на тему "Типы текстов".

план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме "Типы текстов"....