Конспект урока на тему: «Россия на карте» 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Сыровацкий Дмитрий Александрович

Конспект урока на тему: «Россия на карте» 2 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossia_na_karte.docx40.83 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 

Школа: 

Класс: 2

Кабинет:

Учитель: 

Студент: Сыровацкий Д.

Методист: 

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема «Россия на карте»

Цели деятельности учителя: познакомить с картой России; формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты; формировать умение правильно показывать объекты на настенной карте.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Ориентироваться в карте с помощью условных обозначений;
  • Знать условные обозначения;
  • Знать определение «карта».

Личностные:

  • Учиться формировать собственное мнение;
  • Учиться уважительно относиться к мнению одноклассников;
  • Формировать способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм;

Тип урока: Открытие нового знания

Оборудование: учебник Окружающий мир 2 класс УМК «Школа России», презентация, настенная карта России, карточки

Этапы урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный – слово учителя

1 мин.

- Здравствуйте ребята!

-- Мы пришли сюда учиться,

  Не лениться, а трудиться,

  Работаем старательно,

  Слушаем внимательно.

-Улыбнитесь друг другу. Ребята, желаю вам успехов и удач на уроке.

Садитесь.

- Я рад видеть ваши лица, ваши улыбки. Думаю, что сегодняшний день принесёт всем нам радость и удачу.

«Добрый день»

Л: самоопределение

2.Актуализация знаний и мотивация

Словесный- беседа

Наглядный: видеофрагмент

5 мин.

-Ребята, обратите внимание на экран. Перед началом урока я предлагаю вам посмотреть занимательный фрагмент видео по сегодняшней теме.

«Почемучка» Географические карты (фрагмент).

- О чем было это видео?

-Что нового вы узнали для себя о картах? (какие они бывают, где располагаются и т.д.)

-Отлично.

-Теперь, попробуйте отгадать загадку.

Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть - ехать нельзя,
Земля есть - пахать нельзя.

Карта России на стене.

-Карта

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

П: структурирование знаний (общеучеб.)

3.Постановка

 учебной задачи

Словесный- беседа

4 мин.

-Ребята, глядя на доску с картой и опираясь на загадку, предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о карте России)

-Какие цели мы поставим на данный урок?

- Ребята, поднимите руку те, кто уже когда-либо работал с картой. Хорошо, сегодня вы будете моими помощниками.

- Теперь откройте ваши учебники на с.  90.

- Кто прочтет название темы?

- Теперь найдите, что мы сегодня будем делать на уроке. Кто прочтет?

- Правильно ли мы определили цели урока?

- Наша страна очень большая. Россия - самое большое государство в мире по площади. Его площадь равна 17 125 191 км².

-Кто-нибудь сможет назвать численность населения? Как вы думаете, сколько миллионов человек проживает на территории Российской Федерации?

-Молодцы, ребята. Теперь отправляемся в путешествие по нашей стране.

-1. Узнать, что такое карта

2. Научиться читать карту

3. Научиться правильно показывать объекты на карте

-Россия на карте.

-Мы будем учиться читать карту.

-да

-144 554 993 человек

Р: целеполагание.

П: структурирование знанний.

Л: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для классификации объектов.

4.Открытие

 нового знания

Практический – работа в парах

Практический – работа с упражнением

Наглядный - видео

Практический – работа с упражнением

8 мин.

-Ребята, а сейчас предлагаю вам сравнить изображение нашей страны на карте и глобусе, представленном на слайде.

- Посмотрите на изображение на карте и глобусе, немного подумайте и скажите в чем же отличие?

-Откройте учебники на стр. 91. Давайте прочитаем определение, что же такое карта.

- Прочитайте определение каждый про себя.

-Кто прочитает нам вслух определение?

-Теперь закройте учебники и попробуйте по памяти записать определение карта в рабочей тетради на стр. 59.

-Откройте учебники и проверьте сами себя, верно ли вы записали определение. Отлично.

-История возникновения карты: уходит в глубокую древность. Тогда ещё люди не знали письменности. Они делали рисунки на камнях, бересте, дереве, шёлке, костяных пластинках. Возраст первых найденных карт – 10 – 15 тысячелетий.

В России первая карта появилась в 16 веке. Царь Иван Грозный велел «землю измерить, и чертёж государства сделать». Первая карта в России называлась «Большой чертёж». 

-Ребята, для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться её читать.  Читать карту –это не значит читать только надписи. Надо понимать и особый язык карты –условные знаки. К ним относятся различные цвета и другие обозначения.

Рассказ сопровождается презентацией

-Откройте учебники на стр. 95. Давайте, прочитаем правила как нужно показывать объекты на настенной карте.

-Давайте прочитаем эти правила хором

-Отлично.

-Ребята, посмотрите внимательно на то, как это нужно делать

Показываю образец работы на своём примере

-Теперь, откройте учебники на стр. 92-93.

-Кто попробует показать на карте все необходимые объекты, строго следуя правилам.

Выходят несколько учеников.(2-3)

-Отлично. Молодцы.

--Отлично. Молодцы.

- Путешествуя, отправляясь торговать, люди вычерчивали карты тех мест, где они проходили и проплывали. На эти чертежи наносились реки, горы, моря, города, леса. Изученных территорий становилось всё больше и больше. Люди договорились между собой, что все эти объекты они будут обозначать на картах одинаково. Это для того сделали, чтобы люди живущие в разных странах, могли ориентироваться по любой карте.

- Теперь ребята, давайте с вами, научимся определять стороны горизонта на карте: север, юг, запад, восток.

-Может быть, кто уже работал ранее с картой, попробует выйти к карте и показать стороны горизонта самостоятельно?

-Все остальные внимательно следят. Отлично.

-Итак, внимательно следите за тем как я показываю, как определять стороны горизонта на карте: север на карте –вверху, юг –внизу, запад –слева, восток –справа.

-Откройте учебники на стр.94. Второй пункт.

- Итак, ребята. Вы внимательно прочитали, какие объекты на карте обозначаются определенными цветами. А для того, чтобы ещё лучше запомнить это послушайте меня.

Голубым цветом на карте- обозначена вода, а зеленым, желтым и коричневым - суша.

Показ на карте

Зеленым и желтым обозначают равнины, а коричневым –горы.

-Ребята, почему же равнины обозначены разными цветами?

-Каким цветом на карте обозначают низменности?

-А возвышенности

-Итак, мы с вами узнали что такое карта, как её нужно читать и что необходимо для этого знать и даже потренировались показывать объекты на карте, строго следуя правилам.

- На карте можно увидеть больше объектов, но на глобусе более точное изображение

-Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

-1.Стой у карты справа. Не закрывай собой то, что показываешь на карте.

2.Показывай только указкой

3. Показывай не надпись, а сам объект

4. Показывай аккуратно и точно, названия произноси чётко

Читают хором

- На равнинах есть низкие места –низменности и более высокие места – возвышенности

-Зелёным

-Жёлтым

Р: принятие и сохранение учебной задачи.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия, функций участников.

П: выделение необходимой информации.

Л: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для классификации объектов.

Физминутка

5.Первичное закрепление во внешней речи

Практический: работа с упражнением

Словесный: беседа

Практический: работа с упражнением

Практический: работа в парах.

Практический: работа с картой

Практический: работа с картой

Практический: работа с настенной  картой.

5 мин.

- Сейчас вам предстоит работа в парах. Откройте рабочие тетради на стр. 59. Читаем 3 задание. Практическая работа.

-Итак, первое задание, под буковкой а. Что вам необходимо сделать, прежде чем преступить к работе?

- Далее, обозначить на карте стороны горизонта, используя правила из учебника.

-На выполнение данного задания даю вам 2 минуты.

-Проверяем.

-Каждый проверит свою тетрадь сверяясь с эталоном на слайде.

-Поднимите руки те, кто не допустил ошибок

-Молодцы.

-Теперь те, кто сделал 1 или 2 ошибки.

- Вы увидели свои ошибки? Исправили их?

-Отлично.

-Узнав всё, что необходимо о карте и о том, как её читать нам необходимо закрепить это знание.

-Теперь, откройте рабочие тетради на стр. 60. Прочитайте задание.

-Что вам необходимо сделать?

--Теперь обменяйтесь тетрадями со своим соседом. Проверьте верность выполнения работы, сверяясь с верным ответом на слайде.

-Поднимите руку те, кто выполнил всё верно в этом задании.

-Отлично. Молодцы.

-Те ребята, которые допустили ошибки, не переживайте. Вам ещё предстоит закрепить эту тему.

- Прочитайте задание, после упражнения 3 в рабочей тетради.

 -Кто прочитает нам вслух определение?

-Каждый читает задание сам про себя.

-Что вам необходимо сделать?

--Ребята, раз мы сегодня учимся показывать объекты на карте. Поэтому давайте выполним данное задание не только в учебнике, но также покажем эти объекты на карте, не забывая правила работы с картой.

Выходят несколько учеников.

-Отлично. Молодцы, ребята.

- Но это ещё не всё, что вам необходимо знать, работая с картой. Давайте, прочитаем пункт номер 3 в учебнике на стр. 94-95.

-  Кто прочитает нам вслух определение?

- Каждый читает сам про себя.

-Прочитайте. О чем говорится в этом пункте?

--Давайте, попробуем разобраться, что обозначают эти знаки?

-Откройте учебники на стр. 90-91. Там, где у вас находится карта.

-Условные знаки, представленные в учебнике, вы можете увидеть на слайде.

-Итак, поработаем с картой в учебнике и условными знаками.

1 условный знак, это столица РФ. Найдите пальчиком в учебнике, условный знак столица РФ. После того как вы нашли, покажите это своему соседу. Я в это время прохожу и смотрю, все ли верно нашли столицу РФ.

-Кто-то один, покажет нам на настенной карте. Кто самый смелый и хочет мастерски научиться работать с настенной картой?

Ученики выходит к доске (2 чел).

-Следующий условный знак, это города. Найдите несколько городов на своей карте в учебнике. Я всё также слежу за выполнением задания. Кто-то один покажет несколько городов на карте.

-3 условный знак-это государственная граница РФ. Помним правило из учебника, которое гласит, что показывая объект мы обводим его границы.

-4 условный знак- это граница полярных владений РФ. Снова следим пальчиком в учебнике. И обводим границу полярных владений РФ.

-5 условный знак –это реки. Найдите реки на вашей карте в учебнике и следите пальчиком.

Работа с настенной картой.

-6 условный знак –это озёра и водохранилища. Найдите на карте и назовите несколько озер и водохранилищ, которые вы нашли на тер-ии РФ.

-Отлично, молодцы.

-Продолжаем работу

- Открыть одному из нас учебники на стр. 90-91, а другому на стр. 94- 95.

- Раскрасить как обозначены на карте, воду, горы и равнины

-Показать на карте в учебнике водные объекты, равнины и горы

-Существуют определенные условные знаки на карте, благодаря которым можно увидеть и другие объекты на карте

П: структурирование знаний (общеучеб.).

Л: анализ объектов с целью выделения признаков.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия, функций участников.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический- работа с упражнением

7 минут

-Найдите в рабочих тетрадях №4 .

-Первый ряд-1 вариант

-Второй ряд-2 вариант

-Третий ряд-3 вариант

-Каждый выполняет самостоятельно.

-У  вас есть 5 минут.

-Проверяем

-Проверьте сами у себя в тетрадях по эталону на слайде.

-У кого нет ошибок- лопните в ладоши.

-У кого 1-2 ошибки- топните ногой.

-Молодцы!

П: структурирование знаний

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия, функций участников

7.Включение в систему знаний

Практический: упражнение

7 мин.

- Теперь найдите в №4 вариант 4.

-Выполним его вместе.

Спрашиваю 1 ученика.

-Какие города стоят на реке Волга?

-У кого не так?

-Молодцы!

- Астрахань 
Волгоград
Тверь 
Ярославль 
Кострома
Нижний Новгород
Чебоксары
Казань
Тольятти 
Самара
Сызрань
Саратов

Л: анализ объектов с целью выделения признаков.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия, функций участников.

8.Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный - беседа

2 мин.

А теперь подведем итоги урока.

- Какая тема урока у нас сегодня была?

- Какие цели на урок мы ставили?

- Добились этих целей?

- Люди каких профессий используют карту в своей работе?

- Где вы можете применять полученные знания?

У вас на партах лежат листочки в виде мишеней. Закрасьте самый большой круг. Если материал урока был вам понятен и вы активно работали на уроке. Круг поменьше, если материал урока вызвал у вас небольшие затруднения. Самый маленький кружок, если материал урока был вам непонятен.

-Поднимите руки те, кто закрасили самый большой кружок. Отлично. Теперь те, кто закрасили кружок поменьше. Хорошо. И те, кто закрасили самый маленький кружок.

-Ребята, так как большинство из вас закрасили самый большой кружок, мы можем сделать вывод, что наш урок прошел не зря и вы отлично поработали.

- Сегодня на уроке мне особо понравилась работа следующих ребят «…» .Они получают оценку отлично за сегодняшний урок.

 Спасибо большое за урок. Мне было приятно с вами работать. Урок окончен!

-Россия на карте

-1. Узнать, что такое карта

2. Научиться читать карту

3. Научиться правильно показывать объекты на карте

-Да

-Учителя, экскурсоводыи т.д.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

П: структурирование знаний (общеучеб.).

Р: оценка- выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Россия на карте"

Конспект урока по теме "Россия на карте"...

Конспект урока окружающего мира «Россия на карте» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с картой России; формирование первоначальных умений, связанных с чтением карты, умения правильно показывать объекты на настенной карте.Планируемые р...

Конспект урока окружающего мира "Россия на карте" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:формирование знаний обучающихся о карте; Планируемые результаты Предметные:знать, что такое карта и приёмы чтения карты;знать отличие глобуса от карты;уметь находит...

Конспект урока окружающего мира «Россия на карте» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема урока: «Россия на карте».Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с картой России; формирование первоначальных умений, связанные с чтением карты; формирование умение правил...

Конспект урока окружающего мира «Россия на карте» (УМК "Школа России", 2 класс) + презентация

Конспект урока окружающего мираТема: «Россия на карте»Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с картой России, формирование умения использовать карту для получения ...

Конспект урока по теме "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о карте; развитие умений использования карты для получения знаний. Планируемые результатыПредметные: знать, что такое карта и приёмы чте...

Конспект урока окружающего мира "Россия на карте" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с картой России; формирование первоначальных умений, связанные с чтением карты; формирование умение правильно показывать объекты на настенной карте....