Конспект урока по окружающему миру на тему «Звёздное небо» (2 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Шульгина Надежда Владимировна

Представляю вашему вниманию конспект урока по окружающему миру на тему: "Звездное небо". Данный конспект предназначен для учащихся 2 класса УМК "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 10.10.17                                                  Учитель: Ходыкина М.Ю.

Школа: 152                                                      Студентка 45 группы: Шульгина  Н.

Класс: 2 «б»                                                     Методист: Горячёва С.Л.

Кабинет: 214

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Звёздное небо»

Цель деятельности учителя: формировать у обучающихся представление о звёздах, о созвездиях, о знаках Зодиака, первичное закрепление полученных знаний.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать новые  звёзды,  созвездия,  знаки Зодиака;
  • Систематизировать и закреплять знания о звёздах, о созвездиях, о Солнце;
  • Уметь  ориентироваться по звёздному небу.

Личностные:

  • Развивать навык сотрудничества со сверстниками при работе;
  • Развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, память, стимулировать интерес к предмету.
  •  Воспитывать культуру поведения на уроке, самоконтроль, самооценку;

Тип урока:  усвоение нового знания.

Оборудование: презентация, учебник окружающий мир  2 класс 1 часть УМК «Школа России»,  рабочая тетрадь по окружающему миру 2 класс 1 часть УМК «Школа России», цветной картон, пластилин.

Этап урока. Методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самооп-ределения к деятель-ности

1 мин.

Приветствие .

-Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Меня зовут Виктория Сергеевна. Я проведу у вас урок окружающего мира.

Подготовиться к уроку. Настроиться на работу.

К:настраиваться на урок, знакомиться с учителем.

II. Актуали-зация знаний и мотивация

Практический метод- командная игра.

Инструктаж.

7 мин.

Работа в группах

-Сейчас ребята я вам предлагаю сыграть в небольшую игру «Угадай-ка».  Для этого нам нужно объединиться в 3 группы.

В каждой группе вам нужно выбрать капитана, который будет представлять ответ от всей команды, он же будет выбирать карточку с вопросом из нашего солнышка. После чего вам нужно всей командой посовещаться и дать единый ответ.  За каждый правильный ответ, группе насчитывается баллы. В конце мы подведём итог, какая же команда  у нас лучше всех усвоила материал прошлых уроков.

1. О каком времени года идёт речь?
Солнце скрыто за тучами. Идёт мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над летом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. (Об осени).

2. Не снег и не лёд, а серебром деревья уберёт. (Иней)

3. Это явление бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву. Что это? (Листопад).

4.Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой,
как поймаешь на ладонь. (Снег).

5. Скворцы, дрозды и другие мелкие птицы летят скученно, говорят: «Птицы собираются в …» (Стаи).

6.без крыльев,  а быстрее птицы с дерева на дерево перелетает, осенью грибы сушит, орехи и шишки заготавливает. (Белка)

Подведение итога игры.

-Итак ребята, давайте подведём итог. Больше количество баллов заработала __ команда. Давайте поздравим наших победителей. Но сегодня можно заработать баллы ещё одним образов- это активно принимать участие в сегодняшнем уроке. В конце урока мы так же с вами подведём итоги по количеству баллов и поставим оценки за работу на уроке самым активным.

Слушать правила и план  работы .

Объединяться в группы, выбирать капитана, знакомиться  с правилами игры.

Закреплять изученный материал. Участвовать в игре,

Отвечать на вопросы.

К: выразить свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П:Строить рассуждение по теме урока в соответствии  с возрастными нормами.

К: уметь обмениваться мнениями; слушать другого ученика

III. Постановка учебной задачи

Эвристическая беседа.

 3 мин.

Подведение к теме.

-Ребята, в прошлом году у вас была тема по окружающему миру «Что у нас над головой», давайте вспомним, что мы можем увидеть, если поднимем на улице голову вверх. (небо, Солнце, звёзды).

- А кто мне скажет, что такое Солнце? (Солнце - главный источник тепла и света. Самая близкая к Земле звезда. Центр нашей Солнечной системы.)

- Кто-то мне сможет сказать, что такое звезда?  (Звезда-  огромные раскалённые газовые шары.)

А что бы определить тему нашего урока давайте отгадаем загадку.

В чёрном небе до зари
Тускло светят Фонари.

Фонари - Фонарики
Меньше, чем комарики.

-Так как будет звучать тема нашего урока? (Звёздное небо)

-Давайте определим цель урока.

Отвечать на вопросы учителя.

Отгадывать загадку.

Определять тему и цель урока.

К: выразить свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П:Строить рассуждение по теме урока в соответствии  с возрастными нормами.

П:узнавание новой темы при взаимодействии с детьми.

IV.Открытие нового знания.

Фронтальная беседа.

Рассказ.

3 мин.

Изучение нового материала.

- А какие звёзды вы знаете?

-Вы знаете, какая звезда самая яркая? (Полярная)

-Давайте подумаем, а можем ли мы отнести наше Солнце тоже к звёздам?

- В безоблачную ясную ночь небо над головой усыпано множеством звёзд. Они кажутся маленькими сверкающими точками. Потому что они находятся на очень большом расстоянии от Земли. В действительности- каждая звезда- это огромный светящийся раскалённый шар. И Солнце- одна из звёзд. Самые горячие звёзды- голубого цвета, а другие- менее горячие- красного.

Звёзды отличаются ещё и размерами. Есть звёзды-гиганты, а есть звёзды- карлики.

- Ещё в древности люди начали изучать таинственное и прекрасное звёздное небо. Они увидели в нём группы звёзд, которые и назвали созвездиями. Созвездия напоминали людям различные предметы, животных, мифических героев, за что и получили свои название.

- Ребята, а какие созвездия вы знаете? (Большой и малой медведицы) – на слайде показ этих созвездий

- Сегодня мы познакомимся ещё с тремя созвездиями, это созвездие Кассиопея, Орион, Лебедь.

- Вы уже слышали про такие созвездия?

Отвечать  на вопросы учителя.

Понимать и анализировать  рассказ учителя

Отвечать на вопросы учителя.

П: строить рассуждения по теме урока.

К: уметь обмениваться мнениями; слушать другого ученика

V.Первичное закрепление во внешней речи.

Рассказ.

Демонстрация наглядных иллюстраций.

3 мин.

1 мин.

Изучение нового материала.

- Созвездие Кассиопея можно найти на небе в любое время года. Его главные звёзды образуют растянутую за «ножки» букву «М». Весной и летом эта буква перевёрнута.  Своё название это созвездие получило по имени царицы Кассиопеи - героини древнегреческих фильмов. (сопровождение показом созвездия на слайде.)

-А вот та это созвездие выглядит в небе. (Показ  участка неба с данным созвездием).

- Следующее созвездие хорошо видно зимой. Оно необыкновенно красиво! А названо по имени охотника из древнегреческих мифов- Ориона. Пояс этого охотника образуют три звезды, расположенных рядом. Их так и называют - Пояс Ориона. (сопровождение показом созвездия на слайде.)

-А вот та это созвездие выглядит в небе. (Показ  участка неба с данным созвездием).

- А третье созвездие можно увидеть только летом и осенью. Оно напоминает лебедя с широко раскинутыми крыльями, летящего вниз, к земле. Хвост лебедя отмечен особенно яркой звездой- одной из самых ярких на небе. (сопровождение показом созвездия на слайде.)

-А вот та это созвездие выглядит в небе. (Показ  участка неба с данным созвездием).

Динамическая пауза

Слушать рассказ учителя и наблюдать за иллюстрациями созвездий.

Выполнять физ.минутку.

К: уметь обмениваться мнениями; слушать другого ученика.

Р:мобилизировать силы и энергию.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Работа в тетради.

2 мин.

3 мин.

Работа в рабочей тетради.

- Сейчас давайте откроем рабочую тетрадь на странице 31. И выполним первое задание. Здесь вам нужно подписать название созвездий, с которыми мы сейчас познакомились.

-Давайте проверим: 1-Кассиопея; 2- Лебедь; 3- Орион.

- давайте выполним второе задание. Вам нужно соединить точки так, что бы получились схемы созвездий ,которые мы изучили.

- Что бы проверить правильность выполнения, обменяемся тетрадями с соседом по парте.

Выполнять задание в тетради.

Обобщать изученный материал.

Взаимопроверка.

К: выразить свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

VII.Включение в систему знаний

Практический метод: работа с книгой.

Работа с иллюстрацией.

Самостоятельная работа в тетради.

Домашняя работа. Инструктаж.

8 мин.

Работа с книгой.

- так же мы с вами познакомимся  с зодиакальными созвездиями. Кто знает, что это такое?

Зодиак- пояс на небе , по которому совершается видимое годовое движение Солнца. Если смотреть с Земли на Солнце, то оно находится, как бы, на фоне каких-то звёзд, образующих какое-то созвездие. При этом говорят, что Солнце находится в каком-то созвездии. Таких созвездий- 12.  В каждом из них Солнце находится примерно месяц. Эти созвездия- водолей, Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог.

Проблемная ситуация.

- Представьте такую ситуацию. Встретились два человека и завели такой разговор. Один человек говорит другому: «Я-Рыба», а тот ему отвечает: «А я- Рак». Что они имели ввиду?

- Один человек говорит, что он Рак, значит, его день рождение приходится на период, когда Солнце находилось в созвездии Рака.  Давайте посмотрим, как же распределились эти периоды.

C:\Users\ф\Desktop\kEMqGxZIFTw.jpg 

- на странице 42 мы можем увидеть эти созвездия Зодиака.

- Астрологи, наблюдая за движением планет, деля их на знаки зодиака и составляют для нас гороскопы.

Работа в рабочей тетради

-Сейчас давайте выполним 3 задание в рабочей тетради.

- Давайте проверим, с какого Созвездия мы должны были начать?  Перечислим их по порядку.

- Дома я вам предлагаю выполнить творческую работу. А именно, составить модель одного  понравившегося  вам созвездия, которое мы изучили сегодня на уроке. Для этого вам понадобятся цветной картон синего цвета и пластилин. Звёзды вы должны будете сделать из маленьких шариков пластилина, которые вам нужно будет расположить в правильном порядке, для помощи  вы можете обратиться к иллюстрации из учебника.

Слушать рассказ учителя.

Решать проблемную ситуацию.

рассмотреть иллюстрацию в учебнике.

Выполнять задание в тетради.

К: выразить свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными особенностями.

VIII.Рефлексия деятель-ности.

Фронтальный опрос.

6 мин.

Подведение итогов урока

Давайте повторим ребята.

- О чём мы говорили сегодня на уроке?

- С какими созвездиями  мы познакомились?

- Если вы запомнили,  как называются новые созвездия и сможете их показать на рисунке в учебнике, то приклейте на наше ночное небо голубую звезду, а если у вас возникнут трудности в этом задании, то приклейте красную.

Подводить итоги урока.

Оценивать свою деятельность.

Р: осуществлять итоговый контроль.

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения.

1. О каком времени года идёт речь?
Солнце скрыто за тучами. Идёт мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над летом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки.

2. Не снег и не лёд, а серебром деревья уберёт.

3. Это явление бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву. Что это?

4.Он пушистый, серебристый,  Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь.

5. Скворцы, дрозды и другие мелкие птицы летят скученно, говорят: «Птицы собираются в …»

6.Без крыльев,  а быстрее птицы с дерева на дерево перелетает, осенью грибы сушит, орехи и шишки заготавливает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока по окружающему миру по теме:" разнообразие растений" 3 класс по программе: "Школа России"

Данный урок разработан для учащихся 3 класса по предмету окружающий мир. Тема урока: Разнообразие животных. Среди материалов к уроку можно найти план, тест по пройденному материалу, демонстрационный...

Конспект урока по окружающему миру на тему «Водные богатства». 2 класс. Школа России. Плешаков А.А.

Конспект урока по окружающему миру на тему «Водные богатства». 2 класс. Плешаков А.А....

3 класс. Конспект урока по окружающему миру на тему: "Размножение и развитие животных". Школа России

Технологическая карта урока по окружающему мируЦель урока: познакомиться с особенностями развития и размножения животныхПланируемые результаты:-личностные: Развивать  познавательный интересы и мо...

План-конспект урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва" 4 класс Школа России

Цель урока: Познакомить учащихся с Куликовской битвой как важнейшим и переломным моментом в  истории Руси, определить значение битвы, расширить знания детей по истории Руси.Задачи:1. Способствова...

Конспект урока по окружающему миру на тему: Звездное небо. 4 класс

Цель урока: Знакомство со Звёздным небом. Ознакомление с историей названий созвездий. Воспитание интереса к познавательной литературе. Задачи:Образовательная:Познакомить детей с понятиями: астрон...

Конспект урока по окружающему миру по теме -Звездное небо - Великая книга Природы

Конспект урока по окружающему миру по теме -Звездное небо - Великая книга Природы (4 класс)...