Главные вкладки

    Конспект урока по окружающему миру 4 класс Школа России на тему: "Отечественная война 1812 года"
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

    Романова Светлана Анатольевна

    Тип урока: Изучение нового материала. Цель: Сформировать первоначальное представление об историческом периоде Отечественной войны 1812 года. Показать значимость победы русского народа в отечественной войне 1812 года.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Романова Светлана Анатольевна

    Учитель начальных классов МОУ СОШ №1

    Г. Карталы

    Технологическая карта урока по учебному предмету « Окружающий мир» в 4 классе

    на тему « Отечественная война 1812 года».

    Тип урока

    Изучение нового материала

    Авторы УМК

    УМК « Школа России», А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова.

    Цели урока

    • Формировать первоначальное представление об историческом периоде Отечественной войны 1812 года.
    • Показать значимость победы русского народа в Отечественной войне 1812года.  

    Технологии

    Технология проблемного диалога, технология оценивания учебных успехов, технология смыслового чтения.

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные:

    • иметь представление об Отечественной войне 1812года;
    • называть участников, героев войны;
    • понимать значимость победы российского народа в войне 1812года.

    Метапредметные:

    Познавательные УУД- определять учебную задачу, стремиться её выполнить и оценивать степень её достижения; извлекать информацию из иллюстраций и справочной литературы; обобщать  информацию учебника, электронного приложения  и дополнительной литературы; устанавливать причинно – следственные связи.

    Регулятивные  УУД- принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять контроль; адекватно воспринимать оценку; уметь оценивать правильность выполнения действия; вносить коррективы в действие после его завершения его оценки и учёта характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в различных формах.

    Коммуникативные УУД- воспринимать информацию с учётом поставленной задачи, сравнивать различные виды информации, оформлять диалогическое высказывание, формулировать собственное мнение и позицию, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

    Личностные УУД – осознавать своё единство с окружающим миром.  

    Личностные:

    • проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность;
    • определять личностный смысл учения;
    • проявлять самостоятельность в информационной деятельности.

    Оборудование

    Учебник  Плешаков А.А.  « Окружающий мир» 4 класс с прил. на электрон. носителе .Ч2, 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.-224с. : ил.

    Рабочая тетрадь  Плешаков А.А. « Окружающий мир» 4 класс , Ч2 – М.: Просвещение, 2014.- 80 с.:ил.

    Тесты Плешаков А. А. « Окружающий мир» 4 класс,- М.: Просвещение, 2014. – 128с.

    Лента времени

    Лист самооценки.

    Образовательные ресурсы

    Справочная литература

    Интернет ресурсы

     

    Ход урока.

    Этап

    урока

    Цель

    Деятельность

    учителя

    Деятельность

    обучающихся

    ФОУД

    УУД

    Организационный

    момент, мотивация учебной деятельности

    Включение в деловой ритм.

    Устное приветствие,

    создаёт эмоциональный

    настрой на работу.

     Подготовка класса к работе

    Фрон

    тальная

    Личностные: самоопределение;

    регулятивные: целеполагание;

    коммуникативные:

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

    Актуализация необходимых знаний

    Выявление уровня знаний.

    Предлагает учащимся выполнить тест на с. 93-94.

    Выполняют тест с самопроверкой по образцу.

    Осуществляют самооценку.

    Отмечают успехи в листе самооценки.

    Индиви

    дуальная

    Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

    Коммуникативные:

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Определение проблемы.

    Формулировка темы и цели занятия.

    Активизировать знания учащихся.

    Создание проблемной ситуации.

    Фиксирование  новой учебной задачи.

    - Посмотрите на «ленту времени». Вспомните когда и с кем приходилось воевать нашему государству?  

    - Сегодня мы поговорим ещё об одной войне, в которой принимало участие наше государство. Эта война получила название « Отечественной». Ни одна из предыдущих войн не имела такого названия.

    - Чтобы узнать год нашего путешествия, надо решить математическую задачу.

    «Это число записывается цифрами двух двузначных чисел; одно состоит из 1 десятка и 8 единиц, а второе меньше первого на 6».

    -Правильно, это 1812 год. Отметим его на « ленте времени».

    - Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

    - Какая цель урока может быть поставлена в связи с этой темой?

    С помощью учителя формулируется цель урока:

    «Узнать,  что за война была в 1812году и за какое отличие от других  войн она получила название « Отечественной».

    - Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте вопросы.  

    Ученики перечисляют  степняков-кочевников, немецких и шведских рыцарей, монголо-татар, поляков, шведов.

    Решают задачу.

    Говорят ответ: 1812 год.

    Один из учеников отмечает на ленте времени  год Отечественной войны 1812года.

    Формулируют тему урока

     « Отечественная война 1812года».

    Ответы детей.

    - формулируют интересующие вопросы.

    Фрон

    тальная

    Регулятивные: целеполагание;

    коммуникативные:

    постановка вопросов;

    познавательные: общеучебные- самостоятельное выделение формулирование познавательной цели.

    Открытие нового знания.

    Первичное закрепление

    Организовать учащихся по исследованию проблемной ситуации.

    Устанавливают осознанность нового материала, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала.

    - Прежде чем мы начнем говорить об этой войне, давайте уточним для себя значение слова

    «отечество».

    - Где можно узнать значение слова?

    - Какая же война называется

    « отечественной»?

    С помощью учителя формулируется определение

    « отечественной войны».

    Отечественная война- справедливая, освободительная

    - Сегодня на уроке я предлагаю вам стать историками- исследователями. Мы вместе попытаемся расширить и углубить свои знания об этой войне. А в конце урока ответим на наш главный вопрос:

    « Почему войну 1812 года называют отечественной?»

    Для этого вы будете работать в группах. Каждая группа получит своё задание и подготовит выступающих.

    Задание для первой группы.

    Проблема: исследовать причины начала войны, раскрыть термин «отечественная война».

    - Прочитайте текст на с. 112-113 учебника. Ответить на вопросы:

    1. В каком году началась война?

    2. Между какими странами шла война?

    3. Кто первым начал войну и почему?

    4. Кто возглавил французскую армию?

    5. Кто возглавил русскую армию?

    Задание для второй группы.

    Проблема: исследовать главное сражение Отечественной войны 1812года.

    - Прочитайте текст на с. 113 учебника, рассмотрите иллюстрацию на с. 114-115. Ответьте на вопросы.

    1. Назовите главное сражение Отечественной войны 1812года.

    2. Где оно произошло ?

    3. Чем закончилось?

    4. Какой момент боя был самым тяжёлым?

    5. О чём можно рассказать, глядя на иллюстрацию на с. 114-115?

    Задание для третьей группы.

    Проблема: исследовать партизанское движение во время Отечественной войны 1812года и окончание войны.

    - Прочитать текст на с. 116-117 учебника. Ответьте на вопросы.

    1. Кто такие партизаны?

    2. Кто стоял во главе одного из партизанских отрядов?

    3. Как была изгнана французская армия за пределы России?  

    -Работаем с картой, которая представляет образ империи Наполеона.( карта – 1 кадр презентации)

    - Перечислите страны, на которые распространилась власть Наполеона.

    - Какие страны не покорены Наполеоном?

    - Что оберегало Англию от сильной Наполеоновской армии?

    В 1811 году Наполеон писал: « Через 5 лет я буду господином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её».

    - Подробнее с этим великим полководцем нас познакомит…

    (портрет Наполеона – второй кадр презентации).

    - Что запомнилось, поразило вас в этом сообщении.

    В середине июня 1812 году французская армия под командованием Наполеона вторглась на территорию  России.( дата начала войны и её название- третий кадр презентации)

    - Какой полководец возглавил русскую армию? ( Портрет Кутузова – третий кадр презентации)

    - Послушайте рассказ об этом главнокомандующем.

    ( Бородинское сражение-четвёртый кадр презентации)

    Обе стороны понесли тяжёлые потери. Впоследствии Наполеон оценивал его как  самое

    «ужасное»из всех данных им сражений и считал, что

    « французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

    Главная цель Наполеона – разгром русской армии опять не была достигнута, но русские, не имея сил для продолжения битвы, утром отошли с поля боя.

    ( Совет в Филях – пятый кадр презентации).

    1 сентября в Филях ( местечко под Москвой) был созван военный совет. М.И. Кутузов принял решение оставить Москву, что бы сохранить армию.

    - Давайте порассуждаем, сдать врагу столицу- это проигрыш в войне или нет?

    Позиции полководцев изучал и анализировал….Послушайте его выводы.

    (В.В. Мазуровский «Пожар в Москве в момент отступления армии Наполеона»- шестой кадр презентации)

    Французская армия в Москве столкнулась с огромными трудностями: не было ни продовольствия, ни боеприпасов, в опустевшем городе пылали пожары.

    Нет, не пошла Москва моя

    К нему с повинной головою

    Она готовила пожар

    Нетерпеливому герою.

    7 октября Наполеон повернул в обратный путь.

     С этого момента вся инициатива перешла в руки русской армии.

    Вокруг Москвы действовали сотни отрядов партизан и ополченцев. Они изматывали французскую армию мелкими атаками и стычками.

    ( Верещагин «Не замай! Дай подойти!»- седьмой кадр презентации)

     Поработаем с этими понятиями

    ( постепенно заполняется таблица на интерактивной доске).

    Название

    Ополчение

    Партиз. отряд

    Кто входил?

    Горожане

    Крестьяне

    Организо

    вывались

    По плану

    стихийно

    Чем вооружены

    оружие

    Подручные

    средства

    Кто руково

    дил?

    Проф. военные

    Народ.

    лидеры

    -Почему Наполеон не смог покорить Россию?  

    В честь победы русского народа над французами в Москве построена триумфальная арка , Храм Христа Спасителя.( Триумфальная арка- презентация кадр восьмой, Храм Христа Спасителя – кадр девятый) 

    - Оцените свою работу в листе самооценки.

    Ответы детей.

    Значение слов можно узнать в толковом словаре.

    В толковом словаре С.Ю. Ожегова находят статью и зачитывают её.

    Дают предполагаемые ответы.

    Дети делятся на рабочие группы, получают задание и выполняют его.

    Выступление детей первой группы.

    - Италия, Германия, Пруссия, Польша, Испания, Австрия.

    -Англия и Россия.

    - Морской пролив.

    Ученик читает заранее подготовленное сообщение.

    Обмениваются впечатлениями.

    - М.И. Кутузов.

    Ученик читает заранее подготовленное сообщение.

    Обучающие слушают сообщение, обмениваются впечатлениями.

    Выступление детей второй группы.

    Высказывают своё мнение.

    Ученик формулирует вывод по заранее изученному материалу.

    - Для Кутузова это был тактический маневр, что бы сохранить армию, а значит и всю Россию. Он говорил: « Потеря Москву не есть потеря России».

    -Наполеон считал, что, войдя в Москву, он одержит победу и русское правительство попросит у него мира.

    Но этого не произошло!

     Выступление детей третьей группы.

    В выступлении детей звучат имена народных героев: Дениса Давыдова,

    Герасима Курина, Ермолая Четверикова, Василисы Кожиной.

    • Война для России была освободительная, справедливая
    • Наполеон воевал не с одной армией, а со всем народом, который проявлял героизм и мужество.

    Осуществляют самооценку,

    заносят данные в индивидуальные листы.

    Фрон

    тальная

    работа в паре.

    Фрон

    тальная

    Работа

    в группах

    Фрон

    тальная

    Регулятивные: планирование, прогнозирование;

    познавательные:

    моделирование, логические решения проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

    коммуникативные:

    инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

    Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

    познавательные

    общеучебные:

    умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

    коммуникативные:

    управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

    Включение нового знания в систему знаний

    Организуетдеятельность по применению новых знаний  

    Самостоятельная работа на карточке.

    - Заполните пропуски в тексте.

    В … году армия французского императора ……. перешла границу  России. На защиту Отечества поднялся весь …., поэтому войну называют …. Главнокомандующим русскими войсками был назначен полководец….. Главное сражение этой войны - ………. сражение  произошло …. сентября 1812года.

    -В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, когда весь народ сражался с фашистскими захватчиками, в нашей стране был утверждён орден Кутузова, как одна из высших боевых наград. ( орден Кутузова – презентация кадр десятый)

    Выполнение задания в рабочей тетради №1с. 39.

    Оцените свою работу в индивидуальном листе.

    Выполняют задание по карточкам.

    Проверка .

    Ученик читает и устанавливают правильность выполнения задания.

    Выполняют задание и делают взаимопроверку.

    Оценивают работу.

    Индивидуальная работа.

    Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения;

    личностные: самоопределение.

    Рефлексия деятельности

    ( итог урока).

    Организует рефлексию .

    В начале урока мы поставили перед собой цель узнать о войне 1812 года и понять за какое  отличие от других войн она получила название
    « Отечественной».

    - Что запомнили об этом историческом событии?

     -Почему войну 1812 года называют Отечественной?

    Оцените свою работу на уроке. Дополните предложения.

    - Я узнал….

    - Я научился….

    - Мне понравилось…

    -Я бы хотел….

    (вопросы на экране – одиннадцатый кадр презентации).

    Комментарии учителя.

    - Оцените свою работу в индивидуальном листе самооценки.

    Отвечают на вопросы.

    Высказывают своё мнение.

    Дополняют предложения, оценивают себя в устной форме.

    Дети оценивают себя и сдают листы самооценки.

    Фрон

    тальная

    работа

    Познавательные:

    рефлексия;

    коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;

    личностные: смыслообразование

    Домашнее задание.

    1. Прочитать текст на с. 112-119 учебника.
    2. Выполнить задание 2,3 на с. 40 рабочей тетради.
    3. Найти дополнительный материал по данной теме.

    Записывают задание в дневник.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по окружающему миру в 4 кл.на тему: "Отечественная война 1812 г."

    Предлагаю конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Отечественная война 1812 г."...

    Конспект урока по окружающему миру. УМК "Школа России" 3 класс.По теме: Наши ближайшие соседи.

    Раздел: Путешествие по городам и странамТема: Наши ближайшие соседиУМК «Школа России»Автор: А.А. ПлешаковКласс: 3Тип урока: Урок изучения новогоЦелевые установки урока:Планируемые результаты: Предметн...

    Конспект урока по окружающему миру. УМК «Школа России», 3 класс ТЕМА: Наши ближайшие соседи

    Конспект урока по теме "Наши ближайшие соседи" с презентацией....

    Конспект урока по окружающему миру , УМК «Школа России» , 2 класс

    Цели деятельности учителя: формирование знания учеников о богатстве природы – водой, ее некоторыми свойствами, со значением воды в жизни человека; расшире...