Технологическая карта по окружающему миру, тема«Наша дружная семья », 2 класс, УМК Школа России
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. Момент

- Доброе утро, ребята.  

—  С каким настроением вы пришли на урок?

Пусть в нашем классе взойдёт солнышко, которое подарит нам своё тепло и свет на весь день. А теперь давайте поприветствуем всех нас.

Доброе утро, солнце!
Доброе утро, небо!
Доброе утро, всем нам!
Доброе утро, мир!

Приветствуют учителя

Л: действия смыслообразования

Актуализация знаний

- Чтобы узнать о чём пойдет речь на уроке посмотрите на доску…

-Что вы видите? ( на доске изображение дома)

-Мысленно загляните в окошко этого домика и послушайте стихотворение

У меня есть мама
У меня есть папа
У меня есть бабушка
У меня есть дедушка
А у них есть я!

.Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

- Почему вы так решили?

Смотрят на слайд

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Постановка цели и учебной задачи

Мы начинаем изучать раздел: «ОБЩЕНИЕ» и поговорим сегодня о семье. Итак,  тема урока: «Наша дружная семья». 

Постановка цели  урока. (слайд 3)

-Сегодня на уроке:

- Уточним понятие «Семья», «традиции», «родство».

                       - Узнаем правила общения в семье.

-Назовем признаки дружной семьи.

                       

Участвуют в учебном диалоге

Ставят цели

П:Принимать и сохранять учебные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Открытие нового знания

Послушайте удивительную историю, которая произошла с одним мальчиком. Слушайте внимательно , далее последуют вопросы.

Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Толя пошел в школу, не выучив урока, очень, боялся, что учитель вызовет его к доске.

– Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, – подумал он.

Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: «Я здесь». Но учитель, вздохнув, сказал: «Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать». Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался.

После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал и Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята не замечали его.

Толе стало скучно, и он побежал домой.

Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.

– Мама, вот он я! Но мама не слышала и не видела его.

– Я не хочу быть невидимкой, – заплакал Толя. – Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному!

И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.

– Заинтересовала вас эта история?

– Что особенного запомнилось?

– Почему в начале сказки Толя был доволен, что стал невидимкой?

-Почему же Толя решил, что невидимкой быть плохо?

Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделится своими горестями и радостями, то  есть не с кем общаться.

Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми. Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими горестями и радостями, то есть не с кем общаться. В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие люди для нас – это наши родные, наша семья.

  1. Загадки

Когда в семье царит уважение, тогда и Счастье приходит в дом.  Народная мудрость гласит «Счастлив тот, кто в радости и уважении живет!» Как вы думаете, от кого зависит ваше счастье? Отгадайте загадки про самых важных людей в вашей жизни.( Слова отгадки вывешиваются на доску в виде облачков)

1. Она  лучше всех на свете,

Без нее прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети

И, конечно, у меня. (мама)

2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)

3. На него смотрю всегда

И беру с него пример.

Он  на папу так похож!

Но только с сединой – и что ж? (дедушка)

4. У мамы работа, у папы работа,

У них для меня остается суббота!

А  с нею я дома всегда,

Она не ругает меня никогда! (бабушка)

5. Маме на радость, папе в награду,

Он появился, наследник – отрада.

Родной, несмышленый, пуговки–глазки –

Ему все вниманье, забота и ласки. (сын, брат)

6. Радость в глазах, в глазах удивленье,

В семье у нас нынче еще прибавленье!

В доме у нас появилась девчонка!

Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)

7. У мамы сестра

Веселей не найдете!

Ей очень горжусь

Ведь она моя … (тетя)

8. К нам приехал папин брат.

Встрече с ним я очень рад!

Он твердит,  в глаза мне глядя:

«Руку жми, ведь я твой…(дядя)»

2. Словарная работа. (работа в группах) слайд 5

- А сейчас давайте выясним значения слов, о которых пойдёт речь на уроке.

-Будем работать  по группам. Каждая группа  получит слово, задание состоит в том чтобы растолковать слово/

Семья – группа живущих вместе родственников, сплочённых общими интересами.

Родство – отношение между людьми, создаваемое наличием общих ближайших предков.

Традиции -  то что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

- Прошу группы назвать слова и зачитать его значение.

  1. Признаки дружной семьи. (слайд 6)

- А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого прочитайте предложения на доске и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи:

1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

2. Члены семьи любят и  не обижают друг друга.

3. Живут в одной квартире.

4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.

5. Вместе занимаются домашним хозяйством.

6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.

7. Вместе распределяют деньги на покупки.

8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.

9. У каждого свой кошелек.

10. У каждого члена семьи свое хозяйство.

4. Работа с учебником . (слайд 7)

- Обычно в дружных  семьях взрослые помогают детям, а дети взрослым.  Посмотрите на слайд  и, глядя на фотографии, назовите какую помощь оказывают друг другу члены семьи .

Отгадывают загадки

П:Принимать и сохранять учебные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Динамическая пауза

Поднимайтесь из-за парт, мы немного разомнемся.

За дровами мы идем и пилу с собой несем (ходьба)

Вместе пилим мы бревно,  очень толстое оно.

Чтобы печку протопить, надо много напилить. (движения пильщиков)

Чтоб дрова полезли в печке, их разрубим на дощечки. (движения дровосеков)

А теперь их соберем и в сарайчик отнесем (наклоны)

После тяжкого труда надо посидеть всегда. (садятся за парты)

Повторяют движения

Р:Контролировать свои действия

Продолжение работы

А сейчас послушайте рассказ В.Осеевой “ Печенье”

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

— Дели по одному, — строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

— Ровно? — спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

— Ровно... Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба..

Как нужно было поступить мальчикам, чтобы всем было радостно?

Работа со стихотворением

Устала с работы

Пришла под вечер мать.

И видит, что у сына

Не прибрана кровать,

Что стынет чай в стакане,

Что пол не подметён,

Что, лежа на диване,

Читает книжку он.

-А как вы встречаете свою маму?

-Что вы сделаете, если к вам пришел друг( подруга), а мама попросила вас ей помочь?

( Вывешиваются фразы на доску:

“ Будь внимателен к близким!”

“Помогай по дому”

-Подумайте, что такое «культура общения»?
Вывод: вежливая речь, культурное поведение, доброе,  уважительное отношение к человеку- это культура общения. (слайд 9)

  1. Упражнение «Продолжи предложение» (слайд  10)

Если б сейчас к нам на урок пришли самые близкие вам люди, чтобы вы могли им сказать? Помогут вам в этом предложения, которые сейчас появятся на доске. 

Ваша задача: прочитать и закончить предложение.

— Я хочу, чтобы мои мама и папа были…
— Я люблю, когда бабушка…
— Мои мама и папа для меня самые…
— Я люблю своих родителей за то, что…
— Я доверяю своим родителям…
— Я люблю своего дедушку за то, что…
— Я хочу своим родителям пожелать…
— Свою семью я считаю…
— Моя мамочка для меня самая…                                                                                                                     - Я хочу, чтобы мои дедушка и бабушка …                                                                                                                                        - Я желаю своим близким …

. Я предлагаю построить дом для вашей семьи. Назовём его…

4. Дом моей мечты.  (слайд 12)

-Ребята, напишите на брёвнышках дома, те слова, которые на ваш взгляд нужны для дружной семьи.

-Какие слова вы использовали? (домики вывешиваются на доску) 

понимание

раздражение

вражда

любовь

взаимопомощь

ссора

радость

безразличие

уважение

наказание

Выполняют задания

П:  Свободно ориентироваться в полученной информации

П: Запоминание необходимой информации

Информация о домашнем задании

Ребята, вам необходимо будет подготовить рассказ о традициях своей семьи. Если будете затрудняться  в выполнении задания, то вам в помощь стр. 44-45 в учебнике

Записывают домашнее задание

П.:Структурирование полученных  знании;

Рефлексия деятельности

Как звучала тема нашего урока?

Какие цели мы сегодня ставили?

Достигли ли мы их?

Закончите предложения

 -Мне понравилось…

– Урок заставил меня задуматься…

Подводят итог урока

Оценивают свою деятельность

Л:Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности

Предмет: окружающий мир

Класс: 2 «б»

Тема урока: «Наша дружная семья »

Тип урока. Изучение и первичное закрепление новых знаний.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • Раскрыть понятие « семья»,  « родство», «традиции», «культура общения».
  • Развивать навыки работы в группах, обще – учебные умения и навыки (работа с книгой, навыки самоконтроля и контроля, анализа и обобщения материала).  
  • Воспитывать любовь и  заботливое отношение к родным и близким.

Планируемые результаты : учащиеся осознают ценность традиций своей семьи; научатся объяснять, что такое культура общения ; делать выводы из изученного материала.

Планируемые результаты: учащиеся осознают ценность традиций своей семьи; научатся объяснять, что такое культура общения; делать выводы из изученного материала.

Оборудование: учебник: ШР 2кл, 2 часть, рабочая тетрадь.

                                                   

                                                   Министерство образования и науки Челябинской области

 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

                                                                       

                                                                           Технологическая карта урока

Окружающий мир

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по окружающему миру, тема "Правила вежливости", 2 класс, УМК Школа России

Технологическая карта по окружающему миру, тема "Правила вежливости", 2 класс, УМК Школа России...

Конспект урока по окружающему миру, тема: «Наши ближайшие соседи» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: ознакомление детей со странами, которые являются ближайшими соседями Российской Федерации.Планируемые результаты:Предметные:- уметь находить и показывать на карте страны и и...

Технологическая карта урока окружающего мира "Великий круговорот жизни", 3 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)

Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование представлений о круговороте жизни в природе и об основных звеньях круговорота.Задачи урокаДидактические:познакомиться с к...

Технологическая карта урока окружающего мира "На севере Европы", 3 класс (УМК «Школа России», А. А. Плешаков)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о северных европейских государствах.Задачи урокаДидактические:уметь дать краткое описание стр...

Технологическая карта урока окружающего мира "Будь природе другом!" (2 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для продолжения работы по формированию ответственного отношения к природе на основе объяснения тесных взаимосвязей между рас...

Технологическая карта урока окружающего мира "Надежная защита организма", 3 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Надежная защита организма» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирования знаний детей о понятие «кожа» и её...

Технологическая карта урока окружающего мира «Ориентирование на местности» 2 класс УМК «Школа России»

Цель урока: формирование представления обучающихся, что такое ориентирование на местности; умение ориентироваться по компасу, солнцу и местным природным признакам.Задачи урокаДидактические:Познакомить...