Главные вкладки

    КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Полезные ископаемые» УМК "Школа России".
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

    Авкишева Анастасия Павловна

    Конспект окруужающего мира: "Полезные ископаемые". 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Полезные ископаемые. 35.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дата: 19.02.18

    Учитель: Салихова А.Н.

    Школа: №62

    Студент: Авкишева А.П.

    Класс: 3 «В»

    Кабинет: 32

    КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

    Тема: «Полезные ископаемые»

    Цели деятельности учителя: Сформировать понятие «полезные ископаемые»; познакомить с  группами    полезных ископаемых и их представителями; со свойствами полезных ископаемых; их применением и способом добычи; месторождениями полезных ископаемых.

    Планируемые результаты

    Предметные: усваивают знания о полезных ископаемых; учатся бережному отношению к природным богатствам., самостоятельно делают выводы, обосновывая их фактами, 

    Личностные: осознавать важность и необходимость познания окружающего мира.

    Тип урока: Открытие нового знания.

    Оборудование: Окружающий мир 3 кл.: учебник А.А.Плешаков,  презентация.

    Этап урока

    Методы и приёмы

    Хроно-

    метраж

    Содержание урока

    Формируемые УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    I. Этап самоопределения к деятельности

    1 мин.

    Доброе утро.

    Сейчас тихо сядут девочки, и ещё тише мальчики. Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь друг другу, и пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Посмотрите внимательно на своё рабочее место. На столах у вас должны лежать учебник, рабочая тетрадь, пенал и дневник. Сядьте правильно и красиво.

    - Сегодня мы проводим урок в научной лаборатории по изучению полезных ископаемых. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.

    Приветствовать учителя, проверять готовность к уроку.

    Р.: принимать и сохранять учебную задачу

    II. Актуализация знаний и мотивация

    тестирование

    3 мин

     Хорошо, давайте вы отгадаете загадки.

    В находке геолога много железа,
    И тем она людям, конечно, полезна.
    Среди ископаемых ценной всегда
    Считалась добытая в шахте…
    (Руда)

    Без труда
    Не добывается в шахте…
    (Руда)

    Окаменевшая смола
    Доисторических растений,
    Что пригодиться нам смогла
    Для всяких дивных украшений.
    (Янтарь)

    Это топливо, сырьё
    Из земли качают.
    «Черным золотом» его
    Люди величают.
    (Нефть)

    Если встретишь на дороге,

    То увязнут сильно ноги.

    Чтоб сделать миску или вазу —

    Она понадобится сразу.

    (Глина)


    Отвечать на вопросы по материалам прошлых уроков

    Отгадывать загадки.

    Слушать учителя.

    К: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; строить речевые высказывания

    III. Постановка учебной задачи

    работа с учебником

    2 мин.

    -Ребята, а что это такое?

    -Глина, нефть, руда.

    -Я принесла вам сегодня другие элементы.

    -Посмотрите на них, кто ответит на вопрос?

    -Это полезные ископаемые.

    -Значит как будет звучать тема нашего урока?( Полезные ископаемые)

    -Хорошо ребята.

    Формулировать тему и цель урока.

    Рассматривать полезные ископаемые.

    Отвечать на вопросы.
     

    К: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; строить речевые высказывания.

    Р.: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

    IV. Открытие нового знания

    Словесный:

    Фронтальная беседа.

    Практический:

    Работа в тетради.

    Физминутка.

    20-25 мин.

    Рассказ. Работа с презентацией.

    - Итак, коллеги, переходим к теме урока. На этом уроке вы узнаете, что мы называем полезными ископаемыми, какими они бывают, узнаете их основные свойства, месторождения полезных ископаемых и для чего их добывают, какие полезные ископаемые добывают в нашей местности..

    - А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

        - А из чего делают автомобили, самолёты?

        - Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента,известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

        - Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

       - А почему они полезные? (Ответы детей)

       2) Работа по учебнику и тетради.

       - Молодцы! А сейчас откройте учебники на с. 48, найдите определение полезных ископаемых и запишите его в тетрадь на с.25.

    - Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) инерудные (строительные). Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми и делить их на группы.

        - Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

        - К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.

         - А какое значение имеет топливо?

         - При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи. Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

         - Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды - чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

         - Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

         - Молодцы. Перейдём к третьей группе.

         - Как вы думаете, почему они называются строительными?

         - Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе ( песок, глина, известняк, торф, уголь).

    анализировать рассказ учителя

    Сохранять учебную позицию

    Читать текст учебника.

    Отвечать на вопросы.  

    Рассматривать полезные ископаемые

    Выполнять простейшие физические упражнения.

    П: дополнять и расширять знания.

    П: извлекать необходимую информацию из собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.

    Л: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

    Р:

    Осмыслять учебный материал; действать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

    К: формулировать ответы;

    V. Первичное закрепление во внешней речи

    2 мин.

    - Что такое полезные ископаемые?

    - Для чего они нужны людям?

    - Какие полезные ископаемые вы знаете?

    Отвечать на вопросы.  

    К: формулировать ответы;

    VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

    4 мин.

      - А сейчас мы проведём практическую работу по группам (на  группы можно разделиться еще в начале урока). В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых  для исследования. Ваша задача: рассмотреть  полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Поможет вам в этом инструкция, учебник, атлас-определитель «От земли до неба». Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 26 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого. Даю время на исследование и запись результатов. По моему сигналу работу прекращаем. Если ответ готов раньше, поднимаем сигнальную карточку.

    Инструкция:

    1. Название полезного ископаемого.

    2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

    3. Прочное или хрупкое?

    4. Определить цвет, прозрачность.

    5. Масса.

    6. Состав, однородный или нет.

    7. Где можно использовать, применить.

        Выступление каждой группы. Отвечает капитан команды или любой ученик, назначенный своей группой (по выбору).

    Делаем вывод: Какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? У кого другое мнение? (Ответы детей. Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

    Работать в группах.

    П.: поиск и извлечение информации

    Р.:

    Применять освоенные способы действия.

    VII. Включение в систему знаний

    4 мин.

     - А теперь всё обобщим и заполним кроссворд. Можно совещаться, помогать друг другу, тетрадь стр. 26, № 3.

    Проверка.

    Отвечать на вопросы.

    Работать в парах с раздаточным материалом.

    П.: поиск и извлечение информации

     

    VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

    2 мин.

    Работа с учебником. (Слайд 15)

     «Проверим себя».

    - Что такое полезные ископаемые?

    - Перечисли полезные ископаемые.

    - На какие группы делятся полезные ископаемые?

    -Где их применяют?

    Откройте свои дневники и запишите домашнее задание:

    прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.

    Для того, чтобы проверить на сколько хорошо вы поняли тему урока, я предлагаю вам заполнить анкету.

    1.Урок мне понравился/не понравился

    нужно написать ответ письменно.

    2.На уроке я узнал(а) ______

    3.На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что…

    - Спасибо за урок! До свидания!

    Отвечать на вопросы.

    Производить рефлексию.

    Оценивать свою работу на уроке.

    Л.: самооценка на основе критерия успешности.

    П.: рефлексия. Контроль и самооценка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку окружающего мира "Полезные ископаемые"

    В работе обобщаются сведения о полезных ископаемых наиболее ценных в народном хозяйстве страны (каменном угле, нефти, железной руде, торфе), а также повторяются знания о свойствах полезных ископаемых....

    Технологическая карта к уроку окружающего мира "Полезные ископаемые" (3 класс)

    Технологическая карта к уроку окружающего мира "Полезные ископаемые" (3 класс)...

    Конспект к уроку окружающего мира "Полезные ископаемые"

    Тема: «Полезные ископаемые».Цель: изучить свойства полезных ископаемых. Планируемые результаты:личностные: 1. Формирование уважительного отношения к природным богатствам; 2. Развитие по...

    Конспект урока окружающего мира "Полезные ископаемые" 4 класс "Школа России"

    Конспект урока окружающего мира "Полезные ископаемые" 4 класс "Школа России", составленный в соответствии с ФГОС НОО...