Конспект урока по окружающему миру: "Растениеводство"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Худякова Юлия Юрьевна

Конспект урока по окружающему миру: "Растениеводство"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                        Студент: Худякова Ю.Ю.

                                                                                                                

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: «Растениеводство»

Цели деятельности учителя: знакомство с одной из отраслей сельского хозяйства- растениеводством

Планируемые результаты:

Предметные:

-усвоить, что такое растениеводство;

-применять полученные знания на практике;

- развивать умения при работе с гербарием;

- наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности.

Личностные:

-понимать, что такое бережное отношение к природе

- проявлять заинтересованность в общей работе

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: проектор, учебник 3 класс 2 часть «Школа России», рабочая тетрадь 3 класс 2 часть «Школа Росии».

I. Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный.: слово учителя

1 мин

Здравствуйте, ребята!

Вот и прозвенел звонок –

начинается урок

Друг на друга посмотрели

И за парту тихо сели.

Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

Приветствуют учителя

Р: положительный настрой на урок;

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: ответы на вопросы

Практический: работа в парах

6 мин

Ребята, но прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? (полезные ископаемые).

Что такое полезные ископаемые? (богатство земных кладовых, которые использует человек в своём хозяйстве).

Какие они бывают? (твёрдые, жидкие, газообразные).

 Расскажите о разнообразии полезных ископаемых?

Для чего добывают полезные ископаемые? (для строительства, топлива, метал.Предметы).

Какие способы добычи  полезных ископаемых существуют? (в открытых котлованах, шахтах, карьерах, строят буровые установки, скважины).  

Сейчас предлагаю вам поработать в парах и ответить на вопросы викторины. Затем вы сдадите и получите оценку за проделанную работу.

1. Горючее полезное ископаемое, которое перерабатывают в бензин.

2. Полезное ископаемое, состоящее из раковин умерших морских животных.

3. Полезное ископаемое, которое добывают шахтёры.

4. Материал, из которого делают посуду.

5. Полезное ископаемое, из которого выплавляют металлы.

6. Полезное ископаемое, с помощью которого отапливают помещения и готовят.

7. Профессия человека, отыскивающего места расположения полезных ископаемых.

8. Полезное ископаемое, которое состоит из кварца, слюды и полевого шпата.

9. Место, где залегают полезные ископаемые.

10. Место добычи каменного угля.

11. Открытое место добычи полезных ископаемых.

Отвечают на вопросы;

Классифицируют полезные ископаемые на группы;

В парах отвечают на вопросы викторины

К: строить речевые высказывания;

К: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы

П: принимать и сохранять учебную задачу

III. Постановка учебной задачи

Наглядный: изображение предметов

Словесный: ответы на вопросы

3 мин

А сейчас, чтобы определить тему нашего урока посмотрите на слайд.

Рассмотрите предметы (картинки с изображением фруктов, овощей, деревьев)

Что это за предметы? Что общего? (это растения)

Что различного в них? (одни - фрукты, другие-овощи, третьи-деревья).

А есть ли еще различия? (одни ответят, НЕТ, другие скажут, что есть растения, которые выращивают люди, а есть дикорастущие растения).

Ребята, давайте вспомним, на какие группы делятся все растения. Вот вы гуляете по лугу, и вас окружают растения, которые мы называем ……(дикорастущие).

Почему? (растут сами, их никто не сажал, за ними не ухаживал)

Пришли в огород, а там растут….(культурные растения.Их посадил человек и ухаживает за ними)

Как вы думаете, о каких растениях  пойдет речь сегодня на уроке? (о культурных).

 Кто-нибудь из вас знает, какая отрасль сельского хозяйства занимается выращиванием культурных растений? (Растениеводство). Правильно сегодня мы с вами поговорим о растениеводстве.

Какие цели мы можем поставить на урок? (узнать,  что такое растениеводство; как появились культурные растения;  какие культурные растения выращивает человек; познакомитесь с отраслями растениеводства; узнать  для чего выращивают культурные растения.

Определяют предметы

Находят общие признаки

Классифицируют растения

Объясняют названия групп растений

Отвечают на вопросы

Формулируют цель урока, задачи

К: продуктивное взаимодействие и сотрудничество  со сверстниками и взрослыми;

П: сравнивать предметы находить общее и различие;

Р: определять цель деятельности

на уроке

IV. Открытие нового знания

Практический: работа по учебнику

Словесный: слово учителя

Практический.: работа с иллюстрациями

Практический.: работа по плану

Практический.: работа по учебнику

Словесный.: ответы на вопросы

Практический.: работа с материалом учебника

15 мин

Ребята, кто знает, что такое растениеводство? (мнение детей). Давайте откроем учебники на стр. 51 и посмотрим что это. (Растениеводство – выращивание культурных растений).

А знаете ли вы, что когда-то на Земле не было культурных растений. Были только дикорастущие. Давайте мы с вами перенесемся на несколько веков назад, к нашим предкам. Вы помните основные занятия первобытных людей? 
(охота и собирательство)
Верно! Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зерна и корешки. И вот однажды, женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало зерно, вырос колосок, а, то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зерна рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. 
Люди стали отбирать, сохранять, сеять самые лучшие семена. Так человек научился выводить сорта культурных растений. Многие из них почти совсем не похожи на  те дикорастущие, от которых они произошли. И сейчас наука продолжает заниматься выведением новых сортов.

А теперь поговорим об отраслях растениеводства.

Растениеводство делится на несколько основных отраслей.

Как вы думаете, сколько их? (4).

Какие это группы? (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство).

Сейчас вы на экране видите растения (пшеница, рожь, огурцы, кабачки, помидоры, морковь, яблоки, груши, сливы, вишня, розы, астры, лилии, гладиолусы, подсолнечник, картофель). 

Сейчас вы по плану составите устно описание каждого растения.

1. Как называется растение?

2. К какой группе относится? (дерево, кустарник, травянистое растение)

3. Где его выращивают? (в поле в огороде в саду)

4. Как человек использует это растение?

Подумайте, чем занимается  отрасль полеводство? (выращивание полевых культур)

Почему так называется? (эти растения выращивают на полях, значит полевые растения)

Главные полевые культуры – зерновые. Зерно – плод этих растений.

Какие зерновые культуры вы знаете?

 Давайте прочитаем в учебнике на стр. 51.

Хорошо. Какие это зерновые культуры? (пшеница, рожь слайд №4). Какая бывает пшеница? (яровая и озимая).

Что значит яровая? Озимая?

Какие ещё есть полевые культуры? (Кормовые)

Какие это растения? (тимофеевка, клевер).

Для чего их выращивают? (для кормов).

 Какие ещё культуры выращивают в поле? (прядильные). Какие это растения? (лен, хлопчатник). (слайд№9)

Для чего их выращивают? Хорошо.

А сейчас давайте прочитаем рассказ о труде растениеводов.

- Итак, какие профессии существуют в растениеводстве? (хлеборобы, овощеводы, садоводы, хлопкоробы).

Находят определение растениеводства

Отвечают на вопросы;

Слушают рассказ;

Отвечаю на вопросы

Работают с изображениями

Анализируют и классифицируют растения

Работают по плану

Составляют описание

Отвечают на вопросы

Работают по учебнику

Отвечают на вопросы

Читают рассказ

Отвечают на вопросы

П: осуществляют необходимы поиск информации.

К: строить речевые высказывания;

П: анализировать объекты с целью выделения

существенных признаков;

П: выполнять действия по заданному алгоритму;

строить логическую цепь рассуждений.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

П: Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение ко всему живому

VI. Первичное закрепление во внешней речи

Практический.: работа в группах

Практический.: сочинение рассказа

5 мин

Ребята, мы с вами обсудили зерновые культуры, чтобы проверить,на сколько вы поняли мы сейчас разделимся на 3 группы и ваша задача выбрать из картинок:  Первая группа должна подобрать картинки с зерновыми культурами, вторая – с кормовыми, третья – с прядильными. После мы проверим.

Зерновые: рожь, овёс, ячмень, пшеница.

Кормовые: тимофеевка, клевер, люцерна, кормовая свёкла.

Прядильные: лён, хлопчатник.

А сейчас мы с вами немного по фантазируем. Представьте, что вы бригадиры в хозяйстве, где собирают большой урожай яблок и груш. Расскажите о своей работе.

План рассказа.        

1. Что вы предложите для лучшего хранения и использования урожая?

Какое предприятие нужно построить в этом хозяйстве?

Что у вас за профессия?

Работают в группах

Придумывают рассказ

П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

П: Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение ко всему живому.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

4 мин

А сейчас хочу узнать насколько хорошо вы усвоили материал, поработаем в рабочей тетради. Откройте стр. 14, выполните задание 1 и 2.

Затем проверьте выполненное задание со слайда.

Выполняют задание

Р: прогнозирование; самоконтроль; коррекция

VIII. Рефлексия деятельности( по продукту)

2 мин

Вот и кончился урок.

Снова прозвенел звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.

- Что на уроке было интересно?

- Что вызвало затруднение?

- Какие растения выращивают люди для получения продуктов питания?

- На корм домашним животным?

- Назовите отрасли растениеводства.

Подводят итог урока

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта

IX. Домашнее задание

1 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "РАСТЕНИЕВОДСТВО В НАШЕМ КРАЕ"

Цели урока: сформировать представления учащихся о растениеводстве в нашем крае, познакомить с отраслями растениеводства (полеводство, овощеводство, цветоводство, плодоводство), расширить знания о раст...

Конспект урока окружающего мира "Растениеводство"

Конспект урока окружающего мира "Растениеводство"...

План-конспект урока по окружающему миру "Растениеводство"

Цель:   Сформировать представление учащихся об отрасли сельского хозяйства – растениеводстве....

Конспект урока окружающего мира "Растениеводство" 3 класс

Цель: познакомить с дикорастущими и культурными растениями. Планируемы результаты:1. Сформировать понятия «дикорастущие» и "культурные" растения; 2. Воспитывать бережное отношение к растения...

Конспект урока по окружающему миру "Растениеводство" 3 класс УМК "Школа России"

Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира по теме "Растениеводство" для учащихся 3 класса....

конспект урока по окружающему миру " Растениеводство"

конспект урока по окружающему миру 3 класс " Школа России", тема " Растениеводство"....