Конспект урока по окружающему миру "Иван Третий" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Ветчинникова Ирина Владимировна

Конспект урока по окружающему миру "Иван Третий" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okr.miru_ivan_3.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Класс:

Тема урока: Иван Третий

Цели урока: формирование представления учащихся о Москве времен Ивана III, сравнить со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия Донского.

Планируемые результаты:

  • Предметные – узнать  о правлении Ивана Третьего; раскрыть основные причины возникновения войн.
  • Личностные - развивать учебно-познавательный интерес к новому материалу; ориентировать на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; формировать положительный психологический климат в детском коллективе, развивать позитивное отношение к себе, как успешной личности.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Этап урока.

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

1-2 мин.

 - Здравствуйте, ребята!

Проверьте свою готовность к уроку. Спинки ровные, руки на  парте.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Приветствовать учителя.

Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся.

2. Актуальность знаний и мотивация

Практический метод – блиц опрос.

Словесный метод – беседа.

4-5 мин.

- Итак, проверяем домашнее задание.

- Кто желает рассказать пересказать 1 часть? 2? 3? 4? 5?

- Все ли ответили на вопросы кроссворда? Давайте проверим! 

Блиц опрос

•   Расскажите о вооружении русских и монгольских воинов.

•   Кто бросил открытый вызов Орде? (Князь Дмитрий Иванович.)

•   В чем выражался этот вызов? (Он перестал платить дань.)

•   Что происходило в Орде в ту пору? (Шла борьба за власть.)

•   Когда стало известно, что Мамай идет с войском на Русь? (Летом 1380 г.)

•   С какой целью отправил Дмитрий Иванович гонцов в разные стороны Русской земли? (Собирать войско для отпора.)

•   Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагами? (Сергий.)

•   На какой реке встретились войска? (На реке Дон.)

•   Когда произошло сражение? (8сентября 1380г.)

•   Как называлось поле? (Куликово.)

•   С чего началась битва? (С поединка богатырей.)

•   Чем закончилось сражение? (Победой русских войск.)

•   Как стали звать князя Дмитрия Ивановича после этой битвы? (Донской.)

Решение блиц опроса.

Отвечать на вопросы.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Познавательны: применять свои знания.

Познавательные: отвечать на вопросы.

3. Постановка учебной задачи

Практический метод – работа в парах.

Словесный метод - беседа

4- 5 мин.

 Работа в парах

—  Давайте проверим друг у друга выполнение задания 4 на с. 26. (На картине изображено утро перед битвой.)

—  Обрели ли русские земли полную независимость после разгрома войска Мамая? (Нет. Враг еще был силен. Набеги ордынцев продолжались. Продолжалась и выплата дани.)

—  Как вы думаете, русское государство и теперь платит дань? (Нет.)

—  Когда же Русь перестала быть в зависимости от монгольских ханов? (Мы этого еще не знаем.)

—  Тема урока: «Иван Третий». Сформулируйте цель урока.

Формулировать тему и цель урока.

Слушать учителя.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

4. Открытие нового знания

Словесный метод – беседа.

Практический метод - работа по страницам учебника.

Словесный метод - фронтальная беседа.

Практический метод – игра «ты – мне, я – тебе».

Физминутка.

7- 8 мин.

 Работа в группах

— Прочитайте текст о событиях того времени. Сформулируйте три вопроса. Чей вопрос окажется самым интересным? (Текст для работы в группах.)

Прошло сто лет после Куликовской битвы. Московское княжество еще более расширилось и усилилось, присоединив к себе большинство русских земель.

Важным событием во времена правления Ивана III было присоединение Новгорода к созданному Московскому государству. Это событие готовилось предшественниками великого князя, начинавшими собирание русских земель. Через два года после покорения Новгорода Иван Васильевич вынужден был выступить против татар. Он был еще данником Орды, хотя не очень исправным, чем навлек на себя ханский гнев.

Сто лет прошло после Куликовской битвы. Изменилось русское войско, появились пушки, ручное огнестрельное оружие — пищали. Главной силой в русском войске была кованая рать — хорошо вооруженная конница, в походах ее поддерживала судовая рать — пешее войско, которое к месту битвы доставляли на лодках.

Летом 1480 г. московский князь Иван III узнал, что на Русь ведет свои войска ордынский хан Ахмат. Ко времени начала правления Ивана III Русь тоже изменилась — все княжества объединились вокруг Москвы. Московский князь был теперь главным среди всех князей.

Иван III повел войско навстречу Ахмату. Летопись говорит, что в русском войске было 180 тыс. человек. Недалеко от Калуги протекает неширокая река Угра. Русское войско заняло броды (места, где реку мог перейти пеший или конный воин), и все попытки хана Ахмата перейти реку заканчивались неудачей. Началось знаменитое стояние на Угре. Русские и монгольские войска встали друг против друга на противоположных берегах реки, и никто не решался первым начать наступление. Так продолжалось до октября. Князь Иван убедился, что монголы через Угру не перейдут, и решил отвести свое войско на зимние квартиры к Боровску. «Отступили сыновья русские от берега, тогда враги, страхом одержимые, побежали...» — записал летописец. Так ушли захватчики с Русской земли.

Этот день — 11 ноября 1480 г. — принято считать днем освобождения Руси от ордынской зависимости.

Игра «Ты мне, я тебе»

(Группы отвечают на вопросы друг друга.)

 (Устная проверка)

Видео.

Слушать учителя.

Читать текст учебника.

Играть в игру.

Выполнять физминутку.

Коммуникативные: читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное.

Коммуникативные: участвовать в беседе.

Познавательные: отвечать на вопросы.

Познавательны: применять свои знания.

Коммуникативные:  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Коммуникативные: участвовать в беседе.

Познавательные: отвечать на вопросы

 

5. Первичное закрепление во внешней речи 

Практический метод – работа с книгой.

Словесный метод – беседа.

Практический метод – работа в рабочей тетради.

5- 7 мин.

Работа по учебнику

С. 75

—  Прочитайте текст на с. 75. Какую новую информацию узнали из этого текста?

—  Каким был Иван III? (Дальновидным, осторожным и расчетливым человеком.)

—  Какой решительный шаг сделал Иван III? (Избавил Русь от ордынцев.)

Работа по учебнику

С 75-78

- Прочитайте текст. Какие изменения произошли в Москве

при Иване III? (Началась перестройка Кремля, возведены кирпичные стены и башни.) 

—  Вырос ли авторитет Москвы? (Стали охотно посещать Москву посланцы иностранных государей из Италии, Германии, Польши.)

Выполнение заданий в рабочей тетради

—  Рассмотрите изображения печатей в задании 2 на с. 27. Найдите среди них печать Ивана III. (2.)

—  Прочитайте имена, выполняя задание 4 на с 27. Найдите одно лишнее. Докажите. (Лишнее хан Батый, остальные русские люди.)

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Отвечать на вопросы.

Работать в рабочей тетради.

Коммуникативные:  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Познавательны: применять свои знания.

Познавательные: отвечать на вопросы .

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический метод – викторина.

Словесный метод – беседа.

10 - 13 мин.

Викторина (Устная проверка)

1. Сколько еще лет со времени Куликовской битвы потребовалось, чтобы совсем освободиться от ордынской зависимости? (Еще сто лет.)

2. Кто тогда правил на Руси? (Иван III.)

3. Каким он был человеком? (Дальновидным, осторожным и расчетливым.)

4. Какие изменения к этому времени произошли? (Окрепла Русь, расширила свои пределы, Москва объединила вокруг себя многие русские земли.)

5. Почему хан Ахмат двинул свои войска на Русь? (Иван III отказался платить дань.)

6. Где встретились русская рать и ордынское войско? (На реке Угре.)

7. Когда это произошло? (В 1480г.)

8. Что произошло на реке Угре? (Несколько раз ордынцы пытались переправиться через Угру, но безуспешно. Русские обстреливали их из луков и пушек. С наступлением морозов Ахмат увел свое войско.)

9. Какое значение это имело для истории? (Так было покончено с зависимостью Руси от Орды.)

10. О чем еще заботился Иван III? (Об укреплении Москвы.)

11. Какие изменения произошли в Москве? (Перестроили Кремль, были возведены кирпичные стены и башни.)

12. С какими реками соединялись рвы вокруг Кремля? (С Москвой-рекой и с рекой Неглинкой.)

13. Какие оборонительные сооружения имел Кремль? (Были разводные подъемные мосты, боевые площадки.)

14. Какие архитектурные сооружения были построены в Москве? (Главный храм Руси — Успенский собор Московского Кремля, Грановитая палата, построенная для почетных государевых приемов.)

—  Прочитайте текст на с. 79—81. О ком этот текст? (Об Иване IV.)

—  Что интересного о нем вы узнали? (Это был первый царь на Руси.)

—  Почему его прозвали Грозным? (Он был лют да скор на расправу.)

Работать по вопросам викторины.

Познавательные: отвечать на вопросы

Коммуникативные:  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Познавательны: применять свои знания.

Познавательные: отвечать на вопросы

7. Включение в систему знаний

Словесный метод  - беседа.

2 - 3 мин.

Рабочая тетрадь на странице 27 № 2, 3 4. 

Домашнее задание:

1. Прочитать текст на с. 75—81 учебника.

2. Выполнить задания 1, 5 на с. 26, 28 рабочей тетради.

Отвечать на вопросы учителя.

Познавательны: применять свои знания.

Познавательные: отвечать на вопросы

8. Рефлексия деятельности

1-2 мин.

Оцените свою деятельность на уроке при помощи  продолжения слов:

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…

Записывать домашнее задание.

Оценивать свою деятельность на уроке.

Регулятивные: анализировать собственную работу.

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Окружающий мир

                                                                                                                                                           Выполнила студентка 45гр.

                                                                                                                                   Сальникова Ирина

Проверил: ______________

                                                                                                                                            Отметка: ___________

                                                                                                                                 Дата: 06. 03. 18.

Челябинск, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема урока:Дикие и домашние животные.

Конспект урока  по окружающему  миру1 классТема урока:Дикие и домашние животные.Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с жи...

План-конспект урока к окружающему миру 1 класс. Тема: " Где живут белые медведи? 4 урок в разделе: «Где и когда?»".

План -конспект написан для 1 класса, по авторской программе А. А. Плешакова  в соответствии программы "Школа России".Урок разработан на основе требований ФГОС. В конспекте расписаны все УУД.На ур...

Конспект урока по окружающему миру 3 класса. Тема урока: Пернатые изобретатели.

Почему птиц назвали пернатыми изобретателями? Птицы бывают: водоплавающими; хищными; бегающими, которые не умеют летать, но умеют очень быстро бегать. Есть птицы, которые ведут ночной образ жизни, а д...