Конспект урока. Тема"Экономина и экология" 3 класс.
учебно-методический материал по окружающему миру на тему

Воронкова Елена Анатольевна

Тема урока: «Экономика и экология»

Цели урока: 

- познакомить с двумя сторонами экономики – полезной и опасной;

- систематизировать и расширить знания учащихся о состоянии природы нашей планеты; 

- раскрыть экологические проблемы нашей планеты.

 

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся обнаруживать связи между экономикой и экологией;

 строить простейшие экологические прогнозы; осознавать значение природных богатств в хозяйственной 

деятельности человека; необходимость бережного отношения к природным богатствам. 

Личностные: формировать экологическую культуру, экологическое сознание и мышление; прививать

 навыки  бережного отношение к природе, как норму поведения людей любого возраста; анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Тип урока: открытие новых знаний 

Оборудование: Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2, с 79 – 84, рабочая тетрадь, презентация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon wd0000029.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы, методы и приёмы

Хро-

Номе-

траж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте, ребята!

- Проверьте свою готовность к уроку, кто готов, можете садиться.

Приветствовать учителя

Проверять готовность к уроку

Р: формировать положительное отношение УК урокам окружающего мира.

Актуализация знаний

Словесн.: фронтальный опрос

2 мин

- Ребята, но прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке? (Семейный бюджет)

- Что такое семейный бюджет? (Сумма, заработанная членами семьи за месяц)

- Для чего он нужен?

- Какие виды доходов может получать семья? (З/плата, пенсия, пособия)

- А из чего могут состоять расходы?

- Какие расходы бывают? (Непредвиденные)

- Что получает человек, если он писатель? (Гонорар)

- Что получает человек, если у него своё предприятие? (Прибыль)

- Что получает человек, если положил свои сбережения в банк? (Проценты)

- Хорошо, а теперь проверим ваше д/з.

Отвечать на вопросы по прошлой теме урока

Приводить примеры доходов и расходов

Отвечать по д/з

К: строить речевые высказывания.

Постановка учебной задачи

Словесн.: беседа

1 мин

- Ребята, а сейчас дополните предложения:

- Наука о связи с живыми существами и окружающей их средой называется…. (Экология)

- Удовлетворение главных потребностей людей – главная задача… (Экономики)

- Как вы думаете, связаны ли между собой экономика и экология?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Экономика и экология)

- Какие цели можем поставить на урок? (Узнать в какой связи находятся экономика и экология)

Дополнять предложения

Отвечать на опросы учителя

Определять тему и цель урока

К:  участвовать в

учебном диалоге.

Р: определять цель деятельности 
на уроке.

Решение частных задач

Словесн.: ответы на вопросы

Практич.: анализ ситуаций

Словесн.: слово учителя

Словесн.: ответы на вопросы

15 мин

- Ребята, вот мы с вами вспомнили, что такое экология, экономика и есть ли между ними связь. А сейчас поработаем над слайдами:

- Ребята, что изображено на рисунках? (Планета Земля - полушария)

- А почему там разные цвета? (Вода, лес, пустыня и горы)

- Да, наша земля очень богата. В ней есть и моря, океаны, леса и поля, пустыни и горы, полезные ископаемые, и плодородные земли…

- Природа нашего края очень богата и красива! Посмотрите, какие чудесные места есть вокруг нас!

- А как вы думаете, все ценят эти богатства? (Своей деятельностью человек улучшает условия жизни, но наносит большой вред природе)

- Что вы делаете для того, чтобы природа стала чище и красивее? (Сажаем растения, убираем мусор, чистим родники и т.д.)

- Да, сейчас из-под снега выходит мусор, который мы бросали, целую зиму. А что вы делаете с собранным мусором? (Сжигаем, бросаем в яму и т.д.)

- Многие люди в весеннее время убираются у себя во дворе, в огороде – это очень хорошо, но когда дым от костров поднимается в воздух и отравляет его – это уже очень плохо! Нужно стараться, чтобы меньше вреда наносить природе.

- Ребята, представьте, что перед вами большое болото. Какая там растительность и животный мир? (Мох, карликовые берёзы, осока, лягушки, улитки, рыбы, цапля, рябчики и т.д.) Что станет, если в один прекрасный день, люди решат на месте болота построить городок? (Погибнут и растения и животные)

- Другой пример. В море потерпело аварию судно, которое везло нефть, и нефть вылилась в море, покрыла даже берега. Какой вред был нанесён природе? (Пострадали птицы, рыбы, растения, люди)

- Нефть, попавшая в море, вызвала в природе настоящую катастрофу. Экологическую катастрофу!

- Кто виноват в такой катастрофе? (Человек)

- Ребята, а сейчас мне бы хотелось вам рассказать о глобальной катастрофе, которая произошла в 1986 году в Чернобыле, может кто-то из вас слышал.  

- Какие эмоции возникали у вас в ходе рассказа?

- Как называются такие ситуации? (Экологические катастрофы)

- Кто виноват в такой катастрофе? (Человек) Вот мы с вами ещё раз убеждаемся, что многое происходит по вине человека.

Отвечать на вопросы

Высказывать свои предположения

Отвечать на вопросы

Анализировать ситуации

Разбирать примеры

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

П: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков.

П: формировать умение извлекать информацию из слова учителя.

Словесн.: ответы на вопросы

Практич.: работа в парах

Практич.: работа по учебнику

Словесн.: ответы на вопросы

10 мин

- Сейчас мы с вами рассмотрим и поговорим, какие две стороны имеет экономика.

- Назовите составные части экологии? (Солнце, воздух, вода, растения, животные)

- Связаны ли они между собой?  Приведите примеры.

- Для чего нам нужна экономика? (Для удовлетворения потребностей)

- Из каких отраслей состоит экономика? (Сельское хозяйство, электроэнергетика, металлургия, химическая промышленность, лёгкая промышленность, пищевая промышленность)

- Что даёт людям сельское хозяйство? (Продукты питания)

- Это полезная сторона экономики. В чём же заключается, опасная сторона сельского хозяйства? (В загрязнении почвы ядохимикатами)

- Что даёт людям металлургия? (Металл) Это полезная сторона экономики. В чём же заключается опасная сторона? (Загрязнение воздуха и воды)

- Сейчас обсудите в парах полезную и опасную стороны экономики других отраслей.

- Давайте, сейчас прочитаем текст учебника на стр. 80-82.

- Итак, какое значение имеет вода в жизни людей, растений, животных? (Без воды жизнь на Земле невозможна)

- Как экономить воду? Как её охранять? (Ставить фильтры на трубы, сажать деревья вокруг водоёмов)

- Какое значение имеет почва для жизни на Земле? (На земле выращивают растения)

- Какой вред  человек наносит почве? (Вырубает леса, загрязняет мусором, вспахивает почву, нарушая жизнь микроорганизмов)

- Как нужно охранять почву? (Не загрязнять, не вырубать огромные территории лесов)

- Ребята, что вы поняли об экономике? Сколько сторон она имеет? (2) Какие? (У экономики есть две стороны: одна необходимая и полезная, другая – опасная, наносящая вред окружающей среде при производстве продукции)

Отвечать на вопросы

Работать в паре

Обсуждать

Читать текст из учебника

Анализировать прочитанное

Определять стороны экономики

Выделять положительное

Выделять отрицательное

Делать выводы

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

К: Читать вслух тексты учебников и при этом: вести «диалог с

автором» отделять новое от известного;

выделять главное.

П: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков.

П: устанавливать причинно-следственные связи.

Динамическая пауза

1 мин

Видеофрагмент

Выполнять упражнения

Словесн.: ответы на вопросы

Практич.: решение экологических задач

- Ребята, сегодня нередки случаи отравления грибами, которые издавна считались съедобными.  Почему в таких грибах могли появиться ядовитые вещества?

- Некоторые промышленные предприятия сливают в водоёмы отработанную воду, содержащую ядовитые вещества.

- Как это может отразиться на рыбных богатствах?  

- Ребята, вот чтобы не случалось таких катастроф необходимо составлять экологические прогнозы. Как вы думаете что это?

- Давайте попробуем составить экологический прогноз для ситуаций:

1. В одной стране фермеры решили уничтожить всех хищных зверей.

2. На берегу озера было принято решение построить завод, в отходах которого содержится ртуть.

- Какие рекомендации мог бы дать эколог фермерам и проектировщикам завода?

Отвечать на вопросы

Давать прогноз

Составлять рекомендации

Р: действовать с учётом выделенных учителем ориентиров.

К: устанавливать причинно-следственные связи.

Самостоятельная работа

Практич.: работа в рабочей тетради

5 мин

- А сейчас выполним задание в рабочей тетради.

- №1 Прочитайте в учебнике и выпишите ответ.

- №2 Прочитайте задания. Используя текст учебника, заполните таблицу.

- Какой экологический вред приносит металлургия? (Много отходов, загрязняют реки, воздух) Запишите.

- Какой вред экологии приносит строительство электроэнергетических станций?

- Продолжите самостоятельно заполнять таблицу.

Выполнять задания в рабочей тетради

Заполнять таблицу

П: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и

группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Рефлексия. Подведение итогов

Словесн.: беседа

5 мин

- Какую тему изучали на уроке?

- Как связаны между собой экономика и экология?

- Какие стороны экономики существуют?

- Что вы нового для себя узнали?

- Достиг ли ты поставленных целей?  

- Домашнее задание: с 79 – 84 читать отвечать на вопросы. Р.Т. задание № 5 -7

Подводить итог урока

Записывать д\з

Р: понимание причин успеха в учёбе.

Р: осуществлять итоговый контроль по результату.