Конспект урока "Заглянем в кладовые Земли" (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 17.10.2017                                                                                                                 Учитель: Ашмарина  В.Н.

Школа: 148                                                                                                                         Методист: Лебедева Е. Ю.

Класс: 2е                                                                                                                            Студентка: Фишер Ю.Д. 43 группа

Урок №: 3

Кабинет:211                                                                                                                                                                                                    

Конспект урока по окружающему миру

                                                                                                                                                                                             

Тема урока: «Заглянем в кладовые Земли».

Цели деятельности учителя: познакомить с горными породами и минералами; учить различать составные части гранита.

Планируемые результаты

Личностные: готовность и способность к саморазвитию; воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах;  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Предметные: учить различать составные части гранита, а также горные породы и минералы.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: учебник Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков, коллекция полезных ископаемых, карточки с текстом, кроссворд, учебная презентация.

Этап урока. Методы и приемы

Хронометраж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I Организационный этап

Словесный: слово учителя

1 мин

Здравствуйте! Меня зовут Юлия Дмитриевна, сегодня я у вас проведу урок окружающего мира. Повернитесь  к соседу по парте, улыбнитесь ему и пожелайте отличной работы на уроке. Молодцы, присаживайтесь. А теперь все посмотрите на меня, сядьте правильно.

Принимать установку учителя

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

II Мотивационный этап

Словесный: слово учителя, уч. диалог

2 мин

Ребята, отгадайте загадки.

1. Этот мастер белый-белый

    В школе не лежит без дела:

    Пробегает по доске, оставляет белый след. (Мел)

2. Он очень нужен детворе,

    Он на дорожках во дворе,

    Он и на стройке, и на пляже,

    Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

3. Если встретишь на дороге,

    То увязнут сильно ноги.

    А сделать миску или вазу-

   Она понадобиться сразу. (Глина)

Слушать учителя

Отгадывать загадки

К: строить речевое высказывание;

П: осознавать познавательную задачу;

III Постановка целей задач и ее решение

Словесный: беседа

Практический: определение темы, постановка целей урока

3 мин

- Ребята, предположите, о чем мы сегодня будем беседовать на уроке?

(О полезных ископаемых) 

Кто назовет тему нашего урока? (Заглянем в кладовые Земли)

Как вы понимаете эту тему?

Что значит кладовые? (это где находится клад, а клад закапывают в землю)

Какие задачи мы поставим на урок?

1)Узнать, какие есть породы;

2)Узнать, где они находятся и что из них делают.

Молодцы!

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Определять тему урока, ставить цели урока

К: строить речевое высказывание;

Р:  принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

IV Основной этап. Открытие новых знаний.

Словесный: уч. диалог, слово учителя

Словесный: уч. диалог

Наглядный: уч. иллюстрация

Словесный: слово учителя

Словесный: слово учителя

23 мин

Итак, ребята, в 1 классе вы изучали тему «Камни», но сейчас вы уже выросли и камни мы будем называть горными породами или полезными ископаемыми. Кто мне скажет, почему горные породы назвали ископаемыми? (потому что их выкапывают из земли, от слова «копать»)

Почему называют полезными? (потому что человек их использует в своей жизни).

Посмотрите на слайд, там вы можете увидеть горные породы и минералы.

Что такое минералы? (составная часть горных пород, отдельные зёрна)

Что такое горные породы? (сочетание нескольких минеральных видов)

Сейчас я на каждую парту раздам горные породы, чтобы вы их посмотрели вблизи.

Горных пород очень много на Урале, но мы рассмотрим с вами только гранит. (картинка на слайде)

Итак, сейчас вам нужно объединиться в 4 группы. Но для начала нам надо вспомнить, как нужно работать в группе:

- работать тихо

- не перебивать

-не мешать другим.

Итак, сейчас один из подгруппы выйдет к доске и вытянет 1 карточку, на которой будет написано название полезного ископаемого. Каждой подгруппе я раздам карточку с обучающим текстом о вашем полезном ископаемом и его образец.

Гранит

ГРАНИТ - горная порода, состоящая из полевого шпата, слюды и кварца.  Гранит имеет различные цвета. Цвет зависит от полевого шпата. Эффект «пятнистости» создают именно полевой шпат и кварц. Гранит мы можем увидеть в горах, где он выходит на поверхность земли, на обрывистых склонах оврагов, по берегам рек. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли, т.е. он находится под почвой - под ногами. Гранит - один из самых прочных материалов, поэтому он используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги. Он хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.

Кварц

КВАРЦ - минерал, один из самых распространенных на земле. Также его называют «горный хрусталь». Цвета кварца могут быть самыми разными – от совершенно прозрачного бесцветного, до насыщенного красного, желтого, синего оттенка. Встречается кварц и черного цвета. Кристаллы кварца вырываются из толщи земли при извержениях и разломах земной коры. Кварц в кристаллах может добываться с поверхности земли, и в специально вырытых шахт. Кварц используется при изготовлении ювелирных украшений, Из крупных кусков кварца мастера изготавливают кварцевые вазы и статуэтки.

Слюда

СЛЮДА - минерал, внешне напоминающий неровные осколки прозрачного или цветного стекла. Она может иметь красную, коричневую, зеленую, черную или желтую окраску. Образуется слюда в жерле вулкана. Чаще всего слюду добывают в шахтах. Для этого специальными машинами роют глубокие подземные ходы к месту, где есть залежи слюды. Иногда слюду добывают из глубоких ям – карьеров. Слюда может пропускать солнечный свет, богатые люди её вставляли в окна, когда люди еще не умели производить стекло. Измельчённую слюду добавляют в декоративные краски или декоративную косметику. Это придает краске и косметике живой блеск и сияние.

Полевой шпат

ПОЛЕВОЙ ШПАТ - минерал, который необычный и разнообразный. Ученые утверждают, что 50% верхней части земной коры состоит именно из полевого шпата. Полевой шпат может иметь разный цвет, от белого до синеватого или красноватого. Залежи полевого шпата находятся по всей материковой части планеты. Данный минерал является поделочным камнем, именно поэтому его используют в ювелирных изделиях. Также из него изготавливают фарфор. Полевой шпат применяют в бумажной и стеклянной промышленности. Иногда порошок минерала используют для изготовления косметических средств: паст, кремов.

Вам нужно прочитать текст, рассмотреть образец и составить рассказ по плану, который будет на слайде.

План:

1. Название

2. Определение

3. Цвет

4. Где находится

5. Где используется.

 Кому-то одному из подгруппы нужно будет выйти к доске и рассказать своими словами про ваше полезное ископаемое. Кто выступает у доски, получит оценку.

На это задание у вас есть 5 минут.

Итак, что вы заметили в этих рассказах?( гранит- порода, а остальные-минералы). Посмотрите схему на слайде, она может помочь вам в ответе.

Сейчас я каждой подгруппе  раздам по 1 граниту, чтобы вы его рассмотрели вблизи.

Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Найдите цветные зерна - это полевой шпат. Найдите полупрозрачные зерна - это кварц. Найдите чёрные блестящие зерна - это минерал слюда.

Сейчас, я покажу вам видео, где добывают гранит с помощью взрывчатки.

Ребята, какой вывод мы можем сделать?

Горные породы образуют толщу Земли, а сами состоят из минералов. Одна из горных пород - гранит. Он состоит из минералов: полевого шпата, кварца и слюды.

Можете все сесть на свои места.

Отвечать на вопросы

Рассматривать полезные ископаемые

Слушать установку учителя

Практическая работа

Групповая работа

Отвечать на вопросы

Слушать учителя

Просмотр видеоролика

Р:  учит выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

самоопределение к деятельности

П: осознавать познавательную задачу;

поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

К:  правильно выражать свои мысли в речи,  уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя;

Физминутка

1 мин

Видеоматериал.

Выполнять элементарные физические упражнения, повторяя их за учителем или одноклассниками

Р: контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

V Закрепление изученного материала

Практический: самостоятельная работа

7 мин

Ребята, сейчас я вам раздам листочки с кроссвордом. Вопросы к нему вы можете посмотреть на слайде.

По горизонтали:

1. Горная порода, которая в переводе с латинского означает «зерно» (гранит)

4. Полупрозрачные зёрна. (кварц)

5. Чёрные блестящие зёрна. (слюда)

По вертикали:

3. Цветные зёрна. (шпат)

2. Из них состоят горные породы. (минералы)

На задание у вас есть 5 минут. Не забудьте подписать.

Молодцы!

Открываем дневники, записываем домашнее задание: страница 44-47 читать.

Слушать задание учителя

Выполнять задание по пройденному материалу

Самостоятельная работа

К:  правильно выражать свои мысли в речи,

уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя;

П: поиск и выделение необходимой информации;

Итог урока. Рефлексия

3 мин

А теперь подведем итоги урока.

- Какая тема урока у нас сегодня была?

- Какие цели на урок мы ставили?

- Добились этих целей?

- Что на ваш взгляд интересного было на уроке?

Посмотрите на слайд. У вас на парте лежат листочки, вам нужно написать на нем такую цифру, которая покажет мне какое у вас настроение. Спасибо за работу, до свидания!

Оценивать свою работу на уроке

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка.

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Кладовая русского языка" 1 класс

Курс "Кладовая русского  языка" для обучающихся 1-4 классов разработан как дополнение к курсу «Русский язык» для начальной школы, представляет собой комплекс специально разр...

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе по теме : «Заглянём в кладовые земли» Школа России.

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе по теме :«Заглянём в кладовые земли»  Школа России.                  ...

Конспект урока "Моря, озера и реки России" (4 класс, УМК "Школа России")

Конспект урока окружающего мира "Моря, озера и реки России" + презентация к уроку...

Технологическая карта урока окружающего мира "В поисках подземных кладовых" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: расширение знаний обучающихся о полезных ископаемых.Задачи урока:Дидактические:1. расширить знания обучающихся о ПИ;2. познакомить обучающихся с историей добычи и использования ПИ в своём ...

Тест по окружающему миру_Заглянем в кладовые земли_"Школа России"_2 класс

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Заглянем в кладовые земли"  2 класс....

Технологическая карта "Кладовые Земли" для 3 класса

Технологическая карта урока "Кладовые Земли" для 3 класса по образовательной программе А.А.Плешакова и М.Ю.НовицкойЗадачи урока:Дидактические:1. Формировать  представление о минера...